Искусство Х1Х века. Основная проблематика эпохи.
Периодизация искусства:
1. до 1815 (в России до начала 1830-х гг.) – завершающая фаза классицизма (стиль ампир) – Ж.-Л. Давид, Ж.-О.-Д, Энгр, К. П. Брюллов;
2. 1815 -1830-е гг. (в России – до конца 1940-х гг.) – становление и расцвет стиля романтизма – Э. Делакруа, Т. Жерико, С. Щедрин, О. Кипренский;
3. 1830-1870-е гг. – развитие реализма («натуральная школа», поэтический, критический) – Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, А. Венецианов, П. Федотов, В. Тропинин, А, Иванов, «передвижники» (Перов, Крамской, Репин, Суриков и др.);
4. 1874-1886-е гг. - движение импрессионистов – Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, А. Сислей и др.;
5. 1880-е - 1910-е гг. – символизм и стиль модерн – Г. Климт, М. Врубель.
Х1Х век – эпоха социальных потрясений в Европе (череда революций и периодов политической реакции во Франции). Это время борьбы традиционалистов и ниспровергателей всех и всяческих авторитетов, революции и реакции, классики и неклассических новаторских течений в искусстве и общественной жизни;
Апофеоз в развитии художественных принципов и традиций, начатых в эпоху Возрождения и завершающих свое развитие, а также зарождение альтернативных форм искусства и художественной жизни;
Эпоха технического переворота, расцвет естественных наук, позитивистский подход в гуманитарных исследованиях (историчность мышления);
Эпоха начала Всемирных выставок в Лондоне (1851) и Париже (1855, 1867, 1878, 1889, 1900);
Развивается стандартизированное машинное производство и промышленные технологии (чугунное литье, массовое производство мебели, обоев, текстиля и др. предметов интерьера);
Расцвет буржуазного быта, соответствующего стиля жизни, искусства и стиля оформления интерьеров – бидермайер (1830-1870-е гг.);
Эпоха демократизации общественной жизни и многослойности линий развития искусства. Оно отражает интересы различных социальных сословий (не только аристократии и крупных буржуа, но и представителей передовых демократических течений);
Искусство откликается на злободневные социальные нужды своего времени (журнальная сатирическая графика, движение «передвижников» в России), становится феноменом социальной жизни. С другой стороны в Англии, Германии зарождаются идеи «чистого искусства» или «искусства для искусства»;
Романтики «открывают» для европейского искусства мир культуры Востока, Африки, Японии; эпоха модерн пробуждает интерес к этноформам и миру традиционного народного искусства;
Пластические искусства уступают первенство литературе. Х1Х век – век монументальной формы в литературе (роман, эпопея, сага). Монументальность в искусстве уходит. Среди пластических искусств доминирует станковая живопись и графика, особенно печатная, используемая для тиражирования изображений;
Развитие массовых форм искусства, появление наряду с уникальными рукотворными изделиями тиражированных стандартных репродукционных форм. Расцвет лубка, народной картинки, а также журнальной графики (в том числе и сатирической), вывески, плаката, театральной и концертной афиши;
Появление новых видов искусства – фотографии и кинематографа;
Архитектура меняет свой облик, переживает фазу т.н. «историзма», или эклектики, и превращается из искусства в производство, в инженерный (технологический) процесс; она развивается как архитектура большого индустриального города (проект реконструкции Лондона, реконструкции Парижа под руководством его префекта барона Османа);
Появление новых типов общественных зданий: вокзалы, рынки, большие торговые пассажи и универсальные магазины, а также буржуазные особняки, «доходные» дома (с квартирами для сдачи внаем), фабрики, типографии, выставочные павильоны, транспортные узлы (метро);
В архитектуре конца столетия задействовано наследие теоретиков «бумажной» архитектуры времен Великой французской революции (Леду, Лее, Буле);
Проблемы утилитарного градостроительства (организация транспортных потоков);
Поиски функциональной спецификации здания и ее отражение в архитектурной форме (зачатки функционализма); поиски новых материалов и конструктивных решений (каркасная конструкция из чугуна, стекла);
В художественной форме – сочетание рационализма конструкции и усиленной декоративности (стилевая эклектика и передовые инженерные достижения – башня Г. Эйфеля в Париже);
Новые принципы в архитектуре модерна: отказ от ордерной системы, симметрии и жесткой геометрии архитектурного объема, криволинейность очертаний, ассиметричная компоновка и свободная пространственная композиция, плоскостность и графичность орнаментики, использование «натуральных» материалов с эффектом рукотворности кирпича, дерева, керамики, майолики, металлических кованых решеток), декоративность фасадов, разнообразие в масштабах и конфигурации окон, использование внешних орнаментальных фризов, волнообразные линейные ритмы (станции парижского метро Г. Гимара, буржуазные особняки Ф. Шехтеля в Москве, венский почтамт О. Вагнера);
Скульптура – переживает не только кризис монументализма, но и видовой кризис, связанный с закатом пластических ценностей в изобразительном искусстве. Возрождение свое переживает во второй половине столетия в творчестве таких новаторов, как О. Роден.
Академизм (в критике и творческом процессе) становится проявлением реакционного стиля в художественной жизни; он превращается в реакционную теоретическую доктрину, тормозящую развитие искусства;
Разделение искусства на официальное (Академии изящных искусств, Салон) и оппозиционное ему неофициальное, передовое, новаторское (художественное течение импрессионистов или «набидов», например);
Эпоха активного развития художественной критики. Деятельность аристократических Салонов ХУШ века сопровождает появление Салона Независимых, а также критиков Искусство разделяется на официальное академическое и оппозиционное, передовое с точки зрения общественных настроений и вкусов.
Живопись – триумф изобразительной наррации (т.е. повествовательности). Монументальные формы, огромные размеры, исторические эпические по характеру полотна (академисты, Семирадский):
Среди живописных жанров преимущественен исторический с элементами бытового, национальный пейзаж, потрет в интерьере, в скульптуре – сложные бытовые многофигурные сцены с изображением фигур человек и животных (анималистические композиции). Появляется тенденция к жанровой интеграции внутри единого монументального эпического по характеру полотна (предшественники социалистического реализма ХХ века);
Новое живописное видение импрессионистов 1874-1886-е гг. – завершающая фаза расцвета реализма в живописи – триумф мимолетного единомоментного зрительного впечатления, субъективного, динамичного, уникального по характеру переживания времени и пространства; отказ от сюжета, анекдота, от наррации;
В круг импрессионистов входили: Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар, К. Писарро, Г. Кайботт, Б. Моризо, Э. Дега и др.
Импрессионисты – мастера пейзажа, портрета и групповой сцены, написанной на открытом воздухе.
Новаторская техника импрессионистов (alla prima, или «в один слой»): сплав цвета, света и фактурного динамичного мазка, однослойное письмо, смешение цвета и фокусировка изображения непосредственно в глазу зрителя; цветовая и фактурная лепка предметной массы массой красочной, мимолетное скольжение глазом по поверхности (по аналогии восприятия жизни как единого динамичного нерасчлененного потока зрительных впечатлений);
Импрессионисты – наследники живописной манеры великих мастеров ХУП века: Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Халса;
Новый изобразительный метод: работа непосредственно «на натуре», т.е. на открытом воздухе («на пленэре»), в непосредственном взаимодействии с ней, эскизная манера, быстрый открытый мазок, отражающие субъективное авторское видение;
Интернациональный стиль конца 1880-начала 1900-х гг. – поиски универсального языка нового синтеза искусства и художественного ансамбля на основе архитектуры – стиль модерн (сецессион, югендстиль, ар нуво);
Синтез пространственных искусств как отражение тотальной эстетизации жизни и повседневного быта. Декоративный ансамбль модерна включает само здание, интерьер, витражные композиции, предметы быта и оборудование, костюмы, аксессуары. Стилевая основа – неклассический (готический) стиль в современной интерпретации;
В живописи – тяготение к декоративным формам панно, сказочной тематике и символическим образным формам (О. Редон, Г. Климт, М. Врубель); трансформация живописных произведений в графические;
Стилевые признаки стиля модерн:
Декоративность цвета и фактуры, тяготение к динамике, плавным волнообразным ритмам, сложным природным формам (цветы ириса, лилии), открытой форме, а также в России – тяготение к историческим стилям в их декоративной интерпретации и к народному искусству (псевдорусский, неоготика).
Поколение постимпрессионистов (конец Х1Х – начало ХХ вв.):
1. Пуантилизм А. Сислея и П. Синьяка как ревизия творческого метода импрессионистов;
2. П. Сезанн как предтеча живописной абстракции и кубизма;
3. П. Гоген предвосхитил появление примитивизма:
4. В. ван Гог как предтеча экспрессионизма
5. Раздел 1Х. ИСКУССТВО НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ (ХХ вв.)
Лекции 15-16
|