ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТА-ТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ. СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВА-НИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ. Я-концепция — сложный образ или картина, включающая в себя совокупность представлений личности о себе самой вместе с эмоционально-оценочными компонентами этих представлений. Я-концепция личности формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением и реализует мотивационно-регуляторную функцию в поведении личности.
Термин «Я-концепция» появился на рубеже ХIХ-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной природе человека как познающего субъекта и познаваемого объекта. У. Джеймс первым предложил идею Я-концепции и внес существенный вклад в ее разработку.
Согласно Джеймсу, «глобальное Я» (личность) содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме), познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I). Я как объект состоит из 4-х аспектов: духовное Я, материальное Я, социальное Я и телесное Я, кот и образуют для каждого человека уникальный образ или совокупность представлений о себе как личности. Джеймс предложил формулу оценивания личностью самого себя. Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: успехи = самооценка/притязания
Я-концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.
Сложность проблемы в определении Я-концепции подчеркивалась многими исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».
С проблематикой «Я» связано решение вопросов о природе человека, о взаимосвязи социального и индивидуального: где граница между «Я» и «не Я», каково соотношение между «Я» и «МЫ», какова роль самопознания?..
С точки зрения соц психологии, факторы формирования и развития «Я» всегда имели внешнюю социальную природу и не мыслимы вне процесса соц взаимодействия. Интересна рефлексия индивида относительно своего взаимодействия с соц окружением, отношение к факту соц влияния и активность в построении своего «Я».
С одной стороны, соц ценности, принятые модели поведения, групповые нормы, т.е социокультурная реальность влияют на наше самосознание, самоидентификацию, с др стороны особенности Я-представлений накладывают отпечаток на соц суждения и установки, мотивируют соц поведение.
Ранее проблематика «Я» редко рассматривалась как самостоятельный предмет анализа, и была включена в изучение процессов соц влияния и взаимодействия.
У Г. Триандис основанием для анализа «Я» в социокультурном плане выступает представление об индивидуалистических и коллективистических культурах.
Им было доказано, что чем более индивидуал. хар-р имеет культура, тем чаще в процессе выбора чел прибегает к индивид «Я», а представители коллективист культур тяготеют к коллективистич «Я» (представление о себе с точки зрения своих соц взаимоотношений).
Он также выделял и публичное «Я» - как систему представлений о себе с т.з. других (как соц норматив в определении себя).
Пример: по данным Х. Маркус и С. Китаяма, представители культур стран Азии, Африки и Южной Америки определяют себя через принадлежность к группам (это не только ведущая особенность представления о себе, но определяет ориентацию на груп цели и идентификации при соц выборах, уровень самоуважения от соц оценок групп членства).
Рамка анализа «Я-концепции» как культура является максимально широкой, есть и более узкие основания анализа – исследования взаимосвязи особенностей представления чел о себе и хар-р межличностных отношений:
- люди полагают, что по большинству соц параметров они превосходят, особенно ив ситуации сравнения с людьми «вообще» (не с конкретным чел);
- особенно ярко проявляется зависимость при оценке субъективного поведения, нравственных качеств и способностей, в кот чел уверен;
- люди склонны определять себя через хар-ки, по кот они выделяют себя из соц окружения (цвет волос, рост, этничность);
- значимыми представлениями о себе оказываются соц взаимодействия, кот вкл в себя конфликт или разногласия (они и становятся смыслообразующими).
Существуют концепции с другими механизмами формирования Я-концепции:
Согласно теории самосознания мы думаем о себе лишь тогда, когда сталкиваемся с опред вынуждающими ситуациями- видим свое отражение или слышим свой голос. В этот момент мы сосредоточиваемся на себе, оцениваем себя и поведение в соотв со своими ценностями.
В случае, когда источники инфо о нас самих слабы или неопределенны, осн механизмом формирования впечатления о себе явл-ся самовосприятие (наша Я-концепция есть результат нашего наблюдения за собств действиями, после мы делаем вывод о мотивах и аттитюдах, стоящих за поведением).
Структурные компоненты Я-концепции:
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, его способности, его соц отношения и множество др личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с др людьми и с самим собой.
Выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор хар-к, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти хар-ки, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
В рамках когнитивистской ориентации главным предметом изучения становятся рациональные компоненты«Я».
В зависимости от понимания соотношения 2-х осн понятий «Я» - Ego и Self выделились 3 подхода:
· Утверждали принцип различие Ego и Self. Ego предст собой «Я» как процесс, активное «Я», основные функции – адаптация и защита. Self рассматривалось как пассивное «Я», как объект – то, что счел думает о себе, своих чувствах, оценках, стремлениях.
· Представители второго подхода рассматривали «Я» как объект познания – то, на что направлена деятельность псих механизмов (в т.ч адаптационных и защитных). С их т.зр принципиальные различия Ego Self отсутствуют.
· Для представителей 3 подхода было хар-но инверсионное понимание соотношения этих понятий. Ego означало рефлексивные аспекты «Я», а Self – его активную сторону.
Характерной чертой данного этапа исследований самосознания – интерес к структурным компонентам «Я» и процессу их формирования. Обращение к идее категоризации привело к множеству теорий, в центре кот были проблемы рефлексивного «Я».
Структурные компоненты «Я» отражали основания:
- уровни объективированности Я-представлений (реальное, идеальное, желаемое, долдное);
- возможные изменения (устойчивое, гибкое «Я»);
- фокусы субъективного внимания (осознанное-неосознанное, подлинное-ложное, физическое-социальное).
В отдельных концепциях происходило совмещение разных оснований.
Также рассматривались и эмоциональные аспекты «Я» (с возникновением дихотомии «Я» - «не Я»).
Наряду с прочим, когнитивная компонента Я-концепции представлена в сознании индивида в виде социальных ролей и статусов.
Дж. Бине считает необходимым разделить Я-концепцию и самооценку. Я-концепция определяется им как восприятие себя в терминах личной атрибуции и различных ролей (ребенок может участвовать в соц отношениях как сын, как брат, партнер, учащийся). Восприятие себя будет развиваться от простого ролевого определения до восприятия качества ролевого исполнения. Самооценка определяется как ценностная хар-ка, кот относится к удовлетв-ю ролью.
С. Эпштейн (жестко диффер-ны когнитивн. и аффективные аспекты) выделяет в Я-концепции: преимущ-но когнитивный (наивная теория, кот чел развивает относительно себя, служит важным средством для понимания себя и отношен с окружающими) и преимущ-но аффективный (соотв-ет самопринятию, самоуважению, эмоционально оценивает себя) аспекты.
Р. Бернс рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. Выделяет 3 составляющие:
а) образ Я (представл о самом себе);
б) самооценка (аффектив оценка этого представления);
в) поведенческая реакция (действия, кот вызываются образом «Я» и самооценкой).
Каждый их компонентов представлен в 3-х модальностях:
- реальное Я («Я на самом деле» - установки, кот связаны с актуальными способностями, ролями, статусами);
- социальное Я («Я глазами других» - установки, связаны с мнением чел о том, как его видят другие);
- идеальное Я («Я- каким бы я хотел быть» - установки, кот связаны с представл чел о желаемом «Я»).
Когнитивный аспект Я-концепции:
- важность (центральность) – некот представл о себе явл-ся сердцевиной Я-концепции, другие – периферийные;
- м.б позитивными и негативными;
- одни имеют отношение к актуальному опыту, другие – связаны с прошлым опытом.
Аффективный аспект Я-концепции:
Характер самоотношения связан с особенностями соц опыта чел на всем протяжении его жизни. Основы закладываются в раннем детстве, где ведущим фактором явл-ся детско-родительские отношения. В позднем возрасте влияет опыт переживания травмирующих ситуаций (смерть, развод, соц неуспешность). На сегодн день отмечается фактор влияния культурных различий.
Поведенческий аспект Я-концепции:
Поведенческая составляющая Я-концепции выражается понятием самопрезентации. Выделяются след цели и стратегии самопрезентации:
- желание понравиться (демонстрация согласия с др, лесть, вежливость);
- продвижение себя ( хвастовство, преувеличение достоинств);
- служение примером (вызвать у партера чувство восхищения или чувства вины);
- стремление вызвать сочувствие (жалости, демонстрация своего слабого «Я»);
- стремление запугать (плохо осознаваема и слабо контролируемое поведение, когда все ост стратегии не привели к успеху).
Выделяют личностные хар-ки субъекта:
- уровень самомониторинга
- публичное самопознание
Несмотря на различия в трактовках структуры Я-концепции, механизмов ее формирования и особенностей проявления в соц поведении чел, большинство исследователей едины в своих представлениях о соц природе «Я».
|