Перевозки пассажиров легковыми автомобилями ПРЕДИСЛОВИЕ
В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года определены следующие задачи транспорта. «Основные задачи транспорта — своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его работы».
Поставлена задача пополнить автопредприятия автобусами большой вместимости и повышенной комфортабельности. Увеличить пассажирооборот автобусного парка общего пользования до 1990 года на 14—16% по сравнению с 1985 г. По-прежнему необходимо значительно улучшить обслуживание пассажиров на всех видах транспорта; повысить безопасность движения и уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. На автомобильном транспорте страны, выполняющем огромные объемы перевозок пассажиров, требуется улучшить организацию работы пассажирского автомобильного транспорта в городах и сельской местности, повысить регулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортное обслуживание населения, предусмотреть дальнейшее развитие городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров.
В учебнике в соответствии с учебной программой по дисциплине «Пассажирские автомобильные перевозки» рассмотрены вопросы: развития автобусных и таксомоторных перевозок; технико-эксплуатационных качеств и требований к подвижному составу для перевозки пассажиров; сфер целесообразного применения автомобильного транспорта в обслуживании пассажиров на городских, пригородных, междугородных и международных перевозках; технологии перевозок; организации и управления перевозками.
Объемы перевозок пассажиров автомобильным транспортом в СССР непрерывно растут. В 1960 г., например, автобусами общего пользования было перевезено 11,3 млрд. пасс., а в 1984 г. 45,8 млрд. пасс. В 1960 г. пассажирооборот, выполненный автобусами общего пользования, составлял 61 млрд. пасс-км, а в 1984 г. он достиг 434 млрд. пасс-км, что составило почти 44 % общего пассажирооборота всех видов пассажирского транспорта общего пользования.
В ближайшие годы произойдет дальнейшее пополнение подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта более производительными и комфортабельными автобусами и автомобилями-такси, имеющими повышенную экономичность в расходовании топлива и смазочных материалов и обеспечивающих снижение себестоимости перевозок. Расширится применение автоматизированных систем управления движением автобусов на маршрутах. Получат большое развитие автобусные перевозки населения в сельской местности, а также перевозки рабочих от места жительства к удаленным местам работы. Будут совершенствоваться и методы организации смешанных перевозок пассажиров с участием различных видов транспорта.
Большие задачи поставлены перед работниками автомобильного транспорта по обеспечению реализации Продовольственной программы СССР и в том числе по организации надежной транспортной связи колхозов и совхозов с районными административными центрами; по планомерному увеличению протяженности сельских автобусных линий с тем, чтобы к 1990 г. в основном все центральные усадьбы имели автобусное сообщение с районными центрами. Особое значение имеет и организация вахтовых перевозок тружеников сельского хозяйства к удаленным местам временного выполнения работ на полях и фермах агропромышленных комплексов.
Глава 1. ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ СТРАНЫ. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ
Виды пассажирских перевозок
В Советском Союзе в перевозках пассажиров участвуют следующие виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный и городской электрический транспорт.
Все перечисленные виды пассажирского транспорта входят в единую транспортную систему страны, которая предусматривает их рациональное взаимодействие для полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках.
Железнодорожный транспорт осуществляет перевозки пассажиров преимущественно на расстояния свыше 200 км. Широко распространен железнодорожный транспорт и в пригородных сообщениях населения крупных городов.
Автомобильный транспорт имеет пассажирские автомобили (автобусы, автомобили-такси, легковые автомобили) и используется для перевозки пассажиров на городских, пригородных, междугородных (в том числе и сельских маршрутах) и международных маршрутах.
Морской транспорт организует перевозки пассажиров по морям и океанам и имеет значительные объемы перевозок пассажиров на многочисленных прибрежных маршрутах.
Речной транспорт для перевозки пассажиров широко использует реки, озера, водохранилища.
Воздушный транспорт, как правило, используется пассажирами для передвижения на большие расстояния, учитывая главное его преимущество — большие скорости сообщения.
Городской пассажирский электрический транспорт использует для перевозок пассажиров трамваи, троллейбусы, метрополитены и обслуживает перевозками пассажиров внутри города, а иногда и на пригородных маршрутах.
В таблице 1.1. и 1.2. показаны соотношения объемов перевозок пассажиров (количество перевезенных пассажиров) и пассажирооборота (транспортная работа измеряемая в пассажиро-километрах), выполненные в СССР различными видами транспорта.
Таблица 1.1
Таблица 1.2
Правилами организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте предусмотрено выполнение следующих основных задач:
полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;
обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров;
обеспечение безопасности перевозок пассажиров;
эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда и снижение транспортных расходов на перевозки.
Автобусные перевозки пассажиров в большей своей части осуществляются по маршрутам.
Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные и межреспубликанские.
К городским маршрутам относятся маршруты, проходящие в пределах границ города (населенного пункта).
К пригородным маршрутам относятся маршруты, проходящие за пределами городской черты на расстояние до 50 км включительно.
К междугородным относятся маршруты, выходящие за пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км.
Пригородные и междугородные маршруты в свою очередь подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые, внутриреспубликанские (АССР), характеризующиеся по тому же принципу; и межреспубликанские маршруты, проходящие на территории двух или нескольких союзных республик.
Кроме того, среди пригородных и междугородных маршрутов выделяют сельские автобусные маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два или несколько районных центров между собой в случае, если один из 1них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.
В особую категорию автобусных маршрутов выделяются горные.
Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных — в течение определенного периода времени (сезона).
В последнее время получили развитие вахтовые перевозки трудящихся автобусами. Для этой цели разрабатываются маршруты регулярных перевозок к местам, удаленным на значительные расстояния от места жительства работающих.
Городские пассажирские перевозки составляют большую часть пассажирских перевозок. Они выполняются в пределах границ городов и поселков городского типа. Городские перевозки могут выполняться следующими основными видами подвижного состава: автобусами, троллейбусами, трамваями, электропоездами и легковыми автомобилями. Из всех видов подвижного состава автобус является наиболее распространенным, а во многих городах и единственным видом пассажирского транспорта.
Применение того или другого вида городского транспорта зависит прежде всего от его провозной способности и себестоимости перевозок. В крупных городах целесообразно применять все виды городского транспорта, координируя и распределяя работу между ними в соответствии с их технико-эксплуатационными качествами.
В соответствии с технико-эксплуатационными качествами каждый вид городского транспорта имеет следующие области наиболее рационального применения.
Метрополитен обслуживает мощные пассажиропотоки и разгружает магистрали города от наземного транспорта. Одна линия метро может обслуживать пассажиропоток мощностью до 50—60 тыс. пасс/ч. Использовать метро целесообразно при пассажиропотоке на одной линии не менее 60 тыс. пасс./сутки.
Трамвай обслуживает магистрали с большими пассажиропотоками и может быть использован так же, как продолжение линий метро в направлениях, связывающих крупные пригороды с городскими районами. Особенно перспективен для этой цели скоростной трамвай. Одна линия трамвая в зависимости от состава поездов может обслужить пассажиропоток мощностью до 15—18 тыс. пасс/ч. Применять трамвай целесообразно при пассажиропотоке не менее 5 тыс. пасс/сут.
Троллейбус заменяет трамвай и в сравнении с ним обладает большей маневренностью, а в сравнении с автобусом не загрязняет воздушную среду отработавшими газами. Троллейбусная линия может обслужить 5—9 тыс. пасс/ч. Применять троллейбус Целесообразно при пассажиропотоке не менее 2 тыс. пасс./сут.
Автобус, обладая большой маневренностью, выполняет ряд разнообразных функций. Основными функция ми следует считать обслуживание самостоятельных линий в тех частях города, где отсутствуют другие виды транспорта, а также подвоз пассажиров к станциям метро из микрорайонов. В средних и малых городах и поселках городского типа автобус, как правило, является единственным видом массового пассажирского транспорта.
Особое место занимает обслуживание пригородных сообщений. Автобусная линия может обслужить до 5—7 тыс., пасс/ч по одной полосе движения и до 10 тыс. пасс/ч при параллельном движении автобусов большой вместимости.
Легковые автомобили используют в виде автомобилей-такси, служебных, прокатных и автомобилей индивидуального пользования. Поездка в легковом автомобиле предоставляет пассажиру повышенный комфорт и сокращает затраты времени на передвижения.
В нашей стране придается большое значение развитию общественных видов пассажирского транспорта городов. Большинство пассажиров (в том числе и имеющих собственные автомобили) для поездок по городу делает выбор в пользу общественного пассажирского транспорта.
Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной сетью города. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.
Насыщенность города (района) средствами перевозок пассажиров характеризуется маршрутным коэффициентом ηм, т. е. отношением суммарной длины маршрутов ΣLм к суммарной длине улиц ΣLум, по которым проходит хотя бы один из маршрутов:
ηм = ΣLм / ΣLум ,
Некоторые пассажирские автотранспортные предприятия принимают участие и в международных перевозках пассажиров. Эти перевозки в СССР начали выполняться с 1961 г. по договорам со Всесоюзным акционерным обществом «Интурист», а с 1971 г. — по договорам с Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Перевозки эти осуществляются между СССР, социалистическими странами и Финляндией, носят сезонный характер (преимущественно в весенне-летний период года) и скорее относятся к туристско-экскурсионным, чем к регулярным пассажирским перевозкам (маршруты: Будапешт—Киев, Киев—Варна, Хельсинки—Ленинград).
Перевозки пассажиров с использованием нескольких видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, речной и др.) могут быть организованы в виде прямых смешанных перевозок. К ним относятся такие, как доставка пассажиров от начального до конечного пункта следования. Выполняются они двумя и более видами транспорта по единому транспортному документу (билету) на весь путь следования пассажира. Организация таких перевозок требует согласования расписаний движения подвижного состава, участвующего в прямых смешанных перевозках.
Кроме перечисленных видов перевозок, автомобильный транспорт осуществляет и специфические виды перевозок пассажиров. Для них используются не только автобусы общего пользования, но и автобусы, находящиеся в распоряжении других ведомственных организаций. К таким видам перевозок можно отнести:
туристско-экскурсионные, выполняемые либо по фиксированным (сложившимся) туристским маршрутам, либо по разовым заказам. Их выполняют АТП Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС или по его заданиям привлеченные автобусы общего пользования;
перевозки учащихся (преимущественно в сельской местности), выполняемые автобусами, которые могут принадлежать школам, колхозам и совхозам, или быть привлеченными из АТП общего пользования (проезд для учащихся бесплатный);
служебные и вахтовые, выполняемые обычно ведомственными автобусами, для доставки рабочих и служащих определенного предприятия в соответствии с режимом его работы от места жительства к месту работы и от места работы к месту жительства.
Автобусные перевозки
В единой транспортной системе страны автомобильный транспорт занимает важное место: только автобусами общего пользования он выполнил в 1982 г. 65 % объема перевозок пассажиров к 44 % пассажирооборота страны. Если учесть перевозки, выполняемые ведомственными автобусами и легковыми автомобилями (автомобилями-такси, служебными, индивидуального пользования, прокатными), доля автомобильных пассажирских перевозок окажется еще выше.
Развитие автобусных перевозок определяется рядом основных факторов. К ним относятся: рост числа городов и поселков городского типа, рост городов по площади и числу жителей, увеличение выпуска автобусов промышленностью, интенсивная реконструкция сети дорог и строительство новых автомагистралей и автомобильных дорог.
Реконструкция дорожной сети заключается в увеличении протяженности дорог с твердым и особенно с усовершенствованным покрытием. Создается единая для всей страны опорная сеть дорог, в которой все областные и краевые центры должны быть соединены со столицами союзных республик, а районные центры — с областными. Все крупные колхозные и совхозные фермы и отделения должны быть связаны дорогами с центральными усадьбами, а усадьбы — с районными центрами.
Развитие автобусных перевозок в нашей стране характеризуется не только ростом объемов перевозок, но и совершенствованием качественных показателей пассажирских перевозок.
Непрерывно увеличивается среднее расстояние поездки пассажира. Это происходит из-за развития внегородских пассажирских перевозок, увеличения числа маршрутов и их протяженности. На маршруты выделяется большее число 1 автобусов, что обеспечивает регулярность перевозок и снижение времени пассажиров на ожидание автобусов. Совершенствуются конструкции новых модификаций автобусов. Благоустраиваются остановочные пункты и пассажирские павильоны на маршрутах.
В табл. 1.3 приведены данные о соотношении и изменении по годам объемов и пассажирооборота основных видов автобусных перевозок в нашей стране. Из приведенных данных видно, что абсолютные цифры объемов перевозок и пассажирооборота в автобусных перевозках быстро увеличиваются. По темпам роста выделяются пригородные и внутрирайонные перевозки, т. е. перевозки в сфере, где применение автобусов наиболее целесообразно, а другие виды транспорта практически отсутствуют (особенно это касается внутрирайонных перевозок).
Таблица 1.3
Виды перевозок
| Распределение объема и пассажирооборота между видами автобусных перевозок по годам и в процентном отношении к ним
|
| %
|
| %
|
| %
|
| %
|
| %
|
| Объем перевозок, млн. пасс.
| Городские Пригородные и внутрирайонные Междугородные
| 14400 3385
| 77,1 18. 1
4,8
| 20500 5401
| 74,9 19,6
5,5
| 26900 7716
| 73,7 21,2
5, 1
| 28570 11585
| 67,8 27,5
4.7
| 31900 11839
| 69,8 25,8
4,4
|
| Пассажирооборот, млрд. пасс-км
| Городские Пригородные и внутрирайонные Междугородные
| 57,1 34,0
29,4
| 47.4 28,2
24,4
| 97,5 56,0
49,0
| 48, 1 27,6
24,3
| 149,7 83,6
70,3
| 49,3 27,5
23,2
| 163,0 137,5
89,3
| 41 ,8
35,2
23.0
|
95,9
| 42,2 36,1
21.7
|
Очевидно, что необходимо по-прежнему развивать автобусные перевозки в городах и поселках и развивать междугородные автобусные перевозки там, где это целесообразно, т. е. преимущественно на расстояние до 200 км. Особое внимание следует уделять развитию внутрирайонных автобусных перевозок.
Непрерывно растут и объемы перевозок на междугородных автобусных маршрутах.
Ниже приводятся некоторые показатели, характеризующие развитие междугородных автобусных перевозок.
1965 1970 1975 1980 1982
Среднее расстояние поездки
одного пассажира, км . ……………. 39,1 33,2 37,2 44,2 45,6
Общая протяженность маршрутов,
тыс. км .... …………………………... 1399 2118 2933 3204 3319
Средняя протяженность одного
маршрута, км.......... ………………… 114,0 123,4 144,0 146,0 150,0
Перевозки пассажиров легковыми автомобилями
Перевозки пассажиров легковыми автомобилями в СССР разделяются по видам: перевозки на автомобилях-такси (таксомоторные), на служебных, прокатных и автомобилях личного пользования. Строгому учету поддаются только перевозки пассажиров автомобилями-такси. Представление о работе других видов легковых автомобилей можно получить только косвенно.
Таксомоторные перевозки получают все большее развитие. В одиннадцатой пятилетке среднегодовое число перевезенных пассажиров достигло 1,4 млрд. чел., среднесуточный пробег легкового автомобиля-такси достиг примерно 270 км. Большинство крупных городов нашей страны в достаточной мере насыщено легковыми автомобилями-такси и в основном обслуживаются удовлетворительно.
Парк служебных легковых автомобилей в СССР достаточно велик и имеет тенденцию к сокращению. Проводится также постепенная замена служебных автомобилей среднего литража на более экономичные малолитражные, в основном семейства «Москвич» и «Жигули».
Для сокращения численности водителей-профессионалов, работающих на «персональных» автомобилях, проводится работа по привлечению к вождению указанного автомобиля должностного лица, пользующегося им.
Парк прокатных автомобилей постепенно увеличивается, совершенствуются и формы проката автомобилей. Организуется прокат легковых автомобилей для инвалидов войны и труда на период постановки в техническое обслуживание и ремонт принадлежащих им автомобилей,
В СССР в начале 70-х годов резко увеличилось производство легковых автомобилей и насыщение страны легковыми автомобилями индивидуального пользования. Рассматривать типаж автомобилей личного пользования следует исходя из основного их назначения и экономических затрат на производство и эксплуатацию (расход металла, топлива, трудовых и других ресурсов). Проявляя заботу о развитии личного автомобилепользования, направляя усилия на обеспечение оптимального сочетания индивидуального и общественного транспорта, Советское государство исходит из необходимости опережающего развития общественных видов пассажирского транспорта.
Отдается предпочтение легковому автомобилю личного пользования главным образом для целей отдыха, туризма, поездок культурно-бытового назначения. Для передвижения в городе следует отдавать предпочтение развитию общественного транспорта, который должен обеспечивать надежность, необходимую комфортность поездки и сравнительно небольшие затраты времени на передвижение.
За 10 лет (1970—1980 гг.) перевозки автомобилями личного пользования увеличились примерно в 8 раз. Проведенные в СССР исследования показали, что только 15 % владельцев автомобилей, проживающих в холодной зоне страны, 18 % в умеренной и 24 % в теплой зонах страны, пользуются автомобилем постоянно для поездок на работу. Это объясняется прежде всего тем, что во всех городах и поселках СССР хорошо развит пассажирский транспорт общего пользования. Иначе говоря, уже сегодня уровень развития общественного транспорта позволяет большинству владельцев собственных автомобилей отдавать ему значительное предпочтение.
|