Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принципы культуры законодательства

Общепризнанными в настоящее время стали следующие принципы законодательства.

1. Принцип социальной справедливости. Уже древние греки раз­личали уравнительную и пропорциональную справедливость. Первая заключается в «равенстве для равных», а вторая — в «неравенстве для неравных». В исторически существующих системах права находит выражение пропорциональная справедливость. Всюду, где есть част­ная собственность, право обеспечивает неравенство людей по имуще­ственному положению. Но на протяжении всей истории идея уравни­тельной справедливости находит массу приверженцев среди обездо­ленных и угнетенных.

Правовое регулирование рыночных отношений формально сочетает пропорциональную справедливость с уравнитель­ной. На свободном рынке все имеют равное право выступать в качестве продавцов и покупателей, но получаемый доход пропорционален име­ющемуся капиталу, трудовым затратам, умению вести дело и т. п. Од­нако формальная «рыночная справедливость» оборачивается факти­ческой несправедливостью для безработных, стариков, инвалидов, ставя их, по существу, в бесправное положение. Поэтому общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике, должно во имя социальной справедливости предусматривать правовую защи­ту необеспеченных слоев населения.

2. Принцип равноправия. Он утверждает юридическое равенство людей, равенство их перед законом. Юридическое равенство означа­ет равенство прав и свобод граждан независимо от их происхождения, национальности, пола и т. д. Фактическое существование физическо­го, умственного, имущественного неравенства не должно сказывать­ся на гражданских правах и свободах личности.



3. Принцип охраны прав личности. Речь идет, прежде всего, о за­щите прав человека от посягательств со стороны государства. Такое требование направлено против деспотических, тоталитарных режи­мов, при которых государство подавляет человека. С охраной прав личности связан общеправовой демократический принцип: «Все, что не запрещено законом, дозволено» — для граждан. Для власти и ее представителей должен действовать противоположный принцип: «Все, что не разрешено законом, запрещено»: власти не имеют права принуждать граждан ни к чему сверх того, что разрешает им требо­вать от них закон.

4. Принцип единства прав и обязанностей. Предоставление граж­данину прав должно сочетаться с наложением на него обязанностей. Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав. Так, право на свободу мнений предполагает обязанность дать другому высказать свое мнение. Любое право может быть реализовано только через какую-то обязанность, налагаемую на того, кто имеет это право, или на того, кто это право ему обеспечивает. Освобождение каких-либо категорий граждан от общих для всех обязанностей (например, при­вилегия «неприкосновенности» для депутатов) является несомнен­ным отступлением от принципа единства прав и обязанностей.

5. Презумпция невиновности. Всякий человек считается ни в чем не виновным, пока в установленном законом порядке не доказано иное. Этот принцип, называемый презумпцией невиновности, закреплен в международных документах о правах человека. Она означает, что никто не обязан доказывать, что он не виновен: это с самого начала предполагается, тогда как об­винитель должен доказывать вину обвиняемого. Обвиняемому до­статочно лишь опровергать приводимые обвинителем аргументы, и если он это сделал, ничего больше не требуется, чтобы признать его невиновным.

Политическая культура

Политика есть область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. «Термином "власть" мы обозначаем... способность од­ного человека определять поведение другого или других. В этом смыс­ле почти у каждого есть минимум власти» (Арон Р.). Государственная власть есть цент­ральное понятие, вокруг которого концентрируются все проблемы по­литики. Человек принимает участие в политической жизни общества, когда он либо сам находится у власти, либо влияет на ее формирова­ние и ее решения (например, участвуя в выборах и референдумах).

Политическая культура — это совокупность регулятивов и ценно­стей, определяющих участие людей в политической жизни.

Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы государства. Вместе с тем поли­тическая система сама строится в соответствии с характером националь­ной культуры и укореняется в обществе постольку, поскольку соответ­ствует господствующим в его политической культуре установкам.

Функции политической культуры

Политическая культура выполняет две основные функции. Во-пер­вых, она формирует отношение людей к существующей власти. Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества.

1. Отношение к власти.Государственная власть держится на насилии. Граждане признают законность государственного насилия только тогда, когда они признают законность, легитимность самой государственной власти. В политической культуре складывается образ легитимной («законной») власти. Легитимной может счи­таться власть верховного жреца, наследника престола, всенарод­но избранного президента и т. п. От того, насколько существую­щая в обществе власть соответствует этому образу, зависит ха­рактер отношения людей к ней — будут ли они ее признавать и добровольно подчиняться ей или же не будут считать ее закон­ной и станут оказывать ей скрытое, а то и явное сопротивление, по­винуясь ей только под угрозой применения силы.

2. Политическая организация общества.В узком смысле под поли­тической организацией общества понимается устройство полити­ческой системы государства. В широком смысле политическая организация общества охватывает не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, включая и офици­альные учреждения законодательной, исполнительной, судебной власти, и общественные силы, так или иначе участвующие в борьбе.

Политическая культура создает атмосферу, в которой возникают и функционируют разнообразные политические силы. От нее зависят средства и методы осуществления политической власти, отношения между властью и гражданами.

Типы политической культуры

Как отмечалось выше, власть может быть легитимной, если люди признают ее, и нелегитимной, если они ее не признают, даже если вынуждены ей подчиняться. Согласно М. Веберу, существуют три основных типа легитимной власти:

традиционная власть, основанная на вере в священность издрев­ле существующих обычаев;

харизматическая власть, основой которой является убежден­ность людей в особых качествах властителя, данных ему природой, судьбой, Богом (например, магические способности, пророческий дар, необычайная сила духа);

легальная власть, опирающаяся на рациональную систему право­вых норм.

Каждому из этих типов власти соответствует базисный тип по­литической культуры, в котором эта власть признается легитимной.

Политическая культура традиционного типахарактерна для пат­риархальных обществ, где господствуют феодальные, доиндустриальные формы хозяйства. Общество уподобляется большой семье, где государь — глава семьи, «царь-батюшка», а его подданные — «дети государевы». Преобладают неформальные, не регулируемые законодатель­ством формы решения государственных дел. Большую роль в поли­тической жизни играют «семейные» порядки, личные отношения и связи. Властитель может принимать произволь­ные решения. Уровень гражданских свобод ни­зок. Политическая активность основной массы населения крайне слаба и проявляется лишь в локальных бунтах.

Политическая культура харизматического типа.Роль правителя закрепляется за вождями, которые пользуются непререкаемым авто­ритетом, ибо люди верят в их необычайные и даже сверхъестественные личные достоинства. Харизматическая власть, как и традиционная, базируется на личных отношениях между властителем и подчиненными и чревата произволом. Харизматический лидер, как правило, становится властителем. Нередко такие властители обожествляются и стано­вятся объектами священного культа. Харизмой в глазах своих почита­телей обладали основатели религий (Будда, Иисус Христос, Мухам­мед), великие полководцы (Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон). В XX веке к харизматическим вождям можно отнести Ле­нина в СССР, Ганди в Индии, Гитлера в Германии.

Политическая культура легального типа.В государстве, где устано­вилась легальная власть, управление обществом осуществляется с помо­щью бюрократического аппарата, который состоит из чиновников. В культуре легального типа вла­стные отношения безличны: власть принадлежит здесь не лицам, а долж­ностям, или, точнее сказать, она принадлежит какому-то лицу лишь постольку, поскольку оно законным образом заняло властную долж­ность. Такова политическая культура в современных цивилизованных странах.

Политическая организация об­щества может быть различной. Разные ее варианты («политические режимы») отличаются друг от друга особенностями взаимоотноше­ний между государственной властью и обществом, степенью реали­зации гражданских прав и свобод, способами и средствами деятель­ности органов власти и пр. Существуют две основные модели легаль­ной политической культуры — тоталитарная и демократическая — и два соответствующих им вида политических режимов.

Тоталитарная модель

Основные ее особенности:

♦ Монополизация государственной власти правящей партией и кон­центрация ее в руках лидера, вождя или узкого круга приближен­ных к вождю лиц.

♦ Сращивание партийного аппарата с государственным.

♦ Государство фактически не является правовым и не стремится стать таковым; роль правовых норм существенно умаляется.

♦ Использование административно-командных методов управления всей жизнью общества, централизованное руководство всеми форма­ми культуры, политиче­ский надзор над частной жизнью; «огосударствление» общества.

♦ Господство единой общегосударственной официальной идеоло­гии, охватывающей все сферы жизни.

♦ Жесткий контроль над печатью, цензура; права и свободы личности существенно ограничены; тотальный контроль поведения и мышления граждан, наказание за инакомыслие.

♦ Приоритет коллективных интересов (государственных, классо­вых, национальных, религиозных) над индивидуальными права­ми человека, подчинение личности коллективу.

♦ Утверждение главенства идеологических ценностей перед всеми остальными, первенства политики перед экономикой; экономиче­ский застой, развитие экономики в милитаристском направлении.

♦ формальный характер участия граждан в политической жизни и внутренняя политиче­ская пассивность.

Демократическая модель

Ее черты:

♦ Государственная власть подконтрольна населению, ее представи­тели выборны и сменяемы на основе народного голосования.

♦ Проводятся в жизнь принципы правового государства; правовая система обеспечивает мирное соперничество различных полити­ческих сил в борьбе за власть.

♦ Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти (плюс средства массовой информации — «четвертая власть»); дея­тельность государственных органов строго регламентирована зако­ном.

♦ Приоритет интересов общества перед интересами государства; открытый характер политической жизни; ответственность государства перед гражданами.

♦ Благоприятные условия для высокой общественной активности граждан, существование разнообразных общественных организа­ций

♦ Не только власть большинства, но защита прав меньшинства.

♦ Невмешательство государства в сферу культуры, в деятельность негосударственных организаций, в частную жизнь граждан; свобо­да печати, отсутствие цензуры; гарантии гражданских прав и сво­бод; индивидуальные права человека ставятся выше групповых, классовых, национальных, государственных; плюрализм мнений, запрещена лишь пропаганда вражды между людьми, насилия и подавления демократических свобод.

♦ Постоянная борьба между различными партиями и политически­ми группировками, столкновение двух тенденций: одна рождает конкуренцию и конфронтацию различных общественных сил, а другая — стремление к компромиссу и сотрудничеству.

Проблемы современной политической культуры.

Острейшими проблемами современной политической культуры во многих странах являются:

♦ положение национальных меньшинств;

♦ активизация националистических, шовинистических движений;

♦ социально-классовые противоречия — старая, но постоянно про­должающаяся и принимающая новые формы проблема;

♦ борьба с преступностью, особенно с организованной преступно­стью и терроризмом;

♦ социализация молодежи (и в частности, борьба с ростом молодеж­ной наркомании).

Решение этих и многих других проблем в значительной мере за­висит от того, насколько эффективна деятельность государственной власти.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2017 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.