Раздел УП Искусство эпохи Возрождения Лекция Живопись итальянского Возрождения
Живопись монументальная и станковая (с ХУ века), религиозной и светской тематики.
Наряду с композициями на темы Ветхого и Нового Заветов (библейские и евангельские сюжеты) появляются мифологические сюжеты, портреты в архитектурном и пейзажном окружении, а также в интерьерах (венецианская живопись В. Карпаччо, Якопо Бассано, а также Антонио Паллайоло), элементы натюрморта (северная живопись, Леонардо в «Тайной вечере»).
Портреты индивидуальные.
Композиция портрета развивается от погрудного (А. Пизанелло «Портреты брата и сестры дЭсте») через поясное (Леонардо «Мона Лиза дель Джокондо») к поколенному изображению (А. Бронзино «Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни»), от профильного к трехчетвертному развороту (Рафаэль «Портреты супругов Дони»).
Возрождение интереса к портретному изображению – отразило процесс развития гуманистической культуры и связанного с ней индивидуализма, интереса к отдельной личности. Документальная основа портрета, особенно в скульптуре, возрождает древнеримскую традицию создания изображений на основе посмертных масок.
Живописный портрет в эпоху раннего возрождения имел как брачное (Пьеро дела Франческа «Портреты урбинских герцогов», написанные по случаю их свадьбы), так и погребальное значение (Боттичелли «Портрет Джулиано Медичи» с закрытыми глазами и приоткрытой дверью на заднем плане)
Техники станковой живописи Возрождения – темпера и масло (вторая появилась почти одновременно с мастерами северного Возрождения).
Северные мастера первоначально писали на дереве, итальянские – на холсте.
В традиции живописи северного Возрождения сохранились средневековые складные живописные алтари, написанные для церквей на отдельных деревянных створках. Их традиция станковой картины происходит от этих расписных деревянных досок, собранных вместе и раскрывающихся в сложную многосоставную композицию специально на время церковных служб.
Главное завоевание эпохи Возрождения в живописи – появление станковой картины в раме.
По легенде автором рамного обрамления на основе ордерной композиции (архитектурные резные пилястры с коринфскими капителями по обеим вертикальным сторонам и треугольный фронтон сверху) был архитектор и художник Филиппо Брунеллески.
Универсализм знаний и профессиональной подготовки мастеров того времени позволял им в равной степени успешно заниматься разными художествами. Так Джотто был и живописцем, и архитектором (спроектировал колокольню флорентийского собора); А. Верроккьо – скульптором, ювелиром, живописцем; Рафаэль помимо живописи проектировал здания и был «префектом всех римских камней» (т.е. руководителем археологических раскопок в городе); Микеланджело был скульптором, живописцем, архитектором, поэтом и мыслителем; Леонардо вел всеобъемлющие исследования, изучая природу.
В картинной композиции речь идет о разработке новой оптической модели изображения и художественной концепции Бытия (ренессансная Картина мира).
Она имеет гармоничный характер и утопическое содержание (картина как идеальный вид из раскрытого окна на прекрасный Божий мир).
Живописное воплощение эта модель получила благодаря разработке соответствующей живописной системы правил и приемов, называемых прямой, или линейной перспективой с единой точкой схода всех линий.
Перспектива – система живописных приемов и правил, способствующих передаче иллюзии трехмерного пространства на двухмерной поверхности (плоскости).
Виды перспективы: прямая (линейная), свето-воздушная и цветовая.
В разработке принципов и правил линейной перспективы приняли участие математик Лука Пачоли, архитектор Филиппо Брунеллески, живописцы Мазаччо, Паоло Учелло, Андреа дель Кастаньо, Пьеро дела Франческа, Андреа Мантенья, венецианские архитекторы и художники и т.д.
Линейная, или прямая перспектива построена на основе математически выстроенной оптической модели трехмерного пространства, иллюзионистически направленного в глубину перпендикулярно картинной плоскости соответственно взгляду зрителя.
Признаки прямой или линейной перспективы:
По мере визуального удаления в глубину от глаз зрителя:
· предметы по мере удаления от глаз уменьшаются;
· расстояния между ними сокращаются;
· все линии, непараллельные горизонтальным краям картины, сходятся в одной точке на линии горизонта.
Приемы свето-воздушной и цветовой перспективы получили развитие в живописи североитальянских живописцев конца ХУ - ХУ1 вв. (Леонардо, Беллини, Корреджо и др.)
Свето-воздушная перспектива предполагает, что по мере визуального удаления фигур от глаз зрителя, их очертания становятся все более размытыми, а цветовая насыщенность ослабевает (принцип «сфумато», или свето-воздушной дымки, окутывающей предметы по мере их удаления - Леонардо)
Монументальная живопись итальянского Возрождения представлена росписями церковных стен итальянских базилик (боковые нефы), в которых сохранился раннехристианский тип римской базилики с большими стеновыми поверхностями, позволявшими использовать живопись на их поверхности (росписи Джотто в Капелла дель Арен в Падуе, его же росписи в верхней церкви базилики Сан Франческо в Ассизи, его же росписи в капеллах Барди и Перуцци церкви Санта Кроче во Флоренции).
Кроме того в эпоху Возрождения появляются тематические циклы росписей церковных капелл (капелла Св. Мартина работы С. мартина в базилике Сан Франческо в Ассизи, капелла Бранкаччи работы Мазаччо с росписями на темы жизни Св. Петра начала ХУ в.), соборных библиотек (Сьена), посвященных одному святому или папе.
В эпоху раннего, Высокого и позднего Возрождения в Италии также расписывали стены интерьеров частных жилищ – городских палаццо (А. Мантенья, Корреджо); соборных куполов (Д. Вазари, Корреджо), а также росписи интерьеров загородных вилл (Рафаэль, Веронезе).
Основная техника монументальной живописи – фреска, или роспись по сырой штукатурке, усовершенствованная мастерами Возрождения.
Систему единой росписи церковных пространств заложил Джотто в конце ХШ - начале Х1У вв. в цикле росписей Капеллы дель Арена в Падуе на темы жизни Христа и Богоматери.
Она представляет собой членение стеновой поверхности по горизонтали и вертикали с помощью орнаментальных рам на несколько рядов и ярусов картинных композиций, следующих друг за другом и позволяющих показать динамику развития всего действия при переходе от одного фрагмента к другому.
В сюжетном плане религиозные и мифологические композиции наполняются образами современников, портретами, одеждами современного типа, деталями интерьеров и городского пространства эпохи Возрождения.
По мнению Э. Панофски, так действует используемый в живописи Возрождения принцип разделения, позволяющий придавать актуальность и достоверность событиям легендарным и к тому же восходящим к глубокой древности.
Раздел УШ
ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО НОВОГО ВРЕМЕНИ (ХУП – Х1Х вв.)
Лекции 11 - 12
|