Обратная связь
|
Изменение внешних условий существования бизнеса Заявление о том, что "единственной постоянной величиной является переменная", банально, но оно соответствует истине в современных условиях существования бизнеса. В ходе недавно проведенного Королевским обществом содействия искусству, производству и коммерции (Royal Society for the Encouragement of Arts, Manufactures & Commerce - RSA) исследования "Исследования компании завтрашнего дня" (Inquiry into Tomorrow's Company) был выявлен ряд основных изменений, происходящих на коммерческих рынках:
■ Темпы экономических изменений растут. Во времена промышленной революции понадобилось 60 лет, пока производительность на одного человека увеличилась вдвое. Китай и Южная Корея достигли того же результата за десять лет.
■ Наблюдается взрыв инноваций и формирование новых знаний, темпы которых тоже растут. Ежегодно в результате исследований и разработок формируется объем новых знаний, равный суммарному объему человеческих знаний, накопленных к началу 1960-х гг.
■ Конкурентное давление становится все более сильным. Чтобы сохранять конкурентоспособность, производители компьютеров, например, должны сокращать затраты и повышать производительность своей продукции примерно на" 30 процентов в год.
■ Производство становится практически вездесущим. Компании постоянно ищут более рациональные альтернативы для производства, а это, как правило, означает поиск новых источников, независимо от их местонахождения, использование которых оправдано с экономической точки зрения. По результатам 1993 года, затраты на оплату труда в производственной сфере Великобритании были вдвое меньше аналогичного показателя по Германии, но вдвое превысили производственные затраты на оплату труда в Корее и на Тайване. Затраты на оплату труда в Польше, Таиланде, Китае и Индонезии по-прежнему остаются существенно более низкими. В начале 2002 года компания Dyson перенесла производство пылесосов из Великобритании на Дальний Восток ради выгоды, получаемой благодаря одному только снижению себестоимости.
■ Новые организационные структуры возникают по мере того, как фирмы стремятся к повышению собственной конкурентоспособности. В компаниях проводятся реорганизации, снижаются накладные расходы, изменяются уровни иерархии, происходят слияния, создаются союзы и партнерства - и все это ради создания конкурентного преимущества на рынке.
■ Международная торговля освобождается от ограничений благодаря генеральному соглашению по таможенным тарифам и торговле (GATT) и последовавшему за ним образованию Всемирной торговой организации, но мощные блоки региональной торговли по-прежнему существуют. Внутри этих блоков сохраняется индивидуальное влияние своеобразных региональных, националистических, этнических и религиозных группировок.
■ Все более видимыми становятся действия компании и особенно их влияние на окружающую среду. Клиенты становятся все более требовательными как в экономическом плане, так и в плане окружающих условий.
На макроуровне эти изменения можно разделить на экономические, технологические, социальные, правовые и политические. Точно так же, как компании, занимающиеся водоснабжением, не могут повлиять на особенности климата, так же и большинство факторов макросреды находятся вне сферы контроля отдельных фирм. Лишь немногие компании могут оказать существенное влияние на политические, экономические, социальные и технологические процессы. Большинству нужно только позаботиться о собственном понимании происходящих перемен и о способности предсказывать их. Компании, занимающиеся водоснабжением, должны уметь предсказывать как изменения погодных условий (поступление воды), так и спрос (расход воды), что позволит им разработать соответствующие стратегии и гарантировать удовлетворение спроса.
В основном докладе, недавно представленном Британской академии управления (ежегодная конференция, Астонский университет, 1996), Дэвид Крейвенс привел в качестве примера одну известную компанию, которой не удалось осознать значимость технологических изменений на своем рынке (см. Sammuels, 1994; Evans and Wurster, 1997). Издательство Encyclopaedia Britannica (ЕВ), в 1990 году в США получавшее максимальные прибыли, в 1996 году столкнулось с серьезными трудностями, поскольку не сумело полностью оценить влияние, оказываемое на его бизнес компьютерными технологиями, особенно компакт-дисками. В этот период объем продаж упал более чем на 50 процентов. В основе бизнеса компании лежала деятельность высоко мотивированных и преуспевающих специалистов по продажам, которые продавали семьям из среднего класса энциклопедии стоимостью примерно 1 500 долларов каждая (родители нередко приобретают книги для образования детей).
Затем появились домашние компьютеры с устройствами для считывания информации с компакт-дисков, а также энциклопедии, например, Encarta по цене около 50 долларов. Возможно, с точки зрения глубины и количества информации этим новинкам было далеко до "Британники", зато они были представлены в такой форме, что детям нравилось пользоваться. Достоинствами таких энциклопедий стали мультимедийные средства обучения (видео- и аудиоклипы, анимация), возможности обновления версий и, возможно, самое главное: родители из среднего класса могли оправдать покупку зачастую очень дорогих компьютерных систем, которые в большинстве случаев использовались главным образом для игр!
С появлением "информационной супермагистрали" Всемирной Паутины и сети Интернет потребность в хранении огромного количества информации на отдельном ПК уходит в прошлое, что сулит потенциальные проблемы (и, конечно, новые возможности) компаниям, занимающимся продажей энциклопедий на компакт-дисках.
Опыт издательства ЕВ является лучшим примером того, сколь решающее значение имеет чувство рынка, умение постоянно прислушиваться и учиться, чтобы потом не удивляться и не чувствовать себя сбитым с толку, когда конкурент "заново изобретет" бизнес. К 1997 году издательство ЕВ занялось маркетингом электронной версии своей энциклопедии на компакт-диске, но на тот момент господствующее положение на переполненном новинками рынке уже принадлежало электронной энциклопедии Encarta от компании Microsoft. He так давно издательство ЕВ разместило в сети Интернет предложение о подписке на свою энциклопедию в режиме он-лайн, возможно, понимая, что модернизация информации играет решающую роль, и ее легче проводить в онлайновом режиме, чем с помощью дисков.
Аналогичным образом компании Hoover и Electrolux были удивлены успехом пылесоса Dyson и утратили свою долю рынка из-за появления инновации (см. ниже). А ведь компания Dyson предлагала продать права на данный продукт еще до того как выпустила его на рынок сама. И дело здесь не в том, что Hoover и Electrolux не знали о новой технологии Dyson, а скорее в том, что они не были готовы ни слушать, ни учиться.
В то время как компании должны работать в рамках и условиях макросреды, они могут обладать некоторой (ограниченной) возможностью оказания воздействия на нее. Например, инициатива частного финансирования, выдвинутая правительством Великобритании, предназначена для того, чтобы привлечь финансирование из частного сектора к государственным инвестиционным и инфраструктурным проектам. Этой инициативой управляет руководящий совет, в который вошли представители строительной и других отраслей. Точно так же большая часть расходов идет на научные исследования, связанные с природой; эти исследования проводятся коммерческими компаниями таким образом, чтобы их деятельность оказывала непосредственное влияние на технологическую среду, в которой они сами и другие фирмы будут существовать в будущем.
Ни одна компания не может даже надеяться на понимание всех аспектов макросреды, в которой она работает. Сюрпризы и потрясения неизбежны в случае новых технологических прорывов или резких политических изменений. Тем не менее особенно важно выявить больше тенденций и изменений, чем конкуренты, и действовать в соответствии с этими тенденциями и изменениями. Меньше потрясений испытывают компании, которые готовы подумать о "невозможном" и оспорить статус-кво, формулируя свою стратегию. Например, британские пивоваренные и табачные компании достаточно открыто признают, что они располагают чрезвычайными планами на тот случай, если будет легализовано употребление марихуаны, что кажется все более вероятным в начале нового столетия.
Изменения на рынках
На современных рынках можно наблюдать ряд тенденций, которые, очевидно, сохранятся и в будущем (рис. 20.1).
Во-первых, клиенты предъявляют все больше требований к приобретаемым ими продуктам и услугам. Они требуют и рассчитывают получить надежные и долговечные продукты в сочетании с быстрым эффективным обслуживанием по разумной цене. Они также ожидают, что покупаемые ими продукты и услуги удовлетворят их потребности. У разных клиентов желания и потребности различны, и, следовательно, у компаний появляется возможность выбирать сегменты, в которых их предложения наиболее точно соответствуют потребностям клиентов и в которых компании могут создавать собственное конкурентное пре-
Рис. 20.1. Виды давления, оказываемого на маркетинг
имущество. Более того, требования клиентов все реже характеризуются долгосрочной стабильностью. Определенного положения на рынке можно добиться путем предложения клиентам превосходной дополнительной ценности, и все же есть все признаки того, что в отсутствие постоянного совершенствования происходит "миграция ценности" -покупатели мигрируют, выбирая альтернативные предложения ценности (Slywotzky, 1996).
Например, исполнительный руководитель компьютерной компании, занимающейся производством портативных компьютеров, в 1997 году жаловался:
"Сначала им нужен был ноутбук с цветным экраном - мы сделали его. Затем в прошлом году потребовался встроенный Pentium-чип, пришлось сделать и это. Теперь они нам говорят, что все это им по-прежнему нужно, но вот единственное, что действительно важно, - это чтобы компьютер весил не больше перышка..."
Вторая важнейшая тенденция, которая существенно отличает 2000-е гг. от 1990-х, состоит в том, что покупатели меньше готовы платить немалую надбавку за продукты или услуги, не представляющие для них явно более высокой ценности. Вместе с тем нельзя отрицать, что хорошо развитые и хорошо управляемые бренды на многих рынках могут назначать на свои товары более высокие цены по сравнению с ценами на небрендовые продукты. Но в настоящее время эта разница значительно сократилась, и клиенты все чаще оспаривают дополнительную ценность, получаемую ими при более высоких затратах. Здесь уместно привести пример о сигаретах Marlboro. 2 апреля 1993 г. ("Пятница Marlboro") компания Philip Morris объявила о 20-процентном снижении цены на сигаретный бренд, лидирующий на рынке, чтобы защитить свою долю рынка от посягательств агрессивных американских конкурентов. Бренд в значительной степени утратил свою долю рынка под натиском конкурентов, предлагающих аналогичные товары по более низким ценам. Клиенты просто не были убеждены в том, что за сигареты Marlboro стоит платить более высокую цену, назначенную компанией. В новом стратегическом мышлении следует учитывать тот факт, что клиенты становятся более искушенными и более грамотными в вопросах маркетинга. Искушенного клиента вряд ли привлечет дешевый продукт низкого качества, но в то же время он останется равнодушным и к рекламе, основанной на продвижении имиджа. Выводы очевидны. Дифференциация должна быть основана на предоставлении клиентам явно более высокой ценности (рис. 20.2).
Третья тенденция связана со степенью интенсивности и характером конкуренции. Конкуренция становится более интенсивной и более глобальной по своей природе. Под эгидой Всемирной торговой организации международная торговля освобождается от ограничений, поэтому фирмы сталкиваются с более жесткой международной конкуренцией в своей стране и видят для себя более широкие возможности за рубежом. Время и расстояние стремительно сокращаются, поскольку современные средства коммуникаций обеспечивают практически мгновенный обмен информацией.
Рис. 20.2. Рост требований со стороны клиентов
Миллионы людей по всему миру, не веря своим глазам, по телевизору наблюдали, как 11 сентября 2001 года самолеты, пилотируемые террористами, разрушили нью-йоркские башни-близнецы, в которых находился Всемирный торговый центр. Когда 18 февраля 1997 года умер Ден Сяопин, китайский верховный лидер, известие о его смерти достигло Лондона, Вашингтона и Бонна раньше, чем многие жители Пекина услышали эту новость. Формулируя свои стратегии, фирмы все чаще мыслят глобально, особенно по мере возникновения межнациональных рыночных сегментов для различных продуктов и услуг, от "быстрого питания" до игрушек, компьютеров и автомобилей. Для продвижения и маркетинга продуктов и услуг все более широко используется сеть Интернет, и это означает, что современные коммуникации не знают национальных границ. "Мир без границ", описанный Омэем (Ohmae, 1990), уже существует, по крайней мере, в киберпространстве.
По мере увеличения числа участников рынки характеризуются более интенсивной конкуренцией. Кроме того, фирмы, которым удалось выжить и добиться процветания в условиях этой более жесткой конкуренции, являются по самой своей природе более жестокими конкурентами. Слабые фирмы оказываются вытесненными с рынков, на которых они не обладают четким позиционированием и соответствующими возможностями. Последствия усиленной более агрессивной конкуренции как внутренней, так и международной заключаются в том, что фирмы должны уделять еще более пристальное внимание масштабам своей деятельности и выбору целевых сегментов в будущем.
Между тем руководителю предстоит столкнуться с парадоксом. По мере того как рынки становятся более жесткими в своих суждениях, и, учитывая степень интенсивности конкуренции, компании испытывают на себе все более сильное давление, вынуждающее их сотрудничать и искать партнерства с другими фирмами. Все чаще можно наблюдать сотрудничество между поставщиками, клиентами и даже конкурентами. Ясность, существовавшая в прошлом, утрачена навсегда, и руководителям приходится привыкать к новым ролям, зачастую очень двусмысленным.
Организационные изменения
В 1990-е годы многие организации уделяли максимум внимания корпоративному "сокращению размеров" или "реструктуризации". В попытке справиться со сложными экономическими условиями начала 1990-х гг. на развитых западных рынках стремление к сокращению затрат было все более сильным, и из иерархических структур организаций сокращались целые слои и рабочих, и менеджеров.
Сейчас сокращение почти вышло из моды, поскольку фирмы осознали, что "жира на них ровно столько, сколько можно разрезать, не повредив мышцы", а слишком резкое похудение может привести к anorexia industrialis (непомерное желание быть худее и стройнее, ведущее к полному истощению и в итоге к смерти). Тем не менее влияние тенденции сокращения на организационные структуры в новом тысячелетии оказывается гораздо более широким. Оно проявляется в двух направлениях: во-первых, внутри фирмы, а во-вторых, в виде влияния на отношения между фирмами.
Внутри фирм границы между функциональными сферами становятся все более размытыми. Если раньше фирмы были разбиты на четко определенные подразделения - маркетинговые, финансовые и производственные, то сейчас все признают, что наличие "функциональных бункеров" в результате приводит к недальновидности в операциях и к разработке стратегий, далеких от оптимальных. В ведущих фирмах на смену функциональным границам давно пришли целевые группы, которые могут рассматривать деятельность компании в целом и которым не мешает мелочное соперничество между функциональными подразделениями.
В то же время роль маркетинга как такового в организации подвергается сомнениям (Brady and Davis, 1993; Doyle, 1995). В 1994 году в компании Lever Brothers была упразднена должность директора по маркетингу, и произошло объединение отделов продаж и маркетинга в коммерческие группы, занимающиеся потребительскими исследованиями и разработкой новых продуктов. Также были созданы "группы развития клиентов", ответственные за создание отношений с ключевыми розничными покупателями {Economist, 1994a). Аналогичным образом в 1997 году компания IBM объявила о новом подходе к глобальной маркетинговой деятельности. Этот подход принял форму инициативы, нацеленной на управление отношениями с клиентами и приведенной в действие на основе таких ключевых процессов как управление рынком, управление отношениями, управление возможностями, управление информацией и управление навыками. Все это существенно отличается от традиционных взглядов на то, как действует маркетинг (Mitchell, 1997a).
Отделы маркетинга могут быть помехой на пути обслуживания клиентов по двум основным причинам. Во-первых, это территориальный вопрос. Отделы маркетинга могут считать работу с клиентами собственной прерогативой и стремиться к сохранению соответствующей власти и влияния. Во-вторых, тем не менее, они дают основание другим сотрудникам организации перекладывать ответственность за создание отношений с клиентами на отдел маркетинга. Тем самым формируется опасная точка зрения, согласно которой другие сотрудники не должны беспокоиться о клиентах - пусть этим занимаются специалисты. На самом деле существует мнение о том, что традиционного маркетинга уже давно нет, и сейчас проблема состоит в разработке и реализации более эффективных способов управления процессом выхода на рынок. В ходе этого процесса не учитываются ни традиционные границы между функциональными подразделениями, ни внешние границы между компанией и ее партнерами.
Некоторые авторы, критикуя производительность маркетинга в организациях, зашли еще дальше. Вебстер (Webster, 1997) пришел к выводу о том, что маркетинг был эффективен в тактике (продажа и программы продвижения товаров на рынок), в некоторой степени эффективен в защите точки зрения клиента, но совершенно неэффективен в разработке надежных предложений ценности и в создании конкурентного позиционирования. Дойль (Doyle, 1997) считает отделы маркетинга источником радикальных стратегий экспансии, благодаря которым можно добиться сенсационного роста объемов продаж и прибыли, но которые в итоге терпят крах, потому что не создают ценности для клиента. По мнению Дойля, надежные стратегии развития основаны на предоставлении превосходной ценности клиентам, а также на постоянном обучении и осуществлении инноваций на базе долгосрочных инвестиций в отношения. Так возникают убедительные доводы в пользу радикального переосмысления роли маркетинга как стратегической силы в компании.
Границы между фирмами, определяющие, где заканчивается одна и начинается другая, все больше стираются. Границы между поставщиками, дистрибьюторами и клиентами изменяют свои очертания по мере того как предприятия все больше осознают необходимость в управлении всей цепочкой начисления стоимости, от сырья до клиента, и более тесно сотрудничают с фирмами-партнерами над созданием дополнительной ценности на всем протяжении цепочки. Сейчас многие авторы упоминают о "виртуальной организации" (Piercy and Cravens, 1995), поскольку сетевые связи и союзничества означают создание надорганизационных единиц.
Описанные выше важнейшие тенденции и изменения, происходящие на рынках и в организациях, ведут к необходимости переоценки стратегии бизнеса в целом и маркетинговой стратегии в частности. Стратегии, которые будут успешными в будущем, должны быть легко управляемыми и поддающимися адаптации и изменению, а не жесткими и фиксированными. Ключом к успеху станет создание организационных условий, позволяющих проводить обучение, выявлять рыночные изменения и видоизменять возможности ради обеспечения стратегического соответствия между рынком и фирмой.
|
|