Приемы управления работоспособностью Содержание понятия «работоспособность* и перечень факторов деятельности, влияюших на ее уровень, определяют основные направления регуляции способности человека выполнять конкретную работу с заданными параметрами эффективности и надежности. Обеспечение работоспособности в соответствии с требованиями профессиональной деятельности реально на основе учета возможностей человека при совершенствовании технических систем управления, условий и организации трудового процесса, проведения профессионального отбора специалистов и использования эффективных приемов их подготовки. Все эти направления ориентированы на обобщенные рекомендации {средства, методы, нормативы и т. п.), предназначенные для специалистов определенного профиля деятельности. В этих рекомендациях, как правило, не учитываются возможные индивидуальные изменения уровня работоспособности.
Для повышения или поддержания работоспособности на заданном уровне путем непосредственного воздействия на конкретного человека предложен достаточно большой комплекс приемов, разработанный и обоснованный в ряде исследований [1,5]. Эффективным средством профилактики функциональных нарушений и обеспечения высокой работоспособности является индивидуальная регламентация деятельности, а именно — учет профессиональных, психологических, физиологических особенностей конкретного специалиста,
его текущего состояния при организации режима труда, отдыха и питания, планирования трудовой нагрузки, ее периодичности, последовательности и длительности. В связи с тем что при интенсивной деятельности возникает утомление, психическая напряженность, астенизация организма и даже невротические расстройства, действенным средством их профилактики и восстановления нормального функционального состояния является организация активного отдыха. В специальной литературе обоснованы формы и содержание активного отдыха (утренняя зарядка, тренировки на спецснарядах, спортивные игры, прогулки и т.д.). Как известно, физическая подготовка направлена не только на совершенствование силы, выносливости, скорости, ловкости, но и на развитие эмоциональной устойчивости, объема и распределения внимания, сенсо-моторной координации и других качеств, необходимых для выполнения профессиональных заданий в экстремальных условиях деятельности [41]. Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является аутогенная тренировка и ее варианты в форме психосоматической саморегуляции (В.М. Звонников, М.М. Решетников и др.). Основная задача тренировок состоит в освоении трех методических приемов: а) аутогенной релаксации, предназначенной для снятия чрезмерного нервно-психического напряжения и самоуспокоения; б) аутогенной стимуляции, направленной на снятие явлений утомления и повышение или поддержание высокой работоспособности; в) релак-сидеомоторной тренировкой, которая заключается в формировании образного представления профессиональной деятельности путем мысленного проигрыша ее элементов и этапов на фоне аутогенной релаксации. Известен рядфизиолого-гигие-нических средств управления функциональным состоянием, а именно: ускоренная (гладкая и дробная) адаптация организма к измененным условиям внешней среды, дыхание чистым кислородом (ликвидация гипоксических состояний, возникающих при чрезмерных напряжениях), закаливание организма. Для профилакти-
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
ки мышечного дискомфорта в условиях длительной операторской деятельности и повышения обшей работоспособности рекомендуется метод электростимуляции нервно-мышечного аппарата, в частности управляемой многоканальной электростимуляции. Установлено, что его применение не только снимает явления мышечного дискомфорта, но и повышает умственную работоспособность на 20—30%. Уменьшение проявлений чрезмерного психического напряжения возможно при использовании метода центральной электроанальгезии (Э.М. Каструбин), основу которого составляет эффект элекгротранквилизации в результате применения импульсного электротока (замедление процесса проведения возбуждения в лобных долях головного мозга и ослабление таким образом коркового компонента эмоциональных реакций). Имеется большое количество психофармакологических средств, способствующих коррекции функционального состояния и повышению работоспособности. Для мобилизации резервных возможностей организма могут быть использованы психоз нал ептики или стимуляторы ЦНС (фенамин, сиднокарб, центедрин и др.); для улучшения обменных процессов, нормализации энергетического баланса — психоэнергизаторы; для предотвращения воздействия на организм неблагоприятных факторов среды — актопротекторы; для ускорения и закрепления адаптации организма — адаптогены (элеутерококк, корень женьшеня и др.); к средствам седативного действия, используемым для регуляции эмоционального состояния, относятся такие транквилизаторы, как триоксидин, феназепам, фенибут и др.
Использование тренажеров ' для восстановления работоспособности
Для решения задач ранней диагностики и коррекции функциональных расстройств профессиональной этиологии у операторов перспективным направлением является создание средств и методов моделирования деятельности и персонально сложных трудовых ситуаций как приемов адекватной оценки резервных возможностей ор-
ганизма и отражения скрытых профессиональных и функциональных нарушений.
В целях психофизиологического обоснования методики использования пилотажного тренажера для решения указанных задач были проведены специальные исследования, в которых принимало участие свыше 300 летчиков с функциональными расстройствами сердечно-сосудистой и нервной системы и выраженными профессиональными затруднениями |8]. Изучение особенностей профессионального анамнеза летчиков с функциональным расстройствами позволило установить, что существенную роль в их развитии играет психотравмирующее воздействие субъективной сложности выполнения полетных заданий.
В результате теоретико-экспериментального исследования разработаны профессионально-нагрузочные пробы (ПНП) для их использования на летных тренажерах. Они удовлетворяют следующим требованиям: 1) учитывают возможную патогенетическую связь функциональных расстройств с психотравмируюшим воздействием полетной ситуации; 2) содержание упражнений воспроизводит интеллектуальные и психоэмоциональные нагрузки летной деятельности, устойчивость к которым может быть снижена вследствие недиагностируемых другими методами функциональных нарушений; 3) успешность выполнения упражнений не определяется уровнем развития специальных навыков,' связанных с квалификацией летчика; 4) позволяют дозировать профессиональную нагрузку в процессе обследования.
Экспертные возможности разработанной методики были подтверждены в специальном исследовании. В процессе проведения реабилитационной программы полеты на тренажере сочетались с процедурами лечебно-восстановительного комплекса. Результаты психофизиологического обследования на тренажере после реабилитационных мероприятий показали, что улетчиков, выполнявших медико-психологическую программу, по сравнению с летчиками, прошедшими только курс медицинских мероприятий, уменьшилась нервно-психическая напряженность в про-
7.5. Психология профессиональнойдеятельности
цессе ПНП в среднем на 34 и 7%, усилилась целенаправленная ориентировочная активность в ходе опознания отказа приборов в 2,6 и 0,8 раза, снизились проявления тревожности при воспроизведении аварийной ситуации на 45 и 3%.
Эффективность проведения восстановительных мероприятий в значительной мере определяется полнотой реализации в содержании и организации данной процедуры следующих принципов: ]) воздействие не только на организм, но и на личность специалиста (апелляция к личности); 2) использование всех возможных форм активного и сознательного включения специалиста в восстановительный процесс, привлечение его к участию в восстановлении функционального состояния и профессиональной направленности; 3) ориентация восстановительных мероприятий на патогенетические механизмы функциональных нарушений; 4) единство психосоциальных и биологических методов и средств воздействия; 5) разносторонность воздействий при реализации восстановительных программ, т. е. направленность на профессиональную, психологическую, физиологическую и социальную сферы жизни и деятельности специалиста; 6) этапность восстановительных мероприятий, т. е. последовательное увеличение объема и сложности воздействия, смена его методов и способов, профилактический и корректирующий периоды воздействия.
Инженерно-психологические проблемы
В проективной инженерной психологии одной из центральных является проблема совершенствования методов анализа деятельности, обоснования их иерархии при использовании в процессе проектирования человеко-машинных комплексов.
Интенсивная разработка методических основ инженерно-психологического анализа и проектирования систем «человек-машина» позволила создать иерархию подходов и методов для анализа этих систем на разных уровнях, с разной степенью детализации [49, 54J.
Наиболее высокий уровень анализа реализуется с помошью системно-струк-
турного подхода (Б.Ф. Ломов). Далее осуществляется переход к анализу психологических факторов сложности достижения цели, решения задач человеком. Основу такого анализа составляет структурно-психологическая концепция (В.Ф. Венда). Если процесс решения задач, выполнения функций человеком может быть представлен в виде стабильной блок-схемы, то анализ эффективности и надежности системы производится на основе обобщенного структурного метода, разработанного А.И. Гусинским. В случае если возможно не только блочное, но и пооперационное описание труда оператора, используются алгоритмические методы, обоснованные применительно к системам «человек—машина» Г.М. Зараковским и А.И. Галактио-новым. В общем случае блочный и операционный анализы деятельности используются для определения некоторых психофизиологических факторов сложности, таких, как число операций в алгоритме принятия решения и его реализации. Если известны операции, выполняемые людьми как индивидуально, так и коллективно в процессе совместного управления системой, успех приносит применение имитационных моделей.
При анализе динамики детерминированных систем «человек—машина» последовательное уточнение их описания достигается путем перехода к дискретным, импульсивным и, наконец, аналогичным (непрерывным) математическим моделям. Этот уровень соответствует детальному и строгому описанию трудовых процессов, которое применимо к ограниченному кругу хорошо изученных функций операторов, таких, например, как компенсаторное слежение. На каждом уровне анализа изучается возможность оптимизации системы «человек—машина»,
Предложенная А.И. Галактионовым концепция идеализированных структур деятельности использовалась при изучении формирующихся у оператора психических образов как целого объекта, так и его профессиональных проекций. При этом психический образ рассматривался как система с присущими ей специфическими свойствами [15]. Основные цели изучения операторской деятельности: вы-
ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
членение элементен психических образов, определение структуры логических связей между ними, выявление частных структур деятельности (частных психических образов) и анализ их назначения. Результаты экспериментов показали, что деятельность оператора-тех нол о га многоструктурна; на разных уровнях обучения он использует различные оперативные единицы информации (ОЕИ) и логические связи между ними, формируя на их основе частные структуры деятельности в виде психических образов, профессионально значимых для решения задач контроля и упраиления технологического объекта. Выделены технологическая, функциональная, информационная, алгоритмическая, образная и топологическая структуры, образованные различными ОЕИ. Системогенетический подход позволили изучить процессы формирования и трансформации частных психических образов, ОЕИ и логических связей между ними в процессе обучения операторов. Показано, что деятельность оператор а-технолога лишь на низших концептуальных уровнях связана с формированием и совершенствованием алгоритмов решения отдельных задач; на более поздних этапах самостоятельная деятельность заключается в формировании и совершенствовании ее частных структур. В процессе приобретения опыта оператор-технолог начинает создавать интеграчьную структуру деятельности на основе постоянной трансформации технологического психического образа, включая в него элементы других формируемых им частных психических образов.
Системный подход и применение принципов многоуровневой взаимной адаптации человека и машины позволили выдвинуть проблему построения перспективных систем адаптивного информационного взаимодействия типа «гибридного интеллекта» [54]. В основе идеи лежит, в частности, тот факт, что ЭВМ позволяет организовать информационное взаимодействие людей, разделенных во времени. Ранее была возможность передавать информацию от предшественников к последователям лишь в пассивной форме. Теперь ЭВМ, моделирующая процесс решения определенной задачи кем-либо в прошлом,
выполняя функцию заместителя, полномочного представителя авторов решения, может не только влиять на ход решения этой или подобной задачи кем-либо в будущем, но и признавать в ходе такого взаимодействия ошибочность или отдельные недостатки первоначального решения. Эти свойства ЭВМ позволяют достигнуть большой непрерывности накопления знаний, совершенствования способов решения научных и технических задач. Процесс совместной интеллектуальной деятельности людей и ЭВМ как компонентов системы «гибридного интеллекта» есть процесс формирования адекватной интегральной модели объекта, точно соответствующей возникшей задаче и реальной стратегии ее решения на общем для всех компонентов языке. Далее на этой основе формируется абстрактный алгоритм управления данным объектом или видом объектов (систем) для расширения фонда знаний, которые фиксируются в ЭВМ, Такой процесс может осуществляться как переход операторов от информационных моделей, индивидуальных по языку, субъективных по отношению к объективной реальности, частных по назначению отражения, к интегральным моделям, адекватным структуре объекта и задаче.
Создание теории и методов синтеза адаптивных социотехнических систем «гибридного интеллекта» — перспективное комплексное направление работ в инженерной психологии.
Слисок литературы
* Авиационная медицина: (Руководство)/Лод ред. Н.М. Рудного, П.В. Васильева, С.А. Газулова. М.:Медицина, 1986-
<, Береговой Г.Т., Завалова И.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М,: Наука, 197S.
^ Бодров В.А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской дея-тельности//Методология инженерной психологниХ / психологии труда и управления. М.: Наука, 1961.V С. 192-209.
у Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психол. журн. 1985. Na 2. С. 85-94.
Г Бодрое В.А. Работоспособность человека-оператора и пути ее повышения//Психол_ журн. 1987. Ne 3. С. 107-117.
7.5. Психология профессиональной деятельности
С Бодров В.А. Проблема утомления летного состава: (понятие, причины, признаки, классифика-ция)//Физиология человека. 1988. № 5. С. 835-843.
7 Бодров В.А. Проблема профессиональной и функциональной надежности операторов//Психол. журн. 1989. № 4. С. 142-149.
f Бодров В.А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восстановления профессиональной работоспособности// Физиология человека. 1992. № 1. С. 33-41.
? Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: ИП РАН, 1995.
\ / /*> Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные V особенности пилотов и профессиональная эффектив-ность//Психол. журн. 1981. № 2. С. 51-65.
К Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов//Проблемы космической биологии. М.: Наука, 1984. Т. 48.
/£ Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способ-ностей//Психол. журн. 1994. № 3. С. 65-77.
rf Вавилов В.А. Принципы моделирования адаптивного информационного взаимодействия человека и машины в психологическом эксперименте//Пси-хологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления. М.: Наука, 1980. С. 180-197.
'Y Венда В.Ф. Инженерная психология и синтез систем отображения информации. М.: Машиностроение, 1975.
/f Галактионов А.И., Янушкин В.Н. Трансформация структуры деятельности оператора АСУ ТП на стадии самообучения//Психол. журн. 1981. № 6. С. 65-75.
'/6. Галактионов А.И., Вавилов В.А. Анализ и
организация операторской деятельности//Психол. журн. 1992. № 3. С. 14-24.
/^Галактионов А.И., Грошев И.В. Особенности формирования психического образа аварийных ситуаций при обучении операторов АСУ//Психол. журн. 1996. № 2. С. 46-55.
if Го л и ко в Ю.Я. Эволюция подходов к человеку и технике в процессе научно-технического прогресса// Психол. журн. 1992. № 4. С. 68-74.
/^Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Виды проблем-| ностей в сложной операторской деятельности//Прак-тическое мышление: функционирование и развитие. М.: ИП АН СССР, 1990. С. 61-68.
& Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Особенности психической регуляции и классы проблемностей в сложной операторской деятельности//Психол. журн. 1994. № 2. С. 3-16.
2/ Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Проблемы методологических оснований анализа межсистемных взаимодействий в психологических исследованиях// Психол. журн. 1995. № 4. С. 11-24.
Ц Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Психология автоматизации управления техникой. М.: ИП РАН, 1996.
2.^Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда//Психол. журн. 1992. № 3. С. 24-41.
\1 Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека//Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983. С. 28-53.
;>>~~Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 55-66.
*£ Дикая Л.Г., Семикин В.В., Щедров В.И. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния//Психол. журн. 1994. № 6. С. 28-37.
?3 Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования//Психол. журн. 1996. № 3. С. 137-148.
?f Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. Саратов: СГУ, 1990. Ч. 1-2.
7уЗавалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономарен-ко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.
"V Зараковский Г.М., Магазанник В.Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором//Методология инженерной психологии, психологии труда и управ-ления/Отв. ред. Б.Ф.Ломов, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1981. С. 63-78.
"V Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.
52 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983.
^"5 Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.
^Y Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России: Учеб. пособие. М.: МГУ, 1992.
^•^Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: МГУ, 1995.
ЗС Костин А.Н. Изменение принципов распределения функций между человеком и автоматикой при возрастании сложности техники//Психол, журн. 1992. № 5. С. 57-64.
*» Котик М.А., Емельянов A.M. Природа оши- \/ бок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993.
£/ Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.
2J Лапа В.В..Пономаренко В.А., Разумов А.Н. Некоторые итоги и перспективы развития отечественной авиационной инженерной психологии//Психол. журн. 1993. № 1. С. 100-108.
^ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Y/Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. ... докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.
^Махнач А.В. Компонентный анализ психологического состояния человека в особых условиях дея-тельности//Психол. журн. 1991. № 1. С. 66-76.
xj Никифоров Г.С., Суходольский Г.В. Тридцать лет инженерной психологии в СССР//Психол. журн. 1989. № 5. С. 55-65.
**Х Пономаренко В.А., Алешин С.В., Ворона А.А. Психический образ в практике профессионального обучения//Вопр. психологии. 1986. № 3. С. 16-28.
^ * Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. М.: НИИИА и КМ, 1992.
УбПоваренков Ю.П. Психология профессионального становления личности. Курск: КГПИ, 1991.
7. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
V2 Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В.А. Бодрова. М.: ИП АН СССР, 1991.
у/ Психическая напряженность в трудовой деятельности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1989.
^/ Психологические проблемы взаимной адаптации человека и машины в системах управления/Под ред. Б.Ф.Ломова и др. М.: Наука, 1980.
№ Психологические проблемы деятельности в особых условиях/Под ред. Б.Ф.Ломова, Ю.М.Забродина. М.: Наука, 1985.
J7Психологические проблемы подготовки специалистов с использованием тренажерных средств/Отв. ред. В.А. Бодров. М.: ИП АН СССР, 1988.
$2. Психологические проблемы профессиональной деятельности/Под ред Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: Наука, 1991.
5""}Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США//Психол. журн. 1987. № 3. С. 145-153.
S/ Системный подход в инженерной психологии и психологии труда/Отв. ред. В.А. Бодров, В.Ф. Венда. М.: Наука, 1992.
Т> Функциональные состояния и эффективность деятельности человека-оператора в режиме непрерывной деятельности/Под ред. Л.Г. Дикой, А.Н. Занковского. М.: ИП АН СССР, 1987.
З^Хаккер В. Инженерная психология и психология труда. М.: Машиностроение, 1985.
^ЗШапкин С.А., Дикая Л.Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации//Психол. журн. 1996. № 1. С. 19-34.
£?Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
£^ Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.
tfBenjamin R.G. Stress, life quality and aviation safety//Flying Safety. 1984. V. 40, № 6. P. 19-23.
tf Bolin S.F. A task-based approach to soldier trai-ning//Defense Manag. J. 1981. V. 2. P. 24-25.
t^ Green R.G. Stress and accidents//Aviation Space and Environmental Medicine. 1985. V. 56, № 7. P. 638-641.
b\ Kaus M.J. Fatique the catalyst for tragedy//Flying Safety. 1984. V. 40, № 12. P. 60.
$Y Lazarus R.S. Progress in a cognitive motivational relational theory of emotion//Amer. Psychol. 1991. V. 46. P. 819-837.
^' Lazarus R.S., Launier R. Stressrelated transactions between person and environment/Perspectives in interactional psychology/Eds. L.A. Pervin, M. Lawis. N.Y.: Plenum, 1978. P. 287-327.
(pi Mar in ugh G. A super-fast recruiter's aid//All Volunteer/US Army. 1981, № 7. P. 12-13.
*^ Richard son J.E. A human factors problem//J. Air Trafic Contr. 1984. V. 26, № 12. P. 29-31.
|