ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВО. ПРАВО
Глава 1.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА
ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Общество— это исторически сложившаяся совокуп- ность индивидов, форма коллективной жизнедеятельнос- ти людей и система многообразных (экономических, нрав- ственных, религиозных, политических, юридических) свя- зей и отношений между ними.
Общество и человек неразрывно связаны между собой. Великий греческий философ Аристотель подчеркивал, что вне общества развитие и существование человека невоз- можно. Общество выступает одновременно и как среда, и как сложный механизм удовлетворения жизненных по- требностей человека. В соответствии с этими потребнос- тями в любом обществе существуют определенные струк- турные элементы — социальные институты:
1) институт семьи — обеспечивает воспроизводство че- ловека;
2) институт экономики (производство материальных благ) — обеспечивает добычу средств существования;
3) институт образования (включая науку) — обеспе- чивает получение, накопление и передачу информации;
4) институт духовности (религия, нерелигиозные типы мировоззрения, искусство) — удовлетворяет духовные по- требности человека;
5) институт управления (власть, государство, право) — обеспечивает безопасность и общественный порядок.
В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялась его структура.
Первобытное общество было социально однородным, оно не знало стратификации (расслоения по каким-либо при- знакам). В силу этого оно могло существовать без госу- дарства. Институт управления был представлен властью, которая носила неполитический характер (власть старей- шины, вождя, народного собрания).
С переходом к цивилизационной форме существова- ния общество становится социально-неоднородным. В нем складываются относительно самостоятельные устойчивые группы людей (страты): касты, сословия, классы. Страти- фицированное общество всегда внутренне противоречиво: интересы раба прямо противоположны интересам рабо- владельца, бедные и богатые преследуют в жизни разные цели и т.д. Мировой опыт показывает, что саморазрушение такого общества в состоянии предотвратить только госу- дарственная организация. Государство выступает как со- циальный институт, призванный противостоять антисо- циальным, разрушительным силам, руководить выполне- нием общезначимых дел, обеспечивать внутреннюю и внешнюю безопасность общества.
1.2. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ВЛАСТИ
Власть — важнейшее свойство человеческого общества. Она существует в любом объединении людей: в семье, про- изводственных и учебных коллективах, организациях и учреждениях, в государстве. В самом общем виде власть можно определить как отношение господства и подчине- ния. Иначе говоря, это отношение между людьми, в силу которых одни из них приказывают, а другие подчиняются. Власть как общественное отношение имеет следующие структурные (составляющие) элементы:
1) субъекты — властвующий и подвластный (подчи- ненный). Властвующий субъект является непосредствен- ным носителем власти. Им может быть индивид, органи- зация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, на- ция), государство. Для возникновения властных отношений субъекту необходимы определенные качества, прежде все- го — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо воли к власти, субъект власти должен быть компетент- ным, знать суть дела, состояние и настроение подчинен- ных, уметь использовать материальные и человеческие «
ресурсы, обладать авторитетом (уважением со стороны под- чиненных). Естественно, различные субъекты власти на- делены этими качествами в разной степени.
В качестве подвластного субъекта выступают индиви- ды и различные их объединения. Власть не может быть односторонней, она предполагает подчинение подвластных индивидов. Мотивы подчинения могут быть различными: страх перед наказанием; традиция повиновения; заинте- ресованность в выполнении распоряжений (такая власть является наиболее стабильной); авторитет власти у под- чиненных. Подчинение власти — не единственный способ реагирования людей на властные предписания. В случае отсутствия мотивов для подчинения властвующий субъект может встретить сопротивление (от мирного неповинове- ния до вооруженной борьбы) со стороны подвластных;
2) объект — поведение отдельных индивидов или их совокупности, к которому обращены распоряжения субъек- та власти;
3) способы воздействия субъекта власти на подвласт- ных индивидов. Наиболее распространенные способы вла- ствования: принуждение (в том числе — насилие), убеж- дение, руководство, контроль, личный пример. Для совре- менного гражданского общества и правового государства характерен приоритет ненасильственных способов влия- ния на поведение людей. Принудительные средства ис- пользуются только тогда, когда властные распоряжения не исполняются добровольно.
Как сложное социальное явление, власть классифици- руется на множество видов. Специалисты насчитывают несколько десятков видов власти. Для юриста наиболь- шее значение имеет разграничение политической и госу- дарственной власти.
Политическая власть — это власть, осуществляемая различными звеньями политической системы общества (власть государства, партии, общественной организации, общественного движения). Политическая власть множе- ственна по своей природе: в одном и том же обществе одновременно функционируют власть правящей партии и власть оппозиции, власть государства и власть местного самоуправления и т.д.
Государственная власть — разновидность политической власти, осуществляемая государством и его органами. От иных видов власти государственную власть отличают сле- дующие признаки:
1) единство — в стране существует только одна госу- дарственная власть, которая является единой;
2) всеобщность — власть государства распространяет- ся на всю территорию страны и на всех проживающих в ней людей;
3) суверенность — государственная власть самостоя- тельна и независима от какой-либо иной власти как внутри страны, так и вне ее;
4) организационное оформление — государственная власть отделена от общества и материально воплощена в государственном аппарате — совокупности взаимосвязан- ных органов государства;
5) наличие органов принуждения (армия, полиция, органы контроля и надзора, тюрьмы и т. п.).
В современном мире государственная власть в боль- шинстве стран, при всей своей суверенности, находится под контролем гражданского общества.
1.3. ВЛАСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Общество как система связей и отношений между людь- ми возникло намного раньше государства. Человек как общественное существо мог выжить и развиваться только в коллективе.
Самой ранней формой объединения людей было перво- бытное стадо, на смену которому позднее пришла родовая община. Родовая община — это группа лиц, объединен- ных родством, общей хозяйственной деятельностью, об- щим местом обзятания, общими ритуалами. Как правило, род включал несколько десятков человек. Разделение труда носило половозрастной характер; все результаты трудо- вой деятельности распределялись поровну между членами общины.
В родовой общине возникали разнообразные, хотя и примитивные, отношения, возможны были конфликты. Координация отношений и урегулирование конфликтов требовали управляющего начала, власти.
Разрастание рода приводило к отпочкованию от него новых родовых коллективов. Их объединение составляло племя. Отношения между родовыми общинами были не- регулярными и, как правило, не простирались дальше разгра- а
ничения хозяйственной территории и обмена избыточны- ми продуктами.
Высшей властью в родовой общине было собрание всех взрослых членов общины. Его постановления (например, решение о смене места обитания, об изгнании провинив- шегося члена рода за пределы общины) были обязатель- ными для всех. В любом обществе власть так или иначе воплощается в определенной личности. В родовой общине первенство между пока еще равными друг другу сородича- ми принадлежало старейшине. Он не обязательно был са- мым старшим по возрасту. Лидером мог стать главный носитель знаний, жизненного опыта, или же наиболее удач- ливый добытчик, организатор охоты. Весьма сходным было положение вождя племени с той только разницей, что он применял свою власть гораздо реже; лишь в тех случаях, когда нужно было разрешить конфликт между общинами или принять меры к самозащите от племени-соперника. Старейшина и вождь не претендовали на привилегии, их власть покоилась на личном авторитете и воспринима- лась как производная от власти коллектива.
Власть, таким образом, не была отделена от людей, не было властвующих и подвластных лиц. Разумеется, не было в первобытном обществе ни свойственного государ- ству аппарата власти, ни налогов, ни четко определенной территории, на которую распространяется власть родовой общины.
Отношения между членами общины регулировались при помощи социальных норм (правил поведения), которые имели достаточно сложную регулятивную систему. Основ- ными источниками правил поведения были мифы, тради- ции, обычаи, ритуалы, обряды. Они регулировали труд, быт, семейные отношения, т.е. служили регуляторами обще- ственных отношений. Их характерные признаки:
1) они исходили от рода и выражали его интересы;
2) они действовали в силу привычки, исполнялись доб- ровольно, их соблюдение обеспечивалось всем родом;
3) они не отражали различия между правами и обязан- ностями: право воспринималось как обязанность, а обя- занность как право.
Социальные нормы догосударственного общества не могут быть отнесены ни к категории правовых, ни к кате- гории моральных норм. Это — мононормы.
Мононормы — правила поведения, объединявшие за- чатки права, морали, религии. Примером мононормы мо- жет быть известное у всех примитивных человеческих со- обществ табу — запрет на совершение какого-либо дей- ствия (например, охоты на определенный вид животных). Действие табу обеспечивалось не только страхом перед наказанием, но и страхом перед гневом богов, осуждени- ем или высмеиванием со стороны общины. Наиболее рас- пространенным видом мононорм являлись обычаи.
Обычаи — это исторически сложившиеся правила по- ведения людей, вошедшие в привычку в результате много- кратного применения в течение длительного времени. Обы- чаями осуществлялось нормативное регулирование труда, быта, семейных отношений.
Для первобытного общества характерны следующие особенности нормативного регулирования:
1) нормы в первобытном обществе складывались сти- хийно, существовали исключительно в сознании людей и передавались из поколения в поколение устно;
2) ведущим способом регулирования был запрет;
3) характерным было отсутствие субъективных прав, зарождение зачатков позитивных обязанностей. Права и обязанности члена родовой общины составляли единое целое;
4) нормы поведения обеспечивались всем коллекти- вом общины, а не специальным аппаратом принуждения, отсутствовавшим в первобытном обществе.
Социальные нормы первобытного общества регулиро- вали, а власть обеспечивала функционирование примитив- ной хозяйственной деятельности (охота, рыболовство и собирательство), быт, воспроизводство населения и разре- шение конфликтов внутри общества.
В дальнейшем под воздействием социально-экономи- ческих и политических условий, прежде всего, в процессе государствообразования мононормы перерастают в нормы права и морали.
1.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Познание государства и права следует начинать с изу- чения вопроса об их происхождении. Благодаря данным
археологии и этнографии существует достоверное знание не только о первобытном обществе, но и о причинах его эволюции в государственно-организованное общество.
Присваивающий тип хозяйства, свойственный перво- бытному обществу, на определенном этапе перестал соот- ветствовать запросам человечества. Решающую роль в этом сыграли экологические кризисные явления. К X тысяче- летию до н.э. последний на Земле ледниковый период за- вершился, климат потеплел. Это привело, с одной стороны, к росту населения, с другой, к вымиранию или миграции животных, служивших привычным предметом первобыт- ной охоты. Сочетание этих факторов угрожало самому существованию человека как биологического вида.
Человечество ответило на этот кризис переходом к принципиально новому типу хозяйствования: от эконо- мики присваивающей (охота, рыбная ловля, собирательство) оно перешло к экономике производящей (земледелие, ско- товодство, ремесло). Разумеется, производящая экономика возникла только там, где существовали подходящие кли- матические условия, и были виды флоры и фауны, пригод- ные для одомашнивания. Процесс перехода от присваива- ющей к производящей экономике называют неолитиче- ской революцией. Наиболее ранние следы земледельческого хозяйства обнаружены в Таиланде (Х-1Х тыс. до н.э.). Несколько позднее возникновение земледелия фиксирует- ся в районах Индостана, Передней Азии, Ближнего Восто- ка, Северной Африки. В других регионах земного шара, где климат был прохладнее, неолитическая революция ра- стянулась до III тыс. до н.э.
Производящая экономика привела к усложнению ор- ганизации труда, его разделению, возникновению обмена, а в социальном отношении — к стратификации общества. Социальная власть первобытной общины и примитивные мононормы не могли регулировать новые экономические отношения, сглаживать противоречия между зарождаю- щимися стратами. Производящая экономика потребовала специализации человеческой деятельности, в том числе — появления управленческой функции. Должны были по- явиться лица, занятые исключительно организацией общественного труда. Возникло, по словам английского историка Арнольда Тойнби, «правящее меньшинство и производящее большинство».
Первые в истории человечества государства возникли там, где существовали наиболее благоприятные условия для земледелия — в долинах великих исторических рек Востока (Нила, Тигра и Евфрата, Ганга, Инда, Янцзы). Пер- воначальной государственной формой стал город, выпол- нявший по отношению к прилегающим к нему селениям функции управления: руководство строительством ороси- тельных систем, исполнение общезначимых ритуалов, в том числе религиозных, регулирование товарообмена, правосу- дие, организацию обороны.
Для регулирования новых общественных отношений, которые уже не могли обеспечиваться обычаями, создает- ся право. Оно складывается двумя путями:
1) часть обычаев санкционируется государством и про- должает действовать уже в качестве правовых обычаев;
2) государство создает нормативные акты, содержащие правила поведения, обязательные для всех.
Государство и право возникли, таким образом, в силу хозяйственной необходимости, в силу потребностей про- изводящей экономики. Производство и распределение про- дуктов питания, одежды, иных предметов быта, орудий труда в новых условиях стало невозможным без государствен- ной системы управления и поддержания общественного порядка.
1.5. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Государство и право представляют собой сложнейшие явления. Отсутствие документальных свидетельств о про- цессе их становления и особенности человеческого разума, который не в силах, как правило, уловить момент каче- ственного перехода из одного состояния в другое, породи- ли множество теорий, объясняющих причины возник- новения государства и права.
В глубокой древности возникла теологическая1 тео- рия, сторонники которой утверждали, что государство и право — результат божественной воли. Утверждение свя- того апостола Павла: «Нет власти не от Бога», — было
систематизированное изложение вероучения
охотно взято на вооружение государями, которые нужда- лись в идеологическом обосновании своей власти.
Концепция божественного происхождения государства и права наиболее ярко выражена в трудах знаменитого католического богослова Фомы Аквинского. Он утверж- дал, что все высшие законы, порядок господства и подчи- нения установлены Богом (об этом есть прямое указание и в Библии).
В настоящее время тезисы Фомы Аквинского взяты на вооружение католической церковью, но в целом, в евро- пейских и американских государствах теологическая кон- цепция сегодня не пользуется авторитетом. Иная ситуа- ция в странах ислама, где теологическая теория проис- хождения государства и права считается основной, а священная книга — Коран — до сих пор рассматривается как основополагающий источник права и государствен- ной власти.
Патриархальная1 теория видит причину возникно- вения государства в разрастании семьи. Основы этой тео- рии заложены китайским философом Конфуцием и древ- негреческим философом Аристотелем. Так, Конфуций отождествлял власть отца в семье и власть правителя государства, требуя, чтобы правитель относился к своим подданным с отеческой заботой, а подданные платили ему почтительностью и любовью. По Аристотелю, государство вырастает из сельской общины, основу которой составля- ет семья.
Наиболее полное изложение данной теории содержит- ся в произведении английского философа Роберта Филь- мера «Патриархия, или Естественная власть королей». Фильмер, будучи сторонником абсолютной монархии, пы- тался доказать, что Адам, получив власть над людьми от Бога, передал ее своему старшему сыну, а он — своим потомкам — королям. Власть короля аналогична власти отца в семье и уже поэтому не подлежит критике, а тем более свержению.
На заре нового времени широкое распространение по- лучила естественно-правовая теория. Гуго Гроций и Бе- недикт Спиноза (Голландия), Томас Гоббс и Джон Локк (Англия), Жан Жак Руссо (Франция) полагали, что изна-
1 Патриархия (от греч. ра1ег (раЪгоз) отец + агсЬе власть) - власть отца, главы рода
чально существуют вечные, разумные правила поведения, вытекающие из самой природы человека. Эти правила они и называли естественным правом. Естественное право определяет фундаментальные условия существования че- ловеческой личности: право на жизнь, свободу, безопас- ность, сопротивление насилию. Государство же является продуктом реального, а чаще всего — негласного (молча- ливого — по выражению Вольтера) общественного дого- вора. В пользу государства люди отказались от части ес- тественных прав с тем, чтобы государство их защищало. В последующем государство стало рассматриваться пра- вителями как своя вотчина, и смысл договора был утра- чен. Нарушение правителем естественных прав поддан- ных является основанием для его свержения.
Естественно-правовая теория с успехом использовалась в борьбе против абсолютной монархии и феодального пра- ва. В настоящее время она утратила свое значение, но некоторые положения естественно-правовой теории акту- альны и сегодня. Так, если рассматривать государство как результат общественного договора, то личность и государ- ство оказываются равными партнерами. Данный подход вполне соответствует современному представлению о пра- вовом государстве.
Весьма распространенной является теория насилия. Ее основоположники — Шан Ян (Китай), Людвиг Гумпло- вич (Австрия), Евгений Дюринг и Карл Каутский (Герма- ния). Происхождение государства и права данная теория связывает с внешним или внутренним (или тем и дру- гим) насилием. Внешнее насилие — завоевание одного народа другим, внутреннее — экономическое насилие од- ной страты общества над другой.
В теории насилия есть некоторое рациональное зерно. Так, внешнее насилие сыграло немалую роль в образова- нии ряда государств, среди которых — варварские коро- левства времен раннего средневековья, Золотая Орда, Ве- ликое княжество Литовское и другие.
Органическая теория, основоположником которой был английский социолог и философ Герберт Спенсер, рассмат- ривает государство как результат эволюции природы. Бу- дучи частью природы, человек вел борьбу за выживание. Средством выживания и приспособления к окружающей природе стало объединение людей в единый организм - государство. Подобно живому организму государство раз-
вивается, специализируются его органы, оно стареет и уми- рает. Правительство играет в государстве ту же роль, что и мозг у человека, земледелие и ремесло представляют си- стему органов питания, транспорт и связь — распредели- тельную систему государства и т. д.
Современная юриспруденция до сих пор использует от- дельные элементы концепции Спенсера. В частности, во многих определениях государство характеризуется как система взаимосвязанных специализированных органов.
В XIX в. усилиями Карла Маркса и Фридриха Энгель- са была создана классовая (экономическая) теория про- исхождения государства и права. С их точки зрения госу- дарство и право возникли одновременно в силу появления частной собственности и раскола общества на классы. Государство и право стали инструментом защиты интере- сов экономически господствующих классов. В будущем, с установлением диктатуры пролетариата и уничтожением частной собственности, надобность в государстве и праве отпадет. В коммунистическом обществе граждане будут взаимодействовать на основе самоуправления, а норматив- ным регулятором их поведения будет мораль.
Классовая теория имеет определенные достоинства, в частности, она привлекает внимание к важнейшему фак- тору возникновения государства и права — уровню разви- тия экономических отношений.
Психологическая теория, которую предложил русско- польский юрист Лев Петражицкий, объясняет возникно- вение права свойствами человеческой психики. Право, с его точки зрения, возникло из эмоций и переживаний че- ловека, его представлений о должном и недолжном пове- дении. Возникновение государства связано с потребнос- тью человека жить в коллективе, психологической зави- симостью большинства людей от мнения и авторитета
лидера.
Кризисная теория.В XX веке была разработана тео- рия, которая попыталась связать воедино географический, демографический, экономический, технологический факто- ры исторического развития. С точки зрения авторов кри- зисной теории точкой отсчета в образовании государства и права служит неолитическая революция. Хотя эта тео- рия происхождения государства и права является наибо- лее обоснованной данными современной науки, она так же не в состоянии дать исчерпывающие ответы на все вопро-
сы, которые поставила перед наукой такая сложная про- блема, как происхождение государства и права.
|