Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ.

В природе этого феномена по сей день еще очень многое остается неясным. Одним из наиболее веских тому доказательств является факт отсутствия сколько-нибудь однозначной и удовлетворительной дефиниции сплоченности. Рассмотрим основные подходы к исследованию Г.С.

1) Сплоченность как межличностная аттракция.Именно так трактуется сплоченность многими зарубежными авторами. А. и Б. Лотт определяли сплоченность как «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы».

Они выделили группу переменных, составляющих совокупность причин и следствий симпатии членов малой группы. К числу причин симпатии относят: частоту взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический), статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, успех в выполнении группового задания и т.д.

В качестве последствий симпатии (т.е. фактически сплоченности) называются: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц и во внутригрупповой коммуникации, рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.

Сплоченность в представленной трактовке выступает как сугубо эмоциональный феномен, что явно недостаточно для объяснения причин единения социальной группы.

А.Зандер: сплоченность основывается на притягательности (буквально — аттрактивности) группы для тех, кто в ней находится. Детерминанты межличностной аттракции как причины групповой сплоченности.



В отечественной психологии также существует целый ряд попыток «эмоционального» подхода к проблеме. Правда, отечественные авторы не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается в их исследованиях как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых и аутгрупповых социометрических выборов, квалифицируется специалистами в качестве одного из проявлений межличностной аттракции.

2) Сплоченность как результат мотивации группового членства. Д. Картрайт предложил развернутую модель групповой сплоченности, в основу которой положено представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.

Совокупность этих сил, иными словами, детерминантов сплоченности, представлена в модели следующим набором переменных: 1) мотивационная основа тяготения субъекта к группе, включающая в себя совокупность его потребностей и ценностей; 2) побудительные свойства группы, отраженные в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта; 3) ожидания субъекта, или субъективная вероятность того, что членство будет иметь для него благоприятные или отрицательные последствия; 4) индивидуальный уровень сравнения — некоторая усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных социальных группах.

Мотивация членства рассматривается не как обусловленная исключительно свойствами самих малых групп, но в тесной связи с другими переменными, преимущественно относящимися к личностным особенностям их членов. При этом Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для субъекта лишь в том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в его мотивационную основу тяготения к группе.

Основное внимание среди приведенных выше детерминантов сплоченности в рассматриваемой модели уделено побудительным свойствам групп. К числу таких свойств относятся: 1) привлекательность членов группы (т.е. степень симпатии, испытываемой к ним окружающими); 2) сходство между членами группы (чаще всего в ценностях и установках); 3) особенности групповых целей (их соответствие потребностям членов группы, четкость постановки, успех группы в их достижении); 3) своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь здесь идет о позитивных последствиях кооперативной стратегии и негативных последствиях конкурентной стратегии поведения членов группы); 4) удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом); 5) характер руководства и принятия решений (имеются в виду стили руководства и действительное участие индивидов в выработке групповых решений, характерное для демократического руководства); 6) структурные свойства группы (имеются в виду главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры); 7) групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы, эмоциональная окраска этих отношений); 7) величина группы (хотя наблюдаемая тенденция гласит, что по мере возрастания объема группы ее сплоченность снижается, какие-либо четкие количественные показатели на этот счет пока отсутствуют).

Некоторые исследователи наряду с этими свойствами выделяют также межгрупповой конфликт.Главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости между индивидами и группами. Речь идет о восприятии ими своей группы как единого целого.

Возможные последствия роста групповой сплоченности: 1) сохранение группового членства (оно проявляется, в частности, в уменьшении числа уходов из группы, в противостоянии попыткам группового раскола); 2) усиление влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения, давление большинства в направлении единообразия во внутригрупповом поведении); 3) возрастающее участие в жизни группы (подразумевается большая включенность индивидов в групповые деятельности); 4) рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности (в значительной мере в силу так называемого квазитерапевтического эффекта, вызываемого фактором группового сплочения и выражающегося в росте самооценки и снижении тревожности членов малой группы): 4) продуктивность группы. Рост сплоченности группы сам по себе не обязательно увеличивает или снижает ее продуктивность.

Как минимум 3 фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: 1) принятые в группе нормы (это значит, что если групповые нормы предусматривают низкие уровни продуктивности, члены высокосплоченных групп будут в большей мере препятствовать ее росту, нежели члены низкосплоченных групп); 2) мотивация к групповой деятельности (установлено, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы и обнаруживают тенденцию к негативной связи в случае низкой мотивации); 3) взаимозависимый тип задачи (групповые задачи, решение которых требует высокой степени взаимозависимости и взаимодействия членов группы, в гораздо большей степени способствуют росту сплоченности и последующей продуктивности, нежели задачи, требующие малой степени взаимозависимости).

Д. Картрайта в своей модели обращает внимание на то обстоятельство, что как причины, так и последствия сплоченности теснейшим образом связаны между собой, обнаруживая постоянные взаимопереходы, т.е. факторы, увеличивающие сплоченность, ведут к последствиям, в свою очередь ее повышающим, и т.д. С другой стороны, рост сплоченности усиливает частоту взаимодействия членов группы, которая при определенных условиях, увеличивает межличностную привлекательность участников взаимодействия и, следовательно (в логике обсуждаемой модели), их сплоченность.

Сплоченность группы не только способствует росту ее продуктивности но и продуктивность группы влияет на степень сплоченности ее членов.

Модель Картрайта практически не поддается операционализации, и в конечном счете, несмотря на разнообразие детерминирующих сплоченность факторов (или мотивов, сил), эмпирическое изучение феномена сводится главным образом к «работе» лишь с одним из них — межличностной привлекательностью.

3) Сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы.До некоторой степени антитезой обоим подходам являются развиваемые А.В. Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности представления о сплоченности группы как ценностно-ориентационном единстве ее членов.

Идея рассмотрения сходства, или единства, ряда личностных особенностей членов группы (их мнений, ценностей, установок) в контексте проблемы сплоченности не нова. Мысль о том, что сходство индивидов во мнениях, ценностях, установках есть одно из условий их взаимного тяготения, а значит, и роста мотивации группового членства, и в свою очередь сплоченности, высказывалась в зарубежной литературе еще в начале 50-х годов. Она связана в первую очередь с классическими исследованиями Л. Фестингера и Т. Ньюкома. Однако анализ подобного рода сходства замыкается в их работах главным образом на переменных эмоционального типа. Так, согласно Т. Ньюкому, сходство в установках ведет к росту межличностной аттракции, а по логике теории процессов социального сравнения Л. Фестингера, сходство во мнениях способствует образованию неформальных (психологических) групп.

В ином аспекте рассматривается это вопрос в рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского. Согласно А.В. Петровскому, «сплоченность как ценностно-ориентационное единство — это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для группы в целом». Ценностно-ориентационное единство в коллективе — это прежде всего сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

В рамках рассматриваемого подхода А.И. Донцовым выделена одна из высших форм ценностно-ориентационного единства в группе — предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентации членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности.

Трактовка сплоченности как ценностно-ориентационного единства практически элиминирует из анализа этого группового феномена эмоциональную его составляющую. Эта составляющая принимается во внимание, но лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений, каковым является третий психологический уровень групповой структуры в концептуальной схеме А. В. Петровского.

Сплоченность инструментального типа является доминирующей для групп, ориентированных преимущественно на решение задач профессионального (инструментального) характера. Но это вовсе не означает, что эмоциональная сфера жизнедеятельности группы и соответствующая ей сплоченность эмоционального типа не являются заслуживающими внимания «моментами» групповой жизни.

Вряд ли правомерно считать эмоциональное единение членов группы всего лишь отражением их поверхностных контактов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.