Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социокультурные смыслы (функции) искусства

Богатство и значимость самого феномена искусства в культуре обусловливает множественность его социокультурных смыслов. Они определяют те функции, которые искусство выполняет в культуре.

Рекреативная функция.Самый простой и наименее требователь­ный подход к искусству: оно служит для отдыха и развлечения, сред­ством психической разрядки, отвлечения от забот будничной трудо­вой жизни. Чтобы выполнить эту функцию, искусство должно быть легкодоступным, не требующим особых усилий для восприятия. На рекреативную функцию ориентируется так называемое массовое искусство.

Воспитательная функция.Искусство выступает как средство вос­питания, нравственного, духовного, социального совершенствования человека. Художественное произведение рассматривается как «учеб­ник жизни». Отсюда — призывы соединить рекреативную и воспита­тельную функцию: «поучать, развлекая».

Идеологическая функция.В художественном про­изведении находят выражение определенные взгляды на обществен­ную жизнь. Художники, занимающие активную общественную пози­цию, сознательно пропагандируют в своем творчестве отстаиваемую ими идеологию. Но и в произведениях, авторы которых специально такой задачи не ставят, отражаются их идейные позиции, их социаль­но-политические симпатии и антипатии.

Познавательная функция.Из художественных произведений мы многое можем узнать. В живописи перед нами предстают историчес­кие события, портреты выдающихся деятелей, национальные особен­ности быта, одежды, нравов. Художник передает дух эпохи, нацио­нальный колорит культуры.

Эмотивная функция.Она заключа­ется в воздействии искусства на сферу человеческих эмоций. Искусство нужно людям только тогда, когда оно рождает у них интерес, порождает удовольствие от самого процесса восприятия художествен­ного произведения.



Искусство воздействует наши чувства. Человек как бы временно переселяется в мир художественного вымысла. Эта эмоциональная вовлеченность «внутрь» произведения искусства и есть то, что обес­печивает интерес к нему и доставляет наслаждение. Таким образом, эмотивная функция, в отличие от других функций искусства, является общей и основной для всех его видов, форм, жанров. Если произведение искусства не выполняет эту функцию, то и все прочие функции оно не сможет выполнить, ибо оно просто «не дойдет» до публики.

Искусство должно воздействовать на воображение. Средством такого воздействия является художественный образ. Произведение искусства только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художе­ственные образы. Создание их и составляет специфику искусства, специфику художественной деятельности. Где их нет, там нет и ис­кусства.

Особенности художественного образа.

Эмоциональность.Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отноше­ние к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на кото­ром вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.

Предназначение художе­ственного образа — не в том, чтобы отразить реальность такой, какая она есть, а в том, чтобы вызвать в человеческой душе переживания, сопряженные с ее восприятием. Художник не может заставить человека пере­живать какие-то чувства, просто назвав их или даже подробно опи­сав. Он возбуждает переживания, моделируя средствами художе­ственного языка породившие их причины. Художественный образ и есть модель причины, рождающей эмоции. Воссоздавая силой своего воображения то, что представ­лено в произведении искусства, зритель, читатель, слушатель стано­вится «соавтором» содержащегося в нем художественного образа.

Итак, художественный образ по сути своей есть не столько отра­жение явлений действительности, сколько выражение их человече­ского восприятия, связанных с ними переживаний, эмоционально-ценностного отношения к ним.

Условность. Мнение, что искусство — по крайней мере «предметное» искусство — заключается в умении достигать сходства изображения с изображае­мым, широко распространено. Еще в античности это мнение легло в основу «теории подражания» (по греч. — мимесиса), согласно кото­рой искусство есть подражание действительности. С этой точки зре­ния эстетическим идеалом должно быть максимальное сходство ху­дожественного образа с объектом. Но художественный образ не может быть просто копией действи­тельности. Эмоционально-ценностный характер художественного образа предполагает отступление от бесстрастной объективности в изображении действи­тельности. В этом и состоит художественная условность.

Символичность. Как уже отмечалось язык символов самые абстрактные идеи выражает в конкретно-наглядной форме. Искус­ство использует визуальные, аудиальные, вербальные знаки не просто в их прямом, непосредственном значении, но и кодируя в них глубин­ные, «вторичные» символические смыслы. Поэтому художественный образ не сводится к тому, что в нем изображено. Он несет в себе какое-то иное, более общее смысловое содержание, выходящее за рамки кон­кретного, видимого и слышимого объекта, который в нем представлен.

Многозначность.Всякий знак способен быть носителем раз­ных значений. Значение знаков складывается и существует только в контексте. Таким образом, понять значение знака нам помогает контекст, в котором он употреблен. Этот контекст связан со своей исторической эпохой. Восприятие произведения может проходить в ином историческом контексте. Поэтому подлинное произведение искусства обладает настолько глубоким со­держанием, что его невозможно исчерпать в рамках одного «единственно верного» толкования.

Социальная культура

Социальная культура (культура социальных отношений) опреде­ляется регулятивами, ценностями и идеалами, обусловливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения. Ос­новными формами социальной культуры являются нравственная, правовая и политическая культура.

Социальную культуру объединяет с духовной то, что обе они ориен­тированы на «ценностную» ось. Высшие ценности обеих этих облас­тей культуры имеют финальный, «самоценный» характер. Они нуж­ны не как средства для достижения чего-то, а как конечные цели. Но ценности социальной культуры отличаются от ценностей ду­ховной культуры. К достижению последних человек может стремить­ся независимо от других людей, освоение ду­ховных ценностей требует от личности самостоятельных усилий. Ценности же социальной культуры не могут до­стигаться в одиночку. Такие ценности, как милосердие, равенство, гуманность, правопорядок, демократия, гражданские свободы реали­зуются только в отношениях между людьми. Продукты духовной культуры ценны сами по себе. Ценности и идеалы социальной культуры «предназна­чены» для их осуществления в реальной дей­ствительности.

Социальная культура же включает в себя не только ценности, но и регулятивы, нормы, правила поведения и взаимодействия людей в об­ществе. Соблюдение этих норм и правил контролируется обществен­ным мнением, правоохранительными органами, государством.

Нравственная культура

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности (идеалы); 2) регулятивы (нормы).

Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями», считая главными из них благоразумие, мужество, справедливость. В религии высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Эти ценности, представляемые в их совершенном выраже­нии, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регуляти­вы разнообразны. В каждой культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами. Таким образом, ценности и регулятивы взаимосвязаны.И те и другие, вместе взятые, обычно называют принципами нравственности (морали, этики).

Высшая нравственная ценность — добро. Делать добро — главный регулятив нравственного поведения. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т. е. нечто несовместимое с нрав­ственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него.

Важнейшей особенностью нравственности является финальность нравственных ценностей и императивность (безусловная обязатель­ность) нравственных регулятивов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.