Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВА-НИЯ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

История исследований (по Андреевой):

Область психологии межгрупповых отношений (МГО) долгое время оставалась малоисследованной. Данная тема изучалась в контексте социологии и других гуманитарных наук, а собственно психологические проблемы данной области рассматривались в качестве дополнения к другим разделам психологии, а не как особая предметная область (например, Лебон).

Причины данной ситуации: сильная включенность темы в систему социологического знания, гипертрофированный интерес к изучению малых групп в 20-30 гг..

Ситуация начала меняться, когда начала складываться критическая ориентация по отношению к традиционной социальной психологии.

Необходимость выделения области МГО также была вызвана усложнением общественной жизни, возникновением сложных этнических классовых и других конфликтов. Прямым следствием критики неопозитивистской ориентации стал призыв к детальному изучению психологии МГО.

Переломным моментом можно считать начало 50х-гг., но окончательное оформление принципиальная позиция, призывающая к утверждению самостоятельной области МГО в соц. психологии, получила позднее, когда была сформулирована в трудах Тешфела.

 

Основные концепции (Агеев, Андреева):

 

Будут рассмотрены те концепции, которые внесли наибольший вклад в развитие психологической мысли.

 

Мотивационные подходы:

 

Исторически одним из первых психологов, затронувших тему межгрупповых отношений, был З.Фрейд, который проанализировал проблему межгрупповой агрессии .

Точка зрения Фрейда относительно области МГО может быть охарактеризована 3 основными моментами:



1) Фрейд постулировал факт неизбежности, универсальности аутгрупповой враждебности в любом межгрупповом взаимодействии;

2) он определил функцию этой враждебности, интерпретировав ее как главное средство поддержания сплоченности и стабильности группы. Фрейд самым тесным и взаимозависимым образом связал аутгрупповую враждебность и внутригрупповую сплоченность.

3)Механизмом формирования враждебности к "чужим" и привязанности к "своим", по Фрейду, является Эдипов комплекс. Амбивалентность эмоциональных отношений раннего детства переносится на социальное взаимодействие: любовь к отцу трансформируется в идентификацию с лидером группы, а также с членами группы, имеющими аналогичную идентификацию, враждебность же и агрессия переносятся на аутгруппу.

 

В концепции Берковитца понятие агрессии расширялось до целой группы: объектом агрессии может стать не только отдельная личность, оказывающая непосредственное фрустрирующее воздействие, но и те, кто ассоциируются с таковой по тем или иным признакам. В качестве таких признаков прежде всего выступает именно групповая и, в частности, этническая принадлежность.

 

Адорно «исследование авторитарной личности» - заимствовал у Фрейда представления о том, что характер ранней социализации личности прямо и автоматически определяет ее отношение к представителям других, главным образом этнических групп в зрелом возрасте. Адорно сформулировал «синдром авторитарно личности», которая характеризуется жесткой, ригидной системой социальных установок, что является результатом чересчур строгого семейного воспитания. У «авторитарной личности» существует тенденция к идеализации своих родителей и одновременно с этим у нее сохраняется подавленная и поэтому перешедшая в сферу бессознательного враждебность по отношению к ним. Та же амбивалентность характерна для поведения «авторитарной личности» в целом. Адорно интерпретировал авторитарность как базовую характеристику личности, автоматически определяющую ее поведение в межгрупповой ситуации.

 

Ситуативные подходы

Мотивационные подходы подверглись критике со стороны сторонников ситуативных подходов.

Принципиально иной подход к изучению межгрупповых отношений основал М. Шериф, когда источником межгрупповой враждебности или сотрудничества стали считать не индивидуальные мотивационные факторы, а характеристики межгруппового взаимодействия. Шериф провел эксперименты в летнем лагере для подростков 11-14 лет. В ходе экспериментов были получены следующие результатам: межгрупповое соревнование приводило к социально-психологическим эффектам, которые однозначно ассоциировались с межгрупповым конфликтом. Объективный конфликт интересов привел к проявлению межгрупповой враждебности, негативным аутгрупповым стереотипам и одновременно способствовал усилению внутригрупповой сплоченности.

М.Шериф пришел к выводу, что наличие общих или "высших" целей приводит к понижению межгрупповой напряженности.

 

Кэмпбелл в рамках данного подхода сформулировал следующее положение: реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза в свою очередь обуславливает: 1) враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы, 2) увеличение внутригрупповой солидарности; 3)более полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; 4)увеличение непроницаемости границ группового членства; 5) уменьшение степени отклонения индивидов от групповых норм; 6) увеличение наказания за нарушение этих норм, вплоть до изгнания из группы.

Когнитивные подходы

Представителями когнитивной ориентации (Тешфел, Тернер) было выдвинуто представление, что межгрупповая дискриминация наблюдается без объективного конфликта интересов, сам факт принадлежности к другой группе обусловливает проявление ингруппового фаворитизма и аутгрупповой враждебности.

Тэшфел проводил эксперименты со студентами с предъявлением картин В. Кандинского и П. Клее и дальнейшем разделением участников эксперимента на «сторонников» Кандинского или Клее, хотя, в действительности, их члены таковыми не являлись. Подобное разделение приводило к возникновению эффекта «своих» и «чужих» и выявлению приверженности своей группе (внутригрупповой фаворитизм) и враждебности по отношению к чужой группе. Причина межгрупповой дискриминации по Тешелу - не в характере взаимодействия, а в простом факте осознания принадлежности к своей группе и, как следствие, проявление враждебности к чужой группе. Отсюда был сделан и более широкий вывод о том, что вообще область межгрупповых отношений — это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя четыре основных процесса: социальную категоризацию, социальную идентификацию, социальное сравнение, социальную (межгрупповую) дискриминацию. Анализ этих процессов и должен, по мнению Тэшфела, представлять собой собственно социально-психологический аспект в изучении межгрупповых отношений. По мысли Тэшфела, независимо от объективных отношений, наличия или отсутствия противоречий между группами факт группового членства сам по себе обусловливает развитие этих четырех когнитивных процессов, приводящих в конечном счете к межгрупповой дискриминации.

 

Деятельностный подход

 

В отечественной психологической школе МГО изучаются с позиции принципа деятельности – главным направлением изучения является обусловленность когнитивной сферы параметрами совместной групповой деятельности. МГО – это отношения, объектом и субъектом которых являются группы.

Ярким представителем советской психологической школы является Агеев, проводивший ряд экспериментов. Первая серия экспериментов: эксперименты со сдачей экзамена одному и тому же преподавателю показала, что в ситуациях соревнования группы выбирали стратегию внутригруппового фаворитизма (при этом совместная деятельность была организована по принципу «игры с нулевой суммой»). Вторая серия экспериментов в пионерском лагере, предполагала ситуации соревнования с различной организацией его деятельности: спортивное соревнование и совместный труд – помощь колхозу. В результате проведенных экспериментов было выявлено, что в условиях спортивного состязания наблюдался резкий рост группового фаворитизма, а на этапе совместной деятельности – его резкое уменьшение. Таким образом, вывод - важнейшим фактором, который привел к снижению внутригруппового фаворитизма являлась не сама ситуация взаимодействия, а принципиально новая по своей значимости деятельность – с отчетливо выраженным содержанием и стоящая над узкогрупповыми целями. Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (феномен внутригруппового фаворитизма) в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп. Стабилизация неадекватных представлений о других группах может, следовательно, быть преодолена, если группы включить в деятельность с общими для них целями и ценностями.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.