Раздел У1 Искусство европейского Средневековья
Лекции 16 - 17
Искусство Византия
Византия - Восточная Римская империя (330/395 – 1453 гг.)
Хронологические рамки:
330 г. – перенос столицы в Константинополь императором Константином и переименование города (б. Византий)
Новая столица – Константинополь (б. Византий, колония греческого города Мегары, основана в УП в. до н.э. на берегах пролива Босфор у мыса Золотой Рог)
Включала Балканский полуостров и восточные провинции империи, значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в У1 в.
395 г. – Константинополь – столица Восточной Римской империи
В эпоху своего расцвета У1-УП вв. Византия включала в свой состав обширные территории, куда входили Северная Италия, Балканский полуостров и восточные провинции империи; она значительно расширила свои владения за счет военной экспансии в У1 в.
1204 – взятие Константинополя крестоносцами (западноевропейскими рыцарями, участниками 1У Крестового похода) и временный распад империи до середины Х1У в.
29 мая 1453 г. Византия пала, когда столица империи была захвачена турками-османами, и «Второй Рим», Восточная Римская империя прекратила свое существование.
«Наследниками» Византии и ее духовными преемниками провозгласили себя государи Великого княжества Московского («Москва - третий Рим, а четвертому не бывать»)
Христианство – государственная религия Византии (православие)
Восточная Римская Империя – теократическое государство. Христос – символический глава государства. Император – помазанник божий и наместник Христа на земле
Верховная власть светского и духовного владык - императора и патриарха.
Византийцы называли себя ромеями; официальный язык – греческий
Сохранили наследие античной цивилизации и культуры на своих землях (систему административного управления, римское право, основы культуры, в том числе и художественной) и обеспечили прямую преемственность традиций от античности к средневековью
Периоды:
Юстиниановский – У1 – УП вв.
Иконоборчества – сер. УП – начало 1Х вв.
Правления императоров Македонской династии – 1Х – Х1 вв.(1204 г.)
Правление династии Комнинов – ХП – ХШ вв.
Палеологовский «ренессанс» - Х1У – до 1453 г.
Символический язык искусства имеет сакральный (священный) характер и воплощает духовные ценности и смыслы православного мировоззрения
Основа византийского религиозного искусства - храмовый синтез искусств – воплощается в религиозном действе православной литургии – церковной службы - (взаимодействие сакральной архитектуры, монументальной живописи (мозаики/фрески на сводах, куполах, в конхе апсиды), системы освещения (сочетание естественного света и искусственного, свечного, паникадила), одеяний священнослужителей, хоровых песнопений, греческой риторики, церковного книжного слова, драгоценной напрестольной утвари (светильники, кадильницы, канделябры, различные сосуды (потиры, чаши, блюда), узорные ткани), аромата курений (ладана).
Архитектура:
каркасно-сводчатая конструкция,
техника кирпичной кладки (в столице) или кирпично-каменной кладки (в Греции) на цемяночно-известковом растворе:
Типы зданий:
· Базилики римского и сирийского типа (укороченные, без трансепта) – от раннехристианской архитектуры
· Купольные базилики У1 в. в столице империи Константинополе(Св. Софии, Св. Ирины, Св. Сергия и Вакха)
· Крестово-купольный тип храма (храм на 4-х колонках, вписанного креста и др.) – с 1Х века сложился - канонический - в православной архитектуре.
Самый прославленный храм Византийской империи – патриарший храм Св. Софии (Божественной Премудрости) – был построен в У1 в. (532-537 гг.) малоазийскими зодчими Анфимием из Трал и Исидором из Милета по прямому указу императора Юстиниана, который лично курировал его строительство
Крестово-купольный храм – главное наследие византийской архитектуры, канонический тип храма, отвечающий особенностям православного культа
Имеет форму равноконечного греческого креста с 1 или 5 куполами (главный в центре на средокрестии и четыре по концам креста), образующими ступенчатую повышающуюся к центру структуру
Купол с барабаном на парусах (или тромпах), опирающийся на 4 столба (колонны); система организации сводов полуциркульных и крестовых с распределением нагрузки на опоры и силы давления бокового распора
Его формирование обусловлено традициями раннехристианского церковного строительства, спецификой православного храмового действия, требующего кругового обхода церковного пространства и наглядного соединения общины верующих в общем молитвенном устремлении к Богу
Символика храмового пространства (определенные пространственные зоны храма имеют большую символическую ценность и сакральное значение, нежели другие):
В структуре храма присутствует четко выраженная пространственная иерархия:
· верхние части более сакральны, чем нижние,
· правые важнее, чем левые,
· центр более сакрален, чем периферия
Наиболее сакральными зонами являются:
1. по горизонтали - апсида, символически отождествляющаяся с Богоматерью, с Вифлеемской пещерой и с Голгофой, т.е. с Рождеством и Распятием Христа (началом и концом его земной жизни),
2. по вертикали – купол вместе с барабаном, символизирующие небеса, Царство Божие, то место, где незримо присутствует Господь вместе с общиной верующих
Соответствующее значение имеют канонические сюжеты храмовой росписи:
· купол – Христос Вседержитель (Пантократор), Вознесение Христа, Сошествие Св. Духа на апостолов, Вознесение креста (в грузинских храмах)
· барабан купола – апостолы / пророки
· паруса сводов – апостолы-евангелисты либо сцены Рождества, Принесения во храм, Крещения, Преображения Христова
· конха апсиды – Богоматерь Оранта (Одигитрия); при отсутствии купола – Христос Пантократор
· триумфальная арка – Благовещение; Деисус – молитва перед Христом Богоматери, Иоанна Крестителя, архангелов, святых апостолов за человечество
· стены – сцены Ветхого и Нового Завета
· В декоративном убранстве храмового пространства пол покрывается мраморной мозаикой, стены до начала сводов покрываются плитами отшлифованного мрамора, а верхние части стен, своды, купола покрываются сюжетными мозаичными изображениями на золотом фоне
Скульптура округлая (статуи) в православном искусстве Византии отсутствует дабы избежать языческого идолопоклонства, но сохраняется в виде рельефов на пластинках слоновой кости со сценами предстояния императоров Христу, а также двунадесятых праздников (12 основных событий жизни Христа и основные праздники христианского календаря), выполненных из стеатита как нагрудные складни
Небольшие фигурки с портретными изображениями императоров ранневизантийского времени (У-УП вв.), выполненные из полудрагоценных пород камня, иногда встречаются
Живопись монументальная на сводах, куполах, парусах, в конхе апсиды православных храмов
Техники: мозаики смальтовой на золотом фоне, фрески
Ктиторские композиции:
Ктиторы (греч.)=(донаторы-лат.) - жертвователи (дарители) на храм, высокопоставленные сановники или сам император и его семья, субсидирующие постройку храма, в котором многие из них находили приют и монашеский постриг на закате жизни по устранению от активных государственных дел
Первые ктиторские композиции были представлены в апсиде храма Сан Витале в Равенне (Св. Виталия, покровителя города Равенны) в эпоху императора Юстиниана (У1 век).
Это сцены предстояния Христу:
1. императора или императорской пары (император и императрица) – Сан Витале в Равенне – Юстиниан со своими сановниками и Феодора с придворными подносят дары храму,
2. высших сановников византийского императорского двора – монастырь Хора в Константинополе начала Х1У в. (Федор Метохит)
В руках они обычно держат дары: мешочки или блюда с золотом, модели храмов, города Константинополя, - приносимые Христу
Икона (греч. - образ) – моленный образ. Предназначен в качестве символического посредника и замены божественного Первообраза (бога) перед лицом верующих
Икона предназначена для молитвенного обращения к Господу, а потому имеет сакральное значение (святой образ)
Иконописание имеет глубокие символические традиции, касающиеся:
- выбора определенных тем, сюжетов и образов: Христос, Богоматерь, Деисус, святые, апостолы, ангелы, небесные силы, сюжеты библейской и евангельской истории (Двунадесятые праздники),
- правил и приемов изображения, разработанных в монастырях в УШ-1Х вв. («Теория образа» Феодора Студита, игумена столичного монастыря),
- системы подготовки художника-монаха (молитва, пост) к писанию иконы, анонимность творческого жеста (авторство иконы символически приписывается Господу),
- наличия канонических образцов и прорисей, ориентации на божественный первообразец (к примеру, Нерукотворный образ),
- выбора определенных материалов и техники иконописания – многослойное темперное письмо по левкасу,
- определенной структуры изображения (в углубленном ковчеге, с повышенными краями, на деревянных досках, скрепленных деревянными шпонками (скобками)
Система правил и приемов изображения включает обратную перспективу (описал отец Павел Флоренский) – живописную моделировку иконного пространства таким образом, что сакральный образ визуально направлен к верующему, обращенному с молитвой к Богу
(используется весьма активно в современном плакате)
Икона имела золотой фон (красный, белый) фон; ее поверхность покрывалась олифой, которая со временем темнела, изображение скрывалось, и икона поновлялась ,а иногда и переписывалась заново (древнерусская иконопись)
Строгий иконографический канон касается также круга определенных тем, сюжетов и образов, или иконографических типов (описаны русским исследователем православного искусства Никодимом. Кондаковым в начале ХХ века), имеющих сакральное значение:
· Христос-Пантократор(Вседержитель) – полуфигурное изображение Христа с крещатым нимбом, Евангелием в левой руке и благословляющим жестом правой руки,
· Богоматерь-Оранта (Взывающая) – фигура стоящей Богоматери в длинном мафории с руками воздетыми вверх симметрично по обеим сторонам тела и с ладонями обращенными наружу
· Богоматерь-Одигитрия (Путеводительница) – фигура сидящей на троне или стоящей Богоматери, держащей на руках младенца Христа,
· Богоматерь-Элеуса (Умиление) – полуфигурное изображение Богоматери со склоненной головой и младенцем Христом, прижимающимся (ласкающимся) своей щекой к ее щеке
· Деисус, или Деисусный чин (Богоматерь и Иоанн Креститель по сторонам от Христа обращаются к нему с молитвой за человечество)
Изобразительные приемы иконописные:
· Золотой (белый или красный) фон, символизирующий Царство Божие,
· плоскостность, фронтальность, линейность изображения фигур святых,
· истончение телесного начала,
· усиление духовного начала в фигурах и ликах,
· удлиненные (вытянутые) пропорции тел,
· пропорционально преувеличенные головы, лики, кисти рук святых,
· опора ступней ног на полупальцы как бы едва касаясь земли (ангелы),
· сакральные символические жесты (благословение),
· одежды, сплошь покрывающие тело,
· одежда определенного цвета и кроя (белоснежные (сияющие) одежды Христа, архангелов, ангелов, красно-коричневый мафорий Богоматери, коричневые и черные глухие монашеские облачения)
· асист (пробелá) – система световой разделки одежд, символизирующая сияние божественного света,
· нимбы и ореолы славы Божьей (символ Божественного света),
· сакральная атрибутика (Евангелие в руках)
Житийные иконы – наряду с поясным, погрудным или в полный рост изображением святого включают также сюжеты его жизни, подвиги и мученическую кончину в виде отдельных небольших фрагментов, включенных в поле изображения
Декоративно-прикладное искусство (предметы культа):
· Церковная книга (от свитка к кодексу – современному типу книги), украшена миниатюрами – изображениями в лист, а также орнаментальными заставками, буквицами, инициалами, украшающими текст
· Резные рельефные складни из слоновой кости с изображением Христа, Богоматери, апостолов и святых
· Паникадила из бронзы и церковная утварь (потиры, канделябры для свечей, напрестольные кресты и т.д.)
· Золотое шитье церковных облачений и покровов
· Узорное ткачество с сюжетными изображениями
· Техника перегородчатой эмали (складни, оклады книг, Пала д”Оро и т.д.)
Лекция
|