Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Матричные методы выбора направлений стратегического развития организаций

Развитие матричных методов выбора стратегий, условия их позиционирования, связаны со школой стратегического позиционирования. В практике стратегического управления наработано большое число различных методов от самых простых до сложных, охватывающих различные этапы и задачи планирования. Наиболее широкое применение в стратегическом управлении для разработки корпоративных («портфельных») стратегий нашли матричные инструменты анализа. Основной среди них можно выделить матрицу БКГ (Бостонской консультационной группы), позволяющую сравнить положение фирмы в каждой из СЗХ между собой для оценки и реструктуризации существующего бизнес-портфеля, а также сформулировать деловые стратегии деятельности по отдельным зонам (бизнес-стратегии) (рис.1).

Матрица БКГ (англ. BostonConsultGroup, BCG) — инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана для анализа положения продуктов компании на рынке относительно их роста и занимаемой доли. В его основу заложены две теоретические концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).

Недостатки:Сильное упрощение ситуации; Отсутствие учета финансового; Допущение о том, что доля рынка соответствует прибыли; Допущение что снижение рынка вызвано окончанием жизненного цикла товара. Преимущества:Простота и наглядность.

 

В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своём развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар-"проблема"), рост (товар-"звезда"), зрелость (товар-"дойная корова") и спад (товар-"собака").



Для оценки конкурентоспособности отдельных видов бизнеса используются два критерия: относительная доля фирмы на рынке (отношение рыночной доли компании в СЗХ к рыночной доле ведущего конкурента) и относительный рост объёма спроса (соотношение темпов роста спроса в СЗХ и среднего по стране).

Диаметр окружности вокруг точки положения фирмы соответствует доле прибыли в конкретной СЗХ относительно общей прибыли фирмы. Таким образом, диаметры окружностей, соответствующих различным СЗХ из бизнес-портфеля фирмы, (и, следовательно, заключённые в них площади) характеризуют распределение акцентов внимания между СЗХ и ценность зон для фирмы.

 

    Звезды Дикие кошки
Рост объемов спроса (относительный темп роста отрасли) высокий   1- 0,8   низкий Оптимизировать СЗХ-3 (оберегать и укреплять) Усилить или удержать (для выбора - СЗХ-4 – изучать)
Извлечь полную выгоду и передать остаток средств под СЗХ-2 контроль руководства СЗХ-1   Уйти (избавиться)
    Дойные коровы Собаки
    высокая (>1) низкая (<1)  
Доля фирмы на рынке по сравнению с долей ведущего конкурента относительная рыночная доля)

 

Рис. 1. Матрица БКГ (штриховые линии – путь развития “диких кошек”,

Сплошные линии – перераспределение средств от “дойных коров”)

 

«Звезды» – наиболее важные сферы деятельности, которые имеют хорошие перспективы роста и прибыли. От них зависит общее состояние хозяйственного портфеля организации. Но для их поддержания и развития могут требоваться значительные инвестиции.

«Дойные коровы» – основной источник прибыли в организации, так как финансовые ресурсы этим зонам необходимы лишь для поддержания своих позиций. «Дойными коровами» обычно становятся «звезды».

«Собаки» – это, как правило, бесперспективные в долгосрочном периоде сферы бизнеса, приносящие незначительную прибыль в данный момент. Обычно «собак» ликвидируют, продают или «снимают урожай» сколько можно.

Проблемные сферы бизнеса – «дикие кошки», с одной стороны, перспективны, а с другой – имеют низкую рыночную долю. Здесь может быть два решения: развивать, увеличивая рыночную долю и вкладывая значительные инвестиции, или ликвидировать эту сферу бизнеса.

Особенности матрицы:

рассматриваемая модель наиболее приемлема для анализа на стадиях зарождения рынка и ускоренного роста жизненного цикла спроса (ЖЦС) на рынке СЗХ, т.е. наиболее простых условий конкуренции, когда рост объёмов является надёжным измерителем привлекательности и перспектив развития зоны, а доля рынка достаточно полно отображает позицию фирмы (её товара) в конкурентной борьбе;

модель даёт представление лишь о краткосрочной перспективе развития бизнеса фирмы;

она мало пригодна для создания новых СЗХ;

при степени нестабильности среды выше 3-х её результаты становятся спорными, недостаточно достоверными, а при изменчивости выше 4-х – заведомо неверными.

Тем не менее в границах применимости матрица БКГ является весьма простым и надёжным средством анализа бизнес-портфеля фирмы и управления им на основе поддержания оптимального соотношения между сферами бизнеса.

В данное время существует множество более сложных интерпретаций матрицы БКГ, которые позволяют более точно рассмотреть положение фирмы и её продукции на рынке. Так если перспективы развития рынков и условия конкуренции сложнее, то применяются более сложные показатели, определяющие положение фирмы на матрице: вместо темпов роста используется комплексный показатель привлекательности СЗХ, а вместо доли рынка – конкурентные позиции (конкурентный статус) фирмы в СЗХ. Привлекательность СЗХ оценивается по шкале «низкая – высокая», конкурентная позиция фирмы по шкале «сильная – слабая». Главная сложность в использовании данной модели заключается в определении координат положения фирмы на плоскости. Соответствующая модель (т.е. матрица БКГ в иных координатах) носит название матрицы Дженерал Электрик, известной также под наименованием матрицы МакКинзи (рис. 2).

 

    Привлекательность СЗХ высокая   1- 0,8   низкая Звезды”     Дикие кошки” ( “Трудные дети”, «?»)
    “Дойные коровы     “Собаки
    высокий (>1) низкий (<1)
    Конкурентный статус фирмы

Рис. 2. Матрица МакКинзи

Для повышения достоверности аналитических выводов и качества принимаемых решений в мировой практике планирования стратегий продолжались многочисленные попытки совершенствования рассмотренных нами моделей. Поэтому существует множество модификаций матрицы МакКинзи. Одна из поздних модификаций матрицы МакКинзи – это матрица СПбГТУ(Санкт-Петербургского государственного технического университета), построенная в координатах степени влияния детерминантов «национального ромба» (ДНР) и стратегического потенциала фирмы (СПФ). Расчёт данных показателей ещё более сложен.

 

Степень влияния детерминантов “национального ромба”   высокая «Звезды» Интенсифицировать обслуживание принятого набора СЗХ Интенсифицировать \«?»инвестиции в совершенствование стратегического потенциала
  низкая Захватывать новые СЗХ в других странах «Дойные коровы» Изменить миссию фирмы, сформировать новый набор СЗХ / «Собаки»
    высокий низкий
    Стратегический потенциал фирмы

Рис.3. Матрица СПбГТУ

Другой пример модели со смешанными координатами: рост рынка (как в матрице БКГ) и конкурентная позиция (как в матрице МакКинзи) – это матрица Томпсона-Стрикленда (рис. 4).

   
      быстрый   Рост «Звезды» II1.Концентрированный рост. 2.Вертикальная интеграция. 3.Концентрическая (связанная) диверсификация I1.Пересмотр стратегии \ «Кошки» концентрированного роста. 2.Горизонтальная интеграция или слияние. 3.Сокращение. 4.Ликвидация
  рынка   медленный III 1.Концентрическая диверсификация. 2.Конгломеративная диверсификация. 3.Совместное предприятие в новой «Коровы»\области деятельности IY1.Сокращение расходов. 2. Диверсификация. 3. Сокращение. 4. Ликвидация   «Собаки»
         

сильная слабая

Конкурентная позиция

Рис. 4. Варианты стратегий в матрице Томпсона-Стрикленда

Матрица McKinsey - схематическое представление портфельного анализа в виде матрицы, в которой по одной оси определяется уровень привлекательности конкретной отрасли для корпорации, а по другой — конкурентоспособность бизнес–единиц этой корпорации на отраслевом рынке. Такая матрица позволяет отобразить потенциал повышения стоимости компании буквально на одной странице. Подобный подход можно использовать при разработке стратегии производства и продажи товаров или услуг.

Правые верхние клетки соответствуют бизнесам лидеров. Основные стратегии: удерживать позиции, расширять позиции и получать максимум прибыли. Нижние левые клетки – это бизнесы, из которых надо выходить тем или иным образом.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.