Романский стиль – возрождение традиций сводчатого каменного зодчества (колонны и арки) на основе древнеримской архитектурной системы
Замена плоских деревянных перекрытий на массивные каменные своды – с конца Х века.
Основные сооружения – монастыри (аббатства), замки светских феодалов (баронов). Основная масса населения – крестьянство. Основные поселения – в сельской провинции, небольшие города.
Крепостного типа сооружения, предназначенные для нужд обороны в условиях постоянной угрозы нападения и борьбы военных феодалов за земли – сеть замков.
Характерные черты построек: толстые стены, небольшое количество узких проемов – бойниц, гладкие стены, крупные приземистые сооружения, развитые дополнительные оборонительные системы (рвы, заполненные водой, насыпные валы), четко выраженные составные части зданий, простые геометрические формы, суровое крепостное оборонное зодчество, низкие и узкие интерьеры, массивные опоры.
Странствующие строительные артели
Туннельные своды на основе римского полуциркульного свода и первые крестовые своды – с доминирующей массой камня.
Собор в Дареме 1093 г. – первые крестовые нервюрные своды (нервюры – утолщенные выступающие над поверхностью ребра крестовых сводов)
Центры культуры – монастыри и замки – резиденции феодалов. Приходская церковь-базилика, феодальный замок, монастырь (аббатство), начало формирования раннесредневековых городов и доминирующая сельская провинция.
В романском зодчестве воплощена идея Церкви воинствующей. Его памятники – идеальные оборонительные сооружения.
Церковь в Мурбахе 1160 (Эльзас)
Церковь в Турне
Монастырские комплексы – самостоятельные административно-хозяйственные, религиозные и даже политические центры. Средоточие культуры для окружающей сельской провинции.
План монастыря Сент Галлен (Швейцария) как комплекс зданий и административно-хозяйственная система
Архитектура:
Формирование канонического типа храма католического мира – базилика в форме латинского креста с поперечным нефом (трансептом) в восточной части, двумя башнями над входной западной частью и шатром (куполом) над средокрестьем:
Церковь Св. Михаила в Хильдесхайме (Германия) 1015 г.
Бронзовые двери со сценами Ветхого Завета (Грехопадение, Адам и Ева)
Центры раннесредневековой культуры – монастыри и замки – резиденции феодалов.
Тема Страшного суда как воздаяния за грехи человеческие, воплощение образов христианских добродетелей и пороков, календарный цикл сельскохозяйственных работ, знаки Зодиака.
Резная декоративная скульптура на фасадах и в интерьере церквей (тимпаны со сценами Страшного суда, базы и капители колонн, резное обрамление порталов) – растительные орнаменты, Библейские персонажи (Адам и Ева в Раю), фантастические существа (животные и люди) – персонажи народной фантазии, сказок, эпосов. Назидательный и пугающий (устрашающий) характер образов. Любовь к чудесному, необычному – важная составляющая средневекового мировоззрения.
Рельеф невысокий, большая эмоциональная экспрессия. Сакрально-символический язык образов.
Уникальное произведение прикладного искусства – Ковер из Байе 1080 г.– вышитый (изобразительная хроника) – содержит сцены завоевания Англии норманнами в 1066 г.
Нет более ранних памятников. В Англии норманнский стиль продлился более 100 лет. Аббатства и кафедральные соборы.
Х1-ХП вв. – расцвет монументального искусства и начало развития городской средневековой культуры. Появлений регулярной радиально-кольцевой планировки с центром на церковной паперти перед собором
Заселение отдельных районов и улиц – в соответствии с профессией. Деревянные и глинобитные постройки.
Готическая эпоха (ХП – ХУ вв.):
Рост городов, развитие ремесла, торговли; борьба их за независимость от церкви и светских феодалов. Формирование ремесленных гильдий (цехов), торговых корпораций
Расцвет городской культуры в Западной Европе (Италия, Франция, Германия, Нидерланды).
ХШ век – городское соборное строительство в Европе (Италия, Франция, Германия, Нидерланды). Лучшие образцы готической архитектуры как воплощения архитектурно-скульптурного синтеза искусств созданы во Франции и Германии.
Церковная официальная и светская (народная низовая) культура.
В наивысшей форме стилистика готики воплотилась в зданиях городских соборов, посвященных Богоматери.
Светские постройки в городе – городские ратуши с башнями (беффруа), часами и колокольнями, залы заседаний торговых и ремесленных гильдий (коллегии), дворцы, мосты, фонтаны, городские ворота (Дворец Дожей в Венеции).
Аббатство Клюни во Франции и его аббат Сугерий – начало распространения готического стиля.
Готическая архитектура Франции в лучших образцах – это соборы, посвященные Богоматери (Нашей госпоже) в Шартре, Париже, Амьене и Реймс).
В Германии – соборы Баварии (гг. Нюрнберг, Наумбург и Бамбер).
Готический собор – центр городской жизни, воплощение архитектурно-пространственного синтеза на основе религиозного храмового действия (литургии); гармоничное воплощение западного (католического) религиозного духа как идеи движения (вознесения) христианской души на пути к Богу.
Готические соборы Франции посвящены Божьей матери (Нашей Госпоже) – в Шартре, Париже, Амьене, Реймсе.
Строительный материал – камень, довольно мягкий известняк
Готическая архитектура воплощена в каркасно-сводчатой архитектурной конструкции с системой дополнительных элементов (аркбутаны и контрфорсы) для перераспределения сил давления бокового распора крестовых (с утолщенными нервюрами) сводов; они вынесены наружу за пределы стен соборов.
Каркасно-сводчатая система распределения тяжести на отдельные узловые точки (опоры) предполагает освобождение стены и ее замену высокими окнами, заполненным разноцветной витражной композицией.
Материал немецкой готики – строительный камень и кирпич.
Скульптура готической эпохи:
Непосредственно связана с «телом» собора, размещается на фасадах и в интерьере.
Представлена в разных видах:
· богатого орнаментального (декоративного) обрамления – резные каменные «розы» на западном и боковых фасадах, краббы, вимперги, фиалы, четырехлистники, кивории (навесы) над головами святых,
· многофигурных рельефных композиций (сцены Ветхого и Нового Заветов, изображения сельскохозяйственных и ремесленных работ, знаков Зодиака),
· статуй и статуарных групп на фасадах (статуи Мадонны с младенцем на фасаде, обрамление входных порталов, так называемые «галереи королей» - статуи пророков и святых, аллегорические фигуры Церкви и Синагоги).
Готическая «роза» посвящена Богоматери и воплощает ее образ в символическом виде на фасаде посвященного ей собора.
Статуи располагаются на узких консолях (опорах под ногами) и уподоблены стволам колонн узкими и длинными пропорциями фигур. Визуально сливаются с колоннами.
S-образный изгиб фигур статуй, удлиненные пропорции тел, игра складок длинных ниспадающих одеяний воплощают силу духовных энергий (статуарные группы с фасада Реймсского собора – Мария и Елизавета, Мадонна с младенцем).
В деталях изображений (готическая «улыбка», прически, детали одежды, атрибутика – книги, короны и т.д., типы лиц и т.д.) – натуралистичность наблюдений за окружающей действительностью. «Натурализм и спиритуализм» готической скульптуры (М. Дворжак).
Средневековая западноевропейская скульптура – часть архитектурного комплекса собора
Скульптурное украшение порталов: фигуративные (статуи) и орнаментальные символико-геральдические изображения
Скульптура в готических соборах Германии:
Собор в Наумбурге - скульптурные портретные образы современников в виде статуй в алтарной части интерьера собора. Это образы донаторов (дарителей, жертвователей денежных средств на храм) – Маркграфа Экк(е)харда и его супруги Уте.
Собор в Бамберге – конная статуя неизвестного рыцаря в короне в интерьере центрального нефа собора – поднята на специальной консоли. Возможно, надгробный монумент.
Расцвет готической миниатюры - в ХП-ХУ вв. – Часословы (сборники молитв на весь календарный год по времени суток) работы братьев Лимбургов .
|