Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Раздел 1У Античное искусство

 

Лекции 9 - 11

Искусство античной Греции

 

«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры

 

С середины П тыс до н.э. в бассейне Эгейского, Ионического и др. морей

 

Ареал:

Балканский полуостров и прилегающие острова архипелага (Кикладские и т.д.), западное побережье Малой Азии, юг Аппенинского п-ва («Великая Греция»)

 

Крит – наиболее ранний и Кикладский архипелаг

Периодизация:

С конца Ш – сер 1 тыс до н.э. – критский период

ХШ-Х1 вв до нэ. – микенский период

1Х-УП вв до нэ – гомеровский

УП-нач.У вв. до нэ - архаический

У-1У вв. до нэ – греческой классики

Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период

 

Развитая культовая и светская архитектура:

· Храмы, святилища

(культовые центры Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);

· Царские резиденции (Кносс на Крите, цитадель в Микенах)

· Гражданские сооружения : булевтерии, пританеи, пинакотеки, театры, музейоны, портики.

Мало известно о жилой архитектуре.

 

Тип конструкции: стоечно-балочная

 

Основа древнегреческой архитектуры – полуоткрытая (закрытая сверху, открытая по сторонам) форма портика (стои), имеющего общественное значение и широко используемая в древнегреческих постройках.

 

Рождение ордерной архитектуры. От лат слова «ордо» - порядок, строй

Первые каменные сооружения – УП-У1 вв. до н.э.

 

Ордер архитектурный – система взаимного расположения и пропорционального соотношения несомых и несущих элементов стоечно-балочной конструкции

 

Марк Витрувий 1 в .н.э. «Десять книг об архитектуре».

Материал: дерево, камень, мрамор пентеликонский (пентелийский).



 

Структура ордера троична (три части по три части в каждой из них):

· Стереобат (верхняя плита - стилобат),

· колонна (база, ствол (фуст), капитель),

· антаблемент (архитрав, фриз, карниз).

Основные типы храмов:

· Храм в «антах»

· Простиль

· Амфипростиль

· Периптер

· Диптер

· Толос

Периптер - от греч слова «птерос» крыло – окрыленный храм

Соотношение колонн вокруг храма: если принять число колонн на короткой стороне храма за «n», то на длинной стороне число колонн соответствует формуле 2n +1.

Ионийский портик имеет 8 колонн, дорийский – 6.

Синкретичная система убранства:

· Росписи (черный (синий) – красный цвета),

· скульптурные черепицы (антефиксы),

· фигуративные водосливы,

· бронзовые детали.

Ордерные системы:

1. Дорический – наиболее старший; У1 вв. до н.э.

2. Ионический – традиция малоазийской (восточной) эллинской архитектуры

3. Коринфский – младший; У в.до н.э.

4. Композитный – соединение форм и пропорций ионического и коринфского ордеров

 

Скульптура:

· Монументально-декоративная скульптура: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп;

· Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жриц,

· Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов;

· Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма).

Живопись:

· Пинаки (расписные вотивные таблички),

· На досках (выставлялись в портиках и пинакотеках - Полигнот).

 

Роспись керамических сосудов (стили):

· «камарес», морской и др. критские – конец П – начало 1 тыс. до н.э.

· Геометрический – к. Х1-начало УШ вв. до н.э.,

· Ориентализирующий – УП-У1 вв. до н.э.,

· Чернофигурный – У1 – У вв. до н.э.

· Краснофигурный – с конца У1 в. до н.э. (520 г. до н.э.)

 

Тематика - сцены сражений (махии):

· гигантомахия,

· кентавромахия,

· амазономахия,

· борьба греков с троянцами.

Техники:

· Энкаустика (восковыми красками).

· Фреска (на водной основе),

· Галечная мозаика (напольная).

 


Лекции 12-13

Искусство Древнего Рима

 

Хронология:

С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.

 

Периоды:

1. Владычество этрусков – УШ – конец У1 в. до н.э. (510 г. до н.э.)

2. Республики – конец У1 в.(510 г.) - 1 в. (27 (30) г.) до н.э.

3. Империи – 27 (30) г. до н.э. – 476 г. н.э.

Архитектура:

(Арочно-сводчатая конструкция, техника кирпично-бетонной кладки, мегаполис):

· Инженерно-коммуникационные сооружения (мосты, каналы, дороги, акведуки, цистерны и др.)

· Храмы прямоугольной и круглой формы (псевдопериптеры, толосы, ротонда Пантеона)

· Гражданские сооружения (архив-табулариум, базилика, курия, библиотеки, рынки)

· Жилая архитектуры (домусы – частные дома, инсулы - многоквартирные дома со сдачей комнат внаем, виллы - загородные поместья)

· Зрелищно-развлекательные сооружения (театры, цирки (амфитеатры), термы (бани), и т.д.)

· Триумфальная архитектура (арки, колонны, форумы)

· Гражданский форум (площадь) – центральный архитектурный феномен Рима

 

Скульптура (круглая и рельеф):

· Скульптурный портрет (маска, бюст, статуя)

· Монументально-декоративная скульптура (надгробия, алтарь Мира)

· Декоративно-прикладная скульптура: резные камни (камеи, инталии)

· Монеты.

Живопись (монументальная):

· Декоративные стили украшения помпеянских домов

· Мифологические сцены (подвиги Геракла)

· Портреты

· Натюрморты

Техники:

· галечная мозаика (напольная),

· энкаустика,

· фреска.

 

 

Стили монументально-декоративной живописи (помпеянские):

· Инкрустационный

· Архитектурно-перспективный (канделябрный)

· Театрально-декорационный


Раздел У Раннехристианское искусство

 

Лекции 14-15

Раннехристианское искусство

 

Хронологические рамки эпохи 1У-У1 вв. н.э.

 

Каткий исторический период – переходная эпоха от Античности к Средневековью и от язычества (политеизма) к христианству (монотеистическая религия)

 

Монотеизм – единобожие. Христиане веруют лишь в Христа. Отказ совершать жертвоприношения традиционным римским богам влечет преследования христианских общин, сформировавшихся в Иудее и распространившихся по всей империи.

 

Новые духовные ценности проповедуются христианами:

· Верность супружеская

· Воздержание

· Умеренность

· Пренебрежение физическим комфортом

· Труд

· Духовная чистота

· Любовь к ближнему

· Сострадание

· Социальное равенство

· Пренебрежение внешней атрибутикой богатства и роскоши

 

Ценность абсолютную представляет жизнь загробная и стяжание Духа Святого для обретения Царства Божия после смерти; земная жизнь христианина – приготовление к жизни посмертной.

 

Смысл крестной жертвы Христа дает надежду всем людям на воскрешение (возрождение) в Царстве Божиим

 

Присутствует вера в чудо (Чудеса иудейских пророков Ветхого завета, чудеса самого Христа (Воскрешение Лазаря, Чудо в Кане)

 

В христианские общины входили как свободные граждане, так и рабы, зачастую из одного дома (хозяева и слуги)

 

Появление христианских общин в Риме относится уже к 1 в. н.э. Однако до начала 1У века оно находилось под запретом, и уже с середины 1 в.н.э. (эпоха правления императора Нерона) начинаются преследования и публичные казни христиан за отказ поклонения римским богам

 

Именно на почве Рима христианство укрепилось и приняло характер новой (мировой) религии

 

Раннехристианская эпоха начинается после 313 г. н.э. – издание Миланского (Медиоланского) эдикта императором Константином Великим о легализации христианства как одной из религий Римской империи.

 

От периода 1 – Ш вв. сохранились более ранние памятники - росписи катакомб (подземных некрополей), - в местах погребения ранних христиан с сюжетами и образами начальной поры христианства

 

Очень скоро после своей легализации христианство становится единственной официальной религией Римской империи, а статуи римских богов, которые символизировали Рим античный (языческий), выносятся прочь из города и разбиваются, что расценивается приверженцами старых традиций как гибель богов, а с ними и всей империи

 

С Ш века начинаются вторжения варварских племен готов, гуннов, вандалов и лангобардов в Италию. Ее территория подвергается регулярным варварским набегам в течение нескольких веков, что приводит к уничтожению старых античных городов, центров языческой культуры, к запустению и упадку империи.

 

410 г. – взятие Рима варваром Аларихом и разгром города его войсками

 

476 г.н.э. низложен последний император Западной римской империи малолетний Ромул Августул, и Западная римская империя перестает существовать как самостоятельное государство.

 

Восточная империя со столицей в Константинополе является единственной прямой наследницей Римской империи

 

Раннехристианская эпоха совпадает с кризисом и концом античной культуры, распадом Римской империи и гибелью Западной ее части, крушением традиционных римских идеалов и ценностей, а также началом эпохи Великого переселения народов

 

В 330 г. н.э. Император Константин разделил империю на две части - Западную со старой столицей Римом и Восточную (Византия) с новой столицей, названной в честь самого императора Константинополем (на полуострове Золотой рог у пролива Босфор).

 

С этого времени на карте мира появляется новое государство Византия, и его история и культура будут развиваться своим особенным путем.

 

До 313 г. христианская религия существует скрыто, исповедуется тайно

 

Художественная культура христианская и христианское искусство - новые, они формируются уже в это время.

 

Создается особый символический художественный язык для общения христиан между собой и с посвящаемыми в новую веру.

Поэтому христианское искусство непосредственно связано с новой верой и культовыми действиями (упокоением усопших собратьев по вере, христианскими таинствами и литургией)

 

Основа литургии – основного священнодействия христиан – совместная молитва всех членов христианской общины

 

Особую значимость приобретает чтение молитв и священных текстов Библии (собрания Ветхого и Нового Заветов), источника Божественного откровения, которые наделяются глубоким сакральным смыслом и приобретают исключительную религиозную и культурную ценность в христианстве.

 

Античная культура риторическая (звучащего слова) уступает место культуре слова написанного

 

Символические образы первых христиан (рыба, якорь, корабль, дельфин, обвивший якорь, птица с оливковой ветвью в клюве, голубь, клюющий из чаши) имеют сакральный смысл и внешне элементарную форму исполнения в виде контурного рисунка на камне

 

Отдельные знаки символизируют имя Христово (рыба, сочетание латинских букв Х и R)

 

Подобные изображения находят в катакомбах – христианских некрополях (местах погребений), известных уже со П в.н.э. в Риме, Антиохи, Александрии Египетской и т.д.

 

Характерны для украшения катакомб штукатурка белого цвета, монохромность изображений (символ небесного света, рая и Царства небесного), выполненных в технике фрески, секционирование пространства на отдельные участки, присутствие новых (из Ветхого и Нового Заветов) и уже известных персонажей античных мифов, которые ассоциируются с Христом (Орфей, Аполлон-Гелиос)

 

Особую значимость приобретают следующие образы раннехристианского искусства:

· Агнца(ягненка, приносимого в жертву – символ крестной жертвы Христа),

· Доброго Пастыря, символизирующих Христа, сохраняющего человечество как пастух охраняет свое стадо (паству), - безбородый юноша в коротком хитоне с ягненком на плечах),

· Оранта/ы (Взывающий) – человека в широком хитоне с симметрично поднятыми вверх руками – обращается к Богу с молитвой

 

Сюжеты катакомбной живописи (библейские) связаны с темой чудесного спасения праведников:

· Ной в ковчеге

· История пророка Ионы, проглоченного китом

· Пророк Даниил во рву львином

· Три отрока в пещи огненной

· Сусанна и старцы

 

Характер их исполнения различается (встречаются как более простые, элементарные, напоминающие наивные детские рисунки, так и более сложно, с почти что импрессионистической игрой светотени, объемной трактовкой изображений) и указывает как на использование старого античного художественного языка, так и на поиски новых форм передачи символического значения образов.

 

В эпоху торжествующего христианства (после 313 г.) строительство новых церковных сооружений сопровождается их богатой внутренней отделкой в технике смальтовой мозаики или фрески, выполненных в конхе (верхняя полукруглая часть) алтарной апсиды и в верхних частях боковых стен (Санта Мария Маджоре)

 

Мерцающий блеск смальтовых изображений, их блеск и роскошь, богатство и сложность цветовых оттенков, использование золота в фоне и в оформлении одежд, особенно при свете свечей напоминает переливы драгоценных камней и символически отражает ценность Христова учения, символически соответствуя его двойной природе Бога-человека

 

Иконография Христа приобретает черты образа императора-триумфатора (Христос среди апостолов восседает в широкой богато орнаментированном кресле как земной государь, император среди сенаторов) – церковь Свв. Козьмы и Дамиана

 

Христос изображается либо юным отроком (Христос Эммануил), либо мужчиной средних лет семитского типа с бородой (Христос-средовек) и с нимбом (символом святости, сияния Света Небесного) вокруг головы

 

Так начинает формироваться изобразительная иконография христианского искусства – система правил, норм и сюжетов, строго регламентированных и канонизированных церковными соборами (Никейский 425 г.) в качестве официально принятых церковью а отличие от апокрифических (непризнанных) тем, образов и сюжетов

 

Сюжетные сцены – включают изображение Христа среди апостолов, а также библейские истории – Разделение Авраама и Лота, Жертвоприношение Мельхесидека, Жертвоприношение Авраама, Каин и Авель

 

Два типа архитектурных сооружений характерны для раннехристианской эпохи:

· Центрического типа (мавзолеи, баптистерии-крещальни) – круглой, крестообразной, восьмигранной формы

· Базиликального типа (церкви, соборы) – формы латинского креста

 

Мавзолеи – места захоронения христианских мучеников, святых, которые со временем также превращались в церкви (важна совместная молитва на гробах мучеников и умерших собратьев по вере) – Санта Констанца в Рима 1У в, Св. Георгия в Салониках У1 в., Галлы Плацидии (церковь Св. Лаврентия) в Равенне У в.

 

Потребность в новом типе храма с большим внутренним пространством для собрания верующих - базилика (по-гречески «царский дом»)

 

Христианская базиликаримского типа – прямоугольное вытянутое с запада на восток сооружение в виде латинского креста с нечетным количеством (от 3,5,7 (до 11 в Египте у христиан-коптов)) продольных пространств - нефов (кораблей) и поперечным нефом (трансептом) в восточной части.

 

Внутри нефы разделены колоннами, завершается продольная часть на востоке полукруглым выступом, или апсидой(позднее их станет 3 по числу лиц Святой Троицы).

 

Вход в базилику открывается нартексом, поперечным нефом, располагающимся в западной (входной) части храма. Нартекс это пространство для нахождения так называемых «оглашенных», т.е. людей, готовящихся принять крещение, а перед базиликой формируется атрий - внутренний дворик, обнесенный колоннами, с фонтаном для омовений паломников в центре

 

Центральный неф выше и шире боковых, если смотреть на базилику фронтально (это так называемый базиликальный разрез); нефы освещаются естественным светом, льющимся из двух рядов окон (клеристорий) в верхней части центрального нефа.

 

Перекрытие – снаружи двускатное, внутри - плоское, из деревянных стропил, открытых.

 

Перекрытия центрального нефа изнутри – деревянные стропильные открытые, в боковых нефах перекрытия сводчатые (римские полуциркульные своды)

 

Нефы отделяются друг от друга колоннами римского типа (гладко отполированными) нередко взятыми от старых римских построек

 

Техника строительства – кирпично-бетонная кладка стен.

 

Внешний вид базилики отличает простота, строгость, отсутствие какой-либо декорации или облицовки.

 

Богатый мозаичный декор (смальтовая мозаика) в верхних частях стен находятся внутри храма как символ христианской души – аскетичной и скромной внешне, богатой внутренне

 

Первые христианские сооружения появились на родине Христа в Вифлееме – это базилика Рождества Христова с восьмигранной алтарной частью на месте пещеры Рождества Христова

 

Христианские базилики в Римепоявились уже в эпоху Константина (середина 1У в.) при папе Сильвестре. Особенно активно строились в У в.

Наиболее среди них известны:

Св. Петра на Ватиканском холме, месте мученической кончины апостола

Сан Джованни ин Латерано (Св. апостола Иоанна) – кафедральный собор Рима

Санта Мария Маджоре

Св. Павла за городскими стенами

Свв. Петра и Павла

Свв. Козьмы и Дамиана

Св. Сабины

Св. Климента и др.

Новый тип архитектурного сооружения раннехристианской эпохи – для крещения новообращаемых – баптистерий (крещальня) – здание круглой или восьмигранной формы (символ Крещения Христа в водах реки Иордан Иоанном Крестителем, а также Второго пришествия Христа и воцарения Царства Божия)

 

В городе Равенна (северная Италия) с У-У1 вв. сохранился ансамбль раннехристианских сооружений, дошедших без искажений до наших дней (базилики (Св. Иоанна Евангелиста, Св. Аполлинария Нового, св. Аполлинария в гавани, ), восьмигранная церковь Св. Виталия, покровителя Равенны, мавзолей императорской дочери Галлы Плацидии, баптистерии Православных и Арианский))

Зеркало купола баптистерия украшается изображением сцены Крещения Христа и шествием апостолов (Арианский баптистерий и Баптистерий Православных в Равенне, Италия)

 

Изобразительное искусство победившего христианства (после 313 г.н.э.) включает изображения в конхе апсиды латинской базилики:

Сцены «Христос среди святых и апостолов» (церкви Свв. Козьмы и Дамиана, Санта Пуденциана в Риме)

 

«Христос между Богоматерью и Св. Иоанном Крестителем»

«Сцены Ветхозаветной истории (Авраам и Мельхиседек, История Лота, Каин и Авель и др.)»

 

Изображение персонажей священной истории «усваивает» триумфальную иконографию римского императора (парадные одежды с золотым либо пурпурным краем, тронное место, присутствие апостолов, напоминающих сенаторов).

 

Это способ показать величие духовной власти Христа по аналогии с величием земной власти императора.

 

В раннехристианскую эпоху рождается символический язык христианского искусства и его иконография – система изобразительных правил и норм, регламентирующая как сюжеты христианской истории, так и сами приемы изображений персонажей Ветхого и Нового Заветов






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.