Пуссен – мастер классицизма в живописи ХУП века.
Француз, проживший почти что всю жизнь в Риме
Занимался теорией живописи (в письмах сохранились его мысли),
Писал для немногих избранных заказчиков (меценатов),
Последовательность и методичность в разработке сюжетного замысла,
Живопись – удовольствие для глаз и способ облагораживания чувств
Теория модусов, или живописных ладов (эмоционально-ритмический и цветовой строй живописи),
Идея соответствия сюжетного замысла выразительным средствам (инвенция): рисунок, цвет,
Определенный метод работы (ящик с прорезными стенками),
Серийность («Семь таинств»): один и тот же сюжет может писать несколько раз, добиваясь его различной эмоциональной окрашенности
Трансформация сюжета в живописную мизансцену с выразительными позами, жестами,
Литературный сюжет (из античного исторического или мифологического источника, библейского предания, литературного сочинения),
Идея благородства и величия человека – героический характер живописи, нравственного подвига, преодоления,
Героический пейзаж (панорама, пленэрные этюды, цветовая перспектива) – персонажи не только стаффаж, но включены в «переживание» природы,
Стилистическая эволюция живописи (от караваджизма и барочной патетики к строгой созерцательной живописи) – от рисовальной графической основы к колористической.
Разделение теории и художественной практики (Королевские Академии)
Религиозно-символический смысл натурализма в искусстве ХУП века (от готического натурализма и идеализма)
Караваджо – апостол натурализма (глубокий рельеф живописи) – магический реализм (завораживает- эффект «обманки»)
Новые темы: карточной игры (шулерство), концерт, сводня, гадания, трапезы в харчевне (бодегонес)
Новые жанры: пейзаж (А. Эльсгеймер) + бытовой жанр – потасовки в таверне («бомбоччанти»).
Художественные приемы:
· Крупный масштаб (фигуры в натуральную величину)
· Придвинуты к нижней кромке изображения
· Контраст темного фона с ярким лучом (погребное освещение)
· Динамичные позы, активные жесты
· Драматические контрасты света и тени
· Кульминационный характер сцен
· Пишет с натуры
· Техника масла
· Бытовая трактовка мифологических образов (нарочито сниженный и бытовизированный тон)
· Композиция – мизансцена театрального типа
· Эффект непосредственно явленного чуда, житейски простого
Караваджизм – явление интернациональное, захватило всю первую половину столетия (последователи в Голландии, Франции, и т.д.)
Страны распространения реализма: Испания (Веласкес), Голландия (Халс, Рембрандт, Вермер Делфтский), Франция (Жорж де ля Тур, «крестьянский жанр» Ле Нэнов)
Жанры:
Бытовой портрет, интерьер, пейзаж, бытовой жанр
Смешение в художественной практике внестилевого направления с барочным
Низведение в жизнь героя мифологического (литературного) – подлинность чувств и переживаний
Лекции 13-26
Искусство ХУШ века:
Искусство Франции
Искусство Англии
Искусство России
Периодизация:
«Лицо» европейского искусства ХУШ века в основном определяют процессы, происходившие во Франции на протяжении столетия, также к середине и концу столетия самостоятельный характер приобретает искусство Англии и России.
1. До 1715 (смерть Луи Х1У) – завершение классицистической фазы «большого стиля» короля-солнца
2. 1715 – 1750-е – стиль рококо
3. 1750-1770-е – воплощение в искусстве (живопись, скульптура) идей Просвещения
4. 1770-1790-е – неоклассическая фаза в развитии европейского искусства.
Искусство Франции
Жан-Антуан Ватто – крупнейший художник Франции начала века. Его открытие - жанр «галантных празднеств» - общество в парке на природе, музицирование, любовный флирт, театральные сценки («Праздник любви», «Общество в парке», «Капризница», «Затруднительное предложение»).
Основной стали для него тема театра жизни, самого театра и жизни актеров итальянской Комедии дель Арте. Известен замечательными портретами (графические портреты-зарисовки женских головок, «Савояр», «Жиль»).
Энциклопедия современной французской жизни в «Лавке Жерсена (вывеска из двух частей)». Кроме того, он был блестящим рисовальщиком (уголь-белила, сангина) и мастером пейзажа.
Две основные стилистические линии французского искусства ХУШ в. – рококо (до 1740-х гг.) и неоклассицизм (вторая половина века) представляют вкусы аристократии и буржуазии – двух основных социальных и политических групп французского общества, сошедшихся в борьбе за власть накануне Великой французской революции 1789 года.
Стиль рококо сложился к 1720-м гг. и расцвел к середине столетия. Стиль жизни и быта аристократического сословия. Стиль декорирования интерьеров аристократических городских особняков ХУШ века – отелей. Первый безордерный стиль в декоративном искусстве и архитектуре.
Расцвет декоративно-прикладного искусства (мебель, вышивка и ткачество (гобелены – безворсовые ковры-шпалеры), фарфор местного производства из Севра, костюм женский и мужской).
Атмосфера игры, флирта, образ жизни как непрерывное театральное действо. Пасторальные идеалы гармонии жизни в согласии с природой. Утонченный быт, изящество, фантазия, декоративный акцент, сложные орнаментальные формы. В орнаменте – тяготение к подчеркнуто женственным (округлым, плавным, изгибающимся) растительным формам. Основной элемент – рокайль (растительный завиток).
Увлечение европейской знати китайским декоративным искусством (т.н. стиль «шинуазри») – одно из проявлений рококо. Для него характерно использование обивочных узорных тканей с рисунками на тему «цветы и птицы», «китайские пагоды»; коллекционирование китайских лаковых шкатулок, резной кости, любовь к шелковым тканям и расписному фарфору.
В целом стилистика рококо использует облегченные (пастельные) сочетания красочных тонов, полутонов и богатые оттенками краски; растительную и цветочную орнаментику; тональные построения колорита с помощью валёров (тончайших красочных переходов на сближенных цветовых оттенках); буколическую (букОлика – воспевание красоты жизни на природе и в согласии с ней) тематику декоративных изображений (прекрасные юные пастушкИ и пастУшки в шелковых одеждах на фоне природы рядом с кудрявыми барашками и т.д.).
Декоративный синтез искусств на основе архитектуры – основа стиля рококо.
Новые веяния в архитектуре: рококо - безордерный стиль декоративного оформления интерьеров (преимущественно) и экстерьеров, небольшой городской аристократический особняк на одну семью (отель); небольшого размера помещения с четко обозначенным назначением; центр композиции интерьера – салон для приемов; особое значение приобретает будуар хозяйки дома, в котором она принимает близких друзей; декоративный акцент на убранстве поверхностей – стен, пола, десюдепортов, плафона, торжество безордерных (орнаментальных) форм, живопись приобретает декоративный характер как часть убранства интерьера.
Завершающей точкой в классицистическом ансамбле построек предшествующей эпохи стал собор Дома Инвалидов, законченный к 1706 году по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, архитектора эпохи Людовика Х1У.
Архитекторы рококо: Ж.-Л. Оппенор, Ж. Бофран. П.-А. Деламер. Наиболее известны интерьеры Отеля Субиз в Париже.
Наиболее значительный памятник архитектуры 1770-х гг. – церковь Св. Женевьевы, небесной покровительницы Парижа (Пантеон) авторства Ж.-Ж. Суффло.
Неоклассические тенденции в архитектуре представлены в постройке Ж.-А. Габриэля 1762-1768 гг. «Малый Трианон» - дворце королевы Марии-Антуанетты в Версале. Он же является автором одной из парижских площадей (площадь Согласия).
Представители живописи рококо: Ф. Буше(портреты («Портрет маркизы Помпадур»), пейзажи, мифологические сценки, декоративные композиции для де-сю-де-портов),О. Фрагонар –последний мастер рококо, ученик Буше и Шардена,живописец и график,портретист, мастер изящных бытовых зарисовок («Счастливые возможности качелей», «Поцелуй украдкой», «Щеколда», «Читающая девушка»»). Последний надолго пережил эпоху рококо, был назначен революционным Конвентом хранителем коллекций Лувра).
Расцвет национальной школы французского портрета, начиная с первой трети ХУШ века – от парадного в рост (Г. Риго, Н. Ларжильер) - к камерному поясному или погрудному портрету ХУШ века (Ж.-Б. Перроно, Ж.-М. Наттье, Морис Кантен де Латур); весьма значительны портреты Ж.-Л. Давида конца ХУШ - начала Х1Х вв..
Крупнейший художник Франции середины века и величайший мастер натюрморта – Ж.-Б.-С. Шарден – натюрморт («Бриошь», «Медный бак», «Блюдо ягод», «Натюрморт с курительной трубкой», «Натюрморт с атрибутами искусств»), портрет («Юный рисовальщик») и автопортрет, а также бытовые сцены в интерьере («Прачка», «Служанка, чистящая овощи»). Одухотворенное видение обычных бытовых предметов как живых сущностей. Тонкий и богатый колорист. Мастер интимной лирической семейной сцены, отвечающей буржуазным ценностям («Молитва перед обедом», «На прогулку»).
Середина века насыщена идеями Просвещения и складывалась под влиянием его деятелей, философов, публицистов, писателей (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо и др.).
В искусство приходят идеи о необходимости «нравственных» сюжетов и воспитательной функции искусства по отношению к зрителю.
Д. Дидро основал традицию «Салонов», то есть обзоров выставок и современных произведений искусства, предназначенных для широкой публики.
Воплощение идей Просвещения – в живописи Ж. Б.-Грёза.
Нравоучительные сюжеты, имеющие моральную (поучающую) сентенцию и снабженные текстовыми комментариями («Балованное дитя, или Плоды дурного воспитания»; «Семейство Паралитика, или Плоды хорошего воспитания»; «Разбитый кувшин», «Разбитые яйца» и др.),
Другой стороной жанровых предпочтений Греза было изображение изящных женских и девичьих головок в несколько суховатой, напоминающей эмалевую холодную поверхность фарфора манере.
1760-1770-е – сентиментализм в Европе, культ чувств, возвращение к простоте жизни и к природе под влиянием идей просветителя Ж.-Ж. Руссо. Особое значение придается сентиментальному стилю в изобразительном искусстве, аффектированному и дидактическому (обучение нравственности и добродетелям).
Скульптура: (Г. Кусту, Ж.-Б. Пигаль, Ж.-А.Гудон, Ж.-Б. Лемуан, Э.-М. Фальконе) – надгробия (Гробница Мориса Саксонского Ж.-Б, Пигаля), мифологические композиции («Меркурий» Ж.Б. Пигаля, «Диана», «Амазонка» Ж.-А. Гудона, «Амур», «Пигмалион и Галатея» Э.-М. Фальконе), портретные статуи и бюсты.
Расцвет скульптурного портрета – в творчестве Ж.Б. Пигаля («Автопортрет», «Портрет Дидро», «Портрет Вольтера») и Ж.-А.Гудона («Портрет Вольтера, сидящего в кресле»).
Рококо развивает декоративность в небольших скульптурных формах – камерные украшения для камина, украшения интерьера («Мальчик с клеткой», «Любовное послание» Ж.-Б. Пигаля).
Э.-М. Фальконе – наряду с созданием камерных образов декоративных статуй рококо («Амур», «Пигмалион и Галатея») известен как создатель одного из лучших монументальных произведений ХУШ века, воздвигнутого в России, - конной статуи - памятника Петру 1 в Санкт-Петербурге на Сенатской площади («Медный всадник») 1765-70. Портретную голову русского царя выполнила его ученица М. Калло на основе посмертной маски.
С середины ХУШ века (1760-е гг.) – новый всплеск общеевропейского увлечения античной археологией и историей Древнего Рима под влиянием начавшихся раскопок древних городов Помпеи, Геркуланума и Стабий, разрушенных извержением вулкана Везувий в 79 г. н.э.
Живописец Г. Робер в своих пейзажах сочетает изображение античных памятников Рима с характерным для второй половины ХУШ века сентиментальным духом поклонения руине – изображая заброшенные памятники, живописные развалины, поросшие зеленью, ставшие приютом для странников и пастухов.
Археологическая античность позволила открыть заново подлинный мир древнеримской культуры. Воскрешение гражданских идеалов республиканского Рима, суровой мужественности и верности гражданскому долгу. Сильно идеализированный образ античности возник в творчестве крупнейшего французского живописца второй половины ХУШ – начала Х1Х вв. Ж.-Л. Давида под влиянием идей сентиментализма и суровой антикизации. С его именем связывают начало неоклассицизма во французском искусстве ХУШ в.
Нарастает революционное брожение в среде французской буржуазии, оказавшейся к концу века главной политической силой во Франции. Непримиримость интересов аристократии и буржуа, нарастание революционных настроений.
Искусство эпохи Великой французской революции (1789 - 1795) представляет творчество Ж.-Л. Давида.
Первоначально – темы гражданских добродетелей древнеримских патрициев («Ликторы приносят Бруту тела его сыновей»). «Клятва Горациев» прозвучала как призыв к революции. Произведение искусства становится событием общественного значения.
Самой прославленной работой художника стало монументальное полотно «Клятва в зале для игры в мяч», запечатлевшая самых видных революционеров и потому позднее уничтоженная. Хроникер революции, он оставил множество графических зарисовок портретов деятелей революции, осужденной на смерть королевы Марии-Антуанетты, героев, видных представителей революционного Конвента. «Смерть Марата» - живописный монумент мученику революции. «Портрет мадам Рекамье» – один из шедевров позднейшего неоклассицистического стиля (ампир) Давида.
В середине 1790-х гг. провозгласил призыв к забвению распрей и к примирению нации в своей картине «Сабинянки».
Ж.-Л. Давид был также придворным художником Наполеона Бонапарта («Наполеон в рабочем кабинете», «Коронация Жозефины Наполеоном в соборе Нотр-Дам» и др.) и одним из авторов и создателей (наряду с декораторами Персье и Фонтеном) стиля ампир в оформлении общественных и жилых интерьеров, мебели и орнаментов.
Искусство Англии
Наиболее передовая в экономическом плане страна Европы.
Буржуазная революция и свержение власти короля Карла 1 произошли в 1640 г., ранее всех в Европе. Позднейшее восстановление монархии и воцарение династии Виндзоров не препятствовали прогрессивному экономическому развитию страны.
Колониальная торговля (в том числе морское пиратство и работорговля), экспансионистская политика Британской империи по созданию колоний (Северная Америка, Африка, Индия и др.) и превращению страны в Британскую колониальную империю способствовали обретению богатой сырьевой базы (хлопок, древесина и т.д.).
Создание мануфактур и развитие машинного производства способствовали быстрому техническому прогрессу и промышленной революции, которая вывела Англию на первое место в Европе по уровню экономического развития в Европе и мире. Эту позицию она сохраняла на протяжении двух последующих столетий.
Культура Англии основывалась на литературной и театральной традиции. Первая шла от христианских монахов-миссионеров, которые еще в раннехристианскую эпоху привезли в Ирландию искусство создания рукописных книг, грамотность и любовь к книжной премудрости.
Английская школа готики представляет собой длительное по времени, своеобразное по характеру и яркое явление национальной архитектуры.
Английская драматургия и театр расцвели в эпоху Возрождения (ХУ1 век) – театр «Глобус» и творчество У. Шекспира. Первенство в Европе английский театр сохранял и на протяжении ХУП-ХУШ вв.
В основе английской национальной художественной культуры лежит текстовая традиция, поэтому одной из сторон английской национальной культуры и искусства является любовь к литературному сюжету и сценическому воплощению (синтезу искусств).
Другой стороной национальной традиции культуры является здоровый практицизм с паре с особым чувством юмора, а также особый исследовательский дух, присущий этой нации моряков, искателей, первооткрывателей новых земель и знаний, особенно в области техники и естественных наук.
Именно литература и драматургия (произведения, написанные для сценического воплощения в театре) являются основой национальной культурной и художественной традиции Британии.
Классическая художественная (античная) традиция в пластических искусствах, с одной стороны, была известна в Британии, частично колонизированной римлянами (остатки вала Адриана – последний рубеж владений Римской империи), с другой стороны традиция культуры Возрождения пришла сюда позднее, чем в другие страны Европы.
Архитектура, станковая живопись и декоративно-прикладное искусство, связанное с оформлением интерьеров, в английском искусстве ХУШ в. стали более развитыми среди других пластических искусств. Скульптура казалась чужда национальному духу Англии вплоть до начала ХХ века, когда появилась целая плеяда больших английских скульпторов-абстракционистов.
В первой половине ХУШ столетия здесь сильны оказались влияния континентальной культуры барокко и «большого стиля» в архитектуре; в середине – второй половине ХУШ века Англия пережила расцвет неоклассицистической традиции в архитектуре (палладианство), изобразительном (живопись) и ландшафтном искусстве, став европейским лидером и конкурентом французскому рококо в искусстве частного домостроительства, оформления интерьера и особого английского «стиля жизни», основанного одновременно и на комфорте, и на представительстве.
Особый характер английского искусства, обусловленный географическим положением Британии (вне европейского континента), несколько обособленным характером ее развития, замедленными темпами и влиянием европейских мастеров на формирование национальной школы английского искусства определил во многом лицо искусства этой страны.
Основные завоевания английского искусства в ХУШ веке:
1. Сложение традиции национальной архитектуры барокко и классицизма (К. Рен Собор Св. Павла в Лондоне);
2. Формирование национальной школы портретной живописи (У. Хогарт, сэр Д. Рейнольдс, Т. Гейнсборо, Лоуренс);
3. Просветительские традиции английской живописи и графики (У. Хогарт – живописные и графические серии «Карьера мота», «Карьера проститутки», «Модный брак» и др.);
4. Теоретические изыскания У. Хогарта в области изобразительного искусства в книге «Анализ красоты» («линия красоты»);
5. Расцвет английской национальной школы пейзажной живописи (Т. Гейнсборо, Д. Констебл, У. Тернер);
6. Формирование национальной традиции паркового искусства (пейзажные, или романтические парки);
7. Развитие национальной школы декоративно-прикладного искусства (мебели (Чиппендейл, Шератон) и фарфора (Веджвуд)).
Непосредственное влияние мастеров портрета в предшествующие столетия:
Северного Возрождения ХУ1 в. (Ханс Хольбайн мл. из Германии) и фламандского барокко ХУП в. (Антонис Ван Дейк, ученик и коллега П.-П. Рубенса в его мастерской в Антверпене), - которые привнесли на британскую землю традиции европейской портретной живописи.
Крупнейшие представители английской национальной школы живописи и, в частности, портрета:
Уильям Хогарт– предтеча критического и сатирического реализма в европейской живописи в первой половине ХУШ века; воплотил традиции европейского Просвещения в искусстве, считая его одним из средств для исправления нравов общества.
Написал труд по теории (философии) живописи «Анализ красоты», исследовательским путем выведя формулу наиболее красивой линии в искусстве, «линии красоты».
Писал сериями произведения «на злобу дня»: живописными и графическими (гравюры) сериями работ с одним сквозным сюжетом, разворачивающимся во времени на протяжении жизни человека и приводящим к печальному итогу;
он сочетал изображения и текстовые подписи (комментирующие изображения или дополняющие их); наделял своих героев собственными именами, предлагая почти что сценическое действие;
обличал нравы буржуазного общества и прозябающих в безделье и развращенности аристократов («Модный брак», «Карьера мота», «Карьера проститутки», «Прилежание и леность» и др.)
Лучшие в его живописном творчестве - портреты – «Девушка с креветками», «Портреты слуг», «Автопортрет с собакой» - Это и социально-психологический портрет, улавливал он и мгновенные состояния человека.
Сэр Джошуа Рейнольдс – первый президент Британской Королевской Академии художеств, основанной в 1768 году.
Образец джентльмена, политик, высокообразованный человек, составил кружок интеллектуалов и лучших представителей лондонской аристократии, обсуждавших вопросы эстетики, философии и искусства.
Крупный художественный талант портретиста, очень рационален и эффектен в своем живописном творчестве. В живописи искал, прежде всего, теоретические обоснования своих творческих решений.
Воплотил влияние барочного парадного портрета (богатая атрибутика, эффектные приемы создания динамичного, масштабного образа и пространства – подобие аллегории или исторической картины) – «Полковник Тарлтон», «Лорд Хитфилд, победитель сражения при Гибралтаре», «Сара Сиддонс в образе музы трагедии», «Леди Гамильтон в образе Венеры в обществе Амура»
Томас Гейнсборо– гениальный живописец–самоучка и блестящий музыкант, виолончелист, работавший интуитивно с натуры; живописности учился у природы и у старых мастеров (Ван Дейка, Рейнольдса, французских живописцев). Замечательный колорист, мастер тональной, тонкой в нюансах цветовой гармонии текучей живописной фактуры («Мальчик в голубом»).
Работал в жанрах портрета и пейзажа, зачастую сочетая их (персонажи портретов показаны в нейтральных позах на фоне парка, в пейзаже) «Портрет супругов Эндрюс», «Портрет дочерей», «Мисс Сара Сиддонс», «Автопортрет», «Портрет миссис Шеридан». Внутреннее благородство, подвижный ум и некая недосказанность – ключевые черты характера его персонажей.
Отшельник, удалившийся от мира для того, чтобы заниматься творчеством. В пейзажах воплотил образы провинциальной сельской Англии – заложил начало национальной школы пейзажной живописи.
Его картины отличались музыкальностью ритмики, динамичностью и элегантностью художественного строя, открытой и динамичной манерой письма, предшествующей импрессионистической технике.
Расцвет английской национальной школы пейзажной живописи начинается в конце ХУШ – начале Х1Х вв.
Ее блестящими представителями стали романтичный У. Кром, У. Тернэр– основоположник живописной цвето-световой абстракции в пейзаже, мастер фантастического пейзажа;
Д. Констебл –исключительно «живописец природы» своих родных мест. Писал с натуры, не искал эффектных моментов, писан природу в обычных состояниях ее повседневной жизни, нашел неисчерпаемое богатство в самых простых мотивах, небольших уголках: ручей, мельница, лесная дорога, плотина на реке (серия работ «Собор в Солсберри», «Возвращение с рынка», «Прыгающая лошадь»). Писал в одной и той же местности, множество видов извлекая из небольшого пространства.
Работал в свободной открытой живописной манере, густой шероховатой фактурой, открытой красочной кладкой, разнообразным по характеру и динамике мазком. Писал природу как целостное состояние, как единый динамичный процесс, а не как набор объектов. Для этого пристально изучал атмосферные явления в зависимости от времени дня и характера освещения, изменения самого света, состава и влажности воздуха – стал предтечей творческого эксперимента импрессиониста К. Моне.
Искусство России
Периодизация:
1. 1700-1725/30 - Эпоха петровских преобразований; связана с проникновением и широким распространением европейских традиций изобразительного искусства и архитектуры;
2. 1725/30-1764 – барокко и рококо - искусство середины столетия (правление Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны);
3. 1760-е-1800-е – эпоха классицизма – правление Екатерины Великой и Павла 1.
Основание новой европейской столицы Российской империи – г. Санкт-Петербурга в 1703 г. у впадения р. Невы в Балтийское море
Архитектура петровской эпохи –
· генеральный план застройки города с трехлучевой композицией (3 проспекта - Невский, Литейный, Гороховая ул.) – Д. Трезини
· Петропавловская крепость с собором
· Александро-Невская лавра
· Здание 12 Коллегий
· Гостиный двор
· Кунсткамера
· Зимний дворец (первый деревянный)
· Летний домик Петра 1 в Летнем саду
· Дворец А. Д. Меньшикова в Петербурге
· Летняя дача Петра 1 в Петергофе – павильон Монплезир
Середина ХУШ в ознаменовалась плодотворной творческой деятельностью представителей семейства Растрелли в России:
· архитектора Б.Растрелли (второй и третий Зимний дворец на Дворцовой набережной, ансамбль Смольного монастыря, Большой Екатерининский дворец и церковь в Царском селе, Большой дворец в Петергофе) и
· скульптора К.-Б. Растрелли (портретный бюст Петра 1, портрет Анны Иоанновны с арапчонком).
Работы семейства Растрелли – воплощение русского барокко елизаветинской поры.
Россика – характерное явление для русского искусства ХУШ века – творческая деятельность западноевропейских мастеров (Д. Трезини, А. , А. Шлютер, Д. Кваренги, Ч. Камерон, Бренна, Т. де Томон, Э.-М. Фальконе. отец и сын Растрелли, Х.Грот, Л.Каравакк, П. Ротари, Л. Сильвестр и др.) по заказам русской знати.
Собственная традиция изобразительной деятельности в России конца ХУП - начала ХУШ вв. связана с парсуной – переходным явлением между религиозным изображением символического характера (иконой) и светским портретным изображением европейского типа (реалистическим) – «Портрет царя Алексея Михайловича», «Портрет царицы Натальи Кирилловны (Нарышкиной)», «Портрет князя Ивана Шуйского», «Портрет царицы Евдокии (Лопухиной)», «Преображенская серия» портретов сподвижников Петра 1, членов Всешутейского собора.
Пенсионерство русских художников за границу для совершенствования в живописи (первые - И. Никитин, А. Матвеев, затем - выпускники Академии художеств)
Меценатская деятельность Петра 1 и Екатерины П по закупке за рубежом произведений искусства и составлению собственных музейных коллекций (Кунсткамера и Санкт-Петербургский Императорский Эрмитаж).
Античная статуя обнаженной Венеры Таврической их Причерноморья была привезена и поставлена по приказу Петра 1 в Летнем саду для обозрения публики и при сопровождении вооруженного гвардейца для охраны «оной голой девки».
Открытие князем И.И. Шуваловым Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств в 1755 году.
Во второй половине ХУШ века активно происходит формирование русской национальной школы:
· архитектуры (Баженов, Стасов, Чевакинский, А. Львов и др.)
· скульптуры (Ф. Шубин, И. Козловский, И. Мартос, П. Гордеев) – портреты деятелей екатерининской эпохи, городские монументы (Памятники А. В. Суворову на Марсовом поле, М. В. Ломоносову в Холмогорах), надгробия (Собакиной, кн. Гагариной)
· мифологической и исторической живописи (А. Лосенко) – «Венера и Адонис», «Владимир и Рогнеда»
· портретной живописи в двух вариантах парадного и камерного портрета (И. Антропов, династия Аргуновых, И. Вишняков, Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский)
· бытовой живописи (В. Шибанов) – «Крестьянская свадьба»
· пейзажной живописи (Ф. Матвеев) – виды Рима
Лекция 14
|