Обратная связь
|
Внутренний маркетинг в качестве внутренних коммуникаций Наряду с обучением сотрудников заботе о клиентах и концентрации внимания на качестве обслуживания, внутренний маркетинг можно рассматривать как средство внутренних коммуникаций. Фактически, наиболее интенсивное развитие в этой области отражено в инвестициях компаний в обширные программы внутренних коммуникаций различного рода. В данном случае термин "коммуникации" обозначает предоставление информации сотрудникам и донесение до них сообщений в поддержку стратегии бизнеса. Цель состоит в формировании как понимания, так и приверженности сотрудников. Традиционно ответственность за эти виды деятельности несет отдел управления трудовыми ресурсами (Mitchell, 1994а).
Согласно результатам исследования, проведенного среди британских компаний организацией Industrial Society в 1994 году, 60 процентов компаний считают обеспечение внутренних коммуникаций обязанностью отдела управления трудовыми ресурсами, и только 2 процента ответили, что ответственность за внутренние коммуникации лежит на отделе маркетинга. Наверное, стоит отметить, что в ходе того же исследования всего одна из трех компаний-респондентов упомянула о связи между политикой коммуникаций с сотрудниками и стратегическим планом предприятия (Marketing Business, 1997b).
Более того, Митчелл (Mitchell, 1994b) полагает, что внутренние коммуникации становятся одним из наиболее важных инструментов, доступных компаниям для укрепления собственного конкурентного преимущества, а именно:
■ для поддержания бренда;
■ для совершенствования уровня обслуживания клиентов;
■ для ускорения инноваций и улучшения их качества;
■ для обеспечения плавных и в то же время быстрых организационных, технологических и культурных изменений.
В табл. 19.1 отражены результаты одного из отраслевых исследований (Pounsford, 1994), направленного на изучение точек зрения руководителей на роль, условия и преимущества внутренних коммуникаций.
Фактически, наиболее заметные инвестиции в программы внутренних коммуникаций, направленные на формирование приверженности сотрудников стратегиям обслуживания клиентов, внесли компании British Telecommunications, Sainsbury's и Safeway. Эти компании создали программы коммуникаций для информирования сотрудников об управленческих изменениях и публикуемых в СМИ материалах о компании (Brierley, 1996). Компания £7 даже официально объединила политику внутренних коммуникаций и связей с общественностью. К сотрудникам в таких компаниях все чаще относятся как к "своим надежным людям".
Разработка внутреннего маркетинга включает бюллетени компании, конференции и мероприятия по обучению сотрудников, видеоконференции, передачи по спутниковому телевидению, интерактивное видео, электронные сообщения и так далее. Все эти механизмы обеспечения коммуникаций очень важны, но существует опасность пренебрежения одним важным элементом. Обучение и информирование сотрудников о стратегических разработках - это не то же самое, что завоевание их реальной вовлеченности и участия. Обмен информацией - это двусторонний процесс, основанный на умении слушать так же, как и предоставлять информацию.
Возможно, именно поэтому внутренние коммуникации кажутся некоторым компаниям неэффективными. Например, один из экспертов в данной отрасли Питер Белл из консультационной компании Added Value Internal Communications Consultancy говорит о появлении в компаниях препятствий, которые мешают внутренним коммуникациям и "останавливают либо искажают поток информации, принимая форму неверных толкований, недоразумений, скрываемых намерений, внутреннего политиканства и даже мифов" (Mitchell, 1994a).
Еще более разоблачающим является мнение Криса Арджириса из Гарвардской школы бизнеса о том, насколько неудовлетворительным может быть использование компаниями программ внутренних коммуникаций (Mitchell, 1994b). Арджирис доказывает, что многие стратегии по внутренним коммуникациям составлены настолько неправильно, что их использование приводит к обратным результатам. Он приводит пример, как глава одной компании, преисполненный решимости повысить производительность в плане создания инноваций и времени продвижения их на рынок, сформировал специальные рабочие группы для решения этой задачи. Эти специальные группы в ходе своей работы выяснили, что любая новая идея в компании проходит 275 проверок. После пересмотра каналов внутренних коммуникаций 200 из этих проверок были устранены, благодаря чему резко сократилось время продвижения новых идей на рынок. По мнению Арджириса, глава компании потерпел неудачу, поскольку ни на одном из этапов работы он не задавал вопросов, которые действительно вызывают беспокойство: "Как давно вы узнали о том, что в нашей компании существует слишком много препятствий для введения инноваций?" или "Что мешало вам раньше выразить свои сомнения в целесообразности подобной практики?"
Таким образом, на первый план выходит основная проблема некоторых программ внутренних коммуникаций - они направлены на информирование и убеждение, но не на то, чтобы слушать сотрудников. Это можно назвать внутренними продажами, но не внутренним маркетингом.
Предприятиями, эффективно применяющими внутренние коммуникации, являются компании Avis, CIGNA и ВТ. Они действительно прилагают огромные усилия к тому, чтобы прислушиваться к сотрудникам и положительно реагировать на обратную связь, чтобы постоянно повышать уровень дополнительной ценности, предоставляемой внешним клиентам. К таким примерам относится и кампания, которая проводилась в корпорации Asda под названием "Скажи Арчи" ("Tell Archie Campaign") с целью поощрения сотрудников к высказыванию мнения и внесению предложений, непосредственно адресованных старшим руководителям, а также кампания по установке в магазинах Safeway специальных терминалов для внесения предложений сотрудниками.
Интересным примером того, какие выгоды можно извлечь из двусторонних коммуникаций, стала ситуация в корпорации Dana, специализирующейся на производстве автомобильных запчастей в США. Глава этой компании называет "ящик для предложений" "важнейшим элементом системы ценностей компании". Сотрудники вносят идеи по улучшению производственных операций и системы обслуживания, и 70 процентов этих идей действительно используются в компании. Dana является образцом организации, в которой сотрудники принимают на себя долю ответственности за сохранение конкурентоспособности компании. Тем самым подчеркнуто важнейшее практическое различие между публикацией информационных бюллетеней в компании и серьезным отношением к внутренним коммуникациям.
|
|