Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Краткие теоретические сведения

Изучение существующих тенденций и возможностей предприятия по реализации товаров, определение факторов, которые положительно и отрицательно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа позволяет:

– Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;

– Определить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

– Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;

– Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Проведение анализа основывается на информационной базе. Анализ объема и структуры товарооборота предприятия предусматривает проведение следующей аналитической работы (рис.1.):

Рис. 1. Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия

I этап. Определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товаров и платных услуг в стоимостном измерении, а по некоторым товарным группам и видам товаров - также в натуральном измерении.

Оценка степени выполнения плана товарооборота осуществляется путем оценки абсолютного и относительного размеров отклонения, в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится в основном не для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия, а прежде всего - с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к его изменениям объема реализации товаров на данном предприятии.



II этап - анализ динамики общего объема товарооборота в течение определенного аналитического периода (поквартально, в течение года или за 2-3 года).

Для исследования динамических изменений в объеме товарооборота предприятия строится сопоставимый динамический ряд товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый , осуществляют по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров.

Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется методом прямого расчета.

Определение объема товарооборота, сопоставимого по ценам реализации Тс.реал, проводится по следующим формулам:

Т=Тфі/Іц, (1)

Где Тфі - фактический товарооборот за і-й период;

І ц, - средний индекс смены цен реализации товаров за і-тый период в сравнении с базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно предприятием с учетом структуры товарооборота и информации о смене цен реализации на отдельные товары. Использование для корректировки индекса инфляции за соответствующий период является некорректным в связи с различием в структуре товарооборота отдельного торгового предприятия.

На базе построенного динамического ряда сопоставительного товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а также темпы роста и прироста относительно предыдущего и базового периода. Важно, для планирования и управления существуют и определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле средней геометрической:

Т= √Yk/Y0(2)

Где Т-средне геометрический темп роста;

Yk -конечный показатель динамического ряда;

Y0- начальный показатель динамического ряда;

n- количество показателей в динамическом ряде.

III этап - анализ товарной групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе аналитической работы изучаются темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных обзорах (исследованиях рынка соответствующих товаров), дает возможность определить объективные (изменения объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования т.п.) и субъективные(недостатки в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, халатность персонала и т.д.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.

Исследования ассортиментной структуры товарооборота позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий объем товарооборота предприятия, а также количественно оценивать положительное или негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий объем товарооборота предприятия и дальнейшие возможности его роста.

IV этап - анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от статуса конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов торговли и т.п.

Исследование состава товарооборота предприятия проводится за отчетный период и в динамике. Предусматривает определение основных закономерностей развития отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и мелкооптовым потребителям, с немедленной оплатой и в кредит, с оплатой за наличные и по безналичному расчету, новых и подержанных товаров, в стационарной торговой сети и в пунктах мелкорозничной торговли и т.п.

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют изменение их удельного веса в общем объеме товарооборота.

V этап - анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определения факторов, которые обусловливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в динамике рассчитывают показатели, характеризующие ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (σ) и коэффициент вариации (v):

σ = √∑(xi – x)2 / n

v = (σ x100)/x

Где, Xi – объем товарооборота за і-й период,

X – средний объем товарооборота за n период,

n- Количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.

Коэффициент вариации V оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера. Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем больше значение имеют показатели, тем менее ритмичными являются процессы реализации товаров на данном предприятии.

VI этапом анализа розничного товарооборота является изучение факторов, имевших влияние в отчетном периоде, на его объем и структуру. С целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и производительностью труда, с использованием основных средств). И исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рыке, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке, уровень жизни и реальные денежные доходы населения, и прочее). Количественная оценка влияния отдельных факторов проводится методом цепных подстановок и индексным методом на базе моделей связи факторов и объема товарооборота предприятия.

Завершается анализ товарооборота предприятия - VII этап - исследование запаса финансовой устойчивости предприятия, в ходе которого отмечается возможное падение объема товарооборота (в абсолютном и в относительном измерении) до достижения критического предела "точки безубыточной деятельности".Допустимые пределы снижения объема товарооборота характеризует порог безопасности предприятия (ПБто) и запас финансовой устойчивости (ЗФСто). Их значения рассчитываются так:

ПБто=Тф-Тб/з, (5)

ЗФСто=Тф/(Тб/з),(6)

Где Тф –фактический объем товарооборота предприятия;

Тб/з - объем товарооборота, при каком обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем больше значение имеют порог безопасности и запас финансовой устойчивости предприятия, тем лучше осуществляется процесс управления объемом, составом и структурой товарооборота с точки зрения обеспечения условий для его самоокупаемости и самофинансирования.

Пример 1.По данным таблицы 1 определите динамику объема товарооборота

Таблица 1– Объем товарооборота магазина

Год Фактический Товарооборот (руб.)
В действующих ценах В сопоставимых ценах
69852,991
91847,27273
       

Решение:

На основании табл.1 проанализируем динамику розничного товарооборота и определим цепной и базисный темп роста.

Таблица 2 –Динамика розничного товарооборота магазина за 2012–2114 г.г.

 

Год Фактический Товарооборот (руб.) Цепной темп роста, % Базисный темп роста, %
В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах В действующих ценах В сопоставимых ценах
100,00 100,00 100,00 100,00
69852,991 121,343 103,712 121,343 103,712
91847,27273 123,6198 131,4865 150,004 136,36701
                 
                   

При анализе динамики объема товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

ΔTсредний = n - 1√Тф/Тб

Где Тф − фактический товарооборот;

Тб − базовый товарооборот;

п – количество анализируемых периодов.

ΔТсредний = 2√101032/67353 х 100% = 122,476 % (в действующих ценах)

ΔТсредний = 2√ 91847,27273 / 67353 х 100% = 116,7763 % (в сопоставимых ценах)

Из таблицы 2 видно, что за последние три года розничный товарооборот увеличился на 33679 тыс. руб., что составляет 50% к фактическому товарообороту 2012года. Этот прирост произошел за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема розничного товарооборота) на 39,0%, что составило 24494,27273 тыс. руб. (91847,27273-67353), и в связи с увеличением розничных цен на товары - на 7366,7 тыс. руб. (101032-93665,3).

Розничный товарооборот фирмы за 2014 год в сопоставимых ценах составил 91847,27273 тыс. руб., а темп роста по отношению к 2012году составил всего 36%. Следовательно, за счет ценового фактора (повышение розничных цен на товары) увеличился товарооборот предприятия. Количество реализованных товаров увеличилось в 2013году на 21,343%, в 2014 году на 23,6198%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

Пример 2.Определите и проанализируйте структуру оборотных средств на торговых предприятиях по следующим данным:

Таблица 3 – Данные для анализа структуры оборотных средств

Элементы оборотных средств Сумма, млн. руб.
Предприятие 1 Предприятие 2
Производственные запасы 94,70 94,92
Незавершенное производство 16,15 27,64
Расходы будущих периодов 134,15 5,32
Товары 17,65 30,02
Прочие 87,35 62,1

Решение:

Структура оборотных средств представляет собой долю каждого элемента в общей сумме. Определим структуру оборотных средств обоих предприятий в табличной модели:

Таблица 4- Удельный вес оборотных средств торгового предприятия

Элементы оборотных средств Предприятие 1 Предприятие 2
Сумма, млн руб. Структура, % Сумма, млн руб. Структура, %
Производственные запасы 94,70 27,0 94,92 43,1
Незавершенное производство 16,15 4,7 27,64 12,6
Расходы будущих периодов 134,15 38,3 5,32 2,4
Товары 17,65 5,0 30,02 13,7
Прочие 87,35 25,0 62,1 28,2
Итого

Пример 3:Рассчитайте среднеквартальные и среднегодовые остатки оборотных средств торгового предприятия, а также оборачиваемость оборотных средств (длительность оборота) и коэффициент оборачиваемости за год, используя следующие данные торгового предприятия:

Остатки оборотных средств Объем реализованной продукции
Дата Сумма, тыс. руб. квартал Сумма, тыс. руб.
на 1 января 2002 г. 2 500 I 3 000
1 апреля 2002 г. 2 600 II 3 500
1 июля 2002 г. 2 400 III 2 900
1 октября 2002 г. 2 400 IV 3 100
1 января 2003 г. 2 500

Решение:

Коэффициент оборачиваемости определяется по формуле:

Коб = Р / ОбС (1)

Для расчета длительности оборота в днях используется формула:

ДО = Д · ОбС / Р (2)

Поэтому вначале нужно вычислить средние за год остатки оборотных средств и объем реализации за год:

ОбС = [(2 500 + 2 600) / 2 + (2 600 + 2 400) / 2 + (2 400 + 2 400) / 2 +

+ (2 400 + 2 500) / 2] / 4 = 2 475 тыс. руб.,

Р = 3 000 + 3 500 + 2 900 + 3 100 = 12 500 тыс. руб.,

Коб = 12 500 / 2 475 = 5 об/год,

ДО = 360 · 2 475 / 12 500 = 71 дн.

Таким образом, оборотные средства совершили 5 оборотов за год, при этом длительность одного оборота составила в среднем 71 день.

Задача 1.

На основе данных таблицы исчислите влияние на изменение объема оборота розничного торгового предприятия изменения поступления товаров, товарных запасов и прочего выбытия.

Таблица 1– Данные для расчетов

№ п/п Показатели Предшествующий год, тыс.руб. Отчетный год, тыс.руб.
Запасы товаров на начало года   4700,0  
Поступление товаров    
Реализация 81040,0 68400,0
Прочее выбытие 120,0  
Запасы товаров на конец года 3500,0 5400,0

Задача2.По данным таблицы проанализируйте динамику розничного товарооборота и определите цепной и базисный темп роста.

Таблица 1– Данные объема товарооборота магазина «Умная игрушка»

Год Фактический товарооборот (руб.)
В действующих ценах В сопоставимых ценах
179852,1
93347,27
       

После выполнения анализа сделайте вывод.

Задача 3.Рассчитайте структуру ассортиментной группы молочной продукции в киоске «молочные продукты, если известно, что в киоск доставили следующие товары в пересчете на руб.:

сметаны на 896 руб;

сливочное масло «Починковское» – 956 руб.;

Сливочное масло « Княгининское» – 876 руб.;

Молоко « Северная долина» жирность .3,2-623 руб.;

В киоске имелись запасы молочной продукции:

сметаны на 696 руб.;

сливочное масло «Починковское» – 1689,56 руб.;

Сливочное масло « Княгининское» – 1876 руб.;

Молоко « Северная долина» жирность .3,2-436 руб.

Сделайте выводы.

Контрольные вопросы

1. Что называется объемом товарооборота?

2. Какие факторы влияют на объем товарооборота?

3. Для чего необходимо рассчитывать структуру товарооборота?

4. Как структура товарооборота влияет на формирование запасов товаров.

 

Практическое занятие 6

Тема: Расчет структуры товарооборота по товарным группам

Цель занятия: рассчитать структуру товарооборота






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.