Обратная связь
|
Характеристика взаимосвязей ПВК в психометрическом профиле Этапы (курс)
| Окончившие на «отлично» по летной подготовке
| Отчисленные и «слабые» по летной подготовке
| Общее количество
| В том числе
| Общее количество
| В том числе
| сильные р< 0,001
| средние р< 0,001
| слабые р< 0,05
| сильные р£ 0,001
| средние р< 0,001
| слабые р< 0,05
| абс.
| %
| %
| %
| %
| абс.
| %
| %
| %
| %
| 1-й
|
|
|
| 22
|
|
|
|
|
|
| 2-й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3-й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4-й
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ный профиль на 1—2-м курсах и лишь к 4-му курсу конфигурация профиля приближается к той, которая наблюдалась у курсантов первой группы в начале обучения.
Выявленные различия в изменении структуры ПВК в процессе обучения определяют возможность повышения точности долгосрочного прогноза профпригодности. Установлено, что совпадение неблагоприятного прогноза для курсантов 4-го курса с баллом оценки при первичном психологическом обследовании (отборе) составляет 44%, с баллом оценки психометрического профиля — 58%, с обобщенной оценкой по первым двум показателям — 63%. Таким образом, разработанная и экспериментально обоснованная процедура использования индивидуального психометрического профиля, его структурно-динамических характеристик существенно повышает надежность прогнозирования профпригодности.
Профессиональная подготовка
-pW Одним из существенных результатов [ применения системной методологии к постановке и решению инженерно-психологических проблем взаимной адаптации ,, f человека и машины явилось создание *•' В.Ф. Вендой трансформационной теории обучения [141. Смысл этой теории состоит в том, что на основе анализа характеристик стратегий решения задач строится кривая обучения. Каждая характеристическая кривая отражает зависимость эффективности работы от конкретного психологического фактора сложности, например объема воспринимаемой информации или числа фиксаций взора, при использовании человеком определенной стратегии поведения. При этом обучение рассматривается как процесс последовательного освоения и смены стратегий — каждая последующая стратегия, как правило, обеспечивает снижение сложности выполнения заданий за счет ее большей специализации по_^;рав-нению с предыдущей стратегией_._1
Предложенная трансформационная теория включает в себя классические психологические и математические теории обучения как частные. Новая теория по-
зволяет изучать не только периоды эволюции стратегий, но и их взаимопереходы (трансформации навыков, умений), в том числе близких («смешанных») и удаленных («чистых*). На этой основе разрабатываются методы оптимального управления обучением с их многоуровневой адаптацией к обучаемым. Исследования позволили обосновать гипотезу о том, что адаптация человека к ЭВМ отражает прежде всего согласование априорных и реальных стратегий с учетом индивидуального уровня обученное™ человека и его психологических особенностей.
Экспериментально показано, что в начале формирования новой частной структуры деятельности характерны большие разбросы ее показателей. Это связано с тем, что вданный период оператор сам еще не уверен в надежности формируемого им нового способа решения задач. Поэтому он многократно перепроверяет правильность решения с помощью ранее сформированных способов. Разбросы постепенно уменьшаются с обучением оператора и затем становятся минимальными и постоянными [15]. Отсюда следует, что кривые обучения являются многоаспектной моделью протекающих психических процессов и условий, в которых они осуществляются. ПТо кривым обучения можно выявлять ) наиболее трудоемкие для данного человека и конкретных условий деятельности периоды в формировании и совершенствовании отдельных психических образов; определять задачи наиболее легкие и самые сложные; фиксировать моменты перехода от одних способов к другим способам решения задач; сравнивать проектируемые средства и условия деятельности. Следовательно, появляется возможность управления внешними факторами как при обучении операторов, так и при разработке инженерно-прихологических проектов их ~
\ Концепция образной регуляции действий летчика послужила теоретическим основанием для разработки новой методологии летного обучения, суть которой состоит в отказе от ее исключительной направленности на выработку автоматизированных навыков и в переходе к психологизированным методам обучения, пред-
7,5. Психология профессиональной деятельности
полагающим активное сознательное построение внутренних механизмов регуляции действий. Разработан комплекс психолого-педагогического воздействия, который включает специальные дидактические приемы и наземные технические средства формирования профессионально важных психических качеств летчика, а также методику «опорных точек» как средство целенаправленного формирования образа полета [29]. Применение предложенного варианта обучения, целью которого является обо-гашение содержания психического образа, регулирующего действия, ведет к повышению уровня надежности в аварийных ситуациях. Специальные тренировки (их смысл — обогащение концептуальной модели летчика в ходе преобразования неопределенных сигналов опасных ситуаций в субъективно определенные) позволили сократить время принятия решения в 3—5 раз, уменьшить количество ошибоч-
\ ных решений на 80%, вдвое снизить эмо-
\ шкшальную напряженность.
1Г~ряде исследований эта концепция получила свое развитие, главным образом практическую реализацию, в методах и средствах профессиональной подготовки. Так, в исследовании В.А. Пономаренко, А.А- Вороны и С.В. Алешина [44] обосновано существование двух фаз в построении образов пространственного перемещения (формирование предметного содержания ОПП и их чувственное наполнение) и разработаны приемы летного обучения, в которых реализованы принципы формирования психического образа для каждой из типовых полетных ситуаций (методика опорных точек). А,А. Галактионовым и И.В. Трошевым [17] проведены теоретико-экспериментальные исследования особенностей процесса формирования оператором АСУ психических образов аварийных ситуаций, связанных с отказами технических устройств.
В решении задач профессиональной подготовки человека-оператора важное значение придается созданию и применению технических средств, которые дают возможность осваивать и закреплять навыки предметных действий в задачах, адекватных реальным ситуациям, а также оценивать успешность подготовки по прямым
показателям эффективности и надежности деятельности. Развитие средств и методов тренажерной подготовки операторов связано с изучением и решением ряда психологических проблем, в том числе психологического моделирования типовых задач и нештатных ситуаций, обоснования средств и методов психофизиологической оценки уровня подготовленности, использования тренажеров для профессионального отбора, развития ПВК и психологической реабилитации специалистов и т. д. [51 ].
Одним из перспективных направлений совершенствования системы профессиональной подготовки является развитие теоретических основ и практических приемов функционально-психологических тренировок, которые обеспечивают формирование психологических качеств и структур, лежащих в основе сенсорно-перцептивного, интеллектуального, психомоторного регулирования действий при решении главным образом проблемных задач. Управление в ходе подготовки формированием системы психической регуляции деятельности требует избирательного воздействия на значимые компоненты этих систем в целях ускоренного развития профессионально ориентированной целостной структуры психологической системы деятельности.
Многочисленные исследования в русле концепции системогенеза В.Д. Шадри-кова связывают оптимальность обучения с глубиной учета внутренних закономерностей развития отдельных способностей обучаемого как свойств его функциональных систем, участвующих в реализации профессиональной деятельности на различных этапах ее освоения (Н,П. Аниси-мова, М.А. Беланытцева, В.А. Шкаликов, Р.В. Шрейдер). Объектами тренировок выступают некоторые элементарные, универсальные психические функции, которые затем должны проявляться в рамках целостной психической структуры, реализующей деятельность, и эффективно интегрироваться в ней с другими функциями.
Развитие идей функционально-психологических тренировок обусловило возникновение ряда проблем, новых для профессиональной подготовки. Некоторые из них определяются сложностью выделения
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
объектов для избирательного формирования и зависят от выбранной концепции анализа деятельности, оценки механизмов ее регуляции, критериев интегрирован-ности и профессиональной специализиро-ванности выделенных элементов и т.д. Другие проблемы связаны с созданием учебных задач для тренировок, моделированием «функциональных» ситуаций, обеспечением мотивации обучаемого, созданием процедур контроля и управления процессом тренировки, выбором (созданием) технических средств ее проведения.
Психология работоспособности человека
Понятие «работоспособность»
В соответствии с современными представлениями в области психологии труда и инженерной психологии работоспособность человека следует рассматривать как его системное свойство, которое образуется в результате включения субъекта в деятельность, проявляется и оценивается в процессе деятельности. Работоспособность определяется совокупностью взаимосвязанных, взаимообусловленных свойств, качеств человека и внешних факторов, компонентов деятельности. Системный характер данного свойства соответствует положению Б.Ф. Ломова о «разнопорядко-вости» свойств человека и необходимости выделения системных свойств, отражающих принадлежность индивида определенной системе [40].
Работоспособность следует рассматривать как одно из основных социально-биологических свойств человека, отражающих его возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени и с требуемыми эффективностью и качеством. Работоспособность, ее уровень и степень устойчивости определяются комплексом, совокупностью профессиональных, психологических и физиологических компонентов, отражающих основные особенности субъекта деятельности: а) профессиональным опытом и подготовленностью — уровнем развития, пластичностью, устойчивостью специальных знаний, навыков,
умений; б) направленностью личности специалиста — характером и степенью выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; в) функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей — состоянием здоровья, наличием утомления (переутомления), нервно-психического напряжения, «трудных» психических состояний и т. п. Кроме того, работоспособность, в частности ее динамика, зависит от индивидуальных психологических, физиологических, физических особенностей субъекта деятельности, а также от инженерно-психологических, психофизиологических, антропометрических, гигиенических и других свойств объекта (средств), содержания (процессов), условий и организации деятельности Jj51._/
~~ТГо"нятие «работоспособность» используется, как правило, в связи с конкретными видами деятельности. Это находит свое выражение в частных показателях оценки уровня работоспособности, адекватных характеру данного вида труда. Однако в ряде случаев понятие употребляется в более общем, неспецифическом виде (например, умственная или физическая работоспособность, операторская рабОТОСПОСОб-
П-).
HQCIb
-JWc
.сходя из фактора продолжительности проявления определенного уровня работоспособности, можно различать ее долговременную и оперативную форму. Это различие определяется: а) характером общего или текущего функционального состояния; б) направленностью на конкретный вид профессиональной деятельности в широком смысле, т. е. в виде устойчивых мотивов, интересов, потребностей, или же установкой на выполнение поставленной рабочей задачи; в) устойчивым уровнем профессиональной подготовленности к выполнению конкретной трудовой деятельности или же повышенной подготовленностью, профессиональной готовностью к реализации специфических профессиональных задач в определенный момент времени.
Понятие «работоспособность» можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, как ее уровень в текущий отрезок времени. В практике изучения и оценки
7.5. Психология профессиональной деятельности
конкретной профессиональной деятельности эта характеристика работоспособности является основной, а в качестве ее ведущих показателей используются показатели психофизиологической цены деятельности и главным образом — результат работы. С другой стороны, понятие «работоспособность» выступает как производное психологической категории «способность», и в этом плане оно означает потенциальную возможность человека вы-/ поднять конкретную работу с определен/ ной эффективностью и качествен
|
|