ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА Форма правления и форма государственного устройства дают представление об организации государства, его внеш- ней форме. Реальная же сущность институтов государ- ства, действительное состояние демократии находят вы- ражение в понятии государственного режима.
форма государственного режима —это совокупность приемов и методов осуществления государственной влас- ти. Существует множество классификаций государствен- ных режимов, из которых наиболее распространенная — деление государств на демократические и антидемократи- ческие (авторитарные и тоталитарные).
Характер государственного режима определяется не только правовыми нормами, но и существующей в стране политической системой, уровнем политической и право- вой культуры населения. Однако определяющим факто- ром служит характер государственной власти.
Различают следующие разновидности форм государ- ственного режима:
1) демократический режим, для которого характер- ны: реальность политических прав и свобод граждан; по- литический и идеологический плюрализм1; формирование органов власти путем свободных всеобщих выборов; раз- деление властей; деятельность и власти, и оппозиции в строго конституционных рамках.
Такая разновидность государственного режима типич- на для государств Западной, Северной и Центральной Ев- ропы, Северной Америки. Отдельные параметры демокра- тического режима достигнуты постсоциалистическими странами;
2) антидемократический режим, который делится на авторитарный и тоталитарный. Характерными признаками авторитарного режима являются: ограни- чение объема политических прав и свобод; ограниченный политический и идеологический плюрализм (например, дозволено существование только двух партий); фактиче- ское, а порой и формальное отсутствие разделения влас-
1 Плюрализм (от лат. р!игаИ8 — множественный) — много- образие мнений, взглядов, партий как принцип общественного строя.
М р и и
Ф 34 ^
8^ X
Пи
р ы 2 х
§§11 Й8§ I ?
| О» Р Ч Р М О
о ^ та Зч
Н Р р О
1|
К v
| со о
со
ликое переселение народов»).
| ционных процессов начала I тысячелетия нашей эры («ве-
| тичная государственность погибла в результате общего кризиса рабовладельческого хозяйства и мощных мигра-
| ничали между собой. Именно они заложили основы госу- дарственности на территории современной Украины. Ан-
| этническому составу и формам эти государства сотруд-
| античные (греческие, затем римские) города-государства Олъвия, Херсонес, Тира, Боспорское царство. Разные по
| черноморье и Приазовье сложились Скифское государство,
| хранились в трипольской культуре. В первом тысячелетии до нашей эры в Северном При-
| древних земледельческих цивилизаций, следы которой со-
| дуречье Днепра и Днестра — родина одной из наиболее
| Зарождение государственности на территории современ- ной Украины уходит во времена далекой древности. Меж-
| 1.15. ГОСУДАРСТВА, СУЩЕСТВОВАВШИЕ НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ
| м та о и >-
о о ^ а о
а а к § в
3 а " а л
• а в- р -
К о и
в та а
р
а м и
ф
Ь)
§1Г
?8|«8
Тоталитарный
ы а Ф р
в л та я
Р О и
о * р
я ° а 8
а ^з м р
О Г™* ТО 1-Г^
>< Я 8« ^
>-4 ;Ф .. И
35 *
|
о о "2
*•* \^А СО
в
ф X и Ч* Я Р О м
о ад* §1§
§ Ф О
в а р
Е о ^
<т> н 3
р 12 м
| Оо « 8^|
м
Е
п
О О
X
с
2 о
СО
В VI-VIII ст. н.э. сложились предпосылки для форми- рования государственности восточнославянских племен. В VI в. началась история Киевской Руси — государства, объединившего под своей властью все восточнославянские племена. По своей форме Киевская Русь была доклассо- вым государством, возникшим на общинной основе и со- четавшим черты унитарного и федеративного государства. Отдельные ее части (княжества) обладали известной са- мостоятельностью притом, что правящей была одна дина- стия киевских князей. В XII в. начался период раздроб- ленности и распада Киевской Руси.
Вторая держава на территории современной Украи- ны — Галицко-Волынское княжество, образованное в 1199 г. путем объединения самостоятельных Галицко- го и Волынского княжеств. Галицко-Волынское княже- ство продолжило политико-правовые традиции Киевской Руси. В период своего наивысшего расцвета оно объеди- няло под своею властью практически все украинские земли. В XIII в. украинские земли переживали наше- ствие монголо-татар, трагическим результатом которого стала утрата Галицко-Волынским княжеством полити- ческой самостоятельности. Галицко-волынский князь, как и другие русские князья, стал данником и вассалом Зо- лотой Орды.
В XIV в., в силу ослабления Золотой Орды украинские земли были захвачены и инкорпорированы в состав Польско- го королевства и Великого княжества Литовского. Са- мостоятельное политическое развитие украинского народа прервалось. В XVI ст. Польша и Литва объединились, со- здав своеобразное федеративное государство — Речь По- сполитую, в составе которого украинские земли находи- лись под управлением польской администрации.
В середине XVII в. в результате Освободительной войны украинского народа под руководством Богдана Хмельниц- кого была создана Украинская Казацко гетманская дер- жава. Будучи суверенной во внутренних и частично — во внешних делах, она вошла в состав Московского государ- ства на условиях сохранения автономии. В течение вто- рой половины XVII-XVIII ст.ст. автономные права Укра- ины постепенно ограничивались царским правительством. Ликвидация Запорожской Сечи, гетманства, полково-со- тенного строя, собственного войска во второй половине XVIII ст. привели к утрате автономии. В связи с разде-
лом Речи Посполитой и началом распада Османской им- перии Правобережная Украина и причерноморские земли вошли в состав России, а западные украинские земли — в состав империи Габсбургов (с 1806 г. — Австрийская, а с 1867 г. — Австро-Венгерская империя). Как вРос- сийской, так и в Австрийской (Австро-Венгерской) импе- рии украинские земли были лишены национальной авто- номии.
Возрождение национального украинского государства началось в 1917 г. после Февральской революции в Рос- сии. Созданная в марте 1917 г. Центральная Рада быст- ро и неуклонно эволюционировала в орган представитель- ной власти Украины. Образованный Центральной Радой Генеральный Секретариат приобрел черты правительства Украины. В ноябре 1917 г. III Универсал Центральной Рады провозгласил создание Украинской Народной Рес- публики. Предполагалось, что она станет составной час- тью федеративной России, но конфликт с новым прави- тельством России — Советом Народных Комиссаров — привел к отказу от этой идеи и в январе 1918 г. IV Универсал Центральной Рады объявил независимость УНР. В апреле 1918 г. Центральная Р'ада приняла де- мократическую по своей сути Конституцию УНР.
Внутренние и внешние факторы повлекли за собой ги- бель УНР. 29 апреля 1918 г. в результате государствен- ного переворота к власти пришел Павел Скоропадский, провозглашенный гетманом Украинской державы. Ук- раинская держава времен гетманата имела черты личной диктатуры.
Распад Австро-Венгерской империи и создание на ее территории национальных государств затронули западно- украинские земли, где в ноябре 1918 г. была провозгла- шена Западно-Украинская Народная Республика. Вян- варе 1919 г. возрожденная после антигетманского восста- ния УНР и ЗУНР объединились, хоть и в значительной степени формально, в единую Украинскую Народную Рес- публику. Во главе УНР стоял коллективный орган — Директория, но в условиях почти постоянных военных действий режим в УНР эволюционировал в сторону дик- татуры.
Национальная государственность Украины не утверди- лась в силу целого ряда внутренних и внешних причин. Параллельно с национальными государственными обра-
зованиями в 1917-1920 гг. существовали органы Совет- ской власти, копировавшие соответствующие российские учреждения. В декабре 1917 г. I Всеукраинский съезд Советов провозгласил установление Советской власти в Украине, а в марте 1919 г. была принята первая Консти- туция Украинской Социалистической Советской Респуб- лики. В 1922 г. УССР вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик. Советская форма государ- ства просуществовала в Украине вплоть до начала воз- рождения суверенитета и независимости Украины в 1990— 1991 гг.
Декларация о государственном суверенитете Украины 16 июля 1990 г. положила начало возрождению государ- ственности украинского народа. 24 августа 1991 г. Вер- ховная Рада Украины провозгласила независимость Ук- раины. Важнейшей вехой на пути становления украин- ской государственности стало принятие 28 июня 1996 г. Конституции, закрепившей республиканскую форму прав- ления, унитарную форму государственного устройства, де- мократический государственный режим в Украине.
1.16. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Понятие «гражданское общество» отличается от поня- тия «общество». Общество как свойственный только че- ловеку механизм общения и коллективной деятельности, возникло задолго до появления государства. Гражданское общество — это качественное состояние общества, сло- жившееся в ряде государств (прежде всего — западноев- ропейских) в Новое время. В досовременных государствах существовали только отдельные элементы гражданского общества (например, подчиненность государственных ор- ганов обществу в Древних Афинах, развитое частное пра- во в Древнем Риме).
Гражданское общество— это сообщество свободных индивидов, негосударственных объединений граждан и сфера отношений между ними, независимая от государственного вмешательства. В широком смысле слова гражданское общество включает в себя все, до чего «не доходят руки» государства.
У гражданского общества, как сложного явления, есть своя структура, которую составляют:
1) свободные, равноправные, самостоятельные ин- дивиды. В личностном отношении член гражданского общества — это свободный человек, обладающий чувством личного достоинства. В экономическом плане его само- стоятельность проявляется в том, что он выступает одно- временно как собственник и труженик. Он обладает сред- ствами, необходимыми для нормального существования, и готов взять на себя риск ведения своего дела, ответствен- ность за себя и свою семью. Политический аспект свобо- ды индивида заключается в его независимости от государ- ства и возможности участвовать в управлении государ- ственными делами;
2) негосударственные объединения граждан (семья, церковь, партии, профсоюзы, клубы, движения). В граж- данском обществе каждый имеет возможность удовлетво- рить извечную тягу человека к общению — по возраст- ным, интеллектуальным, экономическим, спортивным, ре- лигиозным, политическим интересам;
3) общественные отношения между индивидами и их объединениями, развивающиеся на основе равенства и самоуправления. Отношения в среде гражданского обще- ства чрезвычайно многообразны: хозяйственные, экономи- ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, пра- вовые, политические. Характерно, что здесь преобладают не вертикальные (по подчиненности), а горизонтальные (равнопартнерские и конкурентные) связи. В эту сферу деятельности людей государства вмешивается лишь тогда, когда обществу или отдельным людям грозит опасность, когда общество не может самостоятельно справиться с какой-то проблемой.
Таким образом, гражданское общество — это главным образом социально-экономическая и личная сфера жиз- недеятельности людей, свободная от государственного вмешательства.
Весьма острой является проблема взаимоотношений гражданского общества и государства. Равноправное парт- нерство между ними невозможно, так как любая государ- ственная власть постоянно стремится к самовозрастанию и подчинению себе общества. Поэтому либо гражданское общество формирует и контролирует государство, либо го-
сударство поглощает общество и тогда оно перестает быть гражданским.
Гражданскому обществу соответствует тип государства, который именуют правовым. В этом смысле правовое го-' сударство — это система органов и институтов, которые гарантируют и защищают нормальное функционирование гражданского общества. Контроль гражданского общества над государством осуществляется при помощи полити- ческих партий (особенно оппозиционных), средств массо- вой информации, свободных демократических выборов.
1.17. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Правовое государство— это такое государство, в кото- ром наиболее полно обеспечены права и свободы личнос- ти, а государственная власть основана на праве, связана правом и осуществляется в правовых формах. Основные признаки правового государства: 1) широкий спектр прав и свобод личности, гаранти- рованных и обеспечиваемых государством, равенство граж- дан перед законом, доступность правовой защиты для каж- дого гражданина, ограничение вмешательства государства в сферу частной инициативы; .
2) верховенство правового закона в системе норма- тивно-правовых актов. Правовым является только такой закон, который содержит равную для всех меру свободы и справедливости. Иначе говоря, это справедливый и гуман- ный закон, перед которым все равны;
3) демократический, легальный способ формирования власти. Органы власти правового государства, как прави- ло, формируются путем выборов, а назначения на государ- ственные должности осуществляются с соблюдением за- конной процедуры. Свободные всеобщие выборы — важ- нейшее средство контроля общества над государственной властью. В правовом государстве невозможны государствен- ные перевороты, закулисные сделки о формировании орга- нов власти;
4) разделение властей. Каждая из ветвей власти (за- конодательная, исполнительная, судебная) формируется и действует в относительной независимости друг от друга. Разделение властей означает также наличие строго очер- 36
ченного круга полномочий и границ деятельности для каж- дой из ветвей власти;
5) связанность власти правом. Власть правового го- сударства действует по принципу «разрешено только то, что прямо дозволено законом». Правовое государство вы- ступает в качестве такого типа государства, власть кото- рого основана на праве, ограничивается с помощью права и осуществляется в правовых формах;
6) высокий уровень общей и правовой культуры граж- дан. Только в таком случае возможно сознательное, ком- петентное участие граждан в управлении государственны- ми и общественными делами, уважение к закону, правам и свободам сограждан;
7) взаимная ответственность государства и лич- ности. Ответственность личности перед государством су- ществует при любом типе государства. Но только в пра- вовом государстве возможна ответственность государствен- ной власти перед личностью в случае нарушения государством прав, свобод и законных интересов личнос- ти. Она реализуется при помощи подачи иска к государ- ству и его органам, обращения в суд, в том числе и в международные судебные органы.
8) высокое положение суда в обществе и государ- стве. Суд должен быть арбитром во взаимоотношениях между гражданами и государством. Деятельность суда дол- жна основываться на таких принципах, как коллегиаль- ность, презумпция невиновности, состязательность, равен- ство сторон, обжалование принятых решений и др.
Правовое государство — это идеал, который пока не достигнут даже в самых развитых государствах. Тем не менее, конституционное закрепление этого идеала обязы- вает государственную власть к законным, справедливым действиям на общее благо.
1.18. ИСТОРИЯ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Еще мыслители древности подметили особенность го- сударственной власти — ее стремление к самовозраста- нию, к подчинению себе всех сфер жизнедеятельности об- щества. Не случайно в произведениях Томаса Гоббса (XVII век) государство отождествляется с библейским чудови-
щем — Левиафаном, которое поглощает все, что попадает- ся на его пути.
В качестве одного из заслонов на пути всепоглощаю- щего государства мыслители прошлого и настоящего на- зывали право.
Отдельные аспекты теории правового государства выя- вили античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон. Платон и Аристотель первыми поставили вопрос о воз- можности существования правильных и неправильных (не соответствующих праву) государств. С точки зрения Пла- тона, справедливо устроенное, правильное государство по- добно справедливому человеку. Аристотель утверждал, что правильное государство — есть прекрасное и свободное общение ради благой жизни. Цицерону принадлежит пер- вое из известных нам определений государства как пра- вового объединения людей.
Деятели раннебуржуазных революций и эпохи Просве- щения (Джон Лильберн, Джон Локк, Шарль-Луи Монтес- кье) разработали идеи о важнейших компонентах право- вого государства, а именно — теорию прав человека и идею разделения властей.
Джон Лильберн (середина XVII века) впервые ввел в оборот понятие «права человека». С его точки зрения, свобода слова, совести, печати, петиций, торговли, равен- ство перед законом и судом, право собственности состав- ляют прирожденные (данные не государством, а Богом и природой) права человека. Джон Локк (вторая половина XVII века) разработал учение о гарантиях обеспечения прав человека, которыми являются: законность, разделе- ние властей, право народа на сопротивление незаконным проявлениям власти. Шарль-Луи Монтескье обосновал идею верховенства конституции в государстве, идею разде- ления властей как гарантии против тирании.
Философское обоснование идеи правового государства традиционно связывают с именем Иммануила Канта. Со- гласно определению Канта государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам.
Термин «правовое государство» ввели в научный и по- литический оборот немецкие ученые XIX века Карл-Тео- дор Велькер и Роберт фон Моль. По определению после- днего, правовое государство — это государство, основанное на закреплении в конституции прав и свобод граждан.
Идея правового государства получила развитие в тру- дах известного украинского юриста Богдана Александро- вича Кистяковского. С его точки зрения правовое госу- дарство — это конституционное государство. «В консти- туционном государстве власть, становясь правовой, принципиально отличается от власти в исторически пред- шествующих конституционному государству типах госу- дарства... В конституционном государстве власть переста- ет быть фактически господством людей и становится гос- подством правовых норм».
В ряде конституций современных государств (Герма- ния, Испания, Украина) идея правового государства пря- мо закреплена, в конституциях других государств (Авст- рия, Греция, Франция) она получила косвенное отраже- ние. Но даже там, где идея правового государства формально не закреплена в конституции, она фактически реализуется в правовом статусе личности, системе и дея- тельности органов государственной власти.
1.19. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ
В первобытном обществе права и обязанности челове- ка практически полностью совпадали. Человек не воспри- нимал себя и не воспринимался другими как индивиду- альность: он был всего лишь членом родовой общины. На аграрно-традиционном этапе развития цивилизации проблема прав человека ставилась только в идейно-теоре- тическом плане. Лишь немногие мыслители, достаточно обеспеченные материально и обладавшие досугом для раз- мышлений, понимали ценность свободы, равенства, досто- инства человека. Право, наоборот, фиксировало и защи- щало неравенство людей, доходя до утверждений о том, что в «рабе все человеческое умирает», что «крепостные находятся вне общества». Права трактовались как при- вилегии, дарованные властью отдельным социальным группам: феодалам, горожанам, — а то и отдельным ли- цам. Яркий пример тому приводит Марк Твен в своем знаменитом романе «Принц и нищий»: спаситель принца Эдуарда получил право сидеть в присутствии короля.
Понимание прав человека как свойств, зависящих от человеческой природы, а не от милости властителя, при-
шло только в эпоху Просвещения и раннебуржуазных ре- волюций (ХУП-ХУШ вв.)- Тогда впервые юридически были закреплены отдельные права человека. Так, английский Билль о правах 1689 г. — акт, в основном посвященный деятельности парламента, — содержал положения о зап- рете пыток и о праве на представление индивидуальных петиций к королю.
Первый систематизированный свод прав человека со- держала Вирджинская декларация (вводная часть Кон- ституции американского штата Вирджиния 1776 г.). Она открывалась словами: «Все люди по природе одинаково свободны и независимы и обладают известными неотъем- лемыми правами, а именно: правами пользования жиз- нью и свободой, средствами приобретения и владения иму- ществом и правами добиваться и обретать счастье и бе- зопасность». В последующих параграфах декларации закреплялись равенство и ликвидация наследственных привилегий, избирательное право и право на участие в управлении государственными делами, личная непри- косновенность и неприкосновенность жилища, свобода со- вести, свобода печати, право на справедливый суд при- сяжных.
В 1789 г. французская Декларация прав человека и гражданина признала в качестве неотъемлемых и неот- чуждаемых прав свободу личности, собственность, безопас- ность и сопротивление угнетению. К числу прав гражда- нина авторы декларации отнесли свободу печати, право на отправление государственных должностей, участие в формировании государственного бюджета.
В 1789-1791 гг. первая в мире формальная конститу- ция — Конституция США — была дополнена первыми 10 поправками, получившими общее название Билль о пра- вах. Он гарантировал американским гражданам свободу совести, печати, собраний, петиций, право на ношение ору- жия (что уравнивало американцев с английскими дворя- нами), устанавливал гарантии неприкосновенности лич- ности, имущества, жилища, правила должной судебной про- цедуры. После окончания гражданской войны между Севером и Югом (1861-1865 гг.) ХШ-ХУ поправки к Конституции США отменили рабство и дискриминацию граждан на выборах по признаку цвета кожи, расы или подневольности.
В XIX в. личные, экономические и политические пра- ва получили формально-юридическое закрепление в боль- шинстве действующих конституций. Тем самым был за- вершен этап формирования первого поколения прав че- ловека.
С середины XIX в., в условиях индустриальной рево- люции и возрастания численности и значения армии на- емного труда, в ряде государств постепенно складывается группа социальных и культурных прав человека. Так, Конституция Франции 1848 г. фиксировала право на сво- бодный труд, на социальную помощь по случаю безрабо- тицы, старости, сиротства, инвалидности; во Франкфурт- ской Конституции Германии (1849 г.) закреплялось пра- во на бесплатное начальное образование.
Конституционное закрепление обширной группы соци- альных и культурных прав: на труд и отдых, бесплатное образование, материальное обеспечение по случаю потери трудоспособности, на охрану материнства и детства — яв- ляется одним из немногочисленных достижений перед человечеством СССР и других стран марксистского соци- ализма. В большинстве стран Западной Европы и Север- ной Америки социальные права человека получили при- знание после второй мировой войны. Этот комплекс прав принято называть вторым поколением прав человека.
Личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права человека подтверждены и гарантированы Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. и Международной Хартией прав человека (состо- ит из ряда международных пактов и протоколов к ним, открытых для подписания в 1960-х гг.). Они признаны большинством стран мира.
Вторая половина XX в. была отмечена, с одной сторо- ны, ростом национально-освободительного движения, по- влекшим распад колониальных империй. С другой сторо- ны, обострились глобальные проблемы: терроризм, нара- щивание вооружений, загрязнение окружающей среды и грозящее исчерпание природных ресурсов, бедность, голод, неизлечимые болезни. Человечество все более осознает себя как целостное явление, приходит к пониманию того, что преодоление кризисных явлений зависит от общих уси- лий народов. Юридическим выражением процесса глоба- лизации стало формирование третьего поколения прав человека. К ним относят закрепленные в международных
документах коллективные права: на мир и безопасность, независимость и свободное развитие, на здоровую окру- жающую среду, на доступ к экономическому, научному и культурному потенциалу человечества.
Три поколения прав человека тесно взаимосвязаны. Любые коллективные права никоим образом не должны ущемлять права и свободы отдельной личности.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО
|