Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Теории социального научения.

Человек является продуктом всей своей личной истории научения, и в этом смысле к нему малоприменимы понятия морали и этики.

Общие положения:

1. Личность является накопленным набором изученных моделей поведения.

2. Научение происходит преимущественно в результате наблюдения за поведением других людей и в результате подражания за значимыми моделями (Бандура).

3. Необходимым элементом процесса научения является подкрепление

4. «замещающее подкрепление» (научение путем наблюдения положительных или отрицательных последствий поведения других людей)

5. Одним из вариантов подкрепления является самоподкрепление.

Психоаналитические теории.

Фрейд.Процесс социального развития есть процесс последовательного овладения личностью своей либидозной энергией, открытое проявление которой противоречит нормам культуры. Социализация – это процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

 

Неофрейдисты. Много внимания уделяли анализуЭгокак основной«адаптирующей инстанции» в процессе социального развития личности

Концепция психосоциального развития Э. Эриксона.

Когнитивистские теории.

Основа: теория развития Ж. Пиаже: психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов.

Л. Колберг

Придает большое значение изучению закономерностей нравственного развития ребенка. Основные тезисы теории:

1. Социальное развитие – процесс освоения нормиправил социального взаимодействия и подчинения своего поведения социальным требованиям;



2. Понимание социальных требований и ролевых предписаний зависит от уровня его когнитивного развития;

3. основной вектор социального развития индивида – движение от пассивного и конформного принятия социальных предписаний к пониманию социальных требований как соглашения между свободными людьми и, следовательно, к навыкам социального взаимодействия вне рамок ролевых предписаний с опорой на систему универсальных моральных принципов;

Сравнительно-культурные исследования личности. Этнокультурная вариативность социализации:

В основном изучаются следующие проблемы:

1. Культурные вариации понятия личность

Оппозиция «Запад-Восток» (индивидуалистические или коллективистические культуры).

Для «Западной» модели личности характерно: личность как целостность (когнитивных структур, поведения). Для «Восточной»: личность как множественность (совокупность «кругов обязанностей, отражающих социальные идентичности).

2. Особенности самокатегоризации и когнитивных процессов

Для «Западной» культуры: преобладание личностного полюса идентичности (высказывания личного характера) и внутреннего локуса контроля. Для «Восточной»: преобладание социального полюса идентичности (высказывания связанные с социальными ролями) и внешнего локуса контроля.

Для «Западной» культуры более характерно преобладание фундаментальной ошибки атрибуции («люди а не ситуации являются причиной событий»). Но это лишь условно – там много нюансов с этой ошибкой.

3. Культурная вариативность процесса социализации

Базируется в основном на этнографических описаниях. Внимание к оральным, анальным и сексуальным аспектам поведения ребенка и уровню родительской пермиссивности (англ. permission - позволение) в отношении детской независимости/агрессивности.

Далее на материалах изучения процессов аккультурации (закономерности вхождения чужую социокультурную среду). Концепция Дж. Берри: человек может идентифицироваться себя с разными этническими группами с разной интенсивностью.

4. Межкультурные различия социального поведения

Наиболее ярко проявляются различия в нормах экспрессивности и размерах личного пространства. Отмечается культурная специфичность жестов, социального интеллекта, конформизма(его преобладание в «Восточных» культурах)и др.

 

Социокультурные исследования личности так же касаются оппозиции «маскулинность-фемининность» и др. проявлений культур.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ. МОТИВАЦИЯ КАК ДЕ-ТЕРМИНАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ: ПРИЧИННОЕ И СМЫСЛОВОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧ-НИКИ МОТИВАЦИИ. МОТИВАЦИЯ И МОТИВИРОВКА.

(Друзья, надеюсь ни кому не попадется этот вопрос – ибо не понятно, что тут писать. Помимо того, что я нашел в лекциях Кокуриной И.Г. думаю можно написать: а) про социализацию вообще – вопрос 35 СП, б) мотивацию вообще – вопрос 36 ОП, в) про разные теории личности и то как в них понималась мотивация – вопросы 36 ОП и 29 ОП)

Социализация и детерминация социального поведения личности

Социальное поведение – форма активности человека в обществе и социальных группах, направленная на поддержание и развитие этого общества, групп и самой личности (Лютова С.Н.).

В процессе социализации происходит усвоение норм и ценностей общества, которые интернализуясь далее детерминируют социальное поведение.

 

Мотивация как детерминация поведения: причинное и смысловое обусловливание.

Мотивация (по Кокуриной И.Г.) – есть процесс наполнения смыслами наиболее значимых стимулов жизнедеятельности социального индивида, в результате которого у него возникают устойчивыеценностно-смысловые структуры (конструкты) представлений, способные оказывать обратное (?) влияние на поведение социального индивида.

 

Басс.

Детерминация (от лат. determino – определяю):

1. Причины – то, что вызывает изменение (как стимул)

2. «Основания» – то, ради чего делается изменение

 

К.Г. Юнг.

Все события жизни человека находятся в двух связях: 1) причинная связь и 2) смысловая связь (явление синхронистичности). Явления синхронистичности часто описываются, как магические. По Юнгу основа синхронистичности – сильные эмоциональные явления (любовь, ненависть и т.д.). Связь не причинная, а по смыслу. Время и пространство – вторичны.

Пример: Приснился сон про золотого скарабея. Далее во время рассказа про скарабея во сне в окно начал стучаться скарабей (?).

Основные источники мотивации.

1. Потребности (А.Н. Леонтьев). Потребность – переживание нужды в «чем-то». Мотив – предмет потребности (это самое «что-то»).

2. Эмоции (В.К. Вилюнас). Например, страх побуждает нас избегать нечто.

3. Идеалы(С.Л. Рубинштейн). Во имя чего-то – например, мира во всем мире.

О мотивации говорят, когда (по Кокуриной И.Г.):

1. пытаются определить детерминанты поведения

2. пытаются определить энергетические источники поведения

3. осуществляют поиск мотива поведения.

Мотивация и мотивировка.

Мотивация (производно от мотива) – совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов.

Мотив – сложное психологическое образование побуждающее к действиям и служащая для них основанием.

Мотивировкавербальное обоснование (объяснение) себе и другим причин своих поступков, которое может не совпадать с действующим мотивом, т. к. опирается на приемлемые для субъекта и референтной группы обстоятельства.

 

Негативная роль мотивировок по Макмалину:

- Мотивировка представляют собой защиту позиции при помощи наиболее приятного, а не логически обоснованного аргумента.

- В основе мотивировок лежит – механизм рационализации (нахождение приемлемых объяснений своих поступков).

- Поведение из-за мотивировок (рационализации) – выходит из принципа реальности.

Решение Макмалина (при психотерапии)– «к следующей встрече подумайте и найдите самую неблаговидную причину своего визита».

(Пример с лекций Кокуриной И.Г.) Жалоба жены на мужа терапевту:

Благовидная причина: «он не удовлетворяет мои женские желания»

Неблаговидная причина: «я инфантильна, я избалованный ребенок, который не хочет вносить свой вклад в отношения»






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.