Обратная связь
|
Краткие теоретические сведения Анализ динамики товарооборота позволяет выделить виды товарооборота
Оптовый товарооборот – объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте. Обязательный признак операции, относимой к оптовой торговле, – наличие счета-фактуры. Розничным товарооборотом называется выраженный в денежной форме объем продаж товаров населению для удовлетворения его личных потребностей, а также реализация товаров мелкооптовыми партиями различным учреждениям, организациям, предприятиям (больницы, детские сады, дома отдыха и санатории и т. д.) для обслуживаемых ими контингентов. Экономическая сущность розничного товарооборота выражается отношениями, связанными с обменом денежных средств на товары. Розничный товарооборот передает товары конечным потребителям и характеризует завершение процесса обращения. Товары из сферы обращения поступают в сферу потребления, становятся собственностью потребителя, используются или образуют потребительский фонд, т. е. перестают быть товарами. Стоимость товаров, созданная в процессе производства, меняет свою форму через розничный товарооборот. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства. Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, и от него зависит объем валового дохода и прибыли, характеризующий эффективность торговой деятельности. О значимости данного предприятия на рынке потребительских товаров можно судить по объему товарооборота, который выражается размером денежной выручки за проданные товары. Товарооборот имеет качественную и количественную характеристики. Качественная связана со структурой товарооборота, т. е. ассортиментным составом, количественная характеристика товарооборота – с объемом реализации в денежном исчислении. Состав розничного товарооборота включает:
выручку от реализации продовольственных и непродовольственных товаров через розничную торговую сеть (магазины, ларьки, палатки), через сеть торговых автоматов или использования развозной или разносной торговли;
продажу товаров населению в кредит с рассрочкой платежа;
товарооборот предприятий общественного питания, реализующих полуфабрикаты, продукцию собственного производства, покупные товары;
продажу печатных изданий (книг, газет, журналов), в том числе и по подписке;
выручку от реализации медикаментов в аптеках; продажу товаров различным организациям, учреждениям, предприятиям для их непроизводственного потребления и другие виды продаж.
К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах, ассортиментную структуру по отдельным товарным группам (в рублях и процентах), однодневный товарооборот, товарооборот в расчете на одного работника, в том числе на работника прилавка (торговой группы), время обращения товаров в днях и скорость товарооборота (число оборотов).
Анализ показателей товарооборота позволяет установить основные качественные и количественные показатели работы торговой организации в текущем периоде. От глубины и полноты анализа, правильности сделанных выводов по результатам анализа зависит экономическая обоснованность расчетов на предстоящий период. По результатам анализа можно судить, в какой степени выполнен прогноз продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии. Данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности являются основными источниками информации для анализа товарооборота. Его начинают с определения объема товарооборота в денежном выражении или в натуральных показателях за определенный период (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Полученные отчетные данные сравнивают с прогнозируемыми показателями за эти периоды. Анализируя товарооборот, выявляют закономерности в его развитии. С этой целью рассчитывается динамика товарооборота в текущих и сопоставимых ценах.
1. Динамика роста товарооборота в текущих ценах (ДТО) рассчитывается по формуле:
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах х 100 / Фактический товарооборот прошлого года (1)
Если в анализируемом периоде изменились цены, то фактические данные по продаже товаров необходимо выразить в ценах, в которых прогнозировался товарооборот. Для этого рассчитывают индекс цен. В условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы роста цен и обесценивания денег, использование индекса цен приобретает особое значение.
2. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров за анализируемый период. Индекс цен рассчитывается по формуле:
Iцен = Цотч / Цбаз(2)
где Цотч - цена в отчетном периоде, Цбаз - цена в базовом периоде (в прошлом году), принимаемая за 100%.
3. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
ТОфакт в сопост.ценах = (фактический товарооборот в текущих ценах / индекс цен) х 100% (3)
4. При анализе ритмичности продаж определяют коэффициент ритмичности товарооборота по формуле:
Критм = Квартальный план продаж / Годовой план продаж (4)
При расчетах коэффициента ритмичности объем продаж можно учитывать в абсолютных суммах в денежном выражении или в удельном весе продаж в отдельные периоды в общем объеме продаж. Равномерными продажи считаются в том случае, если коэффициент равен единице.
Пример 1. Осуществить анализ динамики товарооборота по данным таблицы 1
Таблица 1– Данные для анализа товарооборота
Год
| Товарооборот в фактических ценах (млн. руб.)
| Индексы цен
| Товарооборот в сопоставимых ценах, (млн. руб.)
|
|
|
|
| Т
| 2362,05
|
| 2362,05
| Т+1
| 2415,18
| 1,144
| 2111,17
| Т+2
| 5138,68
| 1,236
| 4157,51
| Т+3
| 7979,32
| 1,317
| 6058,71
| Т+4
| 9365,40
| 1,476
| 6345,12
| Т+5
| 11795,22
| 1,631
| 7231,89
| Решение: выполним расчеты в таблице 2
Таблица 2– Расчеты показателей
Год
| Товарооборот в фактических ценах (млн. руб.)
| Индексы цен
| Товарооборот в сопоставимых ценах, (млн. руб.)
| Показатели анализа
| Темп роста
| Темп прироста
| Темм роста среднег.
| Т
| 2362,05
|
| 2362,05
| Тр б
| Трц
| Тпрб
| Тпрц
| Трср.г.
| Т+1
| 2415,18
| 1,144
| 2111,17
| -
| -
| -
| -
| -
| Т+2
| 5138,68
| 1,236
| 4157,51
| 89,37
| 89,37
| -10,62
| -10,62
| -
| Т+3
| 7979,32
| 1,317
| 6058,71
| 176,01
| 196,93
| 76,01
| 96,93
| 140,33
| Т+4
| 9365,40
| 1,476
| 6345,12
| 256,61
| 145,73
| 156,5
| 45,73
| 113,37
| Т+5
| 11795,22
| 1,631
| 7231,89
| 268,74
| 104,73
| 168,63
| 4,73
| 101,15
|
|
|
|
| 306,17
| 113,98
| 206,17
| 13,98
| 102,66
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Пояснения к таблице:
Динамический ряд показателя товарооборота за шесть лет в фактических ценах определяется согласно варианту, выданному преподавателем. Индексы цен определяются исходя из фактических значений индексов потребительских цен за шесть лет, включая год анализа (значение Т принять за базисное). Товарооборот в сопоставимых ценах определяется путем деления фактического значения товарооборота на индекс цен. Рассчитывают следующие показатели анализа:
Базовый и цепной темпы роста рассчитываются по формуле:
Тр=(ТОi+1)/TОi(б)х100%, (5)
где Тр - темп роста, %;
ТОi+1 - товарооборот в предыдущем (отчетном) периоде, руб.;
Тоi(б) - товарооборот в предыдущем (базисном) периоде, руб.
Базовый и цепной темпы прироста рассчитываются по формуле:
Тпр=(ТОi+1-ТОi(б))/TОi(б)х100%, (6)
где Тпр - темп прироста, %
Вывод: Анализируя динамику товарооборота в фактических и сопоставимых ценах можно увидеть, что товарооборот в фактических и сопоставимых ценах увеличивается (идет тенденция к повышению). Анализируя базисные и цепные темпы роста и базисные темпы прироста, можно увидеть, что темпы увеличиваются с каждым периодом времени. Но по данным цепных темпов прироста видно, что он уменьшается и замедляется. Такая же ситуация происходит и с среднегодовым темпом роста. Таким образом, товарооборот в сопоставимых ценах ниже, чем товарооборот в фактических ценах, т.к. зависит от индексов потребительских цен, а они неодинаковы в различные периоды Т и, следовательно, в разные периоды Т происходит по-разному рост товарооборота.
Пример 2.
Основу коммерческой деятельности магазина на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок, и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
На первом этапе анализа товарооборота магазина следует рассмотреть его развитие в динамике (табл. 1).
Таблица 1 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.руб.
Периоды
| Фактический розничный товарооборот, тыс.р.
| Цепные темпы роста товарооборота, тыс руб
| Базисные темпы роста товарооборота, %
|
|
|
| в действующих ценах
| в сопоставимых ценах
| в действующих ценах
| в сопоставимых ценах
| в действующих ценах
| в сопоставимых ценах
| 2012 г.
2013 г.
2014 г.
| 2434,8
3159,8
3891,6
| 2434,8
1637,2
2882,7
| 100.0
129.8
123.2
| 100.0
67.2
176.1
| 100.0
129.8
159.8
| 100.0
67.2
118.4
| В соответствии с табл.1, данные об объеме розничного товарооборота магазина в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 1456,8 тыс.р. (3891,6 – 2434,8), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 448,0 тыс.р. (2434,8 х 18,4 : 100), и в связи с повышением розничных цен на товары – на 41,4% (59,8 - 18,4). Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 1008,9 тыс.р. (3891,6-2882,7). Среднегодовой темп роста товарооборота магазина в действующих ценах за три года составил 126,4%
ТРОСТ = Ö3891,6 : 2434,8 = 1,264 или 126,4%
а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8%
Ö2882,7 : 2434,8 = 1,088 или 108,8%
Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные табл.1 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине.
Далее приводим анализ розничного товарооборота по кварталам, месяцам. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, как равномерно удовлетворяет спрос покупателей на товары. Ритмичность развития товарооборота магазина представлена в табл.2.
Таблица 2 - Ритмичность развития товарооборота магазина в действующих ценах по месяцам и кварталам, тыс.р.
Месяц и кварталы
| Фактически за прошлый год
| Отчетный год
| Отклонение
| В % к прошлому году
| отклонение
|
| План
| Фактически
| % выполнения плана
| От плана
| От прошлого года
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Январь
Февраль
Март
Итого за 1 кв.
Апрель
Май
Июнь
Итого за 2 кв.
Итого за 1 пол.
Июль
Август
Сентябрь
Итого за 3 кв.
Итого за 9 мес.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
| 274,3
268,7
264,3
807,3
263,8
260,7
256,4
780,9
1588,2
255,3
254,8
259,7
769,8
2358,0
262,3
267,2
272,3
| 343,3
329,8
322,7
995,8
314,8
302,2
298,7
915,7
1911,5
282,3
274,7
285,8
842,8
2754,3
320,3
330,9
342,7
| 351,1
341,7
330,2
1023,0
327,8
314,6
305,4
947,8
1970,8
280,5
298,7
312,8
892,0
2862,8
338,5
341,2
349,1
| 102,3
103,6
102,3
102,7
104,1
104,1
102,2
103,5
103,1
99,4
108,7
109,4
105,8
103,9
105,7
103,1
101,9
| +7,8
+11,9
+7,5
+27,2
+13,0
+12,4
+6,7
+32,1
+59,3
-1,8
+24,0
+27,0
+49,2
+108,5
+18,2
+10,3
+6,4
| +76,8
+73,0
+65,9
+215,7
+64,0
+53,9
+49,0
+166,9
+382,6
+25,2
+43,9
+53,1
+122,2
+504,8
+76,2
+74,0
+76,8
| 128,0
127,2
124,9
126,7
124,3
120,7
119,1
121,4
124,1
109,9
117,2
120,4
115,9
121,4
129,1
127,7
128,2
| Итого за 4 кв.
Итого за 2 пол.
Всего за год
| 801,8
1571,6
3159,8
| 993,9
1836,7
3748,2
| 1028,8
1920,8
3891,6
| 103,5
104,6
103,8
| +34,9
+34,1
+143,4
| +227,0
+349,2
+731,8
| 128,3
122,2
123,2
| Магазин успешно выполнил план розничного товарооборота во всех месяцах отчетного года, кроме июля. Потери в товарообороте в связи с этим составили 1,8 тыс.р., или 0,05% к плановому годовому товарообороту (18 : 3748,2 х 100%). Основной причиной недовыполнения плана является снижение спроса на мебель в разгар отпусков. По сравнению с прошлым годом во всех кварталах и месяцах наблюдается рост товарооборота. Наибольший процент перевыполнения плана был достигнут в 4 квартале (128,3%), наименьший в 3 квартале (115,9%). Таким образом, реализация товаров увеличивается, а вместе с тем удовлетворяется спрос покупателей. Равномерность развития товарооборота можно проанализировать, используя данные табл.3. Товарооборот магазина распределялся неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженным – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в 3 квартале снижается.
Задача 1. Данные об оптовом товарообороте продовольственных товаров в разрезе основных товарных групп представлены в таблице 3., рассчитайте динамику темпа роста и прироста. Таблица 1– Динамика оптового товарооборота продовольственных товаров магазина в 2012-2013 гг., тыс.руб.
Товарная группа
| 2012
| 2013
| Индекс цен по группе товаров, %
| Хлебобулочные, кондитерские изделия
| 181300
| 669453
| 7,20%
| Молоко и молочные продукты
| 451231
| 456361
| 15,90%
| Бакалея, крупы
| 255181
| 323543
| 4,70%
| Плодоовощная продукция
| 55621
| 125486
| 5,40%
| Мясо, колбасы
| 433984
| 536458
| 20,10%
| Общий товарооборот по продовольственным товарам
| 1 377 545
| 2 111 301
|
| Расчеты выполните в таблице, сделайте выводы.
Контрольные вопросы:
1. Что называется розничным, оптовым товарооборотом?
2.Что влияет на динамику товарооборота?
Практическое занятие 9
Тема:Планирование товарооборота
Цель занятия:раскрыть сущность планирования по годам, кварталам, месяцам.
|
|