Периодизация европейского искусства. Искусство первобытной эпохи
Гипотезы происхождения искусства – из синкретизма первобытного сознания. Из магии и ритуала как их составная часть и как способ наглядного воплощения в жизнь Картины мира (первичной формы сознания) первобытного человека.
Период начальный в развитии искусства и художественных форм - от эпохи формирования типа человек разумный (homo sapiens) – 35 000 – 40 000 лет.
Для сравнения: период начала прямохождения человека относят к 3,6 миллионов лет назад. Развитие художественных форм соотносят с формированием мышления и речи человека.
Общая периодизация развития европейского искусства:[2]
1. Первобытное искусство – 35 000/40 000 тыс. лет – 1 тыс. до н.э.
1. Каменный век: 35 00-/40 000 лет – У - Ш тыс. до н.э.
· Палеолит (древний каменный век) - животные
· Мезолит (средний каменный век)– изобретение колеса, гончарного круга
· Неолит (новый каменный век) – сцены с участием человека - охота
2. Бронзовый век – Ш-П тыс. до н.э.
3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.
2. Искусство Древнего мира (Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия, Египет, Индия, Китай)– 5 000/3000 лет до н.э. – 1 тыс.до н.э.
3. Искусство античности (Древней Греции и Древнего Рима) – сер. 3000 до н.э. – 1У в. н.э.:
· Древняя Греция – сер. 3 000 до н.э. – 1 в.до н.э.
· Древний Рим – УШ в.до н.э. – У в. н.э. (476 г.).
4. Искусство Средних веков – 1У - ХУ вв.:
· Раннехристианский период – 1У – У1 вв.
· Искусство Византии – У1 – ХУ (1453г.) вв.
· Искусство западного средневековья – У1/УП – ХУ вв.
5. Искусство эпохи Возрождения – ХУ-ХУ1 вв. (Италия: со второй половины ХШ – до конца ХУ1 вв.; Искусство Севера: с начала ХУ в. до конца ХУ1 в.):
В Италии:
Проторенессанс – 1260-1400:
· Дученто – 1260- 1290-е
· Треченто – 1300 -1348 (чума в Европе); с 1350-х до 1400;
Раннее возрождение – 1400/1420-е – 1500
На Севере: ХУ век – «новое искусство» Севера (ars nova)
Высокое Возрождение – 1500 – 1520/1527 (Рим)
- 1520-1540-е (Венеция)
Позднее Возрождение (маньеризм) – 1520-е – 1580-е
6. Искусство Нового времени – ХУП – Х1Х вв.
7. Искусство Новейшего времени – от начала ХХ столетия до наших дней… (периодизацию искусства ХХ века см. в лекции 16).
Периоды развития первобытного искусства:
1. Каменный век: 35 00-/40 000 лет – У - Ш тыс. до н.э.
· Палеолит (древний каменный век) – охотничье-производственная магия – копытные (реже - хищные) животные; Великая богиня (палеолитические «венеры»)
· Мезолит (средний каменный век)– изобретение колеса, гончарного круга
· Неолит (новый каменный век) – сцены с участием человека - охота
2. Бронзовый век – Ш-П тыс. до н.э.
3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.
Общая характеристика первобытного искусства:
1. Длительность периодов развития
2. Медленные процессы эволюции
3. Низкий уровень развития производительных сил, переход от присваивающего и производящему типу хозяйства
4. Каменные, кремниевые и металлические (бронза, железо) изделия (оружие и орудия труда)
5. Синкретичные и прикладные формы искусства (тесно связано с культом и с бытом)
6. Мануальное использование (мелкая пластика), а также
7. Крупные изобразительные формы (монументальные росписи)
8. Система верований: первобытный анимизм, тотемизм, одухотворение сил природы
Протоархитектура и протоискусство:
· Приспособительные и первичные конструктивные формы (пещеры, навесы, землянки, хижины из веток на стоянках, стационарные сборные и разборные жилища) – определяются типом хозяйства (охотники- земледельцы);
· ограждение и покрытие;
· первоначальный тип поселений (круговой);
· керамические сосуды (лепные),
· простейшие универсальные (колюще-режуще-сверляще-пилящие) орудия труда.
Общие основания искусства:
Первобытная магия
Жертвоприношение – основной ритуал
Коллективные формы жизни
Первичные социальные структуры (родовые общины)
Тотемизм – вера в духов-предков (животных)
Культ умирающих и воскресающих богов-растений у земледельческих народов
Ритуальные формы искусства – синкретичное массовое действо (коллективное)
Изобразительные архетипы:
· Животное-тотем (хищное, копытное)
· Великая Богиня-мать (прародительница)
· Мировое древо.
· Первые композиции – фризовые (простая линейная последовательность элементов или фигур, например, животных) + адорация (поклонение Мировому древу животных и птиц) – первая целостная изобразительная модель мира
Синкретичный характер мифологического сознания (образное, эмоциональное, алогичное, двойственное, не знает противоречий).
Первичные композиционные приемы:
Линейные упорядоченные структуры; симметрия (осевая) как воплощение принципа бинарной оппозиции – отражение симметричной структуры мозга и первичная операция сознания (я – не я, право-лево, верх-низ и т.д.) – построение «симметрично развернутых композиций».
Наиболее характерные формы искусства:
· Оттиски ладоней (метки территории)
· Росписи в пещерах Испании и Южной Франции эпохи палеолита (своды, стены)
· Компромиссные формы скульптуры (медведь – камень, покрытый шкурой)
· Небольшие изделия - культовые статуэтки (умещаются в руке) – женские божества плодородия («Венеры»). Гипертрофированные телесные признаки плодородия, схематично обозначенные головы, отсутствие лиц.
Монументальные комплексы росписей эпохи палеолита –
Своды пещер Южной Франции (Ляско, Трех братьев, Фон де Гом и др.), и Испании (Альтамира)
Изображение крупных копытных животных (бизоны, туры, дикие лошади и др.) в виде множества единичных изображений, хаотично покрывающих поверхность сводов.
Монументальная скульптура – медвежьи черепа у подножия больших каменных валунов – образ зверя (тотема или объекта охоты) как средоточие охотничьего ритуала (жертвоприношения).
Мелкая пластика – фигурки «палеолитических Венер» (Венера из Виллендорфа и др.) с гипертрофированными формами тела как воплощение образа Великой Богини и символы плодородия.
В рельефных изображениях дополнены рогом изобилия, который Богиня держит в руке (Франция).
Изображения сцен охоты с участием человека – с эпохи мезо- и неолита. Нарастает степень абстрактности и графичности в изображении фигурок людей.
Пещеры Тассили - Анжера (Сахара) – изображения богатого диапазона ритуальных и бытовых сцен с участием людей, диких и домашних животных, а также сценок повседневной жизни.
Первобытная протоархитектура (мегалитические сооружения):
· Дольмены - (от брет. Tol - стол, men – камень) – древнейшие культовые сооружения (гробницы) Ш-П тыс. до н.э. в виде помещения (камеры) из грубо отесанных каменных глыб и плит, находящиеся под открытым небом или под земляной насыпью-курганом (3х10х3,5 м). В плане тяготеют к квадрату, стены имеют из вертикально поставленных каменных плит, на которые положена горизонтально монолитная каменная плита. Многие имеют круглое отверстие в стене (Приморские районы Западной Европы (Бретань), Азии, Северной Африки, на Кавказе, в Крыму);
· менгиры – (брет. Men – камень, gir - длинный) – древнейшие мегалитические сооружения в виде врытых в землю вертикально поставленных удлиненных каменных плит/столбов (высотой 4.5 метра и более) – известны в Западной Европе, Северной Африке, в Сибири, на Кавказе, в Индии. Существуют целые комплексы (аллеи) менгиров (культовые сооружения эпохи неолита и бронзового века) в Карнаке, французской Бретани
· кромлехи – ( от брет. crom – круг, lech – камень) – один из видов мегалитических сооружений древности: группы огромных монолитных каменных столбов, расположенных по кругу или в виде незамкнутой кривой, иногда перекрытые горизонтальной каменной плитой. Известны в Европе, в Азии и в Америке. Самый известный комплекс - Стоунхендж (к. Ш - сер. П тыс. до н.э.).
|