Обратная связь
|
ТОЧНОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ. СПОСОБЫ ЕЕ ДИАГНОСТИКИ И РАЗВИТИЯ. КОММУ-НИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СПОСОБЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПОДАЧИ ОБРАТ-НОЙ СВЯЗИ. Содержание межличностного восприятия зависит от хар-к субъекта и объекта восприятия, т.к. они включены в определен взаимодействие, имеющее 2 стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.
В одном случае пытаются найти ответ на вопрос о роли хар-к воспринимающего в процессе межличностного восприятия: какие именно хар-ки здесь значимы, при каких обстоятельствах они появляются. Именно субъект восприятия как бы «читает», по выражению С. Л. Рубинштейна, другого чел. Суть этого «чтения» закл в том, что «читаются» внешние данные чел, составляющие как бы «текст», а затем они расшифровываются, за ними скрывается смысл. «Чтение» осуществляется бегло, автоматически, а последующая расшифровка во многом зависит от особенностей читающего. Было установлено, что одни люди склонны в большей мере фиксировать физические черты, другие - пытаются непосредственно воспринимать психологические хар-ки окружающих, т.е. в большей мере включают механизм приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых хар-к от предшествующей оценки объектов восприятия.
Другой ряд эксперимент исследований посвящен хар-кам объекта восприятия, от них в значит мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивид психологич особенности разных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия др людьми. На уровне здравого смысла эти различия фиксируются четко («он — скрытный», «он — себе на уме»). Однако эти соображения здравого смысла мало чем могут помочь при установлении причин этого явления, а значит, и при построении прогноза успешности межличностного восприятия. Подобного рода эксперимент исследования поставили чрезвычайно важную проблему эффектов межличностного восприятия: эффект первого впечатления (установки), эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект стереотипизации.
Эффект установки играет значит роль при формировании первого впечатления о незнакомом чел, что было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева. Двум группам студентов была показана фотография одного и того же чел (преступник - крупный ученый). После этого каждой группе было предложено составь словесный портрет сфотографированного чел. Портрет получился соответствующий.
Эффект ореола - тенденция переносить предварительно полученную благоприятную или неблагоприятную информацию о каком-либо чел на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, кот уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия. Проявление: общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого, и наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В эксперимент исследов установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия и когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные хар-ки и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии чел человеком. Эксперименты:
А) Регистрировались оценки двух групп детей, даваемые субъектом восприятия: «любимые» и «нелюбимые» дети. Хотя «любимые» (более привлекательные) дети делали (намеренно) ошибки в исполнении задания, а «нелюбимые» выполняли его корректно, воспринимающий приписывал положительные оценки «любимым», а отрицательные — «нелюбимым». Это соответствует теории соответствия о том, что людям вообще свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами». Приписывание причин поведения и хар-к осуществляется по этой же модели: плохим людям всегда приписываются плохие поступки, а хорошим — хорошие. Как правило, позитивные качества преувелич-ся при восприятии превосходящих нас по какому-то параметру людей.
Б) Эксперимент Миллера: был продемонстрирован перенос физически привлекательных черт на психологические хар-ки воспринимаемого чел: группе мужчин были показаны фотографии красивых, обычных и явно некрасивых женщин и попросили высказаться об их чертах. Только красивые были наделены такими чертами, как крепкие, уравновешенные, любезные и даже заботливые и внимательные.
В) Эксперимент Уилсона: группам приводили реального чел и говорили, что он: студент-первокурсник, лаборант, препод-доцент, препод-профессор. Затем нужно было сравнить рост экспер-ра с ростом этого чел. Рост чел менялся вместе со статусом.
Эффект «первичности и новизны» - касается значимости определен порядка предъявления информации о чел для составления представления о нем: ранее предъявленная информация рассматривается как «первичная», а поздно предъявленная как «новая». Эксперимент: Четырем группам студентов был представлен некий незнакомец, кот нужно было описать в терминах качеств его личности, и о кот было сказано: экстраверт; интроверт; сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; то же, но в обратном порядке. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В 3-й и 4-й группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый чел. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого чел действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой. Однако однозначного ответа на вопрос, какой же способ предъявления информации о другом чел оптимален, не существует.
Стереотипизацця рассматривается как один из эффектов межличностного восприятия, хотя, м. быть, ее можно понимать и в более широком плане — как явления, сопровождающего все процессы соц перцепции. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г - негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, кот оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или чел, кот пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми др друга, имеют и специфич происхождение, и специфич смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в резул-те стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Основная причина: групповая принадлежность чел, напр, профессион принадлежность. Тогда ярко выраженные профессион черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все бухгалтеры — педанты»). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не смущаясь его ограниченностью.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к:
- определ упрощению процесса познания другого чел; при этом стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку не происходит «сдвига» в сторону эмоционального принятия или непринятия другого. Остается просто некоторая констатация закрепленных черт, кот хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходима, ибо помогает сокращать процесс познания.
- как только констатация заменяется оценкой стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных эксперимент исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.
Точность межличностной перцепции.
В эмпирич исследованиях изучают при помощи: тестов (но этот инструментарий известно ограничен и тесты существуют не для всех хар-к чел), метод экспертных оценок (но ограничено субъективностью эксперим-ра и эксперта). Трудность – это отсутствие возможности проверить точность восприятия другого чел путем прямого сопоставления с данными объективных методик.
Еще один путь – осмысление всей совокупности помех, стоящих на пути межличностной перцепции. Это все механизмы и эффекты, встречающиеся в этом процессе.
Последний путь – изучение перцептивных способностей субъекта восприятия. В этом случае можно соотносить хар-ки субъекта и объекта восприятия.
В эксперим по межличностной перцепции устанавливаются 4 группы факторов: а) переменные для описания субъектом себя, б) ранее знакомых личностей, в) отношения между собой и объектом восприятия, г) ситуационный контекст.
Соотнося все эти факторы можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию в каждом конкретном случае.
Важным фактором повышения точности восприятия другого чел является получение от него обратной связи.
СПТ общения – ориентирован на повышение перцептивной компетентности. Самый простой прием – фиксирование внимание на распространенности иллюзорных корреляций в обыденном восприятии (произвольные представления о связи различных характеристик). Видеотренинг – возможность увидеть себя со стороны. Но приобретенные в условиях тренинга навыки не обязательно удерживаются потом в реальных условиях взаимодействия.
Близость собственного и чужого представлений о чел значительнее в долго существующих группах, связанных единой системой деятельности.
Дополнительно: невербалика, связь восприятия себя и восприятия других, предпочитаемые модели общения, мотивация в восприятии и т.д.
|
|