Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

СИСТЕМА ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРА.

ПОНЯТИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА И ПРАВОВОГО

ИНСТИТУТА

Одним из важнейших свойств права является его
системность, т.е. деление права на отдельные структур-
ные элементы, согласованные и взаимосвязанные. Сис-
темное построение права имеет важное значение, так как
позволяет более полно и точно истолковать отдельно
взятую норму права и правильно применить ее на прак-
тике.

Система права— это внутренняя структура действую-
щего права, состоящая из отраслей, институтов и норм

права.

Центральным звеном системы права является от-
расль
— крупная упорядоченная совокупность право-
вых норм, регулирующих определенную область обще-
ственных отношений.

В основе деления права на отрасли и институты лежат
два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Каждая отрасль имеет свой набор принципов и общих
положений, специфических средств и приемов правового
регулирования.

Предмет правового регулирования -- это область
общественных отношений, которую регулирует данная от-
расль, это то, что подлежит регулированию. Например,
отрасль гражданского права Украины регулирует имуще-
ственные и личные неимущественные отношения граждан
и юридических лиц.

Предмет правового регулирования уникален для каж-
дой отрасли права.

Метод правового регулирования — это приемы и спо-
собы воздействия права на общественные отношения, это
то, как право влияет на них. Например, для метода право-
вого регулирования в гражданском праве характерны ра-
венство участников отношений, диспозитивность право-
вых норм.

Основные методы правового регулирования:

1) императивный метод это метод безусловных
властных предписаний, устанавливающий, как правило,
обязанности и запреты. Он используется главным обра-
зом в уголовном, административном и некоторых других
отраслях права. Императивные нормы права не могут быть




изменены по договоренности между участниками правово-
го отношения;

2) диспозитивный метод противоположен импера-
тивному. Он дает субъектам возможность выбора вари-
антов поведения в рамках закона. Этот метод в боль-
шей степени присущ гражданскому, коммерческому пра-
ву и т. д. Например, ст.413 действующего Гражданского
кодекса Украины гласит: «Договор хранения считается
безвозмездным, если иное не установлено законом или
договором».

К этим основным методам правового регулирования
восходят иные методы, которые тоже составляют пары
противоположностей:

1) метод поощрений (стимулов) и метод ограниче-
ний.
Метод поощрений свойственен, в основном, трудовому
праву, где действуют льготные системы, направленные на
стимулирование моральной и материальной заинтересо-
ванности работников. Метод ограничений предусматрива-
ет установление запретов и наказаний за нарушение зап-
ретов, что свойственно административному и уголовному
праву;

2) метод координации и метод субординации. Ме-
тод координации типичен для процессуальных отраслей
права, где истец и ответчик, другие участники судебного
разбирательства находятся в одинаковом процессуальном
положении друг перед другом, законом и судом, их отно-
шения характеризуются самостоятельностью. Этот метод
характерен также для гражданского и семейного права:
участники гражданского договора не подчинены друг дру-
гу, супруги имеют равные права и обязанности. Метод су-
бординации характерен для административного права. Он
предполагает неравенство участников правового отноше-
ния, подчиненность одного из них другому.

Для каждой отрасли права характерен свой набор ме-
тодов правового регулирования.

Чем более развитой является система права, тем боль-
ше отраслей включает она в себя. Наряду с базовыми (про-
филирующими) отраслями права Украины: конституцион-
ным, административным, гражданским, уголовным — фор-
мируются такие новые отрасли права, как налоговое,
муниципальное, предпринимательское и др.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой под-
систему, состоящую из институтов права.


Институт права— упорядоченная совокупность норм
права, регулирующих определенный вид общественных
отношений. Например, отрасль гражданского права Украи-
ны включает такие институты, как институт права соб-
ственности, институт авторского права, институт обяза-
тельственного права, институт наследования и др.

Институт права состоит из норм права, которые явля-
ются первичными элементами, ячейками системы права.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОСНОВНЫХ ОТРАСЛЕЙ ПРАВА

УКРАИНЫ

Отрасли права Украины — это наиболее крупные струк-
турные подразделения национальной системы права, регу-
лирующие обширные сферы общественных отношений. К
основным, фундаментальным отраслям права Украины
следует отнести:

1) конституционное право. Предмет правового регу-
лирования данной отрасли: закрепление основ обще-
ственного строя; правовой статус человека и гражданина;
формирование, структура и функции органов законодатель-
ной, исполнительной и судебной власти. Главный источ-
ник права отрасли конституционного права — Конститу-
ция Украины;

2) административное право. Предмет правового ре-
гулирования — общественные отношения в сфере госу-
дарственного управления. Кроме того, данная отрасль си-
стемы права Украины устанавливает ответственность за
административные правонарушения. Особенность данной
отрасли — отсутствие «главного» кодифицированного акта,
огромное количество подзаконных актов;

3) финансовое право. Предмет правового регулирова-
ния данной отрасли — финансовые отношения, т.е. фор-
мирование и исполнение государственного и местных бюд-
жетов, денежное обращение, налоги. Для данной отрасли
права, весьма тесно соприкасающейся с административ-
ным правом, также характерна множественность источ-
ников права;

4) уголовное право. Данная отрасль права определяет
преступность и наказуемость деяний, основания и усло-
вия привлечения к уголовной ответственности. Особен-


ность данной отрасли — наличие единственного источни-
ка права, которым является Уголовный кодекс;

5) уголовно-процессуальное право. Предмет правово-
го регулирования данной отрасли — отношения, возни-
кающие в ходе предварительного и судебного следствия
по раскрытию и рассмотрению уголовных дел. Основной
нормативно-правовой акт — Уголовно-процессуальный
кодекс;

6) гражданско-процессуальное право. Предмет право-
вого регулирования — отношения, возникающие в про-
цессе разрешения споров по гражданским делам, а также
по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным де-
лам. Основной нормативно-правовой акт — Гражданско-
процессуальный кодекс.

Все вышеназванные отрасли права относятся к право-
вому образованию, которое, следуя римским юристам, при-
нято называть публичным правом. Во всех отраслях пуб-
личного права преобладают императивный метод право-
вого регулирования, а также метод субординации.

7) земельное право. Предмет правового регулирования
отрасли — отношения, возникающие в сфере землепользо-
вания и землеустройства. Основной нормативный акт —
Земельный кодекс. Методы правового регулирования —
как императивный, так и диспозитивный;

8) экологическое (природоохранное) право. Предмет
правового регулирования — отношения, возникающие в
области использования и охраны природных ресурсов.
Единый кодифицированный акт в данной отрасли права
отсутствует. Основные источники — Лесной и Водный
кодексы, Кодекс о недрах, Закон Украины «Об охране ок-
ружающей природной среды» и многочисленные законы.
Методы правового регулирования аналогичны отрасли зе-
мельного права;

9) трудовое право. Предмет правового регулирования
Данной отрасли — отношения, возникающие в процессе
трудовой деятельности (между собственником и работни-
ком или коллективом работников, между работниками).
Подотраслью трудового права является право социально-
го обеспечения и социальной защиты населения. Основ-
ные нормативно-правовые акты — Кодекс законов о тру-
Де, Законы Украины «Об отпусках», «О пенсиях» и др.
Методы правового регулирования разнообразны — импе-
ративный, диспозитивный, метод поощрения;


 




10) гражданское право. Предмет правового регулиро-
вания — имущественные и личные неимущественные от-
ношения, возникающие между физическими и юридиче-
скими лицами. Основной нормативно-правовой акт дан-
ной отрасли — Гражданский кодекс;

11) семейное право. Предмет правового регулирова-
ния — отношения между супругами, родителями и деть-
ми. Основной нормативно-правовой акт в этой отрасли
права — Кодекс о браке и семье.

Гражданское и семейное право составляют правовое
образование, именуемое частным правом. Для частного
права характерны такие методы правового регулирования,
как диспозитивный метод и метод равенства сторон.

2.14. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-
ПРАВОВЫХ АКТОВ, ЕЕ ЦЕЛИ И ВИДЫ

Система законодательства любого современного госу-
дарства содержит огромное количество нормативно-пра-
вовых актов. Издание законов и подзаконных актов яв-
ляется постоянным и непрерывным процессом. Поэтому
нередки несогласованность и противоречия между ними.
Для удобства пользования нормативно-правовой базой
необходимо привести её в определенную систему, иначе
говоря — осуществить систематизацию.

Систематизация— это деятельность, направленная на
упорядочение и усовершенствование нормативно-правовых
актов, приведение их в определенную согласованную сис-
тему.

Существуют следующие основные формы системати-
зации:

1) инкорпорация — это объединение нормативно-пра-
вовых актов без их изменения в сборник по алфавитно-
му, тематическому (предметному) или хронологическому
критерию. Инкорпорация может осуществляться госу-
дарственным органом (официальная инкорпорация) и не-
государственными организациями, частными лицами (нео-
фициальная инкорпорация). Примером официальной ин-
корпорации являются «В1домост1 Верховно! Ради
Украши», где все принимаемые Верховной Радой акты
расположены в строгой хронологической последователь-
ности;


 

2) кодификация — создание нового логически цельно-
го нормативно-правового акта (кодекса) на основе преды-
дущих актов, с частичным или полным изменением их
содержания, устранением пробелов и противоречий. Ина-
че говоря, кодификация — один из приемов правотворче-
ства. Этот вид систематизации может осуществляться толь-
ко государством;

3) консолидация — принятие укрупненного унифици-
рованного акта на основе объединения норм разрознен-
ных актов. При этом новые нормы не создаются, всего
лишь устраняются повторы. Эта форма систематизации с
успехом применяется в англоязычных странах. В нашей
стране было бы целесообразно принятие консолидирован-
ных актов по вопросам налоговой, социальной политики.

2.15. ВАЖНЕЙШИЕ ПРАВОВЫЕ ПАМЯТНИКИ
УКРАИНЫ 1Х-ХХ вв.

Во времена Киевской Руси основным способом регули-
рования общественных отношений был обычай. Летопис-
ные данные содержат сведения о законодательной дея-
тельности князей. Первым систематизированным сводом
правовых обычаев и княжеских предписаний, дошедшим
до наших дней, является Русская Правда. Ее написание
связывают с именами Ярослава Мудрого, его сыновей —
Ярославичей, и внука — Владимира Мономаха (XI — пер-
вая треть XII вв.). Русская Правда фиксировала зарожде-
ние сословного неравенства, защищала право собственности,
содержала правила заключения наиболее распространен-
ных договоров, устанавливала наказание за преступления.
Русская Правда продолжала действовать в княжеских
государствах, возникших на территории Киевской Руси в
Х11-Х1У вв., а также на украинских землях в составе
Великого княжества Литовского.

В XVI в. правители Великого княжества Литовского
осуществили масштабную систематизацию действовавших
в государстве правовых норм, результатом которой стало
принятие трех статутов Великого княжества Литовского.
Статут 1529 г. содержал нормы государственного, ад-
министративного, гражданского, семейного, уголовного и
процессуального права. В 1566 и 1588 гг. Статут суще-
ственно перерабатывался (в историю эти новые система-


 




тизированные сборники вошли под названиями // и III
Статутов Великого княжества Литовского.
Эти Ста-
туты представляли собой правовые памятники не толь-
ко литовского, но и украинского, и белорусского наро-
дов. Написаны они были на старорусском языке. Со-
зданные в феодальном государстве, Статуты были
направлены в основном на охрану интересов и приви-
легий шляхты. Вместе с тем они содержали прогрес-
сивные для своего времени положения: о законных ог-
раничениях власти князя, об отказе от заочного обвине-
ния, о распространении действия закона на всю
территорию страны и на все население. Статут Велико-
го княжества Литовского 1588 г. действовал на укра-
инских землях до 1832 г., а в Полтавской и Чернигов-
ской губерниях нормы наследственного права Статута
1588 г. действовали до марта 1917 г.

В украинских городах, имеющих самоуправление, дей-
ствовало городское (магдебургское) право, созданное пу-
тем слияния местных правовых обычаев и заимствова-
ний иноземных правовых норм. Сборник права немецкого
города Магдебург был образцом средневекового городско-
го права и широко использовался в Украине. На украин-
ских землях магдебургское право окончательно было уп-
разднено в 1831 г.

Вхождение украинских земель в состав Российского
государства было оформлено нормативным договором, во-
шедшим в историю под названием «Мартовские ста-
тьи»
(1654). Этот правовой акт содержал условия сохра-
нения автономного общественного и государственного
строя Украины: права и привилегии сословий, выборное
пожизненное гетманство, собственную систему права, ар-
мию.

В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа
Орлика — сопровождались заключением договора между
гетманом и казачьей радой. Конституция Пилипа Ор-
лика
стала первым в истории Украины конституцион-
ным актом. Она предусматривала: независимость Украи-
ны от Московского государства; регулярный созыв казац-
кого парламента; независимый, равный для всех, включая
гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Кон-
ституция Пилипа Орлика целиком соответствовала евро-
пейским тенденциям создания конституционного государ-
ства и «просвещенного правления». К сожалению, в силу


утраты автономии Украины этот конституционный акт
не был реализован.

В XVIII в. царское правительство поддержало инициа-
тиву казачьей старшины и украинской шляхты о новой
систематизации права. В течение 1728—1743 гг. был со-
здан свод правовых норм под названием «Права, по ко-
торым судится малороссийский народ».
По своим юри-
дическим качествам свод представлял собой выдающий-
ся документ. Он имел четкую структуру, алфавитный
указатель, включал иерархию казачьих чинов. Свод 174.3 г..
содержал нормы административного, гражданского, уголов-
ного и процессуального права и был направлен на укреп-
ление автономии Украины в составе России. Последнее
стало причиной отказа царского правительства утвердить
«Права, по которым судится малороссийский народ». Одна-
ко в судебной и административной практике Свод 1743 г.
использовался как комментарий к действовавшим на ук-
раинских землях Статуту, 1588 г., магдебургскому праву,
царским указам.

В начале XIX в. в общем русле кодификационных ра-
бот в России была проведена кодификация гражданского
и семейного права Левобережной Украины. Она получила
название «Собрание малороссийских прав» (1807 г.).
Официально этот сборник не был утвержден и позднее
частично вошел в Свод законов Российской империи.

В XIX в. произошла унификация права, как в Россий-
ской, так и в Австрийской империях, которая прервала
процесс развития украинского права.

Восстановление самостоятельного правотворчества в
Украине связано с возрождением украинской государ-
ственности в 1917-1920 гг. Первостепенное значение
имели Универсалы Центральной рады. / Универсал (июнь
1917 г.) провозгласил автономию Украины в составе Рос-
сии. II Универсал (июль 1917 г.) определял компетен-
цию украинских политических органов: Центральной рйды,
Генерального секретариата, — а также их взаимодействие
с органами государственной власти России. III Универ-
сал
(ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народ-
ную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее
независимость.

29 апреля 1918 г. Центральная рада приняла Консти-
туцию (Статут о государственном строе, правах и
вольностях) УНР.
Конституция УНР содержала: широ-


кий спектр прав и свобод человека и гражданина; постро-
ение системы органов государства по принципу разделе-
ния властей на законодательную, исполнительную и су-
дебную; гарантии прав национальных меньшинств. Кон-
ституция не была введена в действие из-за государственного
перево/рота.

П.'Скоропадскому, в силу исторических обстоятельств
установившему режим личной диктатуры, не было чуждо
стремление к законности. Государственный строй гетма-
ната базировался на Грамоте ко всему украинскому
народу
и Законах о временном государственном строе
Украины
(апрель 1918 г.). В соответствии с ними: в стране
восстанавливалось право частной собственности, гаранти-
ровалось соблюдение основных личных прав; вся полнота
власти вручалась гетману временно — до созыва Учреди-
тельного собрания. В целом период гетманата отмечен
активной законотворческой деятельностью -- было ут-
верждено около 400 законов.

Директория УНР, главной задачей которой была защи-
та украинской независимости, не восстановила действие
Конституции УНР 1918 г. и не успела выработать соб-
ственный конституционный проект. Роль временной кон-
ституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украи-
ны
(28 янва.ря 1919 г.), который отошел от принципа
разделения властей и принципа юридического равенства
граждан, закрепленных в прежних конституционных ак-
тах Украины. В соответствии с Универсалом,' власть в
Украине должна была принадлежать трудовому кресть-
янству и рабочему классу.

Конституционные акты ЗУНР (1918-1919 гг.), со-
здавались в экстремальных условиях украинско-польской
войны. Поэтому они содержали только самые необходи-
мые элементы государственности: название и границы го-
сударства; высшие органы государства; принципы изби-
рательного права.

В целом, все конституционные акты Украины 1917-
1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впослед-
ствии в Украине утвердился советский тип государствен-
ности, и началось формирование социалистического типа
права. Для Конституций УССР (1919 г., 1929 г., 1937 г.,
1978 г.)
характерны: декларативность; отсутствие прин-
ципа разделения властей; закрепление однопартийной по-
литической системы; приоритет интересов государства пе-


ред интересами личности. Но самое главное, что все эти
конституции были фиктивными. В реальности государ-
ственные органы и должностные лица руководствовались
не конституцией, а документами и устными указаниями
партийного руководства.

Обретение Украиной независимости в 1991 г. стало
важнейшей предпосылкой формирования собственной на-
циональной правовой системы, ядром которой является
принятая в 1996 г. Конституция Украины. В строгом
соответствии с Конституцией в настоящее время созданы
и создаются новые кодифицированные акты практически
во всех отраслях права: Гражданский, Уголовный, Земель-
ный, Семейный, Бюджетный, Налоговый и другие важней-
шие кодексы. Их разработка и внедрение в практику по-
зволит Украине войти в правовое сообщество европейских
народов.

2.16. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
НОРМ ПРАВА

Нормы права относятся к числу социальных норм. От-
личие их от всех иных социальных норм характеризуют
следующие признаки:

1) общеобязательность. Нормы права распространя-
ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с
этими нормами или нет. Нормы права обязательны для
исполнения, независимо от признания или непризнания
их людьми;

2) формальная определенность. Нормы права четко
сформулированы и зафиксированы в официальном источ-
нике права (нормативно-правовом акте, международно-
правовом договоре и т.д.). Норма права однозначно опре-
деляет линию возможного или должного поведения свое-
го адресата. Например, ч.2 ст.27 Конституции Украины
гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жиз-
ни. Обязанность государства — защищать жизнь челове-
ка». В данном случае для всех установлен запрет посяга-
тельства на жизнь другого человека, а для государства —
обязанность обеспечить безопасность человека;

3) связь с государствам. Нормы права либо устанав-
ливаются государством (например, путем принятия зако-
на, издания подзаконного акта), либо санкционируются





(признаются) государством (например, путем ратифика-
ции международного договора). Кроме того, исполнение
норм права обеспечивается силой государственного при-
нуждения. Например, нарушение ст.185 Уголовного ко-
декса Украины (т.е. совершение кражи) влечет неблаго-
приятные для нарушителя последствия в виде применяе-
мого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ-
ляет микросистему, состоящую из гипотезы, диспозиции и
санкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с
другими, образуя целостную систему национального или
международного права.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее оп-
ределение понятия «норма права».

Норма права— это общеобязательное, формально оп-
ределенное, установленное или санкционированное госу-
дарством и обеспеченное его принудительной силой пра-
вило поведения.

Каждая система права состоит из огромного количе-
ства норм права. Нормы права отличаются не только си-
стемностью, но и специализацией — каждая из них «отве-
чает» за свой участок «работы». Для лучшей ориентации
в многообразии норм их классифицируют по определен-
ным критериям:

1) в зависимости от предмета правового регулирова-
ния
различают конституционные, уголовно-правовые, граж-
данско-правовые, административно-правовые нормы и дру-
гие отраслевые нормы;

2) в зависимости от основных методов правового ре-
гулирования
различают императивные нормы (содержа-
щие властные предписания, не допускающие никаких от-
клонений) и диспозитивные нормы (их предписания мо-
гут варьироваться по усмотрению участников отношения).
Императивные нормы характе.-рны для конституционного,
административного, уголовного права. Такие нормы не-
возможно изменить частным соглашением сторон. Дис-
позитивные нормы характерны для гражданского, семей-
ного, предпринимательского права. Их предписания ос-
тавляют право выбора линии гдоведения;

3) в зависимости от характера правового предписа-
ния,
содержащегося в норме, различают дозволительные,
обязывающие и запрещающие нормы. Дозволительная
норма предоставляет адресату нормы право совершить


какое-либо действие. Обязывающая норма содержит обя-
занность адресата нормы совершить какое-то действие.
Запрещающая норма предписывает воздержаться от ука-
занного в норме действия;

4) в зависимости от времени действия различают по-
стоянные и временные правовые нормы. Например, пер-
вые 14 разделов Конституции Украины содержат посто-
янные действующие нормы, а XV раздел Конституции -
нормы временного действия;

5) в зависимости от круга лиц, на которые распрост-
раняется действие нормы, различают общие и специаль-
ные правовые нормы. Например, Конституция Украины
содержит общие нормы, относящиеся ко всем гражданам,
а Закон Украины «О милиции» содержит специальные
нормы, касающиеся только работников милиции;

6) в зависимости от действия в пространстве раз-
личают общие и локальные правовые нормы. Например,
Конституция Украины распространяется на всю террито-
рию страны (носит общий характер), а Конституция Авто-
номной Республики Крым — только на один регион на-
шей страны (носит локальный характер) — территорию
Крыма;

7) по функциональной направленности различают
регулятивные и охранительные нормы. Регулятивные нор-
мы устанавливают права и обязанности лиц, а охрани-
тельные устанавливают вид и меру ответственности за
нарушение прав и за неисполнение обязанностей.

Таким образом, классификация норм права дает пред-
ставление об их многообразии и различных способах вли-
яния на поведение людей.

СТРУКТУРА НОРМЫ ПРАВА

Одним из признаков нормы права является систем-
ность. Будучи первичным элементом системы права, нор-
ма права сама является системой в миниатюре, то есть
имеет определенную внутреннюю организацию. В этой
микросистеме каждый из элементов имеет свое назна-
чение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные
структурные части (элементы):


 



 



1) гипотеза — часть нормы права, которая указывает
на условия (жизненные обстоятельства), при которых дан-
ная норма права вступает в действие;

2) диспозиция — часть нормы права, которая содержит
указание на линию поведения при наступлении указан-
ных в гипотезе обстоятельств;

3) санкция — часть нормы права, которая предусмат-
ривает негативные последствия в случае нарушения пред-
писания, указанного в диспозиции.

Таким образом, все элементы нормы права логически
вытекают одно из другого, образуя цельную упорядочен-
ную систему. Ее можно представить в виде словосочета-
ния «если — то — иначе». Если(гипотеза) существуют
определенные обстоятельства, то (диспозиция) следует при-
нять предписанную линию поведения, иначенаступят (сан-
кция) указанные неблагоприятные последствия.

Рассмотрим элементы правовой нормы на примере
ст. 335 Уголовного кодекса Украины, которая гласит:
«Уклонение от призыва на срочную военную службу —
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет».
Призыв на срочную военную службу — гипотеза; обязан-
ность призывника явиться для прохождения срочной во-
енной службы — диспозиция; ограничение свободы на срок
до трех лет — санкция за неисполнение обязанности.

Обращаем внимание на то, что норма права и статья
нормативно-правового акта могут не совпадать. Напри-
мер, статьи Конституции Украины, как правило, не содер-
жат санкций, они включены в иные нормативно-правовые
акты. Проанализируем ч.5 статьи 55 Конституции Укра-
ины: «Каждый имеет право любыми не запрещенными
законом средствами защищать свои права и свободы от
нарушений и противоправных посягательств». В гипотезе
указаны жизненные обстоятельства — нарушение или
противоправное посягательство на права и свободы чело-
века. Диспозиция устанавливает право каждого на само-
защиту при таких обстоятельствах. Санкция в данной
статье и в самой Конституции отсутствует, однако она
находится в других нормативно-правовых актах (в част-
ности, в Уголовном кодексе Украины).


 

ельная часть обществен^ ' КОрп°Рати*ными.
на основе норм права ~ именно онГН°ШеНИЙ СТроитс*
выми отношениями. °НИ называются право-

Правовое отношений

Урегулированное нормой прав 1 °^ественное отношение,
Дают взаимными нрШ Л^^^°Т<>Р^ обла-

права, во-

о об-

человеческом обществе меж* В°ЗНИКНУТЬ ™лько в
*« - обладателями
(правоспособности и

«о- ^^ исключительно на ос-

нет и правового отношения СТВУЮ1Чеи нормы права _

«ого драваодного липа „ г ЗЬ В ВИДе Чбъектив-

«остидругого лица >отв^ствующей ему обязан-

7~>- -

минимум одного из участников С (желание) как

вые отношения с определенной - ВСТупают в пРаво-

<шть наследство, пр^ть^Гв^ НаПРИМ6Р' П°^
товар; } выборах, приобрести

 


 




1) но отраслевому признаку выделяют конституци-
онные, административные, гражданские, трудовые, семей-
ные и др. правоотношения;

2) по функциям права различают регулятивные и ох-
ранительные правоотношения. Первые из них возникают
из правомерных, а вторые — из неправомерных действий
субъектов. Например, правовое отношение между арендо-
дателем и арендатором земельного участка возникло из
правомерного действия — заключения договора аренды -
и потому является регулятивным. Правовое отношение
между лицом, подозреваемым в совершении кражи, и сле-
дователем, ведущим расследование, является охранитель-
ным, так как толчком к его возникновению послужили
неправомерные действия подозреваемого;

3) по характеру обязанностей различают активные
и пассивные правоотношения. В активном обязанность
субъекта заключается в необходимости совершить опреде-
ленные действия (передать вещь, выполнить работу), в
пассивном — обязанность состоит в том, чтобы не совер-
шать никаких действий.

СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЯ

Правоотношение является конструкцией, в которую
входят следующие структурные элементы:

1) субъекты — как минимум, два. Один из них явля-
ется — управомоченным лицом (носителем права), дру-
гой — обязанным лицом (носителем обязанности);

2) объект — реальное (материальное или нематери-
альное) благо, по поводу которого субъекты вступают в
правоотношение;

3) содержание — субъективные права и юридические
обязанности участников правового отношения. Субъек-
тивное право
— предусмотренная правом линия возмож-
ного
поведения лица. Юридическая обязанность — пред-
писанная правом линия должного поведения лица. В каж-
дом правоотношении субъективному праву одного
участника соответствует юридическая обязанность друго-
го участника.

Рассмотрим эти структурные элементы на примере пра-
воотношения, возникшего на основе договора займа.
Субъектами правоотношения являются два лица: заимо-


давец (предоставивший определенную сумму денег) и за-
емщик (получивший от заимодавца определенную сумму
денег). Объектом правоотношения является реальное бла-
го -- взятая взаймы сумма денег. Субъективным пра-
вом заимодавца является требование о возврате заемной
суммы. Юридической обязанностью заемщика является
возврат денег. Право и соответствующая ему обязанность
составляют содержание данного правоотношения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.