Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ФЕНОМЕН КАУЗАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ, ЕЕ ВИДЫ И ФОРМЫ. СТРУКТУРА АТРИБУТИВНОГО ПРОЦЕС-СА. МОДЕЛИ АТРИБУЦИИ. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АТРИБУЦИИ.

Статья Г.М. Андреевой

Изучение началось с Хайдера. Когда причины поведения неизвестны, средством причинного объяснения выступает приписывание, т.е. осуществляется своеобразное достраивание информации. Можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему.

Отличие научного и обыденного объяснения. Научное объяснение выступает как бы «бессубъектным»: неважно, кто объясняет, важен результат. Обыденное объяснение, напротив, целиком «субъективно»: здесь познает и, значит, объясняет конкретный «наивный субъект», который всегда находится в общении с другим.

Развитие идей о каузальной атрибуции:

1) подчеркивалась потребность человека понять окружающий его мир и атрибуция рассматривалось как одно из средств такого понимания.

2) понятие «каузальная атрибуция» было позже заменено более широким понятием «атрибутивные процессы (приписываются не только причины поведения, но часто и определенные личностные черты, мотивы, потребности и пр.)

3) С. Бем: в число атрибутивных процессов были включены и явления самоатрибуции, то есть процессы, относящиеся к восприятию и познанию себя. Бем vs Фестингер: люди не знают обычно свои подлинные установки, выводят их из своего поведения (приписывают причины себе – самоатрибуция), поэтому сомнительно наличие у них диссонанса.

4) люди часто озабочены не столько поиском причин поведения другого человека, сколько поиском того, что в людях нам может быть полезно.

АП – считается переходом от социального восприятия к социальному познанию, так как в их основе лежит обыденное объяснение – основной способ осмысления мира «человеком с улицы», где вся система отношений опосредована именно этим обыденным объяснением.



Логический путь приписывания причин

Концепция Э. Джонса и К. Дэвиса. Человек, прежде всего, обладает некоторыми личностными чертами – диспозициями, затем намерениями – интенциями, затем актуализует и то и другое при помощи знаний и способностей.

Порядок следования событий для наблюдающего: индивид вначале наблюдает следствия каких-то действий другого человека, он может также наблюдать и само действие, но далее он уже ничего наблюдать не может. «Корреспондентское выведение» – осуществление вывода, соответствующего ряду наблюдаемых фактов.

Процесс выведения расшифровывается более подробно. Две его стадии:

атрибуция интенций – намеренно ли действие или нет

атрибуция диспозиций – анализ того, какие диспозиции стоят за этим

Условия возникновения ошибок в атрибутивном процессе:

уникальность или типичность действия

социальная желательность действия

тип атрибуции (насколько «верно» в конкретном случае употреблен "нужный" тип атрибуции)

позиция субъекта_восприятия (является ли он лишь наблюдателем или участником процесса)

Эксперимент Э.Джонса, К.Дэвиса и К.Гергена с космонавтами и подводниками

Испытуемые слушали симулированные интервью с людьми, якобы отбираемыми в космонавты и в подводники. Интервьюер описывал идеального космонавта как интроверта, а подводника как экстраверта. Половине испытуемых предложили записи бесед с теми, кто четко продемонстрировал ролевые образцы. Распределение было сделано безошибочно. Другой половине испытуемых дали прослушать ответы с противоположными ролевым требованиям. Противоречивые данные

Вывод:поведение, демонстрирующее явные ролевые образцы, не нуждается в особом объяснении, но отходящее от ролевых требований нуждается в специальном объяснении, ибо оно "интригует", так как обладает низкой социальной желательностью.

Теория каузальной атрибуции Г.Келли

Две ситуации приписывания

1. Воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них.

Перечень структурных элементов атрибутивного процесса:

Субъект

Объект

Обстоятельства

Соответственно три вида причин:

личностные

объектные (или стимульные)

обстоятельственные

Три вида элементов и три вида причин составляют «каузальное пространство». Это каузальное пространство изображается при помощи куба, стороны которого обозначают виды атрибуции.

Сущность процесса приписывания причин – нахождение адекватных вариантов сочетания причин и следствий в каждой конкретной ситуации.

2. Воспринимающий имеет одно единственное наблюдение и должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько.

"Принцип конфигурации"при условии недостаточности информации по критериям подобия, различия и соответствия, воспринимающий должен обрисовать для себя всю конфигурацию возможных причин и выбрать одну из них

Классификация причин:

обесцениваниесубъект отбрасывает те причины, которым есть альтернатива, ибо таковые причины "обесцениваются"

усилениечаще приписывается причина, которая чем-нибудь усиливается

систематическое искажение информации

Три типа атрибуции по Г. Келли в зависимости от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем:

личностная атрибуцияпричина приписывается лично совершающему поступок

объектная атрибуцияпричина приписывается тому объекту, на который направлено действие

обстоятельственная атрибуцияпричина совершающегося приписывается обстоятельствам

=> наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами

 

Ошибки атрибуции

Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность человека объяснять поступки и поведение других людей их личностными особенностями, а собственное поведение — внешними обстоятельствами (1977, Ли Росс)

Условия возникновения ошибок:

1. "Ложное согласие"воспринимающий принимает свою точку зрения как "нормальную" и потому полагает, что другим должна быть свойственна такая же точка зрения.

2. "Неравные возможности"воспринимающий легко может переоценить личностные причины поведения, просто не приняв в расчет ролевую позицию действующего лица

3. "Большее доверие вообще к фактам, чем к суждениям"первый взгляд всегда обращен к личности.

4. "Легкость построения ложных корреляций"наивный наблюдатель произвольно соединяет какие-либо две личностные черты как обязательно сопутствующие друг другу

5. "Игнорирование информационной ценности неслучившегося" – такая информация нередко опускается

Фундаментальные ошибки атрибуции не носят абсолютного характера, то есть их нельзя считать универсальными, проявляющимися всегда и при всех обстоятельствах.

Эксперимент Э. Джонса и Р.Нисбетта: фундаментальная ошибка атрибуции присуща, прежде всего, наблюдателю. Участник же чаще приписывает причину обстоятельствам

Возможные объяснения:

наблюдатель и участник обладают различным уровнем информации

наблюдатель и участник обладают разным "углом зрения " на наблюдаемое, у них различный перцептивный фокус.

 

Мотивационные ошибки атрибуцииэто различные виды "защиты", пристрастия, которые субъект атрибутивного процесса включает в свои действия.

Необходимость включения мотивации в атрибутивный процесс обусловлена признанием факта субъективной интерпретации человеком социальной реальности.

Значительная разработка этой проблемы принадлежит Б. Вайнеру. Он предложил рассматривать три измерения в каждой причине: внутреннее – внешнее; стабильное – нестабильное; контролируемое – неконтролируемое. Различные сочетания этих измерений дают восемь моделей (возможных наборов атрибуций):

1. внутренняя – стабильная – неконтролируемая;

2. внутренняя – стабильная – контролируемая;

3. внутренняя – нестабильная – неконтролируемая;

4. внутренняя – нестабильная – контролируемая;

5. внешняя – стабильная – неконтролируемая;

6. внешняя – стабильная – контролируемая;

7. внешняя – нестабильная – неконтролируемая;

8. внешняя – нестабильная – контролируемая.

Вайнер предположил, что каждое сочетание включает в себя различную мотивацию.

 

Из трех предложенных «делений» причин лучше исследованы первые два: внутренние — внешние и стабильные — нестабильные. Причем именно манипуляции с этими двумя типами причин и порождают большинство мотивационных ошибок. Приписывание внутренних или внешних причин зависит от статуса воспринимаемого, в случае же оценивания своего поведения — от самооценки. Приписывание стабильных — нестабильных причин особенно тесно связано с признанием успеха — неудачи. Если объединить все эксперименты, касающиеся использования этих двух пар причин, то результат везде однозначен: в случае успеха себе приписываются внутренние причины, в случае неуспеха — внешние (обстоятельства); напротив, при объяснении причин поведения другого возникают разные варианты.

 

Социальная атрибуция.

Все находки в теориях АП свойственны индивидуальному сознанию. Совсем не рассматривается социальный контекст.

 

Теория социальной атрибуции

70е гг. – мы не учитываем, к какой группе принадлежит человек. При изучении атрибуции мы должны изучать отношения между группами (Ж-К Дешам).

Критика традиционных концепций каузальной атрибуции:

* слишком рациональная модель действующего человека (у Келли)

* игнорируется группа

* методика – эксперимент, нет учета реальной жизни – страдает экологическая валидность

* нет учета социально-демографических характеристик: пол, возраст и т.д.

 

Суть теории СА: индивид приписывает как-то причины социального поведению людей, с учетом принадлежности к группе субъекта и объекта приписывания. Поиск причин с учетом принадлежности к группе идет через социальной сравнение, что, в свою очередь, формирует социальную идентичность и межгрупповые отношения.

Стефан: при позитивном поведении членов своей группы делается больше внутренних причин, при негативном чужих – больше внутренних (и наоборот).

Пример: Южная Индия: индуисты (группа большинства) и мусульман (группа меньшинства). Опрашивали только индуистов. Им давали проективные ситуации, в которых действуют индуисты и мусульмане. В каждой из них – один совершает либо позитивный поступок, либо негативный. Испытуемых просили объяснить поведение членов этих двух конфессиональных групп. Были внешние причины: стечение обстоятельств, правила поведения и т.д. Внутренние причины: щедрость\жадность, плохой\хороший характер. Гипотеза подтвердилась (позитивному поведению членов своей группы и негативному поведению членов чужой группы приписываются внутренние причины, и наоборот – внешние причины). Эти атрибуции были названы этноцентристские атрибуции (как разновидность СА).

Социальная атрибуция:

· социальная по происхождению

· групповая по направленности

· групповая – по сходству между членами группы (согласованная)

 

Основная ф-ция СА – формирование, поддержание или усиление позитивной групповой идентичности.

 

В исследование СА включаются следующие гипотезы:

1. изучение СА – изучение объяснения с учетом общественных условий

2. основа СА – социальная категоризация

3. для СА характерно поддержание положительного образа своей группы – ингрупповой фаворитизм. Успех своей группы – внутренние причины, успех чужой – внешние причины, неуспех своей – внешние, неуспех чужой – внутренние. Следовательно, можно говорить об эгоцентрических атрибуциях.

4. СА может базироваться на убеждениях группы (стереотипах) и на своей личной предубежденности

5. СА может создаваться и усиливаться на основе взаимодействия.

 

США: Т. Петтигрю(у) говорил о существовании ошибки, предвзятости атрибуции: первичная (элементарная) ошибка атрибуции – систематическое структуррование ложных групповых атрибуций, частично основанных на предубеждениях. Есть некие атрибутивные паттерны, которые люди используют для построения объяснения поведения чужих групп. Для объяснения позит поведения представителя чужой группы – 4 варианта:

- исключение из правил (внутренняя причина);

- удача, благоприятное стечение обстоятельств (внешняя нестабильная причина);

- высокая мотивация, затраченные усилия (внутренняя нестабильная причина);

- манипуляция ситуативным контекстом.

Приписывание большего количества внешних и\или нестабильных причин позитивному поведению чужой группы. Своей группе – причины внутренние и стабильные.

Европа: Майкл Хьюстон и Иос Яспарс. Теория социальной (каузальной) атрибуции. Теория соц идентичности (Тешфел, Тёрнер), теория социальных представлений (Московиси) – в основе теории.

Концепция в виде гипотез, следствий и выводов. Интерпретация поведения и результатов деятельности на основе принадлежности к группе – атрибуция. Результаты деятельности людей: сиюминутные (непосредственные) и отдаленные. Мы сначала человека приписываем к группе (к которой он может не принадлежать), а потом приписываем ему поведение как принадлежащего этой группе.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.