Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Региональные культуры: «Восток» и «Запад», «Север и Юг»

Характерной чертой региональных куль­тур является то, что каждая из них существует в определенном геогра­фическом ареале. Как правило, они представляют собою конгломерат различных культур, создаваемых несколькими народами, населяющи­ми регион. В них образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Например, в Индии культуры народов, поселявшихся на индийской земле, впи­тывали в себя древние традиции, составляющие и поныне специфиче­ский колорит жизни этой страны.

Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исто­рически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются «Запад» и «Восток», а также «Север» и «Юг».

Запад и Восток

Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому что культуры эти неоднородны по своему содер­жанию. Во-вторых, восточная культура неоднородна гораздо в большей степени, чем западная, в ней со­существуют разные религии, тогда как культура Запада объединяет­ся одной религией — христианством. Поэтому академик В. М. Алек­сеев называл культуру Востока «горизонтальной», а Запада — «вер­тикальной».

В течение долгого времени проблема «Восток—Запад» рассматри­валась преимущественно с позиций европоцентризма. В настоя­щее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновре­менно, но по-разному.



Культурные различия между Западом и Востоком

  Запад Восток
Особенности образа жизни Познание внешнего мира и активное воздействие на ненр; самостоятельная деятельность человека, ускоренный темп жизни Самоизоляция от внешнего мира, уход во внутреннюю духовную жизнь; пассивное подчинение человека жизненной силе природы.
Философия Идея бытия; стремление к точным формулировкам истины в словах; владение даром слова. Идея небытия; истинное знание невыразимо в словах; истинная мудрость выражается личным примером.
Наука Развитие науки, как практической, так и теоретической. Развитие преимущественно практических знаний.
Искусство Утилитаризм, визуальность, реализм; с эпохи Возрождения – индивидуализм. Неутилитарность, символизм, условность; синтез различных видов искусства; в изобразительном искусстве декоративность, отсутствие перспективы, неиндивидуализированность стиля.
Этика Активность, утилитаризм; «нормативная недостаточность», разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к творчеству, расшатывание традиций. Созерцательность, консерватизм, аскетизм; «нормативная избыточность», строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность.
Политическая жизнь Динамизм Инерционность

 

Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада (так, по мнению востокове­дов, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в спе­цифически восточных формах). В настоящее время стало почти об­щепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Не­сомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчез­новения различий между ними.

Север и Юг

Наряду с проблемой «Восток—Запад» в последнее время все большую. важность приобретает проблема «Север—Юг». Под «Югом» здесь понимается социокультурный мир народов субтропического пояса - африканского континента, Меланезии, Океании. Живущие же север­нее народы образуют социокультурный мир «Севера», в котором веду­щую роль играет западная культура. Географические границы между Севером и Югом трудно четко определить. Мир Юга частично пере­секается с миром Востока и противопоставляется главным образом миру Запада. Наиболее отчетливо его специфика выступает в образе жизни аборигенов тихоокеанских островов и «черной Африки».

«Южный» регион — это прародина человечества: современные ан­тропологи склоняются к признанию моноцентрической теории проис­хождения человека, согласно которой род человеческий ведет начало от живших на африканском континенте 3-4 миллиона лет назад предлюдей. Природные условия (богатство флоры и фауны, теплый кли­мат) не требовали от южных народов развития форм материального производства, характерных для более суровых зон земного шара. Их культура в течение тысячелетий транслировала от поколения к поко­лению один и тот же, мало изменяющийся объем знаний и традиций, обеспечивающих жизнь людей на основе примитивного, но хорошо приспособленного к естественной среде хозяйства.

Однако свойственная южному типу культурно-хозяй­ственной жизни застойность превратила Африку и острова Океании в колонии европейских государств. Движе­ние за независимость вызвало у них бурный подъем национального самосознания и стремления защитить, утвердить и возвысить достоин­ство своей самобытной культуры.

К настоящему времени население Юга составляет около одного миллиарда человек. Этнический состав его чрезвычайно разнообра­зен. Повсюду сохраняются и играют большую роль в организации жизни традиционные формы мифологии и магии, включающие в себя древние верования в духов, шаманство и колдовство, преклонение перед идолами и фетишами. Наряду с древними местными язычески­ми религиями распространены буддизм, ислам и христианство.

Искусство народов Юга отличается экспрессией — бурным выра­жением эмоций, что особенно чувствуется в музыкально-танцеваль­ном искусстве. В изобразительном искусстве преобладают яркие крас­ки, острые, угловатые формы, гротескное подчеркивание характер­ных признаков животных и людей. Удивительно разнообразны варианты украшения человеческого тела. Музыка и танец, живопись и скульптура проникнуты магической символикой. Скрытый смысл ее понятен только посвященным. Что именно означают те или иные произведения и их отдельные элементы, знают иногда лишь прошед­шие инициацию члены рода или шаманы.

В настоящее время получает все большее распространение мысль о культурной общности, объединяющей народы Юга. В наиболее раз­вернутом виде эта мысль воплотилась в негритюде— распространен­ном на Юге направлении общественной мысли, утверждающем ис­ключительность исторических судеб Африки и особую роль негри­тянской культуры в развитии человечества.

Один из идеологов негритюда, современный африканский мыс­литель Л. Сенгор, утверждает, что негры иначе, чем европейцы, от­носятся к природе, к окружающей среде. Негр — дитя природы, он находится в живой, непосред­ственной связи с нею. Если для европейца главным оруди­ем познания мира является рациональное мышление, то для негра — чувства, эмоции, «непосредственное сопереживание» происходя­щих в мире процессов. Мир для него полон магии и одушевлен. Стихия африканца — танец, музыка, спорт, теп­лота человеческих отношений. Ему не нужна бездушная техника, отгораживающая людей от мира. Чужда ему и абстрактная, обезли­ченная наука белых людей: он постигает все и без нее — с помощью, своей «африканской науки» чувствования и сопереживания.

По Сенгору, негритянская культура — антипод культуры белых народов Севера. Он считает, что африканская культура не только встает наравне с западной, но и во многих отношениях превосходит ее. Сенгор полагает, что будущее человечества должно лежать на путях принятия ценностей негритянской культуры.

Культура Юга уже сейчас оказывает заметное воз­действие на Север. Вливание «свежей африканской крови» заметно обновило и эмоционально обогатило искусство Севера, в особенности музыку и танец (джаз, рэгги, диско, рэп, брейк-данс). Искусство Юга наложи­ло свой отпечаток на творчество выдающихся европейских художни­ков конца XIX — начала XX века (Гоген, Матисс, Пикассо, Дали и др.). Эхо африканской культуры можно заметить и в области фило­софии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX века А. Швейцера). Благодаря негритянским спорт­сменам стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зре­лища — футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика.

 

5. Цивилизации, их типология

О смысле понятия «цивилизация»

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis — граждан­ский, общественный, государственный. В XVII-XVIII веках «циви­лизованность» понималась как противоположность «дикости». Л. Морган, Ф. Энгельс и другие историки и философы рассматривали цивили­зацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. К концу XIX века в обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемых че­ловеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенглер, Г. Маркузе и др.).

Соотношение культуры и цивилизации. Культура понимается как внутреннее духовное содержа­ние цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя матери­альная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивилизация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духов­ных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существо­вания, она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура — это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, искусства, а цивилизация — это степень технологическо­го, хозяйственного, социально-политического развития общества.

В сочинениях философов, трактующих цивилизацию таким обра­зом, проводится мысль, что цивилизованный человек — это совсем не то, что культурный человек. Культурным человека делает «внутрен­няя культура» личности — превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения лич­ности. Цивилизованный же человек — это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. Если это соблюде­ние не стало для него внутренней необходимостью, то его нельзя счи­тать подлинно культурным.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий философ Освальд Шпенг­лер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эво­люции современного западного мира («Закат Европы»). Цивилиза­ция у Шпенглера выступает как последняя стадия развития всякого социокультурного мира, эпоха упадка творческой силы и погруже­ния в бездуховное существование.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX века Арнольд Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые вы­ступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Современный американский исследователь Сэмюэл Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ран­га. На уровне цивилизаций, по его мнению, выделяются самые ши­рокие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ними.

Итак, понятие цивилизации может означать:

исторический процесс совершенствования жизни обществ ( Поль Голь­бах);

образ жизни общества после выхода его из первобытного, варвар­ского состояния (Льюис Морган);

материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сфере духовности, творчества и сво­боды (Георг Зиммель);

последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культу­ры, эпоху смерти этой культуры (Освальд Шпенглер);

любой отдельный социокультурный мир (Арнольд Тойнби);

наиболее широкую социокультурную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Сэмюэл Хантингтон).

 

Разнообразие цивилизаций

Понятие цивилизации имеет очень общий характер и охватывает самые различные типы обществ. Эти типы можно выделять по таким призна­кам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность, сходство природных условий и др.

Можно выделить следующие типы цивилизаций:

- общественно-экономические формации – рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и т.д. (К. Маркс)

- аграрные и индустриальные цивилизации;

- общества, объединенные общими метакультурами.

Как особые типы ци­вилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональ­ные социокультурные миры Египта, Китая, Ирана, Месопотамии.

Существенны различия между аграрной и индустриальной цивилизациями. В первой господствует культура патриархаль­ного («традиционного») типа, для которой характерны такие черты, как близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта и сла­бость межкультурных контактов, господство фольклорно-этнического начала в искусстве и т. п. Разновидностями аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводчес­кая (у кочевых народов) с соответствующими им культурами.

Индус­триальная цивилизация отличается приоритетом городской культу­ры, ускоренными темпами жизни, большей свободой нравов и выбо­ра жизненных ценностей, быстрым ростом образования, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности насе­ления и пр. По мнению многих ученых, в настоящее время на Западе идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию но­вого типа — постиндустриальную, или информационную, что вызывает крупные перемены в культуре общества.

Особое место среди цивилизаций занимают общества, объединен­ные общими метакулътурами. Для метакультур характерно то, что они, во-первых, имеют надэтнический характер и, во-вторых, объеди­няют разные, но сходные по некоторым общим параметрам культуры. В основе сходства культур, входящих в единую метакультуру, может лежать языковая общность, обусловливающая близость многих других сторон культурной жизни людей (например, испанская метакультура, охватывающая кроме Испании ряд стран Латинской Америки), общ­ность природных условий (например, метакультура горных народов или народностей Крайнего Севера) и в особенности религиозная общ­ность.

История свидетельствует, что религии играют наиболее существенную роль в образовании метакультур. Возникнув в одном народе и затем распространяясь среди других народов, они выступают в каче­стве связующего начала, соединяющего их культуры. Так формируют­ся буддийская, христианская, исламская метакультуры.

Различия между метакультурами относятся к самым глубоким раз­личиям между обществами. Взаимопонимание людей, принадлежащих к разным метакультурам, достигается труднее всего. Подобно этнокультурным стереотипам, существуют и стереотипные образы метакультур. Но это не значит, что метакультурное взаимопонимание вообще недостижимо. Оно просто требует больших усилий для того, чтобы мысленно войти в мир представлений, установок и ценностей другой метакультуры.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.