Обратная связь
|
Сквозной пример процесса анализа на торговом предприятии На основании имеющихся данных (табл. 1) осуществим процесс анализа на торговом предприятии.
Таблица 1– Данные объема товарооборота торгового предприятия
Месяцы
| Объем товарооборота, тыс. руб.
| план
| фактический
|
|
|
| Январь
| 5684,6
|
| Февраль
|
|
| Март
| 3446,5
| 3425,5
| Апрель
|
|
| Май
|
|
| Июнь
|
|
| Июль
|
|
| Август
|
|
| Сентябрь
|
|
| Октябрь
| 6597,7
|
| Ноябрь
| 3446,5
| 3425,5
| Декабрь
| 6597,7
|
| Год,
| 68216,0
|
|
Процесс анализа товарооборота (табл.1) следует начинать с оценки выполнения плана. При этом определяется сумма перевыполнения (не до выполнения) и процент его выполнения:
∑П (Н)= Тф –Тn, (1)
∑ (Н)=63817- 68216=-4399 тыс.руб.
где ∑ П (Н) — сумма перевыполнения (не до выполнения) плана товарооборота, руб.;
Тф — фактический объем товарооборота, руб.; Тn — плановый объем товарооборота, руб.
Процент выполнения плана товарооборота ( Т%) рассчитывается по формуле:
Т%=Тф/Тп х 100 % (2)
Т %=63817/68216 х 100 %=93,55 %
Анализ равномерности выполнения плана товарооборота за отдельные периоды времени осуществляется с помощью расчета коэффициента равномерности по формуле:
Р = 100 — V, (3)
где Р — коэффициент равномерности выполнения плана товарооборота, %;
V — коэффициент вариации выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %.
Коэффициент вариации (V) выполнения плана товарооборота по отдельным периодам определяется по формуле:
V=σх/ х хср. х 100 % (4)
где σх — среднеквадратическое отклонение выполнения плана товарооборота по отдельным периодам, %;
хср— средний процент выполнения плана товарооборота.
Σх = √∑(xi – xср)2/n, (5)
где x i — процент выполнения плана товарооборота за i-й период.
Таблица 2– Расчет коэффициента равномерности по выполнению плана товарооборота торгового предприятия по месяцам 2013 года
Месяцы
| Объем товарооборота, тыс. руб.
| (x i -хср )
| (xi-хср)2
| план
| фактический
| % выполнения(xi)
|
|
|
| 4=(3:2)х 100 %
| 5= 4- хср
| 6= 5 2
| Январь
| 5684,6
|
| 4421:5684,6х100=77,77
| -70,13
| 4918,22
| Февраль
|
|
| 9235:9325х100=99,03
| -48,84
| 2388,27
| Март
| 3446,5
| 3425,5
| 3425,5:3446,5х100=99,3
| -48,6
| 2361,96
| Апрель
|
|
| 6729:7195х100=93,52
| -54,38
| 2957,18
| Май
|
|
| 3251:3892х100=83,53
| -64,37
| 4143,49
| Июнь
|
|
| 6312:1069х100=590,45
| +442,55
| 195850,50
| Июль
|
|
| 3362:2367х100=314,4
| -166,5
| 27722,25
| Август
|
|
| 3258:9312х100=34,98
| -112,92
| 12750,92
| Сентябрь
|
|
| 6133:9283х100=66,06
| -81,84
| 6697,78
| Октябрь
| 6597,7
|
| 9844:6597,7х100=149,20
| +1,3
|
| Ноябрь
| 3446,5
| 3425,5
| 3425,5:3446,5х100=99,3
| -48,53
| 2357,10
| Декабрь
| 6597,7
|
| 44,21:6597х100=67,01
| -80,89
| 6343,19
| Год,
| 68216,0
|
| 1774,62:12=147,9
| –
| 268659,86
| Из данных таблицы 2 имеем:
σх = √268659,86/12 =149,6 %,
тогда V = 149,6/147,9 х 100=101,14 %
Полученный коэффициент равномерности равен:
(100,0 – 101,14)= 1,14% ,
он свидетельствует о том, что в данном случае план товарооборота по месяцам выполнялся не равномерно.
При анализе динамики товарооборота определяются:
– сумма увеличения (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
∑УВ(УМ) = Т1–Т0, (6)
∑УВ= 63817-58216,0=+5601тыс. руб.
Где ∑УВ(УМ) — сумма увеличения (уменьшения) товарооборота, руб.;
Т1 — объем товарооборота в отчетном году, руб.;
Т0 — объем товарооборота в прошлом году, руб.;
– темп роста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
%Р(У) =Т 1/ Т0 х100 %, (7)
%Р(У)= 63817/58216,0х 100%=109,62%
где %(Р) У — темп роста (уменьшения) объема товарооборота, %;
Т1 — объем товарооборота в отчетном году, руб.; Т0 — объем товарооборота в прошлом году, руб.;
–темп прироста (уменьшения) объема товарооборота в отчетном году по сравнению с прошлым годом:
∆ =Т 1/ Т 0 х100–100 (8)
∆=109,62-100=9,62 %
где ∆– темп прироста (уменьшения) объема товарооборота, %.
При анализе объема товарооборота в динамике за ряд лет следует рассчитать цепные (в % к предыдущему году) и базисные (в % к первому году в ряду динамики) темпы роста или снижения. Имея, данные товарооборота, за предшествующие годы (табл.3), осуществим процесс анализа товарооборота в динамике.
Таблица 3– Данные по товарообороту
Года
| Объем товарооборота, тыс. руб.
| | |
|
| | t + 1(предшествующий год)
|
| | t + 1(предшествующий год)
|
| | t + 1(предшествующий год)
|
| | прошлый год
|
| | отчетный год
|
| | Осуществим процесс анализа товарооборота в табличной модели 3.
Таблица 4 – Анализ динамики объема товарооборота торгового предприятия
Года
| Объем товарооборота, тыс. руб.
| Темпы роста, %
| цепные
| базисные
|
|
|
|
| t + 1(предшествующий год)
|
|
| 100,0
| t + 1(предшествующий год)
|
| 51013:50508х100=100,99
| 51508:50508х100=101,97
| t + 1(предшествующий год)
|
| 53111:51013х100=104,11
| 53111:5050х100=105,15
| прошлый год
|
| 58216:53111х100=109,70
| 58216:50508х100=115,26
| отчетный год
|
| 63817:58216х100=109,62
| 63817:50508х100=126,35
|
За анализируемый период (табл.4) объем товарооборота торгового предприятия увеличился на 13309 тыс. руб., или на 26,35 %. Наблюдается четкая тенденция ежегодного увеличения объема товарооборота. Так, в отчетном году по сравнению с прошлым годом объем товарооборота увеличился на 9,62 %. Среднегодовой темп изменения объема товарооборота рассчитывается, по средней геометрической:
Рср.=n -1√Tn / T1х 100 (9)
где Рср.— среднегодовой темп изменения объема товарооборота, %;
Тn — объем товарооборота отчетного года, руб.;
Т1 — объем товарооборота в первом году ряда динамики, руб.;
n — количество лет в ряду динамики.
В анализируемом предприятии среднегодовой темп роста объема товарооборота составил (3.35 %)
Рср.=s-1√63817/50508х 100 =3,35%
В условиях инфляции темпы изменения объема товарооборота следует рассчитывать как в фактических, так и в сопоставимых ценах. Пересчет объема товарооборота отчетного года в сопоставимые цены прошлого года производится по формуле:
Т с.ц = Т/ J ц, (10)
где Тс ц. — товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах прошлого года, руб.;
Т — товарооборот отчетного года в фактических ценах, руб.;
J ц — индекс цен.
Анализ товарооборота следует проводить не только в целом по торговому предприятию, но и в разрезе структурных подразделений (филиалов, секций), отдельных товарных групп, то есть по ассортиментной структуре. В ходе анализа структуры товарооборота определяется выполнение плана реализации по отделам, секциям, товарным группам, выявляется тенденция их оборотов, определяется удельный вес реализации в общем объеме товарооборота, рассчитывается коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте в целом по торговому предприятию:
Kc.c = √∑(fi1 – fi0)2 /n (11)
где К с.с.– коэффициент абсолютных структурных сдвигов в товарообороте, %;
fi1– удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в отчетном году, %;
fi0– удельный вес товарооборота i-й товарной группы в общем объеме товарооборота в прошлом году, %;
n – количество товарных групп.
Имея данные по удельному весу ассортиментной группы кондитерского изделия (табл.5.), проведем анализ структуры имеющейся группы товаров.
Таблица 5 – Удельный вес ассортиментной группы
Ассортимент товарной группы
| Удельный вес в товарообороте, %
| Прошлый год, fi0
| Отчетный год, fi1
| Мармелад «фруктово-ягодный»
| 19,3
| 19,9
| Мармелад «желейный»
| 15,4
| 15,0
| Мармелад «пластовый»
| 12,3
| 12,9
| Мармелад «формовой»
| 8,2
| 8,8
| Мармелад «резной»
| 7,2
| 7,3
| Мармелад «диетический»
| 8,3
| 8,2
| Мармелад «трехслойный»
| 19,2
| 18,8
| Мармелад «фигурный»
| 10,1
| 9,1
| Всего
| 100,0
| 100,0
| Результаты анализа представим в таблице 6.
Таблица 6– Анализ структуры товарооборота ассортиментной группы товаров
Ассортимент товарной группы
| Удельный вес в товарообороте, %
| формула
(fi1 – fi0)
| Формула
(fi1 – fi0)2
| Прошлый год,fi0
| Отчетный год, fi1
| Мармелад «фруктово-ягодный»
| 19,3
| 19,9
| + 0,6
| 0,36
| Мармелад «желейный»
| 15,4
| 15,0
| – 0,4
| 0,16
| Мармелад «пластовый»
| 12,3
| 12,9
| + 0,6
| 0,36
| Мармелад «формовой»
| 8,2
| 8,8
| + 0,6
| 0,36
| Мармелад «резной»
| 7,2
| 7,3
| + 0,1
| 0,01
| Мармелад «диетический»
| 8,3
| 8,2
| – 0,1
| 0,01
| Мармелад «трехслойный»
| 19,2
| 18,8
| – 0,4
| 0,16
| Мармелад «фигурный»
| 10,1
| 9,1
| – 1,0
| 1,00
| Всего
| 100,0
| 100,0
| –
| 2,42
|
Из таблицы 6 видно, что в отчетном году, наибольший удельный вес в товарообороте торгового предприятия занимал оборот по реализации мармелада «фруктово-ягодный» — 19,9 %, «трехслойный» –18,8 %, «желейный» –15 %. В отчетном году по сравнению с прошлым годом, понизился удельный вес реализации мармелада «фигурный» — на 1,0 %. В целом, по торговому предприятию, существенных изменений в структуре товарооборота не произошло, о чем свидетельствует коэффициент абсолютных структурных сдвигов, равный 0,6 %:
Kc.c. = √∑(fi1 – fi0)2 /n (12)
Kc.c. = √2.42 ^ 2 / 8 =0,6 %
Итак, в результате анализа объема и ассортиментной структуры товарооборота по одной группе товара приходим к выводу, что по сравнению с прошлым годом объем товарооборота вырос на 13309 тыс. руб., или на 26,35 %. А в структуре товарной группы доминируют виды мармелад а «фруктово-ягодный» — 19,9 %, «трехслойный» –18,8 %, «желейный» –15 %.
Задача 1
Определите фактическую оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, ее отклонение от показателей прошлого года по торговому предприятию на основе анализа следующих данных:
– оборот за отчетный год (фактически) – 55080.0 тыс.руб.;
– товарные запасы, тыс.руб.:
на 01.01 отчетного года – 3000,0,
на 01.04 отчетного года – 3020,0,
на 01.07 отчетного года – 3050,0,
на 01.10 отчетного года – 3100,0,
на 01.01 следующего года – 3070,0;
– фактическая оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы, за прошлый год составила 22 дня.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте процесс анализа торгового предприятия.
2.Классификация экономического анализа по важнейшим признакам.
3.Этапы процесса анализа в торговом предприятии.
4.Значение показателей в процессе анализа и планирования деятельности торгового предприятия.
Практическое занятие 3
Тема:Процесс планирования на торговом предприятии
Цель занятия:выявить значение планирования для торгового предприятия
|
|