Детерминанты возникновения малой группы Вопрос относительно причин возникновения малой группы можно рассматривать в нескольких планах, выясняя причины:
♦ возникновения группы вне зависимости от входящих в нее индивидов как официальной, формальной организационной единицы;
♦ побуждающие людей идти в эту группу, т.е. причины кадрового наполнения официально объявленного на табло организации подразделения, занятия людьми вакантных должностей в нем;
♦ возникновения в рамках официального подразделения психологических, неформальных малых групп.
Что же касается возникновения малых групп неофициального, неформального плана (по специальной терминологии — психологических групп), в их основе лежит сугубо субъективный, человеческий фактор. Конкретно речь идет о стремлении индивидов к удовлетворению потребностей, связанных со сферой человеческого общения. В этом случае малая группа выступает как своеобразная микросреда общения, в которой индивид находит источники удовлетворения соответствующих потребностей. К числу таких источников М. Шоу [Shaw, 1981] относит, в частности, межличностную аттракцию и групповое членство, рассматривая последнее как источник удовлетворения аффилиативной потребности — потребности быть с другими, в группе. Также же к детерминантам стоит отнести совпадение интересов, ценностей членов потенциальной группы, привлекательность для них деятельности, осуществляемой группой.
Механизмы групповой динамики.
♦ разрешение внутригрупповых противоречий;
♦ «идиосинкразический кредит»;
♦ психологический обмен.
Разрешение внутригрупповых противоречий.А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.
Еще один тип внутригрупповых противоречий описывает психоаналитик Ф. Шамбо [Shambaugh, 1978], основывающий свой анализ развития малой группы на материалах большого числа исследований психоаналитического толка. Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи, трактовка подобного противоречия в качестве одной из таких причин представляется нам вполне правомерной.
Феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).
Поскольку, исходя из эмпирических данных, считается [Hollander & Julian, 1969], что субъект с высоким статусом, т.е., как правило, лидер, гораздо сильнее других членов ориентирован на группу (фактор мотивации), обладает наибольшей компетентностью в групповой задаче и вносит значительный вклад в ее решение. Ему, по логике модели, в большей мере, чем низкостатусному субъекту, позволено отклоняться от групповых норм, если это способствует лучшему достижению целей труппы, введению инноваций.
Психологический обмен.Примеры функционирования ценностного (или психологического) обмена в качестве одного из механизмов групповой динамики.
И. Альтмен, Д. Тейлор феномен социального проникновения, характеризующий экстенсивность (широту) и интенсивность (глубину) развития межличностных отношений в диадическом взаимодействии. Как подчеркивают сами авторы, они ввели термин «социальное проникновение», чтобы объяснить внешне наблюдаемые проявления межличностных взаимодействий и сопровождающие их внутренние субъективные процессы. Одна из типичных разновидностей социального проникновения — личностное взаимораскрытие партнеров по общению.
Прослеживая динамику социального проникновения, И. Альтмен и Д. Тейлор выделяют ряд условных этапов, через которые проходят в своем развитии по мере интенсификации и расширения актов обмена межличностные отношения, а именно — стадии:
♦ ориентации — отношения носят характер ограниченных, поверхностных (в основном поведенческих) контактов;
♦ пробного эмоционального обмена — контакты часты, но поверхностны (это касается, в частности, обмена между членами диады информацией личностного характера);
♦ полного эмоционального обмена — контакты глубоки, затрагивают личностные структуры (причем имеет место обмен достаточно значимой для индивидов информацией), но охватывают ограниченные области взаимодействия;
♦ установившегося обмена — контакты охватывают разнообразные «личностные области» общающихся и развертываются как на интимном (глубинном личностном), так и на поверхностном уровнях.
По мере прохождения этих стадий отношения в диаде все более синхронизируются, взаимосвязываются, растет интенсивность обмена вербальными, невербальными и пространственными (имеется в виду расположение людей в заданном экспериментаторами пространстве) типами поведения. Показательно, однако, что в случае несовместимости членов диады в личностных и поведенческих аспектах (она обеспечивалась специальным подбором пар) в первую очередь имели место нарушения именно в сфере ценностного обмена, и взаимодействие прерывалось на самом начальном этапе, в стадии ориентации.
Эмпирически возможно зафиксировать как минимум два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.
Диадный уровень — наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете — внутри множества диад. Собственно групповой уровень— более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае обмен рассматривается как выходящий за узкодиадные рамки: одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа [Кричевский, 1985] Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации — две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа. Именно в указанном «пространстве» группового функционирования оформляются основные контуры статусной иерархизации — ключевого звена структурообразования группы. В частности, применительно к лидерству это означает развитие главных его составляющих — систем делового и эмоционального лидерства.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ БОЛЬШИХ ГРУПП. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП. ОРГАНИЗОВАННЫЕ ГРУППЫ (СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАТЫ, ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, ГЕНДЕРНЫЕ И ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ).
|