Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изучение пассажиропотоков и их значение в организации перевозок населения

 

Решение различных задач организации пассажирских перевозок связано с рассмотрением распределения пасса­жиропотока по длине маршрутов в прямом и обратном на­правлениях, наглядно представляемое в виде графиче­ской схемы, имеющей ступенчатый вид (рис. 2.7).

Для пассажиропотоков характерна неравномерность по участкам, направлению (прямое и обратное) маршрутов и по времени.

Неравномерность пассажиропотока по участкам маршру­та оценивают коэффициентом неравномерности пассажиро­потока по длине (участкам) маршрута

ηуч = Qпmax /Qп

где Qпmax —максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков; Qп — средняя на­пряженность пассажиропотока.

 

Рис. 2.7. Картограмма пассажиропотоков одного из автобусных

маршрутов:

a— с 6 до 7 ч; б — с 8 до 9 ч; в —с 9 до 10 ч. Стрелки означают направ­ление пассажиропотоков на маршруте

 

Средняя напряженность пассажиропотока одного на­правления

где — пассажиропоток на i-м участке маршрута (i = 1, 2, .... n); n — число участков (перегонов) маршрута; li — длина i-го участка маршрута.

Для городских автобусных перевозок характерна су­щественная неравномерность перевозок по часам суток с явно выраженными утренними и вечерними часами пик (рис. 2.8).

 

Рис. 2.8. Распределение объемов перевозок пассажиров по часам суток

 

 

Неравномерность пассажиропотоков по часам суток ха­рактеризуется коэффициентом неравномерности пассажиро­потоков по часам суток

где Qч.р.max — число пассажиров, перевозимое в наиболее загру­женный час работы автобусов; Qч.p — среднее число пассажиров, перевозимое за час работы автобусов.



Для средних городов коэффициент неравномерности по часам суток равен 1,5—2,0.

Характерные закономерности наблюдаются и в колеба­ниях пассажиропотоков по месяцам (рис. 2.9, а) и дням не­дели (рис. 2.9, б). Первые зависят от множества факторов сезонного характера. Вторые определяются в основном ре­жимом работы предприятий и организаций.

Рис. 2.9. Неравномерность городских пассажиропотоков по месяцам

(а) и дням педели (б)

Неравномерность по дням недели характеризуется пи­ками числа пассажиров в оп­ределенных направлениях в дни отдыха, праздничные дни. Неравномерность по сезонам особенно влияет на пасса­жиропотоки курортных горо­дов и крупных культурных центров. Наибольшее коли­чество пассажиров приходит­ся на летние месяцы (отпуск, курортный сезон, экскурсии). Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока по дням недели равен 1,15—1,2, по месяцам— 1,1—1,2.

Решение задач расчета потребного числа автобусов и анализа их использования на маршрутах требует рассмотрения связи между количественными измерителями объема перевозок и пассажиропотока.

Соотношение длины рейса lр и среднего расстояния поездки пассажира lп определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэффициентом сменности пассажиров

(2.3.)

Объем выполняемых пассажиро-километров

где Q — число перевезенных пассажиров.

Средний пассажиропоток на маршруте

С учетом зависимости (2.3)

Для организации эффективного транспортного обслуживания пассажиров необходимо систематически получать информацию о пассажиропотоках. В зависимости от преобладающих целей получения информации обследования пассажиропотоков делятся на два класса. К первому отно­сятся обследования, направленные на выявление транспорт­ных потребностей населения, ко второму — связанные с совершенствованием действующей системы транспортного обслуживания.

Обследования транспортных потребностей дают сведе­ния о закономерностях формирования спроса на пассажир­ские перевозки, обследования транспортного обслужива­ния дают информацию об уровне удовлетворения спроса населения на поездки при существующей системе транспорт­ного обслуживания. Эти обследования в соответствии с це­левым назначением разделяются на: обследование передви­жений, поездок, пассажиропотоков и наполнений подвиж­ного состава.

Обследования могут быть сплошными — на всех видах пассажирского транспорта или только на отдельном виде транспорта (автобусном, метро, трамвайном, троллейбус­ном) и выборочными — на отдельных маршрутах или группе маршрутов. Сплошные обследования пассажиропо­токов на всех маршрутах проводятся не чаще 1 раза в год. Выборочные обследования проводятся по потребности — в случае недостаточного использования транспортных средств на отдельных маршрутах или при их чрезмерном наполнении на отдельных маршрутах. Практика показала, что выборочное обследование 25 — 28 % трамваев, 24 — 26 % троллейбусов и 45 — 50 % автобусов обеспечивает достаточную для статистических оценок точность. Больший или меньший процент обследования зависит от количества подвижного состава на маршрутах и интервалов их движе­ния. Чем больше подвижного состава работает на маршру­те и чем меньше интервал его движения, тем меньше прини­мается процент его обследования. Выделять к обследованию подвижной состав необходимо так, чтобы самые ранние и самые поздние выпуски его были учтены.

Наиболее распространенными методами обследования пассажиропотоков являются: отчетно-статистический, таб­личный, счетно-табличный, анкетный, талонный, глазо­мерный и методы автоматизированного обследования пас­сажиропотоков.

На рис. 2.10 приведен перечень методов обследования пассажиропотоков, применяемых на автомобильном транс­порте.

Рис. 2.10. Методы изучения пассажиропотоков

 

Отчетно-статистический метод дает возможность определять число перевезенных пассажиров, используя сведения о проданных билетах на маршрутах. Эти сведения должны дополняться данными, которые оп­ределяют долю пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд или имеющих другие виды билетов, оплаченные на определенный календарный срок (проездные па месячный срок или квартал, единые билеты с правом проезда на двух или нескольких видах транспорта и др.).

Табличный метод, основанный на опросе пас­сажиров, дает наиболее полные сведения о пассажиропото­ках и, в том числе, данные, характеризующие распределе­ние поездок пассажиров между остановочными пунктами маршрута, пересадки пассажиров и своевременность осу­ществления перевозок. Табличный метод дает сведения и о пересадках на другие виды транспорта или на другие мар­шруты того же вида транспорта.

Для обследования пассажиропотоков на пригородных и междугородных автобусных маршрутах на каждый одно- или двухдверный автобус назначают по одному учетчику. Учетчик при посадке в автобус пассажира узнает у него и отмечает в специально разработанной учетной карточке ос­тановку, до которой он следует. В учетной карточке каждо­му остановочному пункту или группе пунктов присваивает­ся шифр.

Материалы обследования табличным методом позволяют определить объем перевозок по отдельным участкам, на­правлениям, рейсам и маршрутам. А в последующем — объем перевозок пассажиров, пассажирооборот, пассажирообмен остановочных пунктов, корреспонденцию поездок пассажиров между остановочными пунктами, среднюю даль­ность поездки пассажиров, использование вместимости автобуса и другие сведения для последующего совершен­ствования перевозок по магистралям и всей транспортной сети.

Счетно-табличный метод основан на под­счете пассажиров учетчиками, находящимися на остановоч­ных пунктах или внутри автобуса. В первом случае учет­чики ориентировочно определяют пассажирообмен основных остановочных пунктов (число вошедших, вышедших и остав­шихся на остановке пассажиров, не вошедших в автобус из-за его переполнения).

Во втором случае учетчики подсчитывают число входя­щих и выходящих пассажиров по каждому остановочному пункту. Число учетчиков должно соответствовать числу дверей автобуса.

Анкетный метод обследования пас­сажиропотоков основан на заполнении населе­нием, пассажирами или учетчиками специальных анкет о совершаемых поездках. Обследование проводят, рассы­лая анкеты по почте или непосредственно опрашивая пас­сажиров и заполняя анкеты по месту жительства, работы, учебы, во время поездки, в местах пересадки с одного вида транспорта на другой, на конечных остановочных пунктах. Этот метод имеет повышенную трудоемкость, но применение его может дать представление и о желаниях пассажиров по организации перевозки на ближайшую перспективу.

При талонном методе каждому пассажиру выдают талон при входе в автобус (в талоне указана оста­новка посадки).

При выходе пассажир возвращает талон учетчику, ко­торый помечает в нем остановочный пункт выхода пасса­жира.

Глазомерный (визуальный) метод основан на учете непосредственно водителем автобуса сте­пени наполнения салона автобуса пассажирами и оценки ее по пятибалльной системе. Оценка помечается в приго­товленной для этого карточке с указанием остановочных пунктов.

Принято применять следующие баллы оценки заполне­ния автобусов на городских перевозках:

1— в салоне автобуса есть свободные места для сиде­ния;

2— все места для сидения заполнены, а стоящих пас­сажиров нет;

3 — все места для сидения заняты, в проходе между си­деньями пассажиры стоят свободно;

4— пассажировместимость (расчетная) использована полностью;

5 — автобус переполнен, пассажиры стоят в стесненном состоянии, часть пассажиров осталась на остановочном пункте.

Методы автоматизированного обследования получают все большее распространение, придя на смену трудоемким обследованиям пассажиропотоков. Они одновременно более дешевые и требуют на обследование значительно меньше за­трат времени.

Методы автоматизированного учета числа входящих в салон транспортного средства и выходящих из него пасса­жиров на остановочных пунктах разделяются на некон­тактные и контактные.

К неконтактным методам автомати­зированного обследования относятся ме­тоды, основанные на использовании фотоэлектрических приборов. При входе (выходе) в транспортное средство пас­сажир пересекает пучок световых лучей, падающих на фо­тодатчик. Электрические импульсы от фотодатчиков по­ступают в блок дешифровки направления движения (вход, выход), а затем соответственно в регистр входящих и вы­ходящих пассажиров. Блок цифровой индикации переносит данные о числе вошедших и вышедших пассажиров на оста­новочных пунктах маршрута на перфоленту. Этот метод обеспечивает необходимую точность только при строго раз­дельном входе пассажиров. К сожалению, это трудно обес­печить на городских транспортных средствах, особенно в часы пик.

Контактный метод автоматизиро­ванного обследования наполнений транс­портных средств предполагает учет входящих и выходящих пассажиров по их воздействию на контактные ступеньки, связанные с дешифраторами. Дешифраторы в зависимости от последовательности воздействий на ступеньки опреде­ляют число входящих (выходящих) пассажиров и посылают информацию на счетчики или фиксируют эти импульсы на магнитной ленте (перфоленте). Использование математиче­ских моделей, описывающих процесс посадки-высадки пас­сажиров на остановочных пунктах, разработанных в Ки­евском автомобильно-дорожном институте, позволил раз­работать аппаратуру, обеспечивающую приемлемую точ­ность учета пассажиров.

Для обследования пассажиропотоков при управлениях (объединениях) пассажирского автотранспорта создают ла­боратории, оснащенные соответствующим оборудованием.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.