Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЗА-ЦИЯ, МЕЖГРУППОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ, СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ.

Межгрупповые отношения – отношения между индивидами как представителями конкретных групп.

А. Тэшфел располагал отношения между людьми на континууме, полюса которого составляют межличностные отношения и межгрупповые отношения межу представителями групп. С одной стороны, при такой постановке вопроса практически все отношения между людьми окажутся МГ, с другой стороны, любые отношения одного индивида как представителя группы к другому индивиду как представителю другой группы неизбежно приобретает личностную окраску. Степень влияния МГ отношений на МЛ зависит от того, насколько включенные в них люди воспринимают себя и других как членов какой-либо группы. В максимальной степени МГ отношения проявляются, если группы находятся в состоянии конфликта.

Межгрупповое восприятие – это взаимное восприятие групп, а не отдельных их членов, которое имеет следующие характеристики: 1- Структурные характеристики (согласованность – высокую степень совпадения представлений какой-либо группы о ней самой или чужой группе; унифицированность – высокую степень переноса представлений о группе на отдельных ее членов). 2- Динамическую характеристику (устойчивость (ригидность, консервативность) межгрупповых социально- перцептивных процессов по сравнению с межличностными); 3 - Содержательную характеристику (большую оценочность, тесную связь когнитивных и эмоциональных процессов).

Феномен межгруппового восприятия детерминирован: реальными межгрупповыми отношениями и социальным контекстом; психологической линей детерминации, в основе которой лежат когнитивные процессы



Тэшфелл выделял 3 психологических детерминанты межэтнических отношений:процесс категоризации; социальная дифференциация, социальная идентификация.С помощью категоризации люди интерпретируют окружающий мир и свое место в нем. Категории (Олпорт): интерпрет окруж мира. Прир и соц: люди/ нелюди, Б соц гр (этн, конфес, гражд), соц роли (биол обусл, достигнутые). Катег зависит от соц контекста. Когн послкдствия категориз (Тэшфел) 1)элементы разных категорий воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем они есть. Док-во: Тэшфел и Уилкс, категории физич мира, 63г. Оценить линии (8 шт), разница в 1см, 2 гр линий (первые 4 линии по длине – В и остальные – А), рез-т: самая кор линия гр В воспринималась > чем на 1см > самой длинной из А (хотя была ровно на 1см >). 2) внутрикатегориальное уподобление – элементы одной категории воспринимаются как более похожие. Док-во: фотографии, 3Мальчика ,3Девочки, подобрать прил из 24 штук, 1 гр - говорили, что будут М и Д, 2 - нет. Когда знали, что быдуь М и Д, то М и Д описывались как более отличающиеся др от др (1), а внутри группы дети описывались сходным образом (2). СЛЕДОВАТЕЛЬНО, категоризацию нужно учитывать, когда мы хотим предсказывать аттитюды.Последствия факта категоризации: (1), (2) и 3) категоризация чужих. -> он является достаточным условием, чтобы люди начали благоприятствовать собственной группе.Эти данные, по мнению Тэшфела, свидетельйтвуют о том, что сама социальная категоризация достаточна для межгрупповой дискриминации, а враждебность по отноше­нию к чужой группе неизбежна.По Тэшфеллу, один из источников предубеждений может быть найден в нормальном когнитивном процессе – категоризации. Пересекающиеся категории могут помочь избавиться от спонтанной дискриминации.

Когда 2 категории пересекаются, любая первоначальная категоризация ослабляется. Дуаз и Дешам провели эксперимент. Мальчики и девочки сидели вокруг стола и выполняли задания. Потом у них спрашивали, кто был успешнее в играх. Девочки говорили, что девочки, а мальчики – что мальчики. После этого всем раздали синие и красные ручки (были мальчики с красными и синими ручками и девочки с красными и синими ручками). Предубежденность исчезла. В других экспериментах использовали равноважные категории (ведь цвет ручки не так важен, как пол), и результаты разные получали – не всегда подтверждалась эта идея. И в реальной жизни не всегда это срабатывает (в Ливане были дети-христиане и дети-мусульмане, и ничего не получилось. Перекрестная категоризация не сработала). крисс –кросс эффект.

Этнические категории появились следом за глобальной категорией и ее противоположностью (люди-нелюди). Субъективное Мы появляется, когда люди повстречались и обособились от каких-либо Они, т.е. осознали бинарную оппозицию «они- нелюди, мы- люди». Первое человеческое психологическое отношение – это не самосознание первобытной родовой общины, а отношение людей к своим близким животнообразным предкам и тем самым ощущение ими себя именно как людей, а не как членов своей общины. Немец – немой. Всякое противопоставление, по мнению Поршнева, объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения. Тешфел: категоризация -> идентификация -> дифференциация. Поршнев: У детей представления о различиях формируется раньше, чем представление о сходствах (Выготский). Поршнев: категоризация -> дифференциация -> идентификация !!! Но в реальной жизни эти два процесса проходят неразрывно один от другого! Категоризация -> дифференциация + идентификация -> идентичность. Идентификация как процесс, идентичность - результат процесса.

Функции категоризации: 1 -Упорядочивание и упрощение информации, получаемой извне, которые способствуют уяснению контекста. 2-Служит руководством к действию, сокращает путь выбора стратегии поведения.

Чтобы категоризовать дискретные группировки как группы нужно: 1 -Общая судьба (одни и те же события происходят с людьми); 2 -Сходство в каком-либо отношении (например, говорят на одном языке); 3 - Пространственная близость.

Последствием социальной категоризации может быть предубеждение или дискриминация. Исходили из кр-ки Шерифа: реальный к-т интересов => дискрим. НО: достат-но, что люди воспр-ют себя представителями разных гр для рудиментарной дискрим – гип-за. Минимальная груп парадигма Тэшфел 71г. Подрки14-15 лет, вз-ия нет. Гр незначима. Стратегии матриц вознаграждения: =; max абсол выигрыша; max относительного выигрыша. Правило: если даешь своему, чужому из этого же столбца. Матрица1: 18-5/5-18, шаг 1. Груп фавор, выбирали: 14/9, 13/10. М2: 25,23-1 (шаг 2)/19-7 (шаг 1). Выьирали 13/13,12/11, – своему по возм-ти >, дискрим. Закл: 1ин из источников предуб-ий мб найден в действии норм процесса категоризации. Не универсально: 1) не т мы/они, но мы/много др гр. Мин груп парадигма на 3х гр не подтв-сь. Муминдей, 95г: Распред чего-то неприятного. Фавор не было. Ассиметрия дискрим (своим давали меньше). Браун: фавор при распред благ или нераспред наказаний.

Дифференциация и идентификация.

Дифференциация (оценочное сравнение) категоризуемых групп неразрывно связана с другим когнитивным процессом – групповой идентификацией (осознанием принадлежности к группе). Всякое противопоставление, по мнению Поршнева, объединяет, всякое объединение противопоставляет, мера противопоставления есть мера объединения. Тешфел: категоризация -> идентификация -> дифференциация. Поршнев: У детей представления о различиях формируется раньше, чем представление о сходствах (Выготский). Поршнев: категоризация -> дифференциация -> идентификация !!! Но в реальной жизни эти два процесса проходят неразрывно один от другого! Категоризация -> дифференциация + идентификация -> идентичность. Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации являются атрибутивные процессы – стереотипизация и социальная каузальная атрибуция .

Последствия факта социальной категоризации приводят к предпочтению своей группы – ингрупповому фаворитизму и дискриминации чужой группы – аутгрупповой враждебности, которые заключаются в тенденции благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

Для дискриминации одной группы другой достаточно категоризации на "мы" и "они" – парадигма минимальных групповых различий (эксперимент Тэшфела про сторонников Клее и Кандинского). Известный пример внутригруппового фаворитизма – этноцентризм как присущее людям свойство воспринимать и оценивать жизненные проявления сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоторого эталона (например, для итальянцев русские холодные, сдержанные, а для финнов русские раскрепощенные). Используется для поддержания позитивной идентичности, может не нести враждебности. Наиболее яркое противопоставление своей и чужой группы проявляется в зеркальном восприятии, когда члены конфликтующих групп приписывают идентичные положительные черты себе, а идентичные пороки – соперникам.

МД – это некий континуум с 2 полюсами дифференциации в форме противопоставления (эти полюса, соответственно, - это ин- или аутгрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение своей / чужой группам). Посередине же континуума у нас дифференциация в форме сопоставления (восприятие двух групп как объединенных). Основные механизмы МД – атрибутивные процессы! Их 2 вида: стереотипизация (особый случай атрибуции черт, когда мы приписываем индивиду хар-ки согласно его групповому членству); социальная каузальная атрибуция (приписывание причин поведения и достижений индивидов согласно групповму членсту).

Стереотипы: Липпман 22г. – упорядоченные, детерм К-рой картинки мира в голове ч-ка. Ф-ии: экономия усилий при восприятии сложных соц О.; защита ценностей, позии ч-ка как сл гр. Хар-ки: 1) неточность (часто ложность), нелогичность; 2) устойчивость(ригидность). упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереоти­пы усваиваются в раннем детстве, использу­ются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. 2 направдения: 1. Описат.Кац, Брейли, Принст. Мет-ка припис кач-в из (5 из 84). Амер, анг, афроа, ирл, ит, немцы, турки, яп, кит, евреи. Хар-ки: 1) истинность. Направление, степень обобщения. Клайнберг, зерно истины. Признаки истинности: единодушное мнен 2х гр о 3ьей; чем > вз-ем с гр, тем > реальных черт; соглас-ть восприятия гр самой себя и др-ми. Авто и гетеростереотипы =; > точны представл 2х гр культурно схожих. Стер – образ! Мб >< полным, снятие пробл истинности. Образ из реальности – отражает св-ва стереотипизирующей и стереотипизируемой гр, отнош м-у ними. Функц направл. Тэшфел:1. Индивидуальные функции стереотипов 1)систематиз инф; 2) защита ценнотей гр. 2. Соц: 1) объясн отнош м-у гр (+ припис причин, кауз атр); 2) оправдание сущ-их МГО (с пом-ью п.1). 3) социальная дифференциация (это скорее соц-пси- стеф – установл МГ разл-ий, валентных чаще в пользу своей гр). Тэшфел не выделял поддерж положит соц ид-ти. Ф-ия стереотипиз (Тёрнер) – отраж соц реальности. Стереотипизация – грубый мех-м МГ воспр (тут функц-ен), на ур-не МЛ и реальных МГО мешает.

Кауз атр.Чначала индивидуальная, потом соц. Хьюстон и Яспарс создают концпецию СКА – интерпретации поведения и рез-тов деятельности индивидов на основании их группового членства. Функция– формирование + поддержание + усиление позитивной групповой идентичности (проявляется в предпочтении своей группы). «+» идентичность сохраняется благодаря использованию этноцентристских атрибуций (успех своей группы и неудачу чужой — внутр прич, а неудачу своей и успех чужой – внешн). Южн Индия Тейлор и Ягги (б-во индуистов, мусульмане в м-ве) индуистам предъявляли 4 ситуации с участием индуиста или мусульманина, совершавшего заранее социально желательный или нежелательный поступок. Надо объяснить поведение внешними или внутренними причинами. Фундаментальная ошибка атрибуции – склонность припис-ть внутрениим характеристикам (желательное повед члена своей гр и нежелательное чужой). Этноцентристские атрибуции не универсальны: 1) Эксп-т Хьюстона и Уорд: в Малайзии (в 80-90ые годы проводилась дискриминац политика по отношению к китайскому м-ву) китайцы - аутгрупповой фаворитизм. Учит-ть соц контекст. В стабильных условиях дифференциация в форме сопоставления. 4 вар-та объясн «+» повед чуж гр: 1 – искл из правил (внутренняя причина); 2- удача (внешняя нестабильная); 3 – выс мотивация, затрач усилия (внутр нестаб); 4- манипул ситуативным контекстом. Припис внешних и/или нестабильных причин «+» повед чуж гр; стаб внутр – успехи своей гр.

Единый процесс дифференциации/идентификации приво­дит к формированию социальной идентичности. А. Тэшфел, социальная идентичность – «это та часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым это­му членству». социальная идентичность есть результат про­цесса сравнения своей группы с другими социальными общ­ностями.Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности, это переживание отношения Я и этнической среды – свое тождество с одной этнической общностью и отделения от других. Компоненты: когнитивный (знания, пред­ставления об особенностях собственной группы и осознание себя ее членом на основе призна­ков гр, напр этнодифференцирующих) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства), иногда выделяют и пове­денческий компонент, ( не только осознание, но и проявление себя членом опреде­ленной группы). СТРАТЕГИИ ПОДДЕРЖ «+» ЭтничИдентичности (подойдет ко всем индентичностям). Первая- стратегия социального творчества, пересмотр критериев сравнения. а) поиск новых оснований для сравнения. б) выбор для сравнения еще менее успешных или еще более слабых групп 2). ВтораяФормирование негативной этнической идентичности (для ч-ка это плохо). 3). Третья стратегия состоит в попытке сменить группу. Они соответствуют линейной модели идентичности. Модель двух измерений этнической идентичности: 4 варианта ЭИ. А – моноэтническая идентичность со своей груп­пой; Б – биэтническая; В – моноэтническая с чужой (полная ассимиляция); Г – маргинальная.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.