Обратная связь
|
Стратегический внутренний маркетинг и реализация стратегии И, наконец, следует обратить внимание на использование стратегического внутреннего маркетинга как метода упорядоченного планирования процесса реализации маркетинговых мероприятий и анализа базовых проблем внедрения, существующих в организации. Такая форма внутреннего маркетинга абсолютно параллельна нашей традиционной стратегии внешнего маркетинга и программе маркетинговой деятельности, направленной на завоевание поддержки, сотрудничества и приверженности, необходимых внутри компании для того, чтобы внешние рыночные стратегии работали эффективно. Такая точка зрения на внутренний маркетинг несколько отличается от взглядов, описанных выше, хотя в ее основе лежат другие типы внутреннего маркетинга, имеющие более длительную историю. Важнейшим вопросом в данном случае являются организационные и культурные изменения, необходимые для реализации маркетинговых стратегий.
Структура программы внутреннего маркетинга изображена на рис. 19.2. Наиболее простым способом, позволяющим на практике добиться прогресса с помощью данного типа внутреннего маркетинга и определить возможные достижения, служит применение точно таких же структур, как и те, которые используются для планирования внешнего маркетинга. Эта основная предпосылка указывает на то, что необходимо мыслить в направлении интеграции элементов, входящих в совокупность элементов, или в программу мероприятий внутреннего маркетинга, исходя из анализа возможностей и угроз, существующих на внутреннем рынке, то есть в компании, где мы работаем. На рис. 19.2 схематически изображена эта структура, являющаяся официальной и законно обоснованной частью процесса планирования.
Фактически согласно этой модели мы рассматриваем программу внутреннего маркетинга не только как результат процесса планирования и реализации программы внешнего маркетинга, но и как исходный материал, т.е. ограничивающие факторы и препятствия, существующие на внутреннем рынке, необходимо принять во внимание и проанализировать в рамках процесса планирования как на стратегическом, так и на тактическом уровне. Для того чтобы основные предпосылки имели практический смысл, мы опираемся именно на эту итеративную взаимосвязь.
Применяя данный метод, мы прежде всего отталкиваемся от того, что маркетинговая стратегия и процесс планирования, возможно, определяют программу внешнего маркетинга традиционным образом. Менее привычной предпосылкой является то, что из-за внутренних препятствий некоторые внешние стратегии невозможно осуществить в рамках соответствующих периодов времени. Следовательно, нам приходится прибегать к обратной связи, чтобы в процессе планирования учесть выявленную потребность в корректировках, пока еще есть возможность внести такие изменения в планы.
Рис. 19.2. Программы внутреннего и внешнего маркетинга
Впрочем, здесь есть и положительный момент: в равной степени вероятно то, что в результате анализа внутреннего рынка будут выявлены новые возможности и ранее незамеченные ресурсы компании, которыми следует выгодно воспользоваться. Эти открытия, в свою очередь, окажут влияние на план внешнего маркетинга и на процесс планирования в целом. Таким образом, мы пытаемся доказать исполнительным руководителям, что необходимо добиться равномерного влияния характеристик как внешнего, так и внутреннего рынка на те стратегические предположения, которые формируются руководителями в процессе планирования.
Структура такой программы внутреннего маркетинга может быть представлена следующим образом:
■ Продукт.На самом простом уровне этот "продукт" состоит из маркетинговых стратегий и маркетингового плана. Тем не менее подразумевается, что продукт, который необходимо "продать", -это ценности, отношения и модели поведения, необходимые для эффективной реализации маркетингового плана. Эти скрытые характеристики данного продукта могут быть отражены в различных факторах, начиная от увеличения бюджетных расходов и изменений, связанных с распределением ресурсов, до модификации систем контроля и критериев, используемых для оценки производительности, а также изменения способов обслуживания клиентов в точках продаж. В самом крайнем проявлении упомянутый продукт - это деятельность сотрудника в том виде, как она будет переопределена и изменена под воздействием рыночной стратегии, благодаря чему трудовая деятельность сотрудника будет доставлять ему больше удовольствия. Также могут быть и негативные факторы -изменения, которые не понравятся сотрудникам, и тут мы переходим к вопросу о цене.
■ Цена.Цена в сочетании элементов внутреннего маркетинга - это не наши затраты, а то, что мы требуем от своих внутренних клиентов в качестве "оплаты", когда они "приобретают" продукт и включаются в участие в маркетинговом плане. Сюда можно отнести отказ от других проектов, которые соперничают с нашим планом и отвлекают на себя необходимые ресурсы. Но более важными являются личные психологические издержки в связи с принятием новых ключевых ценностей, изменением должностных обязанностей. Психологические неудобства вызывают также обращенные к менеджерам требования выхода из "зон комфорта" и принятия новых методов работы. Ценой, которую должны будут уплатить различные представители внутреннего рынка за успешное внедрение маркетингового плана, не следует пренебрегать, поскольку она является основным источником препятствий и помех различной степени сложности.
■ Коммуникации.Наиболее реальным аспектом программы внутреннего маркетинга являются средства коммуникаций и сообщения, используемые для информирования и убеждения, а также для воздействия на отношения со стороны основных представителей внутреннего рынка. Сюда можно включить не только письменные средства коммуникации, такие как краткие изложения планов и отчеты, но и личные презентации, адресованные индивидуумам и группам, играющим важную роль в успешной реализации плана. В более широком смысле нам следует помнить о том, насколько наивно было бы считать простое "словесное воздействие" действенным средством привлечения людей на свою сторону как внутри компании, так и за ее пределами. Мы считаем важным рассмотрение всего диапазона коммуникационных возможностей и связанных с ними целей точно так же, как бы делали это в отношении внешних клиентов. Не следует также забывать о распределении времени и финансовых затратах, которые могут быть связаны с этими видами деятельности. На практическом уровне достижению цели наших внутренних маркетинговых коммуникаций могут способствовать видеопрезентации в качестве наглядных пояснений и выездные акции в качестве средств распространения информации в регионах и донесения ее до дистрибьюторов. Но реальный обмен информацией - это двусторонний процесс: мы слушаем, адаптируемся, концентрируем внимание на нуждах и проблемах своей аудитории.
■ Распределение.Каналы распределения (дистрибьюторские каналы) в программе мероприятий маркетинга касаются физических и социально-технических объектов, куда необходимо доставить продукт и связанные с ним коммуникации: это собрания, комиссии, мероприятия по обучению менеджеров и рядовых сотрудников, семинары, мастер-классы, письменные отчеты, неофициальные коммуникации, общественные мероприятия и так далее. В итоге, тем не менее, реальным дистрибьюторским каналом является управление трудовыми ресурсами, а также приведение систем обучения новых сотрудников, порядка оценки и вознаграждения в соответствие с маркетинговыми стратегиями таким образом, чтобы культура компании стала реальным каналом распространения внутренних маркетинговых стратегий. Ульрих (Ulrich, 1992) приводит несколько радикальных утверждений в этой связи, которые стоит непосредственно рассмотреть. По его мнению, если мы хотим добиться полной приверженности со стороны своих внешних клиентов с помощью независимых совместно используемых ценностей и общих стратегий, нам следует предоставить клиентам ведущую роль:
в наборе новых сотрудников и в принятии решений, связанных с выбором сотрудников;
в продвижении сотрудников по службе и в принятии решений, касающихся развития;
в оценке работы персонала, начиная с определения стандартов и заканчивая определением производительности; в системах вознаграждения сотрудников, как финансовых, так и нефинансовых;
в стратегиях организационного дизайна; в программах внутренних коммуникаций. На деле это означает использование систем управления трудовыми ресурсами в качестве внутреннего маркетингового канала, тем самым приводя вопрос о внутренних и внешних клиентах к логическому завершению (см. раздел 19.5). К компаниям, разрабатывающим подобные методы в США, относятся General Electric, Marriott, Borg-Warner, DEC, Ford, Hewlett-Packard и Honeywell.
Например, простой анализ внутреннего маркетинга двух компаний проиллюстрирован в табл. 19.2 и 19.3. Эти примеры касаются стратегии ключевых клиентских счетов в организации, специализирующейся на финансовых услугах, и стратегии вертикального маркетинга в компьютерной компании. В обоих случаях наблюдаем "официальный" уровень внутреннего маркетинга, который связан с маркетинговым планом или стратегией, а также уровни внутреннего маркетинга, связанные с неофициальной организационной структурой и процессами принятия решений и изменений внутри компании. В компьютерной компании вертикальный маркетинг - это не простая стратегия, поскольку Он связан с изменениями в распределении ресурсов и видов ответственности, возложенной на различные отделы, а также с изменением управленческой культуры. В компании, занимающейся финансовым обслуживанием, стратегия ключевых счетов включает в себя не просто новое направление в маркетинге, но и подразумевает изменения в свободе линейного управления и в методах работы. Эти примеры характерны для тех категорий проблем, которые связаны с реализацией стратегии и изменениями и могут быть решены с помощью внутреннего маркетинга.
Из сказанного выше следует также, что мы можем воспользоваться традиционными методами исследований рынка внутри компании, чтобы выяснить, кто должен измениться, каким образом, насколько, и какие устойчивые модели существуют на нашем внутреннем рынке.
И наконец, как и в случае с программой внешнего маркетинга, не следует пренебрегать важностью определения результатов везде, где это возможно. Определение может проводиться по таким критериям, как отношение людей к рыночной стратегии и их приверженность воплощению ее в жизнь или восприятие клиентами нашего успеха в деле выполнения данных им обещаний, или что, возможно, окажется более уместным, восприятие ими нашей неспособности добиться успеха, отраженной в жалобах, и так далее.
Опять же в абсолютном соответствии традиционному плану внешнего маркетинга наши программы внутреннего маркетинга должны быть направлены на специально выбранные цели или сегменты внутри рынка. Выбор ключевых целей программы внутреннего маркетинга должен вытекать непосредственно из целей программы внешнего маркетинга и из типов организационных и психологических изменений, необходимых для реализации маркетинговых стратегий.
Внутренний рынок можно сегментировать на элементарном уровне по должностным ролям и функциям, выполняемым группами людей, например, высшим руководством, другими отделами, специалистами по маркетингу и продажам.
В качестве альтернативы можно выйти за рамки рассмотрения характеристик должностей и попытаться найти ключевые источники предполагаемой поддержки и сопротивления плану внешнего маркетинга и выявить целевые сегменты, которые следует укрепить или воздействовать на них силой убеждения и переговоров. Вероятно, на самом высшем уровне мы могли бы выбирать такие целевые сегменты, исходя из отношения индивидуума к внешнему рынку и клиентам, а также к важнейшим ценностям, которые должны быть переданы внешним клиентам, учитывая и личные стремления сотрудников к продвижению по службе.
Следовательно, мы убедились в существовании различных способов применения внутреннего маркетинга. Кроме того, увидели, что маркетинг может играть разные роли: от совершенствования заботы о клиенте и программ повышения качества обслуживания, до повышения и поддержания стандартов обслуживания и удовлетворенности клиентов в точке продажи, и далее, до разработки программ внутренних коммуникаций и обеспечения структурированного подхода к планированию всего процесса внедрения маркетинговой стратегии. Для себя мы отметили также и то, что внутренний маркетинг может играть особенно важную роль в сетевой организации, основанной на союзничестве между партнерами.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА
Существует множество ситуаций, в которых стратегическое осмысление конкурентной стратегии должно быть направлено на определение возможной роли внутреннего маркетинга:
■ если производительность в важных сферах обслуживания клиентов неудовлетворительна и недостаточна для обеспечения прочного конкурентоспособного положения;
■ если сохраняется низкий уровень удовлетворенности клиентов, а из их жалоб следует, что основными причинами являются скорее отношение и модели поведения сотрудников, чем низкий уровень качества продукции или неадекватные системы технической поддержки;
■ если условия рынка и требования клиентов изменились настолько, что прежние стандарты и практические методы работы более не приводят к успеху;
■ если новые маркетинговые стратегии требуют новых навыков и моделей поведения - стратегия "растягивания";
■ если устранение разрыва между планированием и реализацией в прошлом было проблематичным.
В таких ситуациях, возможно, будет принято решение о рассмотрении стратегии внутреннего маркетинга, состоящей из таких компонентов:
■ Стратегия внутреннего маркетинга.В общем смысле это то, что необходимо для успешной реализации стратегии работы на внешнем рынке. Именно здесь нам следует передать реальный смысл своей внешней рыночной стратегии своим внутренним клиентам - лицам, принимающим решения, менеджерам, оперативным сотрудникам и другим людям, без поддержки, сотрудничества и приверженности которых внешняя стратегия потерпит крах. Это - решающий момент в процессе реализации внутреннего маркетинга. Возможно, стоит проконсультироваться с людьми, которых все это непосредственно коснется - провести исследование внутреннего рынка. Конечно, стоит учесть некоторое разнообразие мнений. По мере того как мы узнаем больше, можем вернуться на шаг назад, чтобы изменить и повторно обдумать свои выводы. Именно на данном этапе следует обратить внимание на затраты, связанные с достижением поставленных целей, и конечные сроки их достижения для того, чтобы обеспечить своевременную реализацию стратегии внешнего маркетинга.
■ Сегментация внутреннего рынкасвязана с выявлением целей на внутреннем рынке, на основе которых можно создать программы внутреннего маркетинга. Эти программы могут быть различными в зависимости от того, чего необходимо достичь и каким образом мы собираемся сделать это. Возможно, формулировка программ окажется непростой задачей, но это и есть путь к реальному пониманию проблемы внутреннего рынка и к эффективному решению этой проблемы. Наиболее очевидным путем выявления внутренних сегментов является выделение их по роли, функции или местонахождению, и этого может быть достаточно. Возможно, будет полезнее выявить новаторов и неформальных лидеров, оказывающих влияние на других. Можно подойти к решению этого вопроса более непосредственно, определив роли, которые будут принадлежать различным сотрудникам в процессе внедрения внешней стратегии, и проблемы, которые могут возникнуть при этом, или, проще говоря, - насколько сильно придется измениться людям для того, чтобы привести внешнюю стратегию в действие.
■ Программы внутреннего маркетингаопределяют, что потребуется от каждого сегмента внутреннего рынка для достижения поставленных нами целей. В каждой сфере необходимо разобраться и выделить не только рациональные вопросы, но и человеческие и культурные проблемы. С нашей точки зрения, продукт представляет собой новый маркетинговый план, информацию о котором необходимо донести до сотрудников (коммуникации внутреннего маркетинга), с помощью официальных презентаций (распространение внутреннего маркетинга) и корректировки систем выплаты комиссионных и оценки деятельности в соответствии с необходимостью (цена внутреннего маркетинга). С точки зрения внутреннего клиента, тот же план может означать разрушение и угрозу (продукт), утрату инициативы и потерю статуса (цена), бесцеремонно навязанную руководством (коммуникации) и строго "охраняемую" путем принуждения (распространение). Если внутренний маркетинг нужен хотя бы для чего-то, значит именно для того, чтобы справиться с этим конфликтом. Именно такая конфронтация не позволяет нам больше считать, что внутренний маркетинг заключается в составлении брошюр о том, как нужно заботиться о клиентах, и в создании блестящих презентаций своих планов. Нам придется подумать о том, как справиться с реальными психологическими и организационными проблемами, связанными с объемом работ и затратами на проведение стратегических изменений. На этом этапе также необходимо оценить затраты на то, что мы считаем необходимыми элементами своего внутреннего маркетинга: означают ли затраты на внутренний маркетинг, что стратегия работы на внешнем рынке утратит свою привлекательность? Будут ли затраты на внутренний маркетинг более высокими, чем мы ожидали, но все же терпимыми? Не придется ли изменить внешнюю стратегию, чтобы сократить затраты на внутренний маркетинг? Есть ли менее дорогостоящие пути решения важнейших задач внутреннего маркетинга?
■ Оценка внутреннего маркетинга:что мы можем определить, чтобы знать, приближаемся ли к цели. В идеале это должно быть количественное и объективное определение: сокращение жалоб клиентов или более высокий уровень их удовлетворенности. Это может потребовать приложения усилий, но не следует отказываться от важнейших целей потому, что они плохо поддаются определению: можно согласиться на субъективные или качественные оценки, что все же лучше, чем ничего.
|
|