Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Характеристика взаимосвязей ПВК в психометрическом профиле


Этапы (курс)   Окончившие на «отлично» по летной подготовке   Отчисленные и «слабые» по летной подготовке  
Общее количество   В том числе   Общее количество   В том числе  
сильные р< 0,001   средние р< 0,001   слабые р< 0,05   сильные р£ 0,001   средние р< 0,001   слабые р< 0,05  
абс.   %   %   %   %   абс.   %   %   %   %  
1-й         22              
2-й                      
3-й                      
4-й                      


ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


 


ный профиль на 1—2-м курсах и лишь к 4-му курсу конфигурация профиля при­ближается к той, которая наблюдалась у курсантов первой группы в начале обуче­ния.

Выявленные различия в изменении структуры ПВК в процессе обучения опре­деляют возможность повышения точности долгосрочного прогноза профпригодности. Установлено, что совпадение неблагопри­ятного прогноза для курсантов 4-го курса с баллом оценки при первичном психоло­гическом обследовании (отборе) составляет 44%, с баллом оценки психометрического профиля — 58%, с обобщенной оценкой по первым двум показателям — 63%. Таким образом, разработанная и эксперименталь­но обоснованная процедура использования индивидуального психометрического про­филя, его структурно-динамических харак­теристик существенно повышает надеж­ность прогнозирования профпригодности.



Профессиональная подготовка

-pW Одним из существенных результатов [ применения системной методологии к постановке и решению инженерно-психо­логических проблем взаимной адаптации ,, f человека и машины явилось создание *•' В.Ф. Вендой трансформационной теории обучения [141. Смысл этой теории состоит в том, что на основе анализа характерис­тик стратегий решения задач строится кривая обучения. Каждая характеристичес­кая кривая отражает зависимость эффек­тивности работы от конкретного психоло­гического фактора сложности, например объема воспринимаемой информации или числа фиксаций взора, при использовании человеком определенной стратегии поведе­ния. При этом обучение рассматривается как процесс последовательного освоения и смены стратегий — каждая последующая стратегия, как правило, обеспечивает сни­жение сложности выполнения заданий за счет ее большей специализации по_^;рав-нению с предыдущей стратегией_._1

Предложенная трансформационная тео­рия включает в себя классические пси­хологические и математические теории обучения как частные. Новая теория по-


зволяет изучать не только периоды эволю­ции стратегий, но и их взаимопереходы (трансформации навыков, умений), в том числе близких («смешанных») и удаленных («чистых*). На этой основе разрабатыва­ются методы оптимального управления обучением с их многоуровневой адаптацией к обучаемым. Исследования позволили обосновать гипотезу о том, что адаптация человека к ЭВМ отражает прежде всего согласование априорных и реальных стра­тегий с учетом индивидуального уровня обученное™ человека и его психологичес­ких особенностей.

Экспериментально показано, что в на­чале формирования новой частной струк­туры деятельности характерны большие разбросы ее показателей. Это связано с тем, что вданный период оператор сам еще не уверен в надежности формируемого им нового способа решения задач. Поэтому он многократно перепроверяет правиль­ность решения с помощью ранее сформи­рованных способов. Разбросы постепенно уменьшаются с обучением оператора и затем становятся минимальными и посто­янными [15]. Отсюда следует, что кривые обучения являются многоаспектной моделью протекающих психических процессов и условий, в которых они осуществляются. ПТо кривым обучения можно выявлять ) наиболее трудоемкие для данного человека и конкретных условий деятельности пе­риоды в формировании и совершенство­вании отдельных психических образов; оп­ределять задачи наиболее легкие и самые сложные; фиксировать моменты перехода от одних способов к другим способам ре­шения задач; сравнивать проектируемые средства и условия деятельности. Следо­вательно, появляется возможность управ­ления внешними факторами как при обу­чении операторов, так и при разработке инженерно-прихологических проектов их ~

\ Концепция образной регуляции дейст­вий летчика послужила теоретическим основанием для разработки новой мето­дологии летного обучения, суть которой состоит в отказе от ее исключительной направленности на выработку автоматизи­рованных навыков и в переходе к психо­логизированным методам обучения, пред-



7,5. Психология профессиональной деятельности


 


полагающим активное сознательное пост­роение внутренних механизмов регуляции действий. Разработан комплекс психолого-педагогического воздействия, который включает специальные дидактические приемы и наземные технические средства формирования профессионально важных психических качеств летчика, а также ме­тодику «опорных точек» как средство целе­направленного формирования образа полета [29]. Применение предложенного варианта обучения, целью которого является обо-гашение содержания психического образа, регулирующего действия, ведет к повыше­нию уровня надежности в аварийных си­туациях. Специальные тренировки (их смысл — обогащение концептуальной модели летчика в ходе преобразования неопределенных сигналов опасных ситуа­ций в субъективно определенные) позво­лили сократить время принятия решения в 3—5 раз, уменьшить количество ошибоч-

\ ных решений на 80%, вдвое снизить эмо-

\ шкшальную напряженность.

1Г~ряде исследований эта концепция получила свое развитие, главным образом практическую реализацию, в методах и средствах профессиональной подготовки. Так, в исследовании В.А. Пономаренко, А.А- Вороны и С.В. Алешина [44] обосно­вано существование двух фаз в построе­нии образов пространственного переме­щения (формирование предметного содер­жания ОПП и их чувственное наполнение) и разработаны приемы летного обучения, в которых реализованы принципы форми­рования психического образа для каждой из типовых полетных ситуаций (методика опорных точек). А,А. Галактионовым и И.В. Трошевым [17] проведены теоретико-экспериментальные исследования особен­ностей процесса формирования операто­ром АСУ психических образов аварийных ситуаций, связанных с отказами техничес­ких устройств.

В решении задач профессиональной подготовки человека-оператора важное значение придается созданию и примене­нию технических средств, которые дают возможность осваивать и закреплять на­выки предметных действий в задачах, адек­ватных реальным ситуациям, а также оце­нивать успешность подготовки по прямым


показателям эффективности и надежности деятельности. Развитие средств и методов тренажерной подготовки операторов свя­зано с изучением и решением ряда психо­логических проблем, в том числе психо­логического моделирования типовых задач и нештатных ситуаций, обоснования средств и методов психофизиологической оценки уровня подготовленности, исполь­зования тренажеров для профессионально­го отбора, развития ПВК и психологичес­кой реабилитации специалистов и т. д. [51 ].

Одним из перспективных направлений совершенствования системы профессио­нальной подготовки является развитие теоретических основ и практических при­емов функционально-психологических тренировок, которые обеспечивают фор­мирование психологических качеств и структур, лежащих в основе сенсорно-пер­цептивного, интеллектуального, психо­моторного регулирования действий при решении главным образом проблемных задач. Управление в ходе подготовки фор­мированием системы психической регуля­ции деятельности требует избирательного воздействия на значимые компоненты этих систем в целях ускоренного развития профессионально ориентированной целост­ной структуры психологической системы деятельности.

Многочисленные исследования в рус­ле концепции системогенеза В.Д. Шадри-кова связывают оптимальность обучения с глубиной учета внутренних закономер­ностей развития отдельных способностей обучаемого как свойств его функциональ­ных систем, участвующих в реализации профессиональной деятельности на раз­личных этапах ее освоения (Н,П. Аниси-мова, М.А. Беланытцева, В.А. Шкаликов, Р.В. Шрейдер). Объектами тренировок вы­ступают некоторые элементарные, универ­сальные психические функции, которые затем должны проявляться в рамках целост­ной психической структуры, реализующей деятельность, и эффективно интегриро­ваться в ней с другими функциями.

Развитие идей функционально-психо­логических тренировок обусловило воз­никновение ряда проблем, новых для про­фессиональной подготовки. Некоторые из них определяются сложностью выделения



ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


 


объектов для избирательного формирова­ния и зависят от выбранной концепции анализа деятельности, оценки механизмов ее регуляции, критериев интегрирован-ности и профессиональной специализиро-ванности выделенных элементов и т.д. Другие проблемы связаны с созданием учебных задач для тренировок, моделиро­ванием «функциональных» ситуаций, обеспечением мотивации обучаемого, со­зданием процедур контроля и управления процессом тренировки, выбором (созда­нием) технических средств ее проведения.

Психология работоспособности человека

Понятие «работоспособность»

В соответствии с современными пред­ставлениями в области психологии труда и инженерной психологии работоспособ­ность человека следует рассматривать как его системное свойство, которое образу­ется в результате включения субъекта в деятельность, проявляется и оценивается в процессе деятельности. Работоспособ­ность определяется совокупностью взаимо­связанных, взаимообусловленных свойств, качеств человека и внешних факторов, компонентов деятельности. Системный характер данного свойства соответствует положению Б.Ф. Ломова о «разнопорядко-вости» свойств человека и необходимости выделения системных свойств, отражаю­щих принадлежность индивида определен­ной системе [40].

Работоспособность следует рассматри­вать как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражаю­щих его возможность выполнять конкрет­ную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективностью и качест­вом. Работоспособность, ее уровень и степень устойчивости определяются комплексом, совокупностью профессиональных, психо­логических и физиологических компонен­тов, отражающих основные особенности субъекта деятельности: а) профессиональ­ным опытом и подготовленностью — уров­нем развития, пластичностью, устойчи­востью специальных знаний, навыков,


умений; б) направленностью личности специалиста — характером и степенью вы­раженности потребностей, установок и мотивов деятельности; в) функциональ­ным состоянием организма и величиной его резервных возможностей — состоянием здоровья, наличием утомления (переутом­ления), нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т. п. Кроме того, работоспособность, в частности ее динамика, зависит от индивидуальных психологических, физиологических, физи­ческих особенностей субъекта деятель­ности, а также от инженерно-психологи­ческих, психофизиологических, антропо­метрических, гигиенических и других свойств объекта (средств), содержания (процессов), условий и организации дея­тельности Jj51._/

~~ТГо"нятие «работоспособность» исполь­зуется, как правило, в связи с конкретны­ми видами деятельности. Это находит свое выражение в частных показателях оценки уровня работоспособности, адекватных характеру данного вида труда. Однако в ряде случаев понятие употребляется в бо­лее общем, неспецифическом виде (напри­мер, умственная или физическая работо­способность, операторская рабОТОСПОСОб-

П-).

HQCIb

-JWc

.сходя из фактора продолжительности проявления определенного уровня работо­способности, можно различать ее долго­временную и оперативную форму. Это раз­личие определяется: а) характером общего или текущего функционального состоя­ния; б) направленностью на конкретный вид профессиональной деятельности в широком смысле, т. е. в виде устойчивых мотивов, интересов, потребностей, или же установкой на выполнение поставленной рабочей задачи; в) устойчивым уровнем профессиональной подготовленности к выполнению конкретной трудовой дея­тельности или же повышенной подготов­ленностью, профессиональной готовностью к реализации специфических профессио­нальных задач в определенный момент времени.

Понятие «работоспособность» можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как ее уровень в текущий отрезок времени. В практике изучения и оценки



7.5. Психология профессиональной деятельности


 


конкретной профессиональной деятель­ности эта характеристика работоспособ­ности является основной, а в качестве ее ведущих показателей используются пока­затели психофизиологической цены дея­тельности и главным образом — результат работы. С другой стороны, понятие «ра­ботоспособность» выступает как производ­ное психологической категории «способ­ность», и в этом плане оно означает по­тенциальную возможность человека вы-/ поднять конкретную работу с определен/ ной эффективностью и качествен






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.