Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовое государство и гражданское общество.

Не все в жизни людей подвластно государству. Не государство создало человеческую цивилизацию, а человечество на определенной ступени своего развития, породило государство как политическую организацию, обеспечивающую стабильность общественной жизни.

Поэтому в сообществе людей параллельно с государственной властью существует такая организационная структура, которая обозначается понятием «гражданское общество». «Гражданское общество» - это форма самоорганизации и самодеятельности граждан. Сообщество людей в процессе цивилизованного развития становится сообществом граждан, лично свободных, экономически самостоятельных, духовно зрелых, социально ответственных, способных решать все возникающие в их жизни проблемы на основе взаимного согласия с учетом интересов всех и каждого.

Социально- политическим стрежнем, вокруг которого формируется гражданское общество, выступает гражданин, социальный субъект, обладающий правовым равенством, экономической самостоятельностью, социальной ответственностью, способный участвовать в решении важнейших вопросов общественной жизни. Поэтому определенное представление о гражданском обществе, о способности людей решать социальные проблемы, помимо государственной власти, возникло еще в демократических структурах Древней Греции и Рима. В дальнейшем по мере социокультурного развития различных стран, происходило усиление начал гражданственности в их жизни, шло формирование и развитие гражданского общества.

Таким образом, понятие «гражданское общество» обозначает особый уровень развития человеческого общества, в котором наряду с государственной властью широко развиты негосударственные институты (структуры), способствующие определенной децентрализации власти, развитию самоуправленческих тенденций. Поэтому сам процесс развития человеческой цивилизации порождает и развивает структуры гражданского общества в качестве существенного элемента политической культуры общества.



Современная развития государственность ассоциируется с социальным и правовым государством. Социальным принято считать государство, реально озабоченное улучшением уровня, качества и образа жизни, благосостояния своих граждан, проводящее в этих целях активную, сильную социальную политику, следствием которой является разнообразие и дальнейшее умножение социальных достижений, прав и необходимых обязанностей как граждан, так и самого государства. Появление и развитие феномена социального государства во многом связаны с поисками ответа Запада, развитого капиталистического мира на вызовы, брошенные в свое время советским государством, а также с определенной «гуманизацией» капитализма по мере его превращения в высокоразвитую общественно-экономическую систему, не чуждую чувством и идеалам социальной справедливости и солидарности. Сегодня социальное государство на Западе гордится большим запасом социальных достижений и в определенном смысле является одним из лидеров в борьбе за социальный прогресс.

Правовым называют государство, где закон, право играют важнейшую роль в определении статуса и поведения как граждан, так и социальных институтов, в том числе самого государства, где правовые основы и регулирование общественных отношении призваны обеспечивать решение всех основных проблем и конфликтов и на межличностном, и на общественном уровнях. Правовое государство гарантирует не только юридически, но и фактически индивидуальные и коллективные права и свободы граждан. Понятия «правовое государство» и «защита прав человека» - неразрывно взаимосвязаны.

Статья 1 нашей Конституции гласит: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».

Принципами правового государства являются:

1) принцип правового равенства, который означает формальную независимость друг от друга субъектов права. Правовое равенство распространяется на взаимоотношения личности и государства.

2) принцип не отчуждаемости прав и свобод человека, т.е. за личностью признаются неотъемлемые, неприкосновенные и не нарушаемые права и свободы;

3) принцип разделения властей, согласно которому органы государственной власти специализируются в осуществлении властных полномочий. Согласно этому принципу исключается возможность монополии власти в руках одного лица, органа или социального слоя.

В идеале концепция правового государства предполагает, что все институты власти являются представительными, а их должностные лица избираются народом.

Особое место, как в теории, так и практике разделения властей занимает судебная власть. Право человека на судебную защиту, как важнейший критерий демократичности общества, защищается Конституцией.

Становление независимой судебной власти-одна из основных проблем переходного периода и становления правового государства. Реформа судебной власти в республике началась с создания самостоятельного органа по защите Конституции-Конституционного Суда (5 июня 1992 г.)

Идея защиты Конституции, механизм ее обеспечения стали новым явлением в государственно-правовом развитии республики, важным условием создания правового государства.

Дальнейшая политическая трансформация (изменение) республики предполагала перестройку судебной системы. Конституция 1995 года коренным образом изменила порядок ее формирования. Во-первых введены принципы избираемости высшего эшелона судебной системы, во-вторых, обеспечивается независимость судебной власти. Судья обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в период осуществления ими своих должностных полномочий. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, осуществлением предпринимательской деятельности и др. Основная обязанность судьи-осуществление правосудия.

В Конституции Казахстана закреплены обще гуманистические принципы правосудия:

1) лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана приговором суда;

2) никто не может быть подвергнуть повторно уголовной или административной ответственности за одно и то же правонарушение;

3) в суде каждый имеет право быть выслушанным;

4) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;

5) любые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;

6) не имеет юридические силы доказательства, полученные незаконным способом;

7) применение уголовного права по аналогии не допускается и др.

Таким образом, правовая реформа, начатая в республике с принятием Конституции 1995 года, является стратегической задачей. Опыт стран, осуществивших переход к демократии, демонстрирует, что без независимой судебной власти невозможны конструктивно экономические и политические преобразования, создание правового государства.

 

Вопросы к теме

1. Назовите основные концепции генезиса государства.

2. Каковы основные характеристики догосударственного состояния общества?

3. Каковы формы правления государства в жизни общества?

4. Назовите общие признаки типологизации государств.

5. В чем особенности унитарного, федеративного и конфедеративного устройства государств?

6. Назовите основные функции государства.

7. Каковы принципы взаимоотношения и взаимодействия государства и гражданского общества?

8. Что является важнейшим критерием демократичности общества?

Рекомендуемая литература

1. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки//Государство и право. 1993. №7.

2. Белов Г.А. Политология. Учебное пособие- М., 1997.

3. Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н. Две стороны одной медали: Гражданское общество и государство //Полис. 1992. №2

4. Бабурин С.Н., Бессонов Б.Н., Доброхотов Л.Н., Тоцкий В.П., Политология: Курс лекций. М., 2007.

5. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: Гражданское общество и государство // Полис. 1992. №2

6. Нысанбаев А.Н Человек и открытое общество. Алматы, 1998.

7. Права и свободы человека в Казахстане. Алматы, 1998.

8. Политология: Учебник для студентов высших учебных заведений/ Под.ред. А.Н.Нысанбаева. Алматы, 1998.

9. Политология: Курс лекций/ Под.ред. М.Н.Марченко, 2-е изд. М., 1997.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.