Нововавилонское царство – 1 половина УП – У1 в. до н.э. 62 до н.э. – мидийцы и скифы захватили столицу Ассирии Ниневию (Набопалассар, воин западных провинций, сокрушил Ассирию)
Командир ассирийцев в Южной Месопотамии провозгласил себя царем Вавилона
612 – 539 до н.э. – расцвет Вавилона до его завоевания персами
Навуходоносор (до 562 г. до н.э.) – самый прославленный из них – строитель знаменитой Вавилонской башни (строят из каменных блоков)
Статуя Навуходоносора П (605 - 563) – строителя Вавилона
689 до н.э. – ассирийцы разрушили город до основания
Ансамбль нового Вавилона – середины У1 в. до н.э.
Город построен в пустынной местности.
Квадратной формы план со сторонами по 10 км , на берегу Евфрата; крепостные стены (5 рядов), обводной канал; дороги для процессий; зиккураты
53 храма; храмы облицованы синим кирпичом с золотыми рогами
Городские ворота Вавилона –
Ворота богини Иштар (реконструированные на месте, оригинальные – Берлинский музей)- из обожженного и глазурованного кирпича, украшенные орнаментом и фигуративными рельефными композициями
Дорога для процессий (7,5 м щириной) проходила от них к Эсагиле, храму верховного божества Мардука.
Двойные ворота, ступенчатые зубцы стен, стены облицованы полихромными изразцами с рельефными и плоскими (белыми и желтыми ) драконами (мушруши) и желтыми дикими быками; рельеф значительной высоты, чередование простейших линий; синий фон глазурованного кирпича; белые с желтыми гривами и желтые с красными гривами животные; чередование фризов с плоскими и фризов с выпуклыми изображениями
В царском дворце древнего Вавилона для царицы и ее двора, приехавших из страны с более благоприятным климатом, были разбиты роскошные сады на искусственных платформах с системой искусственного орошения, известные как одно из «7 чудес света».
Вавилонская башня – 7-ярусный зиккурат Этеменанки (Арадаххешу) – середины УП в. до н.э. (90х90х90 м)
Была снесена Александром Македонским для того, чтобы воссоздать ее заново, но эта идея не осуществилась
Персия
Более древнее название – Иран
Высокое плоскогорье к востоку от Месопотамии, населенное с доисторических времен
Перевалочный пункт на путях мировой миграции (север и юг Месопотамии, Малая Азия, южно-русские степи)
Древнейшая история этого народа не ясна
Известна земля Персида (юго-запад Ирана) – населенная кочевыми племенами
Середина У1 в. до н.э. царь Кир (Куруш) из рода Ахеменидов покорил огромные территории и правил Вавилоном (550-538 гг. до н.э.)
539 до н.э. – персы захватили Нововавилонское царство и владения ассирийской державы
Империя Ахеменидов – одна из самых значительных в Древнем мире
Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота
Боролись с греками; погибла империя при битве при Гавгамелле (331 г до н.э.)
От древнейшего периода персидской истории и культуры::
Предметы, происходящие из захоронений кочевников, изделия кочевого быта (уздечки, оружие, пряжки, бронзовые украшения, чаши, миски)
Распространены от Сибири до Центральной Европы, от Ирана до Скандинавии
Древний Иран – родина анималистического «звериного стиля» изображений
«Звериный стиль» - фантастическая манера
Материалы – бронза, дерево, кость, янтарь
Бронзовые изделия из Луристана – клады (ХУП вв. до н.э.):
Герой борется со зверями
Детали конной упряжи, фибулы, украшения, боевые топоры, воинские штандарты, сосуды типа ритон
Декоративное навершие шеста (19,1 см, Британский музей) с симметричными фигурами козерогов с удлиненными шеями и рогами
Парные изображения львов, драконов
Персия эпохи Ахеменидов (550-323 гг. до н.э.)
539 г. до н.э. – захватили Вавилон, унаследовали титул вавилонского царя
Расширили державу (присоединение Египта, Малой Азии, кровопролитные войны с греками)
Огромная держава – империя, одна из крупнейших и могущественнейших в Древнем мире
Просуществовала чуть более 200 лет; разрушена Александром Македонским (356 – 323 гг. до н.э)
Громадная этническая, культурная и религиозная пестрота
Религия древних персов основывалась на пророчествах Зароастра
В основе – противостояние богов света и тьмы, Ахурамазды и Аринана
Культ осуществлялся на открытом воздухе с использованием открытых алтарей и открытого огня, поэтому храмовых сооружений нет
Зароастризм не стал государственной религией (поклонялись также вавилонским, сирийским, финикийским и др. божествам)
Наиболее могущественные цари Древней Персии:
Кир (600-529 гг. до н.э.),
Дарий (550-486 гг. до н.э,
Ксеркс (519 – 465 гг. до н.э)
Управляли умело и гуманно, придерживались религиозной веротерпимости; создали механизм государственного управления огромным государством
Оригинальный монументальный стиль в искусстве (декоративная основа), прославивший величие их державы
Искусство многолико. Приглашали мастеров-мидян, египтян, греков-ионийцев, вавилонцев для создания архитектуры и памятников изобразительного искусства.
Синтез различных художественных традиций в искусстве, не имевших дальнейшего развития (ассирийские, древние персидские, греческие и т.д.)
Увлечение декоративными мотивами и орнаментикой – дань традициям кочевых народов древности
От древнейшего периода персидской истории широко представлены изделия торевтики (изделия из металла) - посуда, чаши из различных металлов (золото, бронза, серебро, электр – сплав золота и серебра) с рельефными поверхностями и зооморфными орнаментами:
Вазы с рифленой поверхностью
Сосуды с ручками в виде фигурок животных
Повторяющиеся зооморфные образы
Ритоны – сосуды в виде головы животных (лев, бык)
Архитектура
Города (Сузы, Пасаргады, Парса) - Пасаргады на холме вблизи караванного пути с юга на север и с востока на запад
Сохранились небольшие здания в садах, цитадель, царские дворцы
Дворец Кира
Главный зал – ападана
Вход в него украшен рельефами 3,5 м. высотой
Есть надпись: «Я, Кир, царь, Ахеменид…»
Гробница Кира в Пасаргадах (наземная, в виде дома на искусственной платформе)
Была распечатана Александром Македонским
Персеполь (греческое название, персы называли его Парса) – столица Парса - 520-460 гг. до г.э.
Священный город персов, религиозный центр, место коронации их царей
Громадная территория дворца, большое количество церемониальных залов
Был подожжен и начисто разрушен вместе с городом празднующими победу греками-македонцами
Сохранились фундаменты и нижние части стен, лестниц, парадного зала – ападаны
Лестницы украшены рельефами со сценами процессии царских воинов-гвардии, вооруженных персов и мидян
Главная идея росписей - величие царя, незыблемость трона
Изобразительный мотив «Лев терзает быка» – древнеперсидский символ весеннего равноденствия
Царские дворцы величественные и впечатляющие огромными размерами (Дворец в Сузах)
Колонны – напоминали малоазийские колонны ионийского ордера - с орнаментированными и украшенными базами и капителями
Художники, скульпторы, архитекторы – греки-ионийцы работали при персидском дворе (украсили Персеполь)
Двойные лестницы, ведущие в тронный зал Персеполя, украшались рельефными плитами, украшенными изображением процессии воинов
Сцены царских приемов, процессий данников, изображений фантастических зооморфных существ
Статуя Ашшура (бога света Ахурамазды) крылатая фигура в персидской тиаре и царском платье
Образ из наиболее распространенных - Гопатисах – священный человеко-бык
Из сакральной архитектуры можно упомянуть также скальную гробницу Дария
С 1У в до н.э. (эпоха эллинизма) усиливается влияние греческого искусства в персидских памятниках
Лекции 7-8
Искусство Древнего Египта
Корни цивилизации - середина У тыс. до н.э.
Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.
Тип культуры и социальной жизни
· Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет)
· Земледельческие цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат) и основаны на сложных системах искусственной ирригации земель
· Общинный уклад (родовая, семейная, соседская)
· Коллективные общественные работы свободных и рабов
· Развитые религиозные (жреческие) институции при храмах и святилищах
· Абсолютная полнота власти царя (фараона)
· Синкретичный характер письменности (иероглифика)
· Развитая мифология и литература
Религиозные основы искусства
· Политеизм (вера в созидающие и разрушающие силы природы, а также в духов животных и растений – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон полу-антропоморфных божеств)
· Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)
· Развитый погребальный культ и почитание предков
· Наличие строгой системы правил и норм изобразительной деятельности (канона)
· Ритуально-символическая основа искусства
Периодизация:
1. Додинастический и ранний период – конец У– рубеж 1У-Ш тыс. до н.э.
2. Древнее Царство – 3000 – 2300 гг. до н.э. (1 – У1 династии)
3. Распад Египта вследствие нашествия гиксосов – 2 пол. Ш тыс. до н.э.
4. Среднее Царство – 2100 – 1800 гг. до н.э. (21 – 18 вв.) – (Х1-ХП династии)
5. Новое Царство – 1600 – 1100 гг. до н.э. (16-15 вв.) - ХУШ–Х1Х династии:
· Ранний период 1600 - 1500 гг. до н.э.
· Эпоха Эхнатона (Амарнский период) – 1400 – 1350 гг. до н.э.
· Вторая половина Нового царства - 1350 - 1100 гг. до н.э. – Х1Х династия
· Конец Нового Царства – 1250-1100 гг. до н.э. – ХХ династия
6. Поздний период – 1100 - 332 гг. до н.э. – (ХХ1 – ХХУ1 династии)
7. Эллинистический период – 332 – 30 гг. до н.э. (династия Птолемеев)
8. Римское владычество – с 30 г. до н.э.
Смена египетских и иностранных (ливийских, эфиопских, греческих) династий правителей-фараонов, обожествляемых после смерти
Столицы – Мемфис (Древнее царство), Фивы, Фаюм (Среднее Царство),
Архитектура стоечно-балочной конструкции из монолитных каменных плит
Культовая:
Храмы, посвященные богу солнца, или «солнечные храмы» (обелиск в центре, ограда, аллея сфинксов) – Ниусерра в Абусире
Погребальные царские сооружения – гробницы и заупокойные храмы
Священные дороги (до 1200х32 м)
Храмовые комплексы (Карнак, Луксор, Абу-Симбел)
Новая столица – город Ахетатон в оазисе Эль Амарна
Первые пирамиды – мастаба (араб.) – «скамья»:
Пирамида фараона Снофру в Дашуре (1У династия)
Пирамида Джосера – первое известное имя зодчего- Имхотеп – это 7 мастаба, поставленных друг на друга
Классические пирамиды царского некрополя в Гизе – Хуфу, Хафра, Менкаура (1У династия) – западный берег Нила
Пирамиды имели подземную и надземную части
Гробницы номархов Среднего Царства – сочетание пирамиды со скальной гробницей (Ментухотепа 1 в Дейр-эль-Бахри), а также скальные гробницы в Бени-Гасане
Крупнейшая – пирамида Хуфу (высота 146 м, длина основания – 233 м, известняковые блоки весом от 2,5 до 1000 тонн, 2млн 300 тысяч блоков) – единственное сохранившееся до наших дней сооружение древности из причисленных к «7 чудесам света»
Научное исследование пирамиды Хуфу началось лишь в начале 2007 г. с работ по понижению уровня влажности внутри пирамиды и с очистки ее от соляных отложений
Находилась пирамида Хуфу в центре двора рядом с заупокойным храмом, крытым переходом в долину и нижним заупокойным храмом в долине
Возобновление строительства пирамид из кирпича-сырца в пождражание величию Древнего Царства – при Аменемхете 1 (ХП династия Среднего Царства) – Сенусера 1 (высота 61 м)
Заупокойный ансамбль Аменемхета Ш в Хавара (Среднее царство) – центр общегосударственного культа фараона.
Грандиозный, выстроен из кирпича, с монолитными каменными перекрытиями, облицован известняком.
Включал в себя залы, монументальную скульптуру (колоссы Аменемхета Ш из цельного блока кварцита высотой 18 м), рельефы;
его заупокойный храм (72 000 кв.м.) описан Геродотом и назван им «Лабиринтом»
Египетская колонна (сформированы в эпохи Древнего и Среднего царства):
· Лотосовидная
· Пальмовидная
· Папирусовидная
Прототипы колонн с дорической капителью известны в Египте уже в 20 в. до н.э. (Среднее Царство)
Пилоны(с эпохи Среднего царства) – оформление входа в храм в виде двух высоких башен пирамидальной формы с узким проходом между ними. Перед пилонами ставились мачты для флагов и обелиски, а также статуи фараона
Храмы – крупнейшие комплексы храмов Амона-Ра в Карнаке и Луксоре
Идея храма как шествия, прохождения пути к богу
Структура храма – протяженная, представляла собой чередование пилонов и гипостильных (заполненных лесом колонн) либо перистильных (окруженных колоннадой по периметру) дворов, ведущих к молельне со статуей бога в конце.
Включали в себя:
· крытые колонные залы (гипостили)
· дворы, окруженные колоннадами (перистили)
· главное святилище (молельня со статуей фараона) в конце храма
· центральные проходы, оформленные колоннами, более высокими, чем по краям дворов, с капителями в виде раскрытых цветков (лотоса, папируса, пальмы) в отличие от нераскрытых бутонов на колоннах периферийных частей дворов и залов
· священное озеро (храм богини Мут в Карнаке)
· священные дороги («аллеи сфинксов»)
В Амарнский период (Среднее Царство) в связи с запрещением культов старых богов и закрытием храмов, а также перенесением культовых действий на открытый воздух, строительство традиционных храмов прекратилось
Гражданская архитектура:
Дома знати – кирпичные сооружения с массивными стенами, 40х60 м, включали до 70 помещений. В центре – колонный зал.
Городская архитектура – улицы имели уклон к центру для обеспечения стока песка (воды)
Монументальная скульптура
материалы:
белый известняк, базальт, гранит диорит, порфир, кальцит, дерево (из Нубии и Ливана), а также бронза в поздний период в качестве более дешевой и менее трудоемкой замены твердого камня
Способ обработки:
Плоскостно-кубический (каждая грань блока камня кубической формы высекается отдельно)
Виды скульптуры:
1. объемная
· Обелиски Ра с обитой медью или позолоченной верхушкой и священными надписями, выбитыми на поверхности – воплощение бога Солнца
· Статуи богов и фараонов при храмах (колоссы) – Сенусерта 1, Сенусерта Ш и Аменемхета ШРамзеса П
· «Большой Сфинкс» с лицом фараона Хафра (известняк, высота 20 м, длина 57 м) – первая царская статуя вне храма у нижнего заупокойного храма Хафра
· Священные аллеи сфинксов
· Гипсовые маски (посмертные и прижизненные) – с эпохи Древнего царства (правления 1У династии)
· Портретная скульптура (Статуя зодчего Хемиуна, строителя пирамиды Хуфу; Статуя писца Каи, Статуя царевича Капера («сельский староста», бюст царевича Анххафа)
· Ушебти - фигурки слуг и рабов, занятых различными работами для обслуживания фараона в загробной жизни
2. рельеф (врезанный и выпуклый)
Происхождение древнеегипетского скульптурного портрета связано с ритуальными основами и традициями погребального культа, со снятием посмертной маски, созданием точной копии подобия фараона («ка», «ба») и использованием его в погребальном комплексе предметов в гробницах на случай «порчи тела» в качестве его замены
Эволюция древнеегипетского портрета предполагает переход от более условных по характеру, плоскостно выполненных в твердом камне изображений, к более реалистическим по характеру, объемно выполненным образам с особым эмоциональным колоритом
Изображение богов, фараонов, вельмож выполнено в строгом соответствии с требованиями социальной иерархии и изобразительного канона в отличии от фигурок простолюдинов, где допускаются большие небрежность, простота, изобразительная свобода, динамичность и, в целом, реалистичность
Наличие канонических иконографических схем для изображения богов и фараона:
· стоящая фигура в полный рост
· фигура сидящая на кубообразном основании
· фигура сидящая на коленях, поджав под себя ноги
Художественные приемы, обусловленные использованием изобразительного канона:
· монументальный характер
· крупный масштаб изображений фараона (фигура оруженосца вдвое меньше)
· Фронтальность постановки
· Статичность позы
· Сочетание разных точек зрения (профильной и фасовой)
· Изображение частей невидимых глазу
Ритуальный смысл изображения:
· фараон – сын бога, «тот, кто смотрит», охранитель Египта
· блаженство его в загробной жизни,
· прославление его военных побед и власти
Рельефы 2-х видов в гробницах, храмах:
· Врезанный (поверхность фона не затронута, изображение врезано в его глубину)
· Барельеф (изображение выступает над поверхностью фона); может дополняться раскраской – «Плита Нармера»
Содержание изображений:
Портреты (зодчий Хесира из Саккара), культовые сцены, сцены сельских работ, охоты в зарослях Нила, рыбной ловли, сцены в мастерских ремесленников
Картины жизни египетской провинции, изображение животных, сцен охоты – Охота Хнумхотепа П в зарослях Нила
Прикладные изделия быта:
Материал – камень (алебастр, стеатит, порфир, гранит, яшма)
Ювелирное искусство: золото, малахит, бирюза, сердолик, фаянс насквозь окрашенный и с подглазурной росписью
Изделия из драгоценных материалов (редких и «вечных») имели культовый характер или являлись символом высокого социального положения владельца; они использовались для сокровищниц, храмового, дворцового церемониала и для наполнения гробниц умерших правителей и правителей номов (отдельных провинций Египта).
Монументальная живопись ( гробницы, заупокойные храмы,храмовые комплексы):
Сцены культовые и светские:
Фараон перед богами (на суде Осириса)
ритуальных оплакиваний
воинских побед фараона, а также:
сцены охоты фараона (львиной или в зарослях Нила), рыбной ловли, пиров, отдыха в саду, семейные сцены
Техника:
темпера по сухому с добавлением цветных паст, вкладываемых в специально оставленные заглубления (гуси из гробницы в Медуме)
Изобразительные приемы древнеегипетского искусства:
Статичность, фронтальность позы
Шаг в вечность одной ногой
Строгая осевая симметричность изображенной фигуры
Каноническая поза и жест
Каноническая система пропорций тела (зодчий Аменхотеп)
Ритуальный костюм со знаками власти
Символическая окраска тел (мужские – коричневый, женские - желтый)
Сочетание различных точек зрения в одном изображении
Соединение изобразительных и текстовых знаков в иероглифе (синкретичное письмо)
|