Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Причины речевых нарушений. Характеристика концепций в вопросе изучения этиологии речевых расстройств.16

Причины речевых нарушений

Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

При рассмотрении многообразных причин речевой патологии применяют эволюционно-динамический подход, который заключается в анализе самого процесса возникновения дефекта, учете общих закономерностей аномального развития и закономерностей речевого развития на каждой возрастной стадии.

Необходимо также подвергать специальному изучению условия, окружающие ребенка.

Принцип единства биологического и социального в процессе формирования психических (в том числе и речевых) процессов позволяет определить влияние речевого окружения, общения, эмоционального контакта и других факторов на созревание речевой системы. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения может служить недоразвитие речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей, у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей, возникновение у ребенка заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Можно выделить некоторые виды дефектов речи, которые возникают по подражанию, например дефекты произношения звуков л, р, ускоренный темп речи и др. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающиеся условия для "срыва" речи в 1-2 г., в 3 г. и в 6-7 лет.



Кратко охарактеризуем основные причины патологии детской речи:

1) Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др. 2) Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

3) Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.

В зависимости от времени воздействия и локализации повреждения мозга возникают речевые дефекты различного типа. Особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства.

4) Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

5) Наследственные факторы.

В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.

6) Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, вегетативной дисфункции, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Каждая из названных причин, а нередко и их сочетание могут обусловить нарушения различных сторон речи.

При анализе причин возникновения нарушений следует учитывать соотношение речевого дефекта и сохранных анализаторов и функций, которые могут быть источником компенсации при коррекционном обучении.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.

Раннее выявление детей с отклонениями в развитии в первую очередь проводится в семьях с "повышенным риском". К таким относятся: 1) семьи, где уже имеется ребенок с тем или иным дефектом;

2) семьи с умственной отсталостью, заболеванием шизофренией, нарушением слуха у одного из родителей или у обоих;

3) семьи, где матери перенесли во время беременности остроинфекционное заболевание, тяжелый токсикоз;

4) семьи, где имеются дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, природовую асфиксию, травму или же нейроинфекцию, черепно-мозговые травмы в первые месяцы жизни.

В нашей стране последовательно осуществляются мероприятия по охране здоровья матери и ребенка. Среди них в первую очередь следует назвать диспансеризацию беременных женщин, страдающих хроническими заболеваниями, периодическую госпитализацию женщин с отрицательным резус-фактором и многие другие.

В профилактике аномалий речевого развития большую роль играет диспансеризация детей, перенесших родовые травмы.

Большое значение для предупреждения рождения детей с речевыми дефектами имеет распространение знаний о причинах и признаках речевой патологии среди врачей, педагогов и населения в целом.

Актуальные проблемы логопедии 17 вопрос

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практике и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устранения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференциальной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального оборудования, внедрение в учебный процесс компьютерной техники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечественной и зарубежнойлогопедии

Вопрос ОНР аспектный анализ

Аспектный анализ ОНР.

ОНР – это различные сложные реч. расст-ва при которых у д. нарушено форм-ние всех компонентов реч. сис-мы , относящихся к её звуковой и смысловой стороне при норм. слухе и сохранном интеллекте. ОНР рассм-ся в 2 значениях: 1) как собирательный термин для обозначения общих признаков недоразвития всех комп-тов речев. сис-мы, наблюдающихся при различных речевых раст-вах (ринолалия, детская афазия, алалия) 2) как самост-ная форма речев. раст-ва (неосложненный вариант ОНР) . Исходя из этих 2 значений можно говорить о 3 вариантах ОНР 1) НВОНР 2) Осложненный вар. ОНР (ОНР у д. с ринололией, дизартрией) 3) специфическая форма ОНР (алалия)

. Для д. с ОНР харак-но наличие продуктивных симтомов и типичных проявлений, что указывает на системное нар-ние речев. деят-ти. 1) познее начало развития речи 2) выраженный стойкий аграмматизм 3) недостаточность фанитического оформления речи 4) более благоприятное сост-ние им пресс. речи по сравнению с экспрессивной 5) недостаточное речев. активность, которое с возрастом без спец. коррекц. обучения резко падает 6) своеобразие фор-ния сенсорной, интеллект. и аффективно – волевой сферы: это неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение вербальной памяти, трудности продуктивного запоминания, своеобразие протекания позноват. дея-ти. Отмеч-ся отстование в развитии словесно-логич. мышления. трудности овладением сравнением, обобщением. 7) отстование в раз-тие локамоторных ф-ций: плохая координация движений, неуверенность в выполенениии дозированных движений, снижение скорости ловкости. Р.Е.Левина и др. ученые выделяют 3 уровня реч. развития, отражающие типичные сос-ния компонентов языка у д. дош-го и шк. воз-та у д. с ОНР. 1уровень – «безречевой» - хар-ся в крайне ограниченными речевыми средствами общения.активный словарь сост. из небол. кол-ва нечетко произ. слов, пасс. словарь больше активного, почти отсут. дифф. обознач. предметов, не использ. морф. эл-ты 2 ур. - «начатки общей употребительной речи» - хар-ся тем, что кроме жестов и лепетных слов, появ-ся хотя и искаженные, но достаточно постоянные общие употребит. слова, дифф. обозн. предметов, предл. сот. из 2-3 слов, аграмматизмы, тр-сти в пони. форм рода, числа, падежа, недост. фонем воспр., искажения, замены. 3ур. хар-ся наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамат-кого и ФФН: недифф. произношение, нестойкие замены, смешения. Лексика: неточ. употребл. ьслов, неумение польз. сп-ми словообразов., преобл. глаг. и сущ. Св. речь:простые распр. предлож., аграм. при соглас., недост. поним. изменений значения слов. Многолетенее изучение речи 6-7 летних дош-ков позволило установить, что выдел-ся еще одна категория д. и м/б определена как нерезко выраженное ОНР – 4ур. – хар-ся незначительным нар-ем всех комп-тов языка. нет нар. звукопроизн., недост. внятность, выразит., вялое артик., нар. слоговая стр-ра: искажения, персеверации, нар. смысл. стороны, ошибки при употрю слов с умен-ласк. значением, тр-сти в выраж. анатом. отнош., нар. соглас., в св. речи – нар. послед. пользю простым предлож.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.