Тема 4.2. Протомузейный период в истории культуры. Возникновение музеев (2 часа) Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм.
Задачи:
1. Формировать представления о значении протомузейных форм в развитии музея.
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Древнейшие формы собирательства, коллекционирование.
2. Протомузейные формы: примеры протомузейных форм, история их возникновения.
3. Возникновение музеев в Европе.
4. Первые музеи России и Беларуси.
Древнейшие формы собирательства
Первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др. – документальные, мемориальные свидетельства и эстетические ценности.
В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.
В средние века появились коллекции в монастырях, замках, храмах.
В византийских соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.
Протомузейные формы. Примеры протомузейных форм
Протомузейные формы –термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений и, наряду с утилитарными функциями, выполнявшие задачу поддержания культурной памяти (собирания, интерпретации и хранения культурного опыта) в различных сферах общественной жизни.
Протомузейные учреждения (протос – предшествующий) – это учреждения немузейного профиля, которые создавались с утилитарными немузейными целями, на основе которых впоследствии возникли музейные собрания и, соответственно, музеи.
Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы, возникшие в разное время и с различными задачами.
Классическим примером протомузейной формы, появившейся за долго до возникновения музеев, частично выполнявших музейные функции, сосуществовавшие впоследствии одновременно с музеями и в ряде случаев выполнявших функцию музея являются церковные ризницы и монастырские сокровищницы.
Возникновение музеев в Европе
Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения.
Рис. 41.Протомузейные формы эпохи Возрождения
К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Лоренцо Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др.
Рис. 42.Первые музеи Европы
Первые музеи Беларуси
Развитие музейного дела на Беларуси шло в соответствии с мировыми тенденциями. Первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах. Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в 16–18 вв. являлись коллекции князей Радзивиллов и Сапегов – самых влиятельных магнатов Великого княжества Литовского.
На рубеже 18–19 вв. появляются первые учреждения музейного типа. В это время музеи существовали преимущественно в высших и средних учебных заведениях Полоцка, Гродно, Горок и других городов.
Первый общедоступный музей на территории в то время Северо-Западного края Российской империи, в состав которого входила Беларусь, открылся в Вильно в 1856 г.
В конце 19–начале 20 в. в Витебске, Могилеве и Минске были организованы церковно-археологические музеи. Во время 1-й мировой и гражданской войн многие музейные коллекции были либо уничтожены в ходе военных действий, либо вывезены за пределы Беларуси.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. При каких обстоятельствах, на ваш взгляд, собирательство как банальная форма накопления перерастает в коллекционирование?
2. Почему первые протомузейные формы были открыты на базе медицинских, естественно-научных и просветительских учреждений?
3. Определите соотношение роли отдельной личности и роли государства в создании первых музеев Европы и России.
4. С чьими именами связывают создание первых музеев Франции, Испании, Италии, Англии, России, Беларуси?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Виды коллекционирования.
2. Знаменитые королевские музеи Европы.
3. Выдающиеся частные коллекции, известные музейные радетели и меценаты.
Темы рефератов (мультимедиа-презентаций):
1. Первые музеи России (Патриаршая ризница, Кунсткамера, Эрмитаж и пр.).
2. Лучшие музеи на основе частных коллекций (Галерея Уффици, Третьяковская галерея, Румянцевский музей и пр).
3. Первые музеи Европы (Ватиканские музеи, Дрезденская галерея, Эль Эскориал, Базельский музей, Лувр, Британский национальный музей, Прадо и пр.).
Контрольные вопросы:
Вопрос 1.Набор подлинников, взятых из природы и естественной жизни, сохраненных не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические, называется:
1) собрание
2) коллекция
3) сокровище
4) клад
5) обменный фонд
Вопрос 2. Соотнесите название протомузейной формы или протомузея с соответствующей эпохой:
1) аптекарский огород
|
| А – эпоха Просвещения
| 2) монастырская сокровищница
|
| Б – эпоха Возрождения
| 3) музейон
|
| В – средневековье
| 4) художественная галерея
|
| Г – античная эпоха
| Вопрос 3.Термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений, называется:
1) музейон
2) протомузейная форма
3) музеум
4) мавзолей
5) протомузей
Вопрос 4.Соотнесите название музея, эпоху и имя его основателя, положившего начало коллекции музея:
1) Эль Эскориал
|
| А – папа римский Пий I
| А – вторая половина XVI века
| 2) Ватиканские музеи
|
| Б – императрица Екатерина II
| Б – XVII век
| 3) Лувр
|
| В – король Людовик XIV
| В – вторая половина XVIII века
| 4) Эрмитаж
|
| Г – король Испании Филипп II
| Г – конец XV – начало XVI века
| Вопрос 5.Кпопулярным дворцовым собраниям 16–18 вв. не относятся:
1) кунсткамера
2) храмовая сокровищница
3) мюнцкабинет
4) арсенал
5) натуралиен-кабинет
Вопрос 6.Какие из современных музеев не относятся к собраниям ХVII – ХVIII веков:
1) Старая пинакотека в Мюнхене
2) Лувр
3) Русский музей
4) Дрезденская галерея
5) Эрмитаж
Вопрос 7.Первый общедоступный музей на территории Беларуси был основан в:
1) Полоцке
2) Вильно
3) Турове
4) Минске
5) Несвиже
6) Заславле
Вопрос 8.К знаменитым коллекционерам предметов искусства всех времен относятся:
1) Медичи
2) Шувалов
3) Румянцев
5) Валуа
6) Демидов
7) Радзивилл
8) Плюшкин
Вопрос 9. К коллекциям музейного типа древних цивилизаций не относятся:
1) «дом жизни»
2) музейон-антик
3) города мертвых
4) коллекции Ура
5) пещерные схроны
Вопрос 10.К коллекциям средних веков не относятся собрания:
1) монастырей
2) храмов
3) ратуш
4) замков
5) доходных домов
6) соборов
Вопрос 11. Соотнесите название первых европейских музеев с соответствующим статусом музея:
1) кунсткамера
|
| А – этнографические и историко-художественные редкости
| 2) натуралиен-кабинет
|
| Б – музейные коллекции ученых
| 3) мюнц-кабинет
|
| В – произведения живописи, ваяния
| 4) галерея
|
| Г – естественно-научные редкости
| Вопрос 12.К протомузейным формам не относятся:
1) сокровищница
2) арсенал
3) культурный сад
4) кремль
5) теремной погреб
6) зверинец
Вопрос 13.Какие из современных музеев не относятся к собраниям IVI – IVII веков:
1) Эль Эскориал
2) Базельский музей
3) Музеи Ватикана
4) музей Уффици
5) Петербургская Кунсткамера
Вопрос 14.Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в 16–18 вв. являлись коллекции:
1) Радзивиллов
2) Полоцкого монастыря
3) Сапегов
4) Валевских
5) Пусловских
Вопрос 15.В каких из перечисленных городов Беларуси были организованы церковно-археологические музеи:
1) Витебск
2) Строчицы
3) Минск
4) Могилев
5) Гомель
Вопрос 16. В каких учреждениях Беларуси на рубеже XVIII – XIХ вв появляются первые учреждения музейного типа:
1) училищах
2) школах
3) институтах
4) монастырях
5) ратушах
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация № 16 «Рождение музея»;
Литература к теме:
5. Грицкевич, В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. –2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
6. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.
7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях РБ. – Минск: Министерство культуры РБ, 2006.
8. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.
|