Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Механизмы межличностного восприятия.

При общении с другим человеком мы формируем о нем какие-то представления. Но формирование этих представлений о других очень тесно связано с нашим представлением о себе (своим самосознанием). Анализ осознания себя через другого подразумевает: 1)идентификацию; 2)рефлексию; 3)каузальную атрибуцию.

1.Идентификация:отождествление себя с другим, один из самых простых способов понимания другого человека - уподобление себя ему. Установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением – эмпатией. Эмпатия определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. 2.Рефлексия:осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня.

3.Каузальная атрибуция: процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Потребность понять причины поведения партнера по взаимодействию возникает в связи с желанием интерпретировать его поступки. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: 1)от степени уникальности или типичности поступка и 2)от степени его социальной «желательности» или «нежелательности.

Характер атрибуций зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: 1)личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), 2)стимульную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и 3)обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Особый практический интерес представляет та часть теорий атрибуции, которая анализирует вопрос о приписывании ответственности за какие-либо события, что тоже имеет место при познании человека человеком (Муздыбаев).



Содержание и эффекты межличностного восприятия

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. Соответственно этому обозначаются две группы исследований: 1)в одном случае пытаются найти ответ на вопрос о роли характеристик воспринимающего в процессе межличностного восприятия (какие именно характеристики здесь значимы, при каких обстоятельствах они проявляются и т.д.). Именно субъект восприятия как бы «читает», по выражению С.Л. Рубинштейна, другого человека. Суть этого «чтения» заключается в том, что «читаются» внешние данные человека, составляющие как бы «текст», а затем они расшифровываются, за ними раскрывается смысл. «Чтение» осуществляется бегло, автоматически, а последующая расшифровка во многом зависит от особенностей читающего. 2)другой ряд экспериментальных исследований посвящен характеристикам объекта восприятия. Индивидуальные психологические особенности разных людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми.

Эффекты: 1.Эффект установки: играет роль при формировании первого впечатления о незнакомце). ЭКСП.Бодалева: 2 группам студентов показывали фото одного и того же человека, но с разной инструкцией: что это крупный ученый и преступник. Потом просили составить словесный портрет. Они и говорили о том, что глубоко посаженные глаза – это признак затаенной злобы (1 вариант) или глубина мысли (2 вариант).

2.Эффект ореола: тенденция переносить предварительно полученную благоприятную / неблагоприятную информацию о человеке на реальное его восприятие (например, общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам неизвестных качеств воспринимаемого)

ЭКСП: воспринимающий субъект оценивал выполнение заданий у 2 групп детей. Группа, составленная из его любимчиков, намеренно ошибалась. А группа нелюбимчиков все решала правильно. А он все равно любимчикам поставил высокие баллы.

Другой эксп. показал перенос физически привлекательных черт на психологические. Мужчины наделили красивых женщин (путем оценивания их фотографий) чертами искренности, внимательности и пр.

3.Эффект «первичности и новизны»:касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке.

Примечание 1: 4 группам студентов рассказали о незнакомце. Группе 1 сказали, что он интроверт, группе 2- экстраверт, группе 3 – что он интроверт, а потом исправились и сказали, что экстраверт. И группе 4 – наоборот (сначала экстраверт, потом – интроверт). В итоге группы 1 и 2 все нормально рассказали, а в 3 и 4 сработал эффект первичности (они сказали об этом человеке то, что им рассказали о нем в первый раз).

Примечание 2: а вот при восприятии знакомого человека работает эффект новизны: более новая информация оказывается более значимой.

4.Стереотипизация: это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Сопровождает все процессы социальной перцепции, возникает на основе ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека. Во втором случае, стереотипизаuия приводит к возникновению предубеждения.

5.Эффект снисходительности:тенденция оценивать себя и других людей выше по положительной шкале.

Межличностная аттракция: (дружба, любовь, симпатия, привязанность, отвращение и тд) – процесс предпочтения одних людей другим, взаимного притяжения между людьми, взаимной симпатии. Аттракция – эмоция, имеющая своим предметом другого человека, определённый вид социальной установки, отношение одного человека к другому. Факторы, оказывающие наибольшее влияние на процесс межличностной аттракции: внешние и внутренние.

Внешние факторы аттракции (не связанные непосредственно с процессом взаимодействия): 1)степень выраженности у человека потребности в аффилиации – потребности создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми. 2)эмоциональное состояние партнёров по общению (хорошее настроение человека). 3)пространственная близость (способствует социальным контактам).Эти факторы выступают в качестве ситуативных или внутриличностных условий, способствующих или препятствующих сближению между людьми.

Внутренние факторы межличностной аттракции:1)физическая привлекательность партнёра по общению (связи межличностной аттракции и привлекательности партнёра находится в опосредованных отношениях. Если человек уверен в себе, он выбирает наиболее красивого из возможных претендентов. Влияние физич привлекат-ти выше в начале знакомства и снижается по мере того, как мы узнаём человека). 2)демонстрируемый стиль общения (манера поведения). 3)фактор сходства между партнёрами по общению (нам нравятся и мы скорее нравимся людям, которые похожи на нас, и наоборот).

Факторы, усиливающие воздействие сходства на аттракцию:1) число вопросов, по которым люди достигают согласия; 2) важность, значимость тех или иных взглядов; 3) взаимность (если мы нравимся тому ч-ку, кот нравится нам, влечение станет сильнее).

Теория дополнительности:подчёркивает влияние различий между людьми на межличностную аттракцию. 2 типа дополнительности: удовлетворение людьми разных потребностей или одной и той же, но в разной степени выраженности.

Две теории межличностной аттракции: 1)теория социального обмена:чем больше социальных наград сулит нам дружба или любовь другого человека (и чем меньше требуется затрат), тем больше мы его будем любить. Если же взаимоотношения стоят затрат, и эти затраты больше вознаграждений, то есть вероятность, что они будут недолгими. 2)Теория справедливости:люди чувствуют себя счастливее всего в таких взаимоотношениях, когда вознаграждения и затраты человека и его вклад в отношения приблизительно равны вознаграждениям, затратам и вкладу другого человека.

Способы измерения м\л аттракции: 1) шкала социальной дистанции Е. Богардус: вопросник, выявляющий степень приемлемости другого человека как представителя определенной социальной группы. 2)Социометрия Дж. Морено. 3)Также используют графические приемы (напр, на крайней точке отрезка поставить точку «Я» и субъективно определить расстояние до другого).






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.