Пассажирские автомобили в СССР
Легковые автомобили классифицируют по классам в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя, от типа применяемого кузова и назначения.
По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на четыре класса (табл. 3.2).
Таблица 3.2.
Класс
| Группа
| Рабочий объем цилиндров двигателя, л
| Сухая масса, не более, кг
| Особо малый
Малый
Средний
Высший
| I
II
I
II
I
II
I
| До 0,9
0,9—1,2
1,2—1,5
1,5—1,8
1,8—2,5
2,5—3,5.
Свыше 3,5
|
1250 1500
Свыше 1500
|
В СССР производство легковых автомобилей осуществляется на восьми автомобильных заводах.
Автомобили особо малого класса (ЗАЗ-968А, 968Б, -968М, -968Р и автомобиль повышенной проходимости ЛуАЗ-969А с колесной формулой 4x4) выпускают два завода — Запорожский (ЗАЗ) и Луцкий (ЛуАЗ).
Автомобили малого класса (ВАЗ-2101, -21011, -2103, -2106, -2105 с кузовом седан и рабочими объемами двигателей от 1,2— до 1,6 л; ВАЗ-2102 — с кузовом универсал и автомобиль повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива» с кузовом седан и колесной формулой 4x4; «Москвич-2136», -2137, -2138 и -2140 с кузовами седан, универсал и пикап и ИЖ-2125 и -412ИЭ с кузовами универсал и пикап) выпускают три завода — Волжский автомобильный завод (ВАЗ), Московский автомобильный завод имени Ленинского комсомола (АЗЛК) и Ижевский машиностроительный завод (ИМЗ).
Автомобили среднего класса (ГАЗ-24 «Волга» с 5-местным кузовом типа седан, автомобиль ГАЗ-2402 с 7-местным кузовом типа универсал; автомобиль УАЗ-469 с колесной формулой 4x4, унифицированный по ряду агрегатов с автомобилем ГАЗ-24 «Волга») выпускают Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) и Ульяновский автомобильный завод (УАЗ).
Автомобили высшего класса (7-местный автомобиль ГАЗ- 14 «Чайка» с кузовом типа лимузин; 7-местный лимузин ЗИЛ-114 и 5-местный лимузин ЗИЛ-117) выпускается в небольших количествах двумя автомобильными Горьковским и Московским имени Лихачева
Технические характеристики основных отечественных легковых автомобилей приведены в табл. 3.3
Основными направлениями развития легкового автомобилестроения являются следующие:
изменение компоновочных схем (передний привад, в том числе с поперечным расположением двигателя). Передний привод улучшает устойчивость и проходимость автомобиля, дает компоновочные преимущества и позволяет убрать в салоне кожух трансмиссии, но усложняет конструкцию привода к управляемым колесам;
частичный переход на двигатели с воздушным охлаждением и дизельные двигатели;
совершенствование конструктивной безопасности легковых автомобилей (активной, пассивной, послеаварииной, экологической);
улучшение топливной экономичности.
По типу кузова (рис. 3.4) легковые автомобили выполняются преимущественно с закрытым кузовом (и двумя рядами сидений), реже с открытым — фаэтон, 2-местным — купе и другими видами кузовов.
По назначению большинство легковых автомобилей в СССР принадлежит индивидуальным владельцам. Подавляющее большинство автомобилей индивидуального пользования относится к классам особо малый и малый (заводов ЗАЗ, ЛуАЗ, ВАЗ, АЗЛК) и сравнительно небольшое число к среднему классу (заводов ГАЗ, УАЗ).
Автомобили-такси составляют значительную часть легковых автомобилей. Они сосредоточены в автотранспортных предприятиях общего пользования.
Широко распространено использование особо малых автобусов в качестве маршрутных такси, работающих на фиксированных маршрутах.
Автобус был и остается в стране одним из основных видов городского и пригородного пассажирского транспорта. Число выпускаемых в нашей стране автобусов и объемы пассажирских перевозок продолжают непрерывно увеличиваться.
В СССР шесть автомобильных заводов производят автобусы.
Автобусы особо малой вместимости выпускаются двумя автомобильными заводами; Рижским (РАФ) и Ульяновским (УАЗ). Рижский завод выпускает 10—11-местные автобусы с колесной формулой 4 X 2 на агрегатах унифицированных с автомобилем ГАЗ-24 «Волга». Значительная часть этих автобусов используется в качестве маршрутных такси. УАЗ выпускает 11-местный автобус повышенной проходимости с колесной формулой 4 X 4 и небольшое число автобусов со специализированным кузовом. Автобусы малой вместимости выпускает Курганский автобусный завод (КАвЗ); автобусы средней вместимости — Павловский автобусный завод (ПАЗ); автобусы средней и большой вместимости (междугородные) — Львовский автобусный завод (ЛАЗ); автобусы особо большой вместимости городского типа — Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ).
В СССР поставляются автобусы Икарус (изготовленные в Венгрии) городского и междугородного типа, большой и особо большой вместимости, в том числе сочлененные автобусы (Икарус-280), используемые на маршрутах с особенно большими пассажиропотоками.
Технические характеристики основных моделей автобусов СССР представлены в табл. 3.4.
Конструкции автобусов, выпускаемые в СССР, совершенствуются по: увеличению пассажировместимости городских автобусов; повышению безопасности конструкции и комфортабельности; снижению токсичности и шумности; выпуску специализированных модификаций (экскурсионные, пригородные, северные и т.д.); переводу работы двигателей на сжиженный газ; переводу на дизельные двигатели.
Типажом автомобилей называется систематизированная группировка всех основных, базовых разновидностей автомобилей, требуемых народному хозяйству и выпускаемых промышленностью. Перспективные типажи разрабатывают раздельно для грузовых, легковых автомобилей и автобусов. Перспективные типажи автомобилей утверждены Минавтопромом СССР на период до 1990 г.
При разработке типажей изучают потребности народного хозяйства с тем, чтобы минимально необходимым числом базовых разновидностей наиболее полно удовлетворить псе потребности в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах материальных средств и труда на их производство и эксплуатацию.
Периодически перспективные типажи автомобилей должны пересматриваться и обновляться. Это необходимо в связи с развитием условий и методов эксплуатации, дорожной сети страны и появлением новых требований к конструкциям автомобилей.
На основе перспективных типажей автомобилей разрабатывают гипажи двигателей и других основных агрегатов.
Типажом предусмотрено производство автобусов большой и особо большой вместимости, а также автобусов повышенной проходимости с приводом на все колеса для сельской местности.
В группе А предусмотрен выпуск средних, больших и особо больших автобусов городского и междугородного типов вместимостью 36—200 мест с карбюраторными и дизельными двигателями (ЛАЗ, КАвЗ, ЛиАЗ, ЗИУ).
В группе Б предусмотрен выпуск особо малых, малых и средних автобусов для всех видов сообщения вместимостью 10—68 мест с карбюраторными и дизельными двигателями (РАФ, УАЗ, ПАЗ, КАвЗ).
Условия эксплуатации
Условия эксплуатации автомобилей обычно разделяют на 3 группы: транспортные, дорожные, природно-климатические.
К транспортным условиям эксплуатации для пассажирских автомобилей относят:
дальность перевозок — расстояния, на которые перевозят пассажиров;
режим работы — время пребывания автомобиля в наряде, средний суточный пробег, число дней работы в году, средний годовой пробег, равномерность перевозок по часам суток, дням недели, месяцам, организация работы водителей;
вид маршрутов;
условия хранения (в закрытом помещении или безгаражное) технического обслуживания и ремонта автомобилей (централизованное или рассредоточенное).
Дорожные условия характеризуются следующими факторами: разрешенной нагрузкой на ось автомобиля, максимально допустимой массой автомобиля (автопоезда);
рельефом местности — равнинная, холмистая, горная;
элементами профиля и плана дорог — наибольшими продольными уклонами (их частотой, протяженностью), извилистостью дороги в плане, шириной проезжей части, числом полос и другими параметрами, определяемыми нормативами для дорог разной технической категории;
интенсивностью движения — средней годовой, суточной, часовой;
плотностью движения по дням недели и по часам суток, характером движения (одиночное, в потоке), видом движения (городское, внегородское, внедорожное);
стабильностью состояния проезжей части дорог, зависящей от заснеженности в зимнее время, а на грунтовых и дорогах с покрытием переходного типа затрудненностью движения в период дождей, весенний и осенний период.
Природно-климатические условия зависят от зон холодного, жаркого, высокогорного и умеренного климата (рис. 3.5), различающихся в основном температурами атмосферного воздуха, а также рядом других особенностей.
Зона 2 холодного климата занимает самую большую часть территории СССР — 13,9 млн. км*, что составляет 62,1 %. Условия зоны холодного климата характеризуются низкими эпизодическими абсолютными температурами наружного воздуха зимой (ниже —50 °С), низкой средней температурой самого холодного месяца января (ниже —20 °С), продолжительностью зимнего периода со снежным покровом (200—280 дней в году) и суровостью климата ряда районов (большие скорости ветра, пурга, резкие перепады температур).
Автомобили, предназначенные для перевозок по территории зоны холодного климата, должны иметь все системы и устройства прежде всего двигатели и кабины, приспособленные для надежной работы при температурах воздуха до - 60°С. Кабина водителя автомобиля и пассажирский салон автобуса должны иметь надежную автономную систему отопления. Шины, все резинотехнические и полимерные детали должны быть изготовлены из морозостойкого материала. Эксплуатационные материалы должны иметь характеристики, позволяющие применять их при низких температурах. Промышленностью уже создан ряд разновидностей серийных автомобилей в специальном исполнении, выпускаемых заводами страны. Для их обозначения к марке автомобиля добавляется буква «О.
Зона 3 жаркого климата занимает 17 млн. км2, т. е. 7,6 % территории СССР. По природно-климатическим условиям зона жаркого климата подразделяется на три категории: пустынную, высокогорную и субтропическую, имеющие свои характерные особенности.
Пустынная часть характеризуется температурой атмосферного воздуха, достигающей 45—48 °С. Поверхность грунта нагревается до 70—80 °С. Лето жаркое, сухое. Недостаток влаги способствует образованию большого количества пыли, особенно на лессовых грунтах.
Высокогорная часть зоны достигает высоты до 4790 м над уровнем моря. Высота горных перевалов может превышать 2000 м. При этом из-за снижения атмосферного давления существенно уменьшается мощность двигателя (на 30—40 %) и соответственно снижаются тягово-скоростные свойства автомобиля. Для дорог в высокогорной местности характерны длительные подъемы и спуски на перевальных участках протяженностью до 15—20 км. В плане высокогорные дороги могут иметь значительную извилистость с крутыми поворотами, ограничивающими возможность применения автобусов с большой габаритной длиной.
Субтропическая часть зоны жаркого климата характеризуется повышенной влажностью атмосферного воздуха и высокими летними температурами.
Кабины водителей и салоны для пассажиров автомобилей, предназначенные для перевозок в зоне жаркого климата, комплектуются усиленными системами охлаждения замкнутого типа и вентиляции, сочетающимися с повышенной герметизацией и теплоизоляцией. Узлы автомобилей должны иметь повышенную пылезащиту и коррозионную стойкость. Шины, все резинотехнические и полимерные изделия необходимо выполнять термостойкими. Эксплуатационные материалы должны быть рассчитаны на работу при повышенных температурах. Автомобили окрашивают в светлые цвета.
Для эксплуатации в высокогорной местности необходимы специальные конструкции автомобилей с высотной корректировкой систем питания двигателя, оптимальным подбором передаточных отношений в трансмиссии, специальным устройством тормозных механизмов-замедлителей и др.
Зона умеренного климата «1» занимает 6,8 млн. км2, т. е. 30,3 % от всей территории СССР. В ней сосредоточена преобладающая часть автомобильного парка страны, поэтому все выпускаемые стандартные автомобили конструктивно наиболее приспособлены к перевозкам на территории этой зоны.
|