Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История исследований малой группы.

Р.Л.Кричевский, Е.М.Дубовсвкая Социальная психология малой группы

В 1898 г. американский психолог Н. Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы. По мнению Г. Олпорта, это была первая экспериментальная проблема социальной психологии, и он сформулировал ее так: «Какие изменения происходят во вся-ком отдельном действии индивида, когда присутствуют другие люди?»

20-е годы XXФ. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание фуппы. Он не считал, что имеет дело с реально существующими, хотя бы и в лабораторных условиях, группами. Согласно Ф. Олпорту, реально существовали лишь отдельные инди-виды. Что же касается групп, то они трактовались им как «совокуп-ность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих со-знаниях»

30-е — начало 40-х годови знаменуется рядом ориги-нальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. В это время М. Шериф проводит лабораторные эксперименты, выявляя механизмы развития групповых норм, а Т. Ньюком исследует аналогичную проблему, но иными средствами, в полевых условиях. Изучаются малые группы на промышленных пред-приятиях США и Западной Европы, оформляется социометрическое направление исследования групп.

Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин, Он явился основоположником крупного научного направления, широко известного под названием «групповая динамика». К. Левин возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. В частности, под его руководством были проведены знаменитые опыты Р. Липпитта и Р. Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, выполнено исследование изменения индивидуальных установок в процессе внутригрупповой дискуссии.



Середина 40-х и до середины 60-х годовОформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспериментальные (главным образом лабораторные) парадигмы достигли высокой степени совершенства.

Середина 60-х и приблизительно до второй половины 70-х годов.Исследования чаще фокусировались на поведении отдельных индивидов в группе, нежели на свойствах и результатах группы как целого, а сама группа рассматривалась как «один из аспектов жизненного пространства личности, а не целое, обладающее собственной динамикой. Социальное влияние (работы С. Московичи и представителей его школы во Франции), межгрупповые отношения (работы Г. Тэшфела, Дж. Тэрнера и их последователей в Великобритании), принятие решений (работы Г. Ламма).

Середина 70-х — 80-е годыИсследование групп в «экзотических условиях», т.е. в условиях, характеризующихся изоляцией, ограниченностью перемещения, стрессом и типичных для жизнедеятельности человеческих групп на полярных станциях, подводных лодках, космических кораблях и т.п.

В СССР в это десятилетие оформилось несколько крупных исследовательских подходов, среди которых наибольшую известность и влияние среди специалистов приобрели два подробно описанных в литературе теоретических построения: стратометрическая [Петровский, 1979] и параметрическая [Уманский, 1980] концепции коллектива. Обе они базируются на фундаменте эмпирических данных, относящихся к широкому кругу групповых феноменов. Введение категории деятельности, выполняющей важную эвристическую функцию в анализе социальной группы [Андреева, 2000]. Вместе с тем и в упомянутых выше, и в иных [Коломинский, 1976; Ярошевский, 1978] концепциях коллектива находят реализацию и другие методологические принципы отечественной социальной психологии, в частности принцип системности и принцип развития. Изучение проблем, связанных с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью, эффективностью и психотерапией.

90-е годы XX века. Интерес к Я-концепции, исследуемой в групповом контексте в связи с процессами социалъной идентичности и социальной категоризации. С другой стороны активная разработка проблематики малых групп продолжилась за пределами социальной психологии, например в сфере бизнеса. Исследования формирования и деятельности команд.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В МАЛОЙ ГРУППЕ. ПРОБЛЕМА ЭФФЕК-ТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОЙ ГРУППЫ.

Общая характеристика динамических процессов в малой группе.

Андреева Г.М. Социальная психология

Термин «групповая динамика» может быть употреблен в трех различных значениях.

1. Определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина.

2. Методики изучения малых групп, которые преимущественно были разработаны в школе Левина. «Групповая динамика» в данном случае - особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов.

3. Совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.

-процесс образования малых групп, причем сюда могут быть отнесены не только непосредственные способы формирования группы, но и такие психологические механизмы, которые делают группу группой, например феномен группового давления на индивида (который в традиционной социальной психологии к «групповой динамике» не относится).

- процессы групповой сплоченности, лидерства и принятия групповых решений с той поправкой, что вся совокупность процессов управления группой и руководства ею не исчерпывается лишь феноменом лидерства и принятием группового решения, а включает в себя еще многие механизмы.

- явления групповой жизни, возникающие при развитии совместной деятельности

 

Образование малой группы.

Чаще всего образование группы определяется внешними по отношению к группе факторами, например, условиями развития какого-либо социального института или организации, в рамках которых возникает малая группа. Некоторая система предписаний относительно структуры группы, распределения ролей и статусов, наконец, цели групповой деятельности задается извне. Все эти факторы не имеют ничего общего с психологическими механизмами образования группы, совокупность внешних обстоятельств, обусловливающих возникновение группы.

Феномен группового давления.Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформности. Мера конформности - это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.
В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция, которую оказалось доступным зафиксировать на экспериментальном уровне. Это - позиция негативизма. Когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, демонстрируя на первый взгляд крайне независимую позицию, во что бы то ни стало отрицая все стандарты группы, то это и есть случай негативизма. Впервые модель конформности была продемонстрирована в известных экспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г

Группе студентов предлагалось определить длину предъявляемой линии. Для этого каждому давались две карточки - в левую и правую руки. На карточке в левой руке был изображен один отрезок прямой, на карточке в правой руке - три отрезка, причем лишь один из них по длине равный отрезку на левой карточке. Испытуемым предлагалось определить, который из отрезков правой карточки равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выполнялось индивидуально, все решали задачу верно. Смысл эксперимента состоял в том, чтобы выявить давление группы на мнение индивидов методом «подставной группы». Экспериментатор заранее вступал в сговор со всеми участниками эксперимента, кроме одного («наивного субъекта»).
Суть сговора состояла в том, что при последовательном предъявлении всем членам «подставной» группы отрезка левой карточки они давали заведомо неправильный ответ, называя этот отрезок равным более короткому или более длинному отрезку правой карточки. Последним отвечал «наивный субъект», и было важно выяснить, устоит ли он в собственном мнении (которое в первой серии при индивидуальном решении было правильным) или поддастся давлению группы. В эксперименте Аша более одной трети (37%) «наивных субъектов» дали ошибочные ответы, т.е. продемонстрировали конформное поведение.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство. Соответственно М. Дойчем и Г. Джерардом были выделены два вида группового влияния: нормативное (когда давление оказывает большинство, и его мнение воспринимается членом группы как норма) и информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор).

Групповая сплоченность.

Самым известным определением является социометрический вариант - высокий % выборов, основанный на взаимных симпатиях. Определение Л.Фестингера: групповая сплоченность - сумма всех сил, действующих на членов группы, чтобы удержать их в ней. Сила сплоченности - это характеристика черт группы являющихся привлекательными для человека (состав группы, стиль лидерства),чем больше таких привлекательных черт, тем сильнее они будут желать ее сплоченности. Т.Ньюком - согласие всех членов группы, относительно значимых для них ценностей.

По А.В.Петровскому (стратометрическая концепция, позже теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе) групповая сплоченность выступает как многоуровневое образование. Каждый уровень развития (страты) можно говорить о типах отношений:

1- непосредственные эмоциональные межличностные отношения - 1 уровень групповой сплоченности (внешний), который совпадает с социометрическим определением, т.е. взаимными симпатиями, чем их больше, тем лучше.

2- совпадение основной системы ценностей групповой деятельности – А.В.Петровский называет его ценностно-ориентационным единством (ЦОЕ), оно предполагает у членов группы ориентации на основные ценности, которые касаются процесса совместной деятельности;

3-принятие целей групповой деятельности, третий слой отношений был назван «ядром» групповой структуры.


Лидерство и руководство в малых группах.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми.

Б.Д. Парыгин называет следующие различия лидера и руководителя:
1) лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство - элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений;
3) лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;
5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе (Парыгин, 1971. С. 310-311).

Теории происхождения лидерства.

1) Теория черт (харизматическая теория) - исходит из положений немецкой психологии конца 19 - начала 20 в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера. Лидер - человек обладающий определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Но задача составления перечня таких черт не решаема. l940 г. К. Бэрд составил список из 79 лидерских черт: инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие (позже Р. Стогдилл к ним добавил бдительность, популярность, красноречие). Однако если посмотреть на разброс этих черт у разных авторов, то ни одна из них не занимала прочного места в перечнях, что дало основание усомниться вообще в возможности составить более или менее стабильный перечень черт.

2) Ситуационная теория (на ее основе проведено много экспериментальных исследований лидерства в школе «групповой динамики»). Лидерство - продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц). Добавление - главным моментом появления лидера считалось выдвижение его группой, потому что именно по отношению к данному человеку группа ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты. Е. Хартли: - если кто-то стал Лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. - вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». - человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. - отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так что им «дают посты».

3) «Системная теория лидерства» Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер - как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функция группы и поэтому изучать его следует с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности не должна сбрасываться со счетов. В этом подходе выдвижение лидера определяется не только личными качествами, групповой деятельностью, но и составом группы. Могут существовать лидеры как минимум двух типов: инструментальный (деловой), нацеленный на задачу и обеспечивающий группе успех, достижение. Ориентацией в первом случае на «дело». Эмоциональный (экспрессивный), нацеленный на интеграцию межличностных отношений и обеспечивающий в группе «равенство», благоприятную атмосферу.

Стили лидерства.

В традиции социальной психологии исследуется вопрос именно о стиле лидерства, а не руководства. Но в связи с отмеченной неоднозначностью употребления терминов очень часто проблему обозначают как стиль руководства. В экспериментальных исследованиях в равной мере выявляются - стиль лидерства, и стиль руководства. Очень часто методики, предназначенные для определения стиля лидерства, считаются годными и для определения стиля руководства. К. Левина в школе «групповой динамики» провел эксперимент на выявления стиля лидерства. Эксперимент проводился на группе детей-подростков (мальчики 1I-12 лет), которые под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль, и экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Стили руководства получили обозначения: «авторитарный», «демократический» «попустительский». Каждый стиль можно различать как минимум с двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений.

Принятие групповых решений в ходе групповой дискуссий происходит принятие групповых решений. Первые исследования были проведены К.Левиным во время 2 мировой войны.

Развите группы теория Бенниса и Шепарда, построена на осмыслении тех процессов, которые происходят в так называемых Т-группах (группах-тренинга). В существовании этих групп выделяются 2 фазы на каждой из которых группа решает набор проблем для достижения основной цели - установления валидной коммуникации (в которой устранены помехи для общающихся). Путь достижения этой цели и есть развитие группы, в котором она проходит 2 фазы: 1-решается вопрос о лидере и анализируются взаимоотношения между каждым членом группы и лидером; на 2 фазе рассматриваются отношения между рядовыми членами. На каждой из этих фаз постепенно снимается скованность в отношениях и развивается более полноценная коммуникация. В СССР Петровский; Уманский - идея стадий групп сочетается с выделением некоторых обязательных параметров группы, применительно к которым и замеряется уровень ее развития: 1)направленность(просоциальная, асоциальная); 2)организованность; 3)подготовленность к групповой деятельности; 4) развитость внутригрупповой коммуникации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.