Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах. ИСТОРИЯ ИСКУССТВ
Основное содержание лекционного материала
(краткий конспект)
Раздел 1 Введение в историю искусства
Тема 1 Система объемно-пространственных (пластических) искусств
Лекции 1-3
Система объемно-пространственных (пластических) искусств. Виды, жанры и техники пластических искусств
Искусство – это особая неутилитарная деятельность человека; это и процесс, направленный на создание особых (эстетических) объектов - произведений искусств, и сами произведения искусства как продукты этой деятельности.
Это универсальный способ конкретно-чувственного выражения духовного (эстетического) опыта человечества; один из главных компонентов культуры как созидательно-продуктивной деятельности человека.[1]
Процесс восприятия любого искусства обязательно требует от зрителя эмоционального вовлечения (в форме переживания)
Классификация искусств (по способу их существования и по характеру восприятия):
· ВременнЫе, или исполнительские (музыка, танец, пантомима) – динамичны по характеру; организуют время, воспринимаются как длительность, реализуются преимущественно во времени; воспринимаются на слух; требуют телесной (двигательной, моторной) активности человека.
· Пространственные (объемно-пространственные), или пластические, или изобразительные (архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное) – имеют материальную природу, статичны; существуют в пространстве, воспринимаются объемно, как протяженность, организуют пространство, предполагают по преимуществу визуальное, тактильное (осязательное) и моторное (двигательное) восприятие
· Синтетические (театр (все его виды), цирк) – более развернутая и сложная форма реализации произведения искусства (спектакля): и во времени, и в пространстве одновременно;
Состав объемно-пространственных (пластических) искусств.
Система объемно-пространственных (пластических, или изобразительных) искусств включает традиционно:
1. архитектуру,
2. скульптуру,
3. живопись,
4. графику,
5. декоративно-прикладное искусство (ДПИ)
6. дизайн (с начала ХХ века)
По характеру создания пластические искусства подразделяются на :
· Рукотворные (классические) – выполненные преимущественно ручным способом с использованием специальных инструментов; существуют в единственном экземпляре (уникальны)
· Техницизированные (постклассические) - дизайн, ТВ, кино, видео-арт, медиа-арт и т.д. – используют достижения науки, техники и передовых (в том числе промышленных) технологий; репродуцируемы (тиражируемы), то есть существуют во определенном количестве идентичных копий.
Система искусств (взаимосвязаны):
· обусловлены общей природой (материальной),
· формами существования (в пространстве),
· способами восприятия (тактильно-визуально-моторно),
· способом создания (рукотворные (мануальные) техники)
· средой бытования,
· сферой «применения»,
· характером воздействия на аудиторию.
Постклассические техники (практики) искусства:
Коллаж, инсталляции, энвайронменты, акции, перформансы, рейди-мейды и т.д.
Общность свойств:
· Материальность
· Объемность
· Статичность
· Пластичность (наличие объема, пластической формы, материальная природа, телесность)
· Пространственность (существование в двух-, трех- и четырех измерениях, материальные поверхности-носители, наличие объема, веса, формы);
· Изобразительность (преимущественно зрительные образы, визуально воспринимаемые, миметичные, развитие нарративно-повествовательного начала);
· Эстетический (внеутилитарный) характер.
Различия:
· в степени материализации и ее характере (нарастает от графики к архитектуре),
· в специфике используемого материала и способов (техник) его обработки;
· в поверхностных характеристиках материального («информационного») носителя: объеме, плоскостности или поверхности.
Пластические искусства обращены преимущественно к следующим органам восприятия (чувствам):
· тактильному (осязанию),
· визуальному (зрению),
· моторному восприятию (через динамику тела) - особенно этого требует архитектура.
Формы существования ( воплощения), или виды:
Основные:
· Монументальная (крупный масштаб, большая дистанция, точка зрения снизу вверх, коллективный зритель – народ, собрание)
· Станковая (масштаб соотносим с фигурой человека, средняя дистанция, индивидуальный зритель)
· Декоративная(масштаб соотносимый с рукой человека, дистанция зависит от частоты использования, может быть личной вещью)
дополнительные:
· монументально-декоративная (оформление архитектурных пространств);
· декоративно-прикладная (оформление прикладных изделий).
Различия в формах (видах) существования пластических искусств проявляются через:
· масштаб (по отношению к человеку),
· дистанция восприятия
· характер зрительской аудитории (коллективная, индивидуальная)
· характер восприятия (любование, использование),
· предназначение, или способ бытования (утилитарные или эстетические),
· способ создания (рукотворные, механические, техницизированные)
· уникальность произведений (существуют в единственном экземпляре или репродуцированные (тиражированные).
Система жанров в объемно-пространственных (пластических) искусствах.
В искусствах изобразительных (прежде всего, это скульптура, живопись и графика) существует система жанров, указывающая на определенную тематику, сюжет произведения
Система и характер жанрового деления определяются критерием изобразительности (изоморфности), или натуроподобия (миметичности).
Жанр определяется тематикой произведения (фабула, содержание, изобразительные мотивы, символы, сюжеты):
Изобразительность - это степень натуроподобия (сходства с натурой) изображения, и она в различной степени присуща различным видам пространственных искусств. Так, архитектура почти лишена ее, в то время как скульптуре, живописи и графике она присуща в наибольшей степени.
Архитектура (тесно связана и определяется формами социальной жизни). В соответствии со сферой бытования подразделяется на следующие виды:
1. Культовая (сакральная):
· храмы
· святилища;
2. Светская:
· гражданская,
· образовательно-воспитательная
· жилая,
· административная,
· промышленная,
· экспозиционная,
· торгово-развлекательная
3. Объекты коммуникации;
4. Городская (особняки, доходные дома, многоквартирные, небоскребы)
5. Загородная (виллы, частные дома, коттеджи)
6. Мемориальные комплексы
7. Малых форм (ландшафтное проектирование – скамейки, беседки, урны и т.д.).
Техники (материалы для строительства, определяет тип конструкции):
камень (мрамор, известняк), дерево, кирпич/бетон, железо/бетон (арматура), стекло/напряженная сталь и т.д.
Основные архитектурные конструкции:
· Стоечно-балочная,
· Арочно-сводчатая,
· Каркасно-сводчатая,
· Железо-бетонные модули
· Конструкции из напряженной стали и стекла
Скульптура (единственная тема - тело человека или животного):
Виды скульптуры:
· Круглая (свободностоящая – бюст, статуя, статуарная группа, городской монумент)
· Рельеф (низкий, высокий - медаль).
Формы скульптуры:
· Портретная медаль
· Скульптурный бюст (погрудное изображение)
· статуя,
· статуарная группа
· городской монумент.
Жанры скульптуры:
1. Религиозная (сакральная) композиция: библейские, евангельские персонажи, христианские святые;
2. Мифологический: персонажи античной (греко-римской) мифологии;
3. Портрет:
· индивидуальный (в виде медали, бюста, поясного изображения, статуи, надгробия, конного монумента)
· групповой (скульптурная группа из нескольких фигур);
4. Анималистический жанр: культовые животные (хищники, копытные), лошади, собаки, кошки и т.д.;
5. Конный монумент (соединение изображений человека и животного);
6. Жанровая сцена с изображением группы людей и животных (довольно редкая)
7. Монументально-декоративная скульптура для украшения садово-парковых пространств (типа «Мальчик с лебедем» и т.д.)
Техники (методы) скульптуры:
· ваяние (твердые материалы, предполагает постепенное удаление материала – камень, дерево),
· пластика (мягкие материалы, предполагает последовательное прибавление материала и последующий перевод в более прочный материал – гипс, стук, глина, воск, бронза).
Существуют следующие виды рельефа:
· Барельеф – низко выступающий над поверхностью фона
· Горельеф – высоко выступающий над поверхностью фона
· Врезанный – заглубленный в поверхность фона
Живопись наиболее полно и разнообразно реализует жанровый состав в изобразительных искусствах.
В монументальной живописи выделяются в основном сакральные и декоративные по характеру композиции:
· Сцены мифов
· Библейские и евангельские
· Исторические (батальные)композиции, а также разнообразные символико-аллегорические фигуры
· орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, гротески и т.д.), которые обрамляют и разделяют сюжетные сцены.
Жанры станковой живописи:
· Религиозная композиция (поклонение, жертвоприношение, алтарный образ – икона)
· Мифологический
· Исторический (разновидность – батальный - живописный жанр с изображением битв, сражений, поединков)
· Портрет (групповой, индивидуальный, парадный, камерный (бытовой))
· Пейзаж – картины природы
· Натюрморт - изображение различных предметов, срезанных цветов, композиций с музыкальными инструментами и т.д.
· Жанр, или бытовая сцена - сцены повседневной жизни людей, изображение пирушек в трактирах и различных домашних занятий
· Ню (обнаженная натура)
· Анималистический.
Техники живописи (определяются типом связующего вещества для красочных пигментов, как натуральных, так и синтетических) – воск, вода, яичный белок и/или желток, растительные масла, клеи, натуральные и/или синтетические смолы.
Техники монументальной живописи:
· Мозаика – галечная (напольная), мраморная и смальтовая (в верхних частях православных храмов – своды, купол, подкупольное пространство, верхние части стен)
· Энкаустика - живопись на восковой основе,
· Фреска - живопись по сырой штукатурке (требует точности и быстроты исполнения, обобщенной манеры письма),
· Темпера – живопись на яичном белке (и желтке).
Техники станковой живописи:
· темпера,
· масло,
· акрил (в постклассической живописи ХХ века),
· пастель (используется для миниатюрных портретных композиций на пластинках слоновой кости),
· акварель (последняя является еще и техникой графики).
Методы работы живописцев:
· метод «старых мастеров» - классическая многослойная живопись;
· «alla prima» - в один красочный слой;
· Коллаж («наклеивание») – метод новейшей европейской живописи начала ХХ века.
Графика (Существует с ХУ века. Превоначально вспомогательный вид искусства; предназначена для подготовительного этапа создания живописи: этюды, зарисовки отдельных фигур или элементов композиции, композиционные эскизы, картоны для монументальных композиций (стенописи) в натуральную величину).
Виды графики:
· Оригинальная (рисунок, набросок, этюд, эскиз)
· Печатная (тиражированная) – оттиски с печатного станка.
Техники оригинальной графики:
· Карандаш
· Уголь
· сангина
· тушь и перо
· бистр
· акварель.
Техники печатной графики:
· резцовая гравюра,
· ксилография (по дереву),
· офорт,
· сухая игла,
· литография,
· монотипия и т.д.
|