Раздел Ш Искусство Древнего Востока
Лекции 5-6
Искусство Древнего Двуречья (хетты, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Персия)
Цивилизации Древней Месопотамии возникают в период 3500-3000 лет до н.э. – 1 тыс. до н.э.
Равнина между реками Тигром и Евфратом (Северная Сирия, Иран)
Выделяли северную часть – Месопотамия, южную – Двуречье (по сторонам Евфрата), по среднему течению Тигра примыкает Ассирия
Скудно изучено искусство
Плохая сохранность произведений искусства
Известны:
круглая скульптура, рельефы, терракота, настенные росписи, ювелирные изделия, в большом количестве дошла глиптика (резьба по каменным печатям в Шумере, Аккаде и Вавилоне)
Непрерывность сохранения преемственности культурных и художественных традиций при смене государств и правящих династий
Хронология:
1. 2400 - 2200 до н.э. – государство Аккад
2. 2100 2000 до н.э. – царство Шумера и Аккада (погибло)
3. 1800 – УП вв. до н.э. - Вавилон
4. УП-У1 вв. до н.э. – захват Вавилона Ассирийской державой и образование Нововавилонского, или Халдейского царства
5. 539/538 г. до н.э. – захват Нововавилонского царства Персидской державой
6. У1 – 1У вв до н.э. – Персидская держава
7. конец 1У в. до н.э.- захват Персидской державы войсками Александра Македонского
Периоды:
Убайд – 4000 – 3500 до н.э.
Урук – 3500 – 3000 до н.э.
Джемдет-Наср – 300-2800 до н.э.
Раннединастический – 2800 – 2400 до н.э.
Аккадский – 2400 – 2200 до н.э.
Позднешумерский – 2200 – 2000 (включая Ш династию Ура)
Старовавилнский – 2000 – 1600 до н.э.
Касситский (захват племенами касситов) – 1600 – 1200
Послекасситский 1200 – 627 до н.э.
Нововавилонский (Халдейский) – 626 – 538 до н.э.
Шумер и Аккад
На рубеже 1У – Ш тыс. до н.э. произошла одна из форм разделения труда на сельское хозяйство и ремесленничество
2400 до н.э. – царь Аккада объединил страну
Семитские элементы этнические присоединились к более ранним хеттским и собственно шумерским корням
Происхождние хеттов, как и шумеров, загадочно (возможно, пришли из Персии в Южную Месопотамию первые обитатели этих земель). Язык первоначальный неизвестен.
Древнейшее письмо – шумерская клинопись на глиняных табличках
Несколько городов-государств (Ур, Урук, Элам, Лагеш, Сузы, Мари и др.)
Скудность материальных памятников, дошедших до наших дней, объясняется большой влажностью, высокой степенью разрушения вследствие климатических особенностей (большая важность) и традиционным использованием легкоразрушающихся материалов (глина, сырцовый кирпич)
Древнейшие памятники – конец У – вторая половина 1У тыс. до н.э.:
Расписная керамика из могильных курганов (ритмически-геометрические знаки)
Бронзовые изделия из Самары
Сосуды из Элама (восточное Двуречье)
Сосуды с козлом, собаками и птицами из Суз
Глиптика (резные печати из кости, раковин, мелких камней)
Отсутствие камня, дерево (привозное) и сырцовый (обожженный на солнце) кирпич
Сохранились лишь фундаменты архитектурных сооружений
Первоначально владелец земель, территорий, рабов и народа – бог, олицетворяющий силы природы, позднее – царь, земной правитель – слуга божественного повелителя
Жреческое сословие и земледельческие хозяйства, сформировавшиеся при крупных храмах, первоначально осуществляют основные полномочия власти
Храмовая архитектура: используется высокая искусственная платформа (может быть ступенчатой формы), на которой воздвигается часовня с открытым алтарем
Храм и храмовое хозяйство – обширный архитектурный комплекс (склады, мастерские, конторы писцов), окруженный стеной. Включает обширный двор и святилище с зиккуратом
Самый известный в истории зиккурат – библейская Вавилонская башня
Зиккурат – ступенчатая башня в виде усеченной призмы со святилищем и алтарем наверху и лестницами с каждой стороны
Символизирует священную гору и точку, куда спускается с небес бог Мардук для встречи с царем (главным жрецом) и является астрологической обсерваторией для жрецов-прорицателей
Астрономию и астрологию изучали в Вавилоне жрецы-прорицатели (халдеи).
Наследием вавилонской культуры является система знаков Зодиака (сочетания звезд в виде реальных или фантастических животных). Они же по положению светил указывали будущее.
Сохранились диски медных пластин со Знаками Зодиака – древневавилонский календарь
Три описанные в Библии восточных царя (волхва), предсказавшие рождении Мессии и принесшие свои дары новорожденному Христу, были халдеями. У сюжета о рождественских трех волхвах месопотамско-персидские корни.
Архитектура:
3500-3000 лет до н.э. – воздвигнут Белый храм на вершине зиккурата из Урука (территория современного Ирана) – ранее пирамид Древнего Царства.
Это насыпной холм с укрепленными кирпичной кладкой стенами; венчает храм помещение с кирпичными стенами, побеленными известью в качестве облицовки; стены облицованы кладкой с ритмическим чередованием углублений и выступов; лестницы с каждой стороны; вход в храм сбоку, а не по центру (для увеличения траектории движения к богу).
Целла – помещение внутри храма – место для жертвенника перед статуей бога
Зиккурат – платформа с храмом ступенчатой формы и в то же время сам храм
Идея древневосточного храма заключается в подъеме и в восхождении к божеству по принципу «ломаной оси», или прямоугольной спирали
Самый знаменитый зиккурат – Вавилонская башня
Дворцы правителей середины Ш тыс. до н.э.
Скульптура
Из храмов – статуи богов и адорантов (молящихся):
Вера, что боги непосредственно присутствуют в своих изображениях
Бог растительного мира Аби (76 см высотой)
Голова богини (Инанны) из Урука
Статуя Богини-матери
Бронзовая маска шумерского правителя (голова Саргона)
Статуя Гудеа из Лагаша
Статуя Эбих Иля из Мари
Стела коршунов из Лагаша
Основа скульптурной формы – цилиндр, трубообразные руки и ноги
Ювелирное искусство – предметы из гробниц Ура (золото, серебро, лазурит) –
Арфа с резонатором, украшенным изображениями животных и фантастических существ, участвующих в пире (Герой с двумя быками – популярный мотив, Осел с арфой) с подставкой для подношений
Штандарт из Ура – переносной балдахин в виде коньков крыши - со сценами войны, победы и пиршества
Стела Нарам-Суэна (желтый песчаник)
Скульптурная группа Баран и дерево (посвящено богу Томмузу - воплощению мужского начала в природе)
Штифтовые печати и оттиски, глиняные таблички с клинописными записями хозяйственно-административного характера
Вавилон
Семитские племена оттеснили шумеров на юг Месопотамии и частично ассимилировались с ними -2 тыс. до н.э.
1760 – 1600 – власть местных правителей Шумера
1792 – 1750 – правление царя Хаммурапи, законодателя, основателя вавилонской династии царей – самый выдающийся правитель, «воин, уважающий Шумерские традиции», «любимый пастух бога солнца Шамаша»
При нем столица Вавилон стал культурным центром Шумера
Хаммурапи составил старейший письменный свод законов
1760 до н.э. - Стела Хаммурапи – диоритовая стела (213 см, Лувр, высокий рельеф 71, 1 см) – сверху Царь представляется божеству Солнца и отчитывается ему в своей законодательной деятельности, ниже – сам свод законов, написанный клинописью
Покровитель Вавилона и главное божество – бог Мардук
Ассирия
Третий период месопотамской истории – 1000 – 500 до н.э. – власть ассирийских полководцев (от Синая до Армении)
671 г до н.э. – успешное вторжение в Египет
Ассирийцы заимствовали культурные достижения Шумера, представив их собственную интерпретацию в искусстве
Главная тема – прославление царского (воинского) могущества, воинской победы, львиной охоты ассирийских царей
Искусство имеет церемониальный характер
Скульптурные рельефы:
Рельеф Ашшурнацирапала в Нимруде (860 до н.э.)
Ассирийские печати (цилиндрические)
Глазурованный кирпич (обожженный в печи и покрытый цветной глазурью синего, чаще всего, цвета) появился здесь на 600-700 лет раньше, чем в Вавилоне
Города-крепости с массивными крепостными стенами, городскими воротами и укрепленными башнями.
Такова Ниневия – столица Ассирии:
Регламентированы «красные линии» улиц специальным указом царя.
Как и ширина улиц – 52 локтя (26 м)
Город Дур-Шарукин построен по плану царя.
Использованы сводчатые перекрытия и перекрытия из стволов привозного кедра
Монументальная скульптура – гигантские статуи шеду (людей-быков с пятью ногами) по сторонам от входов во дворец; они служат опорами аркам сводов (5,6 м высотой)
5 ног – для передачи иллюзии движения шеду вперед при перемещении зрителя с фронтальной позиции к боковой
Ортостаты (вертикально поставленные каменные плиты, украшенные рельефами) по низу стен дворца, ванны, расписные стены; стены облицовывались внутри помещения, а не снаружи (как у хеттов и шумерцев)
Идея красоты царя и царской победы (подчеркиваются физическая сила, огромное здоровье и мощь царя-воина) – идеально-обобщенный образ
Цветные батальные или охотничьи стены (быки и козлы в шествии)
|