Обратная связь
|
Онлайновое исследование конкурентов Всемирной паутиной можно пользоваться не только для изучения клиентов, но и для оценки конкурентов и их стратегий (см. главу 8). С помощью поисковых механизмов и ключевых слов можно сначала выявить существующих и потенциальных конкурентов, а затем найти их вебадреса.
На вебсайтах конкурентов обычно содержится масса информации о них. Она может пригодиться для выявления сильных и слабых сторон конкурентов, а также для прогнозирования их маркетинговых стратегий. Как правило, на сайтах представлена информация о миссии компании, об обслуживаемых рынках, о продуктах и услугах. Нередко на вебсайтах публикуются объявления о наборе сотрудников с указаниями типов навыков, желательных для компании; также можно ознакомиться с политикой компании в отношении своих сотрудников и предлагаемыми программами обучения.
Не следует забывать, конечно, и о том, что конкуренты тоже интересуются вашим вебсайтом. Делая его привлекательным для клиентов, постарайтесь не выдать слишком много коммерческих секретов!
ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО МАРКЕТИНГА НА МАРКЕТИНГОВУЮ СТРАТЕГИЮ
Одной из важнейших особенностей сети Интернет является переход власти из рук производителей и розничных компаний в руки клиентов (рис. 18.5). Середина двадцатого века представляла собой период, когда власть была сосредоточена в руках производителей и поставщиков (поскольку во многих отраслях спрос, как правило, опережал предложение). Основной же особенностью последней четверти двадцатого века стал переход власти к компаниям розничной торговли. Именно они контролировали связь между производителями и клиентами и решительно управляли потоками информации, поступающей к клиентам. Клиенты, которые хотели собрать информацию о конкурирующих продуктах, могли это сделать, но сам процесс нередко отбирал слишком много времени, был неудобен и в результате приводил к принятию решений на основе ограниченного количества информации, совершенно недостаточной для этого. Основной характеристикой рынка, созданного на базе сети Интернет, является наличие "информационной супермагистрали", благодаря которой клиентам стало намного проще получить сравнительную информацию. На самом деле сейчас покупатель, как правило, сам начинает с поиска информации, тогда как раньше производитель или розничный торговец инициировали и контролировали этот процесс.
Например, могущественные розничные компании Tesco и Wal-Mart являются участниками глобальных онлайновых бирж на базе всемирной паутины. Они могут получать продукты от поставщиков по самым низким ценам со всего мира с помощью аукционов и обратных аукционов. Они также могут оказывать давление на своих поставщиков, чтобы те переходили от своих источников сырья и компонентов к более дешевым, предлагаемым на бирже (хотя поставщики и не обязаны принимать подобные предложения, они нередко обнаруживают, что их вынуждают снизить цену так, как если бы они действительно воспользовались альтернативными источниками).
В дополнение к переходу власти в руки клиентов, как доказывает Портер (Porter, 2001), сеть Интернет значительно усилила конкуренцию во многих отраслях. С помощью модели пяти сил Портер демонстрирует, что интенсивность конкуренции возрастает в результате усиления соперничества среди существующих конкурентов, препятствий на пути к проникновению новых участников, увеличения вероятности технологических прорывов и укрепления власти покупателей (рис. 18.6). Противовесом этому, по мнению Портера, до определенной степени служит постепенное ослабление рыночной власти поставщиков в отрасли.
Такое усиление конкуренции и переход власти к клиентам оказывает немаловажное влияние на все виды маркетинговой деятельности.
Рис. 18.5. Смещение власти в цепочке поставок
Рис. 18.6. Влияние сети Интернет на конкуренцию
Источник: адаптировано и перепечатано с разрешения издательства Harvard Business School Press, из книги Strategy and Internet, автор Michael Porter. Boston, MA 2001, c.67. Авторское право © 2001 Harvard Business School Publishing Corporation; все права сохранены.
Рыночные предложения
С появлением маркетинга на базе сети Интернет очевидным стало наличие двух типов рыночных предложений: так называемые продукты, "состоящие из атомов" и продукты, "состоящие из битов".
Продукты, состоящие из атомов, - это материальные предложения, которые физически имеются в наличии, имеют определенную осязаемую форму. Хотя такие продукты можно продвигать на рынок с помощью сети Интернет, их необходимо физически доставлять клиенту, к тому же, в случае неудовлетворенности клиента, возможен возврат таких продуктов, а также перепродажа их клиентами. Типичными примерами таких продуктов являются книги и видеопродукция (Amazon.com), одежда, автомобили, бытовая техника. В итоге для покупателя приобретенный продукт ничем не отличается от того, который можно было бы приобрести у традиционного розничного торговца, который размещает ся в реальном здании. Но, возможно, при покупке через Интернет продукт обладает более высокой ценностью, выраженной в дополнительном обслуживании, удобстве и низкой цене. С точки зрения компании розничной торговли, осуществление доставки сопряжено со значительными проблемами.
Продукты, состоящие из битов, напротив, не являются материально существующими. Они могут быть представлены как цифровые данные в электронной форме. Как правило, они не подлежат возврату, но не требуют специальной доставки и могут быть переданы по сети. К продуктам, состоящим из битов, относятся музыка, новости, информационное обслуживание, фильмы и телевизионные программы. Эти продукты идеально подходят для маркетинга через сеть Интернет, поскольку полная цепочка поставки, начиная от первоначальной закупки материалов, маркетинга, продажи, заканчивая доставкой, осуществляется в режиме онлайн. Благодаря такой синергии логичным стало глобальное слияние компании AOL (ведущего провайдера интернет-услуг) с Time-Warner (промышленный конгломерат, специализирующийся на организации развлечений и передаче новостей). Оно послужило основой для предоставления в режиме он-лайн усовершенствованных информационно-развлекательных продуктов (хотя интеграция двух культур ведения бизнеса породила больше проблем, чем можно было предположить).
Рис. 18.7. Онлайновая розничная торговля в США
В действительности самой популярной категорией онлайновых приобретений в США в 2001 году стал заказ путевок для поездок на отдых. На долю приобретений продуктов, "состоящих из атомов", например, цветов и подарков, товаров и снаряжения для спорта и игрушек, пришлось менее одной трети суммарной денежной стоимости всех сделок (рис.18.7).
Хотя получаемые онлайновые доходы все больше впечатляют, не следует забывать о процентной доле, которую составляет объем продаж продуктов через Интернет в суммарном объеме продаж (рис. 18.8). По оценкам компании Shop.org, на долю онлайновых покупок приходится около 3,2 процента всего объема рынка розничной торговли в США, а для большинства категорий показатель проникновения на рынок по-прежнему не достигает 10 процентов.
Рис. 18.8. Проникновение онлайновой торговли на общий розничный рынок (категории, по которым показатель проникновения превышает 5 процентов)
При покупке продуктов, состоящих как "из атомов", так и "из битов", продаваемых через сеть Интернет, покупатели обладают значительно большей властью, чем при приобретении товаров в традиционных магазинах, расположенных в реальных зданиях. Проще говоря, клиент обладает гораздо более широким доступом к информации, имеет возможность более полно изучить предложения конкурентов, получить онлайновые рекомендации и в большем объеме провести сравнение цен. Онлайновый покупатель может одним щелчком мыши приобрести продукт или отказаться от данного предложения, тогда как в ситуации личного общения с продавцом многое может зависеть от искусства персональных продаж и убеждения. Для того чтобы покупатели постоянно делали выбор определенного продукта, предпочитая его продуктам конкурентов, он должен предоставлять клиенту более высокую дополнительную ценность, выраженную в более низкой цене, большем удобстве, ценных дополнительных особенностях, быстродействии и проч. Следовательно, движущим фактором маркетинга на базе Всемирной Паутины является все более пристальное внимание к улучшению продуктов в целях дифференциации (см. главу 13).
Сеть Интернет также способствует интегрированному маркетингу продуктов, состоящих из атомов и битов. В декабре 2001 года компанией New Line Cinema была выпущена эпическая кинолента "Властелин колец: Братство кольца" (ВК) по мотивам бестселлеров Дж.Р.Р. Толкиена. До выхода фильма на экраны было распродано более 100 млн экземпляров книг этого автора, переведенных на 45 языков мира. Чтобы подогреть интерес к новому фильму, компания New Line в мае 1999 года создала собственный вебсайт. Отрывок из фильма, появившийся на сайте в апреле 2000 года, посетители скачивали более 1,7 млн раз. Сайт обновляется три-четыре раза в неделю в рамках четырехлетней программы, охватывающей период выпуска на экраны трех фильмов, составляющих трилогию (второй фильм появился в декабре 2002 года, третий - в декабре 2003 г.). Целью компании было создание онлайнового собрания, объединяющего 400 сайтов, посвященных ВК.
Была создана обширная система мерчандайзинга, связанного с данным фильмом. Новозеландская фирма WETA, создатель сказочных существ и спецэффектов в фильме, стала выпускать игрушки и "коллекционные экземпляры" по его мотивам. Также были сформированы маркетинговые партнерства с ресторанами (Burger King), производителями потребительских товаров (JVC, General Mills), продавцами книг (Barnes & Noble, Amazon.com - объем продаж книг вырос на 500 процентов после выхода фильма на экраны), и даже с новозеландской почтой (в декабре 2001 года была выпущена серия почтовых марок с персонажами ВК). К тому же компания AOL Time-Warner выпустила самую последнюю версию AOL (7 версия) с тотализатором "Властелин колец", на котором за первые две недели было зарегистрировано 800 000 ставок. 18.4.2. Власть бренда
На ранних этапах принятия инновации брендинг обладает скорее большей, чем меньшей, значимостью. Наименование бренда и репутация хорошо известных поставщиков способствуют формированию уверенности у покупателей, заключающих первые сделки по сети Интернет, точно так же как капитал бренда служит важнейшим маркетинговым активом для осуществления транзакций в мире обычного бизнеса, не связанного с сетью. Поскольку, приобретая через Интернет "состоящие из атомов" продукты, клиенты, как правило, не имеют возможности попробовать продукт или побеседовать с продавцами, брендинг может сыграть решающую роль в привлечении потенциальных клиентов. В действительности названия стабильных и хорошо известных брендов могут стать немаловажным средством, которое поможет потенциальным клиентам в первую очередь найти нужный вебсайт.
По мере того как клиенты приобретают больше опыта и уверенности в качестве пользователей сети Интернет, они, как правило, начинают чувствовать в себе силы для того, чтобы больше "ходить по магазинам", выбирая альтернативные товары по более низким ценам от менее известных поставщиков. В главе 20 внимание будет обращено на снижение наценок на брендовые товары в новом тысячелетии. Вероятно, именно сеть Интернет, где доступность сравнительной информации обеспечивает укрепление власти покупателей, ускоряет, а не замедляет развитие этой тенденции.
|
|