Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. КОНЦЕПЦИИ А. ТЭШФЕЛА И ДЖ. ТЕРНЕРА.

Психоанализ и неопсихоанализ

Теория идентичности Э. Эриксона, взгляды З. Фрейда

В теории представлении З.Фрейда Я – это сознательное, самосознательное Я. Основное же содержание Я как деятеля выражается понятием Оно, и, поскольку Оно является бессознательным, иррациональной оказывается и большая часть человеческой деятельности.

Мы всегда переживаем больше, чем осознаем. Любой конкретный бессознательный процесс может быть осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе значений.

Осознанию собственных переживаний личности часто мешает жёсткая моральная цензура

Э. Эриксон:

Идентичность – внутренняя непрерывность и тождественность личности.

Элементы идентичности:

1) чувство идентичности — это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2) сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, — с другой;

3) переживание чувства идентичности с возрастом и по мере развития личности усиливается.

Эриксон: идентичность возникает в течение детства. Процесс развития идентичности: интеграция и дифференциация различных взаимосвязанных элементов (идентификаций).

Развитие идентичности не линейно, оно проходит через кризисы идентичности. Для выхода из кризиса, индивид должен приложить определенные усилия с тем, чтобы найти и принять новые ценности, виды деятельности.



 

Дж. Марсиа определил идентичность как структуру эго — внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории.

Решение даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности.

Идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Существует 2 пути достижения идентичности:

1) постепенное осознание некоторых данных о себе (приводит к формированию присвоенной идентичности;

2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть (конструируемая идентичность).

Кризис идентичности, как правило, не охватывает всей жизни человека, а фокусируется на ограниченном числе проблем определенных жизненных сфер.

Дж. Марсиа – 4 статуса идентичности:

1. Достигнутая идентичность (человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений).

2. Мораторий – (находится в состоянии кризиса идентичности и активно пытается его разрешить).

3. Преждевременная идентичность (никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей, убеждений).

4. Диффузная идентичность (не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их).

 

Когнитивизм

Концепция Дж. Мида, теория социальной идентичности Дж. Тэрнера и А. Тэшфела

А. Тэшфел и Дж. Тэрнер: идентичность – когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях.

Тэшфел: достижение идентичности возможно как посредством развития личностной идентичности, так и через формирование социальной идентичности.

Дж. Тэрнер ввел понятие самокатегоризации – когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выделил три уровня самокатегоризации:

1) самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

2) групповая самокатегоризация — социальная идентичность;

3) личностная самокатегоризация — личностная идентичность.

Между выраженностью одного уровня самокатегоризации и другими ее уровнями существует функциональный антагонизм: с позиции личностной идентичности человек не видит сходства между группами, с позиции групповой идентичности не различает индивидуальных характеристик отдельных членов группы.

А. Тэшфел и Дж. Тэрнер: идентичность включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая же складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. По мнению А. Тэшфела, личностная и социальная идентичности представляют собой два полюса одного биполярного континуума.

Г. Брейкуэлл (жен): личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю.

Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов:

1) ассимиляции и аккомодации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, а затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование);

2) оценки — определения значения и ценности содержаний идентичности, как новых, так и старых.

Эти процессы взаимосвязаны. Взаимодействие этих процессов во времени приводит к формированию содержательного и ценностного измерений идентичности.

Г. Брейкуэлл - структурные компоненты идентичности:

1. Биологический организм («сердцевина» идентичности, со временем становится все менее значимой ее частью).

2. Содержательное измерение (все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность – и к личностной, и к соц. идентичности относится). Содержательное измерение расширяется по мере жизни человека. В зависимости от актуальной ситуации какие-либо элементы могут оказаться более «выпуклыми», значимыми.

3. Ценностное измерение. Каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидом, исходя из социальных норм и ценностей.

4. Время. Развитие идентичности протекает в плане субъективного времени.

 

Символический интеракционизм

Взгляды У. Джемса, концепция Дж. Мида

Взгляды У. Джемса.

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Джемс определяет Я, или «эмпирическое Ego», как «общий итог того, что человек может назвать своим». «Эмпирическое Я» Джемс расчленяет на три составных элемента:

1) материальное Я

2) социальное Я

3) духовное

 

Ч. Кули: личность — это сумма психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Идея человека о самом себе состоит из трех компонентов:

1) представление о том, каким я кажусь другому лицу;

2) представление об оценке, которую другой дает этому моему образу;

3) своеобразное чувство Я, вроде гордости или унижения.

Ч. Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном Я.

 

Дж. Мид: идентичность – способность человека воспринимать своё поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое.

Дж. Мид: идентичность возникает как результат его социального опыта, взаимодействия с другими людьми.

Общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования, а индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей.

Соотношение между социальной детерминацией и самодетерминацией личности решается Дж. Мидом через выделение аспектов идентичности «I» и «me». «Me» описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом.

Возможны ситуации, когда человек стоит перед проблемой: каким образом достичь переживания себя как взаимосвязанного целого. В таких случаях могут возникнуть две различные идентичности.

Идентичность: осознаваемая и неосознаваемая. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении.

 

Гуманистическая психология

К. Роджерс: Я-концепция – это некоторая система самовосприятий человека. Она включает Я и отношения, в которые Я может вступать, а также позитивные и негативные ценности, связанные с воспринимаемыми качествами и отношениями Я - в прошлом, настоящем и будущем.

Я-концепция возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в особенности с социальной.

Я-концепция представляет собой определенную систему. Изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу Целого.

Я-концепция - механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Я-концепция оказывает влияние скорее на выбор им направления своей активности, нежели непосредственно направляет эту активность.

 

Нарративный подход (если не нравится, можно пропустить)

Взгляды Д. Макадамса

Идентичность для Д. Макадамса — это определенное свойство человеческого самопонимания, способ организации самости. Это синоним «Я-концепции».

Д. Макадамс: идентичность сама по себе может принимать форму истории, содержащей в себе описание обстановки, различные сцены, персонажей, сюжет и главную тему. Идентичность должна сводить воедино различные аспекты Я таким образом, чтобы они, хотя и контрастирующие, могли бы быть осмысленно увязаны друг с другом в некой временной последовательности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.