Обратная связь
|
Основные направления проектного анализа на стадии подготовки проекта. Проектный анализ – это совокупность знаний для системного улучшения и оценки проектов на различных уровнях управления ими (уровни управления – топ-менеджмент; текущие работы с действующми проектами; каждодневные работы или проектный мониторинг)
Задача проектного анализа состоит в:
· Создать целостную картину через его комплексное изучение
· Определить выгоды и ресурсы проекта
· Показать возможность осуществления проекта в условиях многообразия факторов окружающей среды и ограниченности ресурсов
· Разработать условия для эффективного выполнения проекта (систему УП)
· Обеспечить соблюдение всех участников проекта
Основными направлениями проектного анализа являются:
· Маркетинг проекта
· Разработка технического задания на проект
· Технический анализ
· Экологический анализ
· Социальный анализ
· Институциональный анализ
· Экономический анализ
· Анализ рисков
Маркетинг проекта
Маркетинг проекта состоит из вертикального и горизонтального. Относительно вертикального мы мы имеем ввиду выполнение всех его составляющих
· Маркетинговые исследования (сбор и обработка информации)
· Разработка стратегий маркетинга
· Разработка концепции проекта (как будем достигать)
· Разработка программы маркетинга (план маркетинга)
· Разработка бюджета маркетинга
· Реализация мероприятий маркетинга
Разработка технического задания
Тех.Задание – документ, который определяет конечный результат или цели проекта в виде продукции или услуги для заказчика или клиента. Данный документ используется заказчиком или командой проекта для измерения прогресса проекта.
В ТЗ прописываются:
· цели проекта (выпустить что-либо в срок и поставленный бюджет)
· промежуточные результаты (технические финансовые)
· контрольные точки
· технические требования (соответствие стандартам)
· ограничения и исключения
· процедура проверки выполнения работ совместно с заказчиком или клиентом
Технический анализ
Цель –определить жизнеспособность проекта с технической стороны. Задача – инженерное проектирование – поиск технического решения ,которое наилучшим образом будет соответствовать инвестиционным намерениям участников проекта. Тех. Анализ должен подтвердить, что активы,которые будут вовлечены, будут размещены и снабжены требуемыми материалами и другими ресурсами , будут способны обеспечить выпуск продукции /услуг в объёмах, необходимых для признания проекта эффективным.
Аспекты технического анализа:
· Выбор технологии (как она испытана на практике, насколько морально устарела, наличие аналогов..)
· Определение размеров проекта (расчёт производственных программ и мощностей)
· Определение сроков службы оборудования
· Местонахождение основного и вспомогательного производства (где будет находиться проект – инфраструктура, обеспеченность источниками энергии, транспортная система)
· Оценка стоимости строительства новых зданий и сооружений
· Оценка стоимости оборудования (материала)
· Календарное планирование
Экологический анализ
Цель – оценить влияние проекта на природу. Задача – установление потенциального ущерба окружающей среде во время осуществления и эксплуатации проекта и определение мер , необходимых для его смягчения и предотвращения. Существует три категории проектов, различающихся степенью воздействия на окружающую среду. А- сильное воздействие на природу (строительство плотин, добыча полезных ископаемых, химическое производство);В- ограниченная степень воздействия (строительные объекты, спортивные сооружения); С – П , не оказывающие воздействия на природу (П здравоохранения, социального характера, политические).
Меры по снижению слияния на природу – меняем метсополодение,оборудоывние,ограничения регламентного (док-го ) характера, административные меры.
Социальный анализ
Цель – выявить зоны влияния проекта на общественные интересы и оценить степень социальных противоречий. Задача – помочь проекту сбалансировать взаимозависимые социальные последствия.
Социальные последствия – территориальные, демографические, соц-эк-е, соц-политические , изменение моральной и идеологической ситуации.
Институциональный анализ
Суть анализа – понять на каких основах будем руководить проектом. Задача – сформулировать организационную культуру УП, спроектировать систему УП.
Важные элементы УП:
1. Функции (основные, конкретные). Матрица РАЗУ
2. Структура УП
3. Участники и персонал
4. Система отчётных документов (бухгалтерские и т.д.)
5. Система информационного обеспечения (программные продукты)
Экономический анализ (финансовый):
Цель - понять экономику проекта в целом, насколько он интересен на уровне государства.
Целью финансово-экономического анализа является определение величин необходимых финансовых ресурсов, распределение ресурсов по этапам разработки проекта и оценка источников финансирования.
Рассматриваемый проект можно разбить на 4 этапа:
1) Получение необходимых разрешительных документов
2) Редакционные работы
3) Закупка необходимых материалов
4) Начальный этап реализации проекта
Существуют три формы отчётности, по которым анализируется проект – отчёт о рпибылях и убытках, поток денежных платежей, баланс.
1. Отчёт о прибылях и убытках
Наименование позиции
| Шаги проекта (тыс. руб)
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Выручка от реализации
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 500,0
| 2. Прямые затраты
| 1500,0
| 170,0
| 50,0
| 156,0
| 3. Маржинальная прибыль
| -1500,0
| -170,0
| -50,0
| 344,0
| 4. Накладные расходы
| 9,0
| 8,0
| 5,0
| 29,0
| 5. Прибыль от операционной деятельности
| -1491,0
| -162,0
| -45,0
| 315,0
| 6. Процент за кредит (финансовые накладные расходы)
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 7. Амортизационные отчисления
| 0,0
| 11,0
| 10,0
| 13,0
| 8. Доходы от прочей реализации и внереализационные доходы
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 9. Балансовая прибыль
| -1491,0
| -173,0
| -55,0
| 302,0
| 10. Налоги
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 9,06
| 11. Чистая прибыль
| -1491,0
| -173,0
| -55,0
| 292,94
| 12. Дивиденды
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 13. Нераспределенная прибыль (убыток)
| -1491,0
| -173,0
| -55,0
| 292,94
| 14. По нарастающему итогу
| -1491,0
| -1664,0
| -1719,0
| -1427,4
|
2. Отчёт о движении денежных средств
1) От операционной деятельности
Наименование позиции
| Денежное выражение, тыс. руб
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1. Поступления от продаж
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 500,0
| 2. Затраты на сырье и материалы
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 156,0
| 3. Затраты на сдельную заработную плату
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 100,0
| 4. Суммарные прямые издержки
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 256,0
| 5. Постоянные издержки
| 0,0
| 10,0
| 6,0
| 20,0
| 6. Затраты на персонал
| 5,0
| 18,0
| 12,0
| 197,0
| 7. Суммарные постоянные издержки
| 5,0
| 28,0
| 18,0
| 217,0
| 8. Вложения в краткосрочные ценные бумаги
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 9. Доходы по краткосрочным ценным бумагам
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 10. Другие поступления
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 11. Другие выплаты
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 12. Налоги и сборы
| 1,75
| 6,3
| 4,2
| 68,95
| 13. Денежный поток от операционной деятельности
| -6,75
| -34,3
| -22,2
| -285,95
|
2) От инвестиционной деятельности
Наименование позиции
| Денежное выражение, тыс. руб
| 1
| 2
| 3
| 4
| 14. Затраты на приобретение активов
| 0,0
| 0,0
| 50,0
| 0,0
| 15. Другие издержки подготовительного этапа
| 1491,0
| 4,0
| 2,8
| 32,4
| 16. Поступления от реализации активов
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 17. Приобретение прав собственности
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 18. Продажа прав собственности
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 19. Пополнения за счет увеличения оборотного капитала
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 20. Денежный поток от инвестиционной деятельности
| -1491,0
| -4,0
| -52,8
| -32,4
|
3) От финансовой деятельности
Наименование позиции
| Денежное выражение, тыс. руб
| 1
| 2
| 3
| 4
| 21. Изменение величины состава акционерного капитала
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 22. Долгосрочные и краткосрочные займы
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 23. Выплаты в погашение займа
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 24. Выплаты процента по займам
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 25. Выплата дивидендов
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 26. Денежный поток от финансовой деятельности
| 0,0
| 0,0
| 0,0
| 0,0
|
3. Финансовые показатели
1) Чистый доход
ЧД = [ДП(1) + ДП(2) + ДП(3) + ДП(4)] / 4
ДП – денежный поток
2) Чистый дисконтированный доход (NPV)
ЧДД = ЧД * (1/ (1+Е)t)
3) Индекс доходности затрат
PI(з) = накопленные поступления / накопленные платежи
4) Индекс доходности инвестиций- характеризуют отдачу проекта на вложенные в него средства.
PI(и) = ДП от операционной деятельности / ДП от инвестиционной деятельности
5) Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) показывает минимальный объем доп финансирования проекта, необходимого для обеспечения его финансовой реализуемости.
Анализ рисков
Целью данного анализа является определение потенциальных рисков проекта, их оценка и определение возможных мер снижения их негативного влияния на проект.
К качественному анализу так же относится (пример):
Комплекс задач
| Риск
| Вероят-ность наступ-ления риска (от 0 до 1)
| Сте-пень воздей-ствия риска на П.(от 0 до 1)
| Инте-граль-ная оценка
| Ранг
| Финан-совые риски
| Превышение запланированного бюджета
| 0,22
| 0,7
| 0,154
|
| Снижение нормы прибыли из-за роста цен на печатные материалы
| 0,25
| 0,5
| 0,125
|
| Изменение курса валют и процентных ставок
| 0,6
| 0,2
| 0,12
|
| Марке-тинговые риски
| Недостаточное изучение потребностей рынка
| 0,1
| 0,8
| 0,08
|
| Ошибка в политике продвижения товара
| 0,2
| 0,7
| 0,14
|
| Неверное определение каналов сбыта
| 0,05
| 0,6
| 0,03
|
|
Ранг – самые опасные риски,расстанавливается по интергральной оценке (самой высокой ставится самый высокий ранг), далее чертиться роза рисков (по рангам риски распределяются внутри круга, линии - ранги)
|
|