Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пассажирские автомобили в СССР

 

Легковые автомобили классифицируют по классам в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя, от типа применяемого кузова и назначения.

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на четыре класса (табл. 3.2).


текущ

Таблица 3.2.

Класс Группа Рабочий объем цилиндров двигателя, л Сухая масса, не более, кг
Особо малый   Малый   Средний   Высший I II I II I II I До 0,9 0,9—1,2 1,2—1,5 1,5—1,8 1,8—2,5 2,5—3,5. Свыше 3,5 1250 1500 Свыше 1500

 

В СССР производство легковых автомобилей осуществля­ется на восьми автомобильных заводах.

Автомобили особо малого класса (ЗАЗ-968А, 968Б, -968М, -968Р и автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ-969А с колесной формулой 4x4) выпускают два завода — Запорожский (ЗАЗ) и Луцкий (ЛуАЗ).

Автомобили малого класса (ВАЗ-2101, -21011, -2103, -2106, -2105 с кузовом седан и рабочими объемами двига­телей от 1,2— до 1,6 л; ВАЗ-2102 — с кузовом универсал и автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Ни­ва» с кузовом седан и колесной формулой 4x4; «Москвич-2136», -2137, -2138 и -2140 с кузовами седан, универсал и пикап и ИЖ-2125 и -412ИЭ с кузовами универсал и пикап) выпускают три завода — Волжский автомобильный завод (ВАЗ), Московский автомобильный завод имени Ленин­ского комсомола (АЗЛК) и Ижевский машиностроительный завод (ИМЗ).

Автомобили среднего класса (ГАЗ-24 «Волга» с 5-мест­ным кузовом типа седан, автомобиль ГАЗ-2402 с 7-местным кузовом типа универсал; автомобиль УАЗ-469 с колесной формулой 4x4, унифицированный по ряду агрегатов с ав­томобилем ГАЗ-24 «Волга») выпускают Горьковский авто­мобильный завод (ГАЗ) и Ульяновский автомобильный за­вод (УАЗ).



Автомобили высшего класса (7-местный автомобиль ГАЗ- 14 «Чайка» с кузовом типа лимузин; 7-местный лимузин ЗИЛ-114 и 5-местный лимузин ЗИЛ-117) выпускается в небольших количествах двумя автомобильными Горьковским и Московским имени Лихачева

Технические характеристики основных отечественных легковых автомобилей приведены в табл. 3.3

 

 


Основными направлениями развития легкового автомо­билестроения являются следующие:

изменение компоновочных схем (передний привад, в том числе с поперечным расположением двигателя). Передний привод улучшает устойчивость и проходимость автомоби­ля, дает компоновочные преимущества и позволяет убрать в салоне кожух трансмиссии, но усложняет конструкцию при­вода к управляемым колесам;

частичный переход на двигатели с воздушным охлажде­нием и дизельные двигатели;

совершенствование конструктивной безопасности легко­вых автомобилей (активной, пассивной, послеаварииной, экологической);

улучшение топливной экономичности.

По типу кузова (рис. 3.4) легковые автомобили выпол­няются преимущественно с закрытым кузовом (и двумя рядами сидений), реже с открытым — фаэ­тон, 2-местным — купе и другими видами кузовов.

 

По назначению большинство легковых автомобилей в СССР принадлежит индивидуальным владельцам. Подав­ляющее большинство автомобилей индивидуального пользования относится к классам особо малый и малый (заво­дов ЗАЗ, ЛуАЗ, ВАЗ, АЗЛК) и сравнительно небольшое число к среднему классу (заводов ГАЗ, УАЗ).

Автомобили-такси составляют значительную часть легковых автомобилей. Они сосредоточены в авто­транспортных предприятиях общего пользования.

Широко распространено использование особо малых ав­тобусов в качестве маршрутных такси, работаю­щих на фиксированных маршрутах.

Автобус был и остается в стране одним из основных видов городского и пригородного пассажирского транс­порта. Число выпускаемых в нашей стране автобусов и объемы пассажирских перевозок продолжают непрерыв­но увеличиваться.

В СССР шесть автомобильных заводов производят авто­бусы.

Автобусы особо малой вместимости выпускаются дву­мя автомобильными заводами; Рижским (РАФ) и Улья­новским (УАЗ). Рижский завод выпускает 10—11-местные автобусы с колесной формулой 4 X 2 на агрегатах унифици­рованных с автомобилем ГАЗ-24 «Волга». Значительная часть этих автобусов используется в качестве маршрутных такси. УАЗ выпускает 11-местный автобус повышенной проходимости с колесной формулой 4 X 4 и небольшое чис­ло автобусов со специализированным кузовом. Автобусы малой вместимости выпускает Курганский автобусный за­вод (КАвЗ); автобусы средней вместимости — Павловский автобусный завод (ПАЗ); автобусы средней и большой вме­стимости (междугородные) — Львовский автобусный за­вод (ЛАЗ); автобусы особо большой вместимости городско­го типа — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).

В СССР поставляются автобусы Икарус (изготовленные в Венгрии) городского и междугородного типа, большой и особо большой вместимости, в том числе сочлененные ав­тобусы (Икарус-280), используемые на маршрутах с особен­но большими пассажиропотоками.

Технические характеристики основных моделей автобу­сов СССР представлены в табл. 3.4.

 

Конструкции автобусов, выпускаемые в СССР, совер­шенствуются по: увеличению пассажировместимости город­ских автобусов; повышению безопасности конструкции и комфортабельности; снижению токсичности и шумности; выпуску специализированных модификаций (экскурсион­ные, пригородные, северные и т.д.); переводу работы двигателей на сжиженный газ; переводу на дизельные двига­тели.

Типажом автомобилей называется систематизированная группировка всех основных, базовых разновидностей ав­томобилей, требуемых народному хозяйству и выпускаемых промышленностью. Перспективные типажи разрабатывают раздельно для грузовых, легковых автомобилей и автобу­сов. Перспективные типажи автомобилей утверждены Минавтопромом СССР на период до 1990 г.

При разработке типажей изучают потребности народ­ного хозяйства с тем, чтобы минимально необходимым чис­лом базовых разновидностей наиболее полно удовлетво­рить псе потребности в грузовых и пассажирских перевоз­ках при минимальных затратах материальных средств и труда на их производство и эксплуатацию.

Периодически перспективные типажи автомобилей долж­ны пересматриваться и обновляться. Это необходимо в связи с развитием условий и методов эксплуатации, дорож­ной сети страны и появлением новых требований к конст­рукциям автомобилей.

На основе перспективных типажей автомобилей разра­батывают гипажи двигателей и других основных агрегатов.

Типажом предусмотрено производство автобусов боль­шой и особо большой вместимости, а также автобусов повы­шенной проходимости с приводом на все колеса для сель­ской местности.

В группе А предусмотрен выпуск средних, боль­ших и особо больших автобусов городского и междугород­ного типов вместимостью 36—200 мест с карбюраторными и дизельными двигателями (ЛАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, ЗИУ).

В группе Б предусмотрен выпуск особо малых, малых и средних автобусов для всех видов сообщения вме­стимостью 10—68 мест с карбюраторными и дизельными двигателями (РАФ, УАЗ, ПАЗ, КАвЗ).

Условия эксплуатации

 

Условия эксплуатации автомобилей обычно разделяют на 3 группы: транспортные, дорожные, природно-климатиче­ские.

К транспортным условиям эксплуатации для пассажирских автомобилей относят:

дальность перевозок — расстояния, на которые перевозят пассажиров;

режим работы — время пребывания автомобиля в наряде, средний суточный пробег, число дней работы в году, средний годовой пробег, равномерность перевозок по часам суток, дням недели, месяцам, организация работы водителей;

вид маршрутов;

условия хранения (в закрытом помещении или без­гаражное) технического обслуживания и ремонта автомо­билей (централизованное или рассредоточенное).

Дорожные условия характеризуются сле­дующими факторами: разрешенной нагрузкой на ось авто­мобиля, максимально допустимой массой автомобиля (ав­топоезда);

рельефом местности — равнинная, холмистая, горная;

элементами профиля и плана дорог — наибольшими продольными уклонами (их частотой, протяженностью), извилистостью дороги в плане, шириной проезжей части, числом полос и другими параметрами, определяемыми нор­мативами для дорог разной технической категории;

интенсивностью движения — средней годовой, суточ­ной, часовой;

плотностью движения по дням недели и по часам суток, характером движения (одиночное, в потоке), видом движе­ния (городское, внегородское, внедорожное);

 

стабильностью состояния проезжей части дорог, завися­щей от заснеженности в зимнее время, а на грунтовых и до­рогах с покрытием переходного типа затрудненностью дви­жения в период дождей, весенний и осенний период.

Природно-климатические условия зависят от зон холодного, жаркого, высокогорного и уме­ренного климата (рис. 3.5), различающихся в основном тем­пературами атмосферного воздуха, а также рядом других особенностей.

 


Зона 2 холодного климата занимает самую большую часть территории СССР — 13,9 млн. км*, что составляет 62,1 %. Условия зоны холодного климата характеризуются низки­ми эпизодическими абсолютными температурами наружного воздуха зимой (ниже —50 °С), низкой средней температурой самого холодного месяца января (ниже —20 °С), продол­жительностью зимнего периода со снежным покровом (200—280 дней в году) и суровостью климата ряда районов (большие скорости ветра, пурга, резкие перепады темпе­ратур).

Автомобили, предназначенные для перевозок по территории зоны холодного климата, должны иметь все системы и устройства прежде всего двигатели и кабины, приспособленные для надежной работы при температурах воздуха до - 60°С. Кабина водителя автомобиля и пассажирский салон автобуса должны иметь надежную автономную систему отопления. Шины, все резинотехнические и полимерные детали должны быть изготовлены из морозостойкого материала. Эксплуатационные материалы должны иметь характеристики, позволяющие применять их при низких температурах. Промышленностью уже создан ряд разно­видностей серийных автомобилей в специальном исполне­нии, выпускаемых заводами страны. Для их обозначения к марке автомобиля добавляется буква «О.

Зона 3 жаркого климата занимает 17 млн. км2, т. е. 7,6 % территории СССР. По природно-климатическим усло­виям зона жаркого климата подразделяется на три катего­рии: пустынную, высокогорную и суб­тропическую, имеющие свои характерные особен­ности.

Пустынная часть характеризуется температурой атмо­сферного воздуха, достигающей 45—48 °С. Поверхность грунта нагревается до 70—80 °С. Лето жаркое, сухое. Недостаток влаги способствует образованию большого ко­личества пыли, особенно на лессовых грунтах.

Высокогорная часть зоны достигает высоты до 4790 м над уровнем моря. Высота горных перевалов может превы­шать 2000 м. При этом из-за снижения атмосферного давле­ния существенно уменьшается мощность двигателя (на 30—40 %) и соответственно снижаются тягово-скоростные свойства автомобиля. Для дорог в высокогорной местно­сти характерны длительные подъемы и спуски на переваль­ных участках протяженностью до 15—20 км. В плане вы­сокогорные дороги могут иметь значительную извилистость с крутыми поворотами, ограничивающими возможность применения автобусов с большой габаритной длиной.

Субтропическая часть зоны жаркого климата характери­зуется повышенной влажностью атмосферного воздуха и высокими летними температурами.

Кабины водителей и салоны для пассажиров автомоби­лей, предназначенные для перевозок в зоне жаркого кли­мата, комплектуются усиленными системами охлаждения замкнутого типа и вентиляции, сочетающимися с повышен­ной герметизацией и теплоизоляцией. Узлы автомобилей должны иметь повышенную пылезащиту и коррозионную стойкость. Шины, все резинотехнические и полимерные из­делия необходимо выполнять термостойкими. Эксплуатаци­онные материалы должны быть рассчитаны на работу при повышенных температурах. Автомобили окрашивают в светлые цвета.

Для эксплуатации в высокогорной местности необходимы специальные конструкции автомобилей с высотной коррек­тировкой систем питания двигателя, оптимальным подбо­ром передаточных отношений в трансмиссии, специальным устройством тормозных механизмов-замедлителей и др.

Зона умеренного климата «1» занимает 6,8 млн. км2, т. е. 30,3 % от всей территории СССР. В ней сосредоточе­на преобладающая часть автомобильного парка страны, поэтому все выпускаемые стандартные автомобили кон­структивно наиболее приспособлены к перевозкам на тер­ритории этой зоны.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.