Обратная связь
|
Продвижение товара перед выпуском на рынок Интернет может быть идеальным средством для "интригующей" рекламы перед выпуском на рынок нового продукта (см. выше пример о фильме "Властелин колец"). Перед выпуском на рынок США такой новинки, как Crest Whitener, компания Procter & Gamble создала вебсайт с целью продвижения товара до его появления в розничной торговле. Число посетителей сайта достигло 1,2 млн, а количество фактически проданных единиц - 140 000 (более 6 млн долларов при розничной продаже). По оценкам компании, такая инициатива привлекла около 500 000 покупателей еще" до начала рекламной кампании и розничной продажи товара {Marketing Business, July /August 2001).
Оценка численности рекламной аудитории
Для стандартизации способов определения охвата и эффективности рекламы в британской рекламной индустрии был создан объединенный отраслевой комитет по вебстандартам (Joint Industry Committee for Web Standards - JICWEB). На данный момент этим комитетом утверждены термины "пользователи", "впечатления от страницы", "посещения" и "сессии". Комитет JICWEB занимается вопросами распространения рекламы, но до настоящего времени профилированию аудитории путем создания специальных групп и проведения опросов уделялось недостаточно внимания, тогда как другие средства распространения информации,
такие как телевидение (BARB) и пресса (JICNAR) широко пользуются данными методами. Недавно сформированный отраслевой комитет по исследованиям рекламы в сети Интернет (JICNET) выдвигает предложения о введении единого для всей рекламной индустрии Великобритании критерия для оценки аудитории по результатам опросов, который можно было бы с уверенностью применять {Marketing Business, July/ August 2001).
Распределение
Сеть Интернет служит прекрасным средством, способствующим распределению товаров, "состоящих из битов", например, информационной, музыкальной и видеопродукции. Действительно, в звукозаписывающей индустрии многие сейчас полагают, что физические продукты, такие как компакт-диски, скоро окончательно устареют, настолько привлекательной является возможность загрузки музыки из всемирной паутины. Музыкальные компании теперь столкнулись с проблемой: им предстоит изобрести способы выгодной продажи загружаемых музыкальных файлов перед лицом конкуренции со стороны пиратских сайтов, предлагающих музыку бесплатно.
Что касается товаров, "состоящих из атомов", ключом к успеху нередко являются рациональные и эффективные системы логистики и сбыта продукции. Все книги, проданные компанией Amazon в режиме он-лайн, должны быть доставлены клиентам, которые все чаще, привыкнув к быстроте доступа в Интернет, рассчитывают на столь же быструю доставку купленных ими продуктов. Традиционный срок доставки "в течение 28 дней" уже не является приемлемым для большинства покупателей. Неспособность организовать доставку стала причиной провала многих интернет - компаний. Так, например, компания eToys открыла для себя, что "виртуальный бизнес" - это-не более чем иллюзия, если вам приходится работать с несколькими складами, заполненными игрушками. Стабильность выполнения заказов компанией Amazon.com действительно является основным видом ее компетентности, способствующим образованию многочисленных союзов с другими компаниями, например, с TousHUs
Многоканальность
Все чаще вопрос распределения и сбыта бывает связан с многоканальностью - многочисленными способами, на базе которых одни и те же товары и услуги приходят к клиенту. Например, как мы убедились ранее, одним из основных достоинств предложения Tesco.com, заключавшегося в продаже продуктов питания через Интернет, было признание этой компанией того факта, что приобретение товаров по сети Интернет является не заменой, а дополнением к традиционным посещениям магазинов. Управление комплексными многоканальными системами станет серьезной проблемой для многих компаний. Между желаниями, которые компании связывают с многоканальными стратегиями, и реакциями потребителей на них возникнет критическое напряжение.
Например, лидер на рынке ПК компания Dell Computers стремится осуществлять большую часть своих продаж через всемирную паутину, благодаря чему достигает значительного уровня экономии. Тем не менее эта компания также располагает внутренними и внешними группами специалистов по продажам, которые занимаются продвижением новой продукции, предлагая ее корпоративным клиентам и отвоевывая сделки у конкурентов. По мнению специалистов компании, если вы хотите купить несколько ПК, вы делаете это через веб или как-то иначе. Если же вам нужно обеспечить компьютерами целую компанию, вы обращаетесь непосредственно к специалистам по продажам. Если ваша компания -это еще один Boeing, где потенциальная база обеспечения ПК составляет 100 000 единиц, г-н Делл придет к вам лично. Чтобы такая многоканальная система заработала, компании Dell пришлось немало потрудиться, выплачивая продавцам комиссионные за продажи через Интернет и даже предлагая им дополнительные вознаграждения за перевод мелких покупателей на обслуживание через всемирную паутину.
Тем не менее клиенты могут по-новому интерпретировать аккуратные многоканальные модели. Одна ведущая компания, специализирующаяся на предоставлении финансовых услуг в Великобритании, разработала собственную систему каналов распределения и сбыта, предусмотрев три основных варианта обслуживания: через сеть Интернет, систему филиалов или на основе почтовых/телефонных банковских услуг. В компании клиентов разделили на две категории: с обслуживанием через Интернет или через систему филиалов. Клиенты же, с другой стороны, решили по-своему перекроить предложенную модель: почему бы не отправиться в филиал, чтобы открыть там депозитный счет и получить расчетную книжку, а затем проводить все транзакции по почте или по телефону, а в дальнейшем перейти на управление текущим счетом через Интернет? Многоканальная стратегия фирмы серьезно пострадала (как и все планы перекрестных продаж и рекламных акций по каждому каналу). Теперь ей приходится мириться с тем фактом, что именно таким образом клиентам хотелось бы использовать различные каналы.
Международный маркетинг
По самой своей природе сеть Интернет является глобальной сетью и обеспечивает возможности проведения маркетинговых мероприятий, невзирая на межгосударственные границы. Поисковые механизмы предлагают возможности локального или глобального поиска, но любая организация, пользующаяся сетью Интернет, должна помнить о том, что ее вебсайт может быть доступен из любой точки земного шара.
Следовательно, существует ряд факторов, оказывающих влияние на маркетинг (Janal, 2000):
■ Фирма должна определить, на каких языкахбудет опубликована информация на ее вебсайте. Хотя английский (или его американский вариант!) является практически универсальным языком, потребители из стран, не относящихся к англоязычным, могут нуждаться в переводе на местные языки.
■ Фирма должна помнить о различиях в правовых и культурных
нормахи о чувствительных в этом отношении факторах. Сюда можно отнести употребление некоторых слов или цветов. В некоторых странах даже маркетинг определенных продуктов может быть запрещен законом. Аналогичным образом некоторые практические методы маркетинга, такие как прямое сравнение с предложениями конкурентов, могут быть незаконными в отдельных странах.
■ Необходимо тщательно продумать способы доставкитоваров за рубеж (что касается "продуктов, состоящих из атомов") и способы получения платежей. Возможно, в различных странах придется применить различные стратегии ценообразования, исходя из различий в затратах на распределение. Все это следует планировать с самого начала.
л
|
|