Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4.2. Протомузейный период в истории культуры. Возникновение музеев (2 часа)

Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и роли предшествующих музею форм.

Задачи:

1. Формировать представления о значении протомузейных форм в развитии музея.

2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении истории появления, развития и трансформации музея.

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристического продукта.

Вопросы к лекционному занятию:

1. Древнейшие формы собирательства, коллекционирование.

2. Протомузейные формы: примеры протомузейных форм, история их возникновения.

3. Возникновение музеев в Европе.

4. Первые музеи России и Беларуси.

Древнейшие формы собирательства

Первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др. – документальные, мемориальные свидетельства и эстетические ценности.

В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др.

В средние века появились коллекции в монастырях, замках, храмах.

В византийских соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.




Протомузейные формы. Примеры протомузейных форм

Протомузейные формы –термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений и, наряду с утилитарными функциями, выполнявшие задачу поддержания культурной памяти (собирания, интерпретации и хранения культурного опыта) в различных сферах общественной жизни.

Протомузейные учреждения (протос – предшествующий) – это учреждения немузейного профиля, которые создавались с утилитарными немузейными целями, на основе которых впоследствии возникли музейные собрания и, соответственно, музеи.

Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, храмы, аптеки, аптекарские огороды, арсеналы, зверинцы, возникшие в разное время и с различными задачами.

Классическим примером протомузейной формы, появившейся за долго до возникновения музеев, частично выполнявших музейные функции, сосуществовавшие впоследствии одновременно с музеями и в ряде случаев выполнявших функцию музея являются церковные ризницы и монастырские сокровищницы.

Возникновение музеев в Европе

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения.

Рис. 41.Протомузейные формы эпохи Возрождения

 

К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Лоренцо Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др.

Рис. 42.Первые музеи Европы

Первые музеи Беларуси

Развитие музейного дела на Беларуси шло в соответствии с мировыми тенденциями. Первые музейные коллекции собирались в резиденциях крупных феодалов, в монастырях, братствах и храмах. Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в 16–18 вв. являлись коллекции князей Радзивиллов и Сапегов – самых влиятельных магнатов Великого княжества Литовского.

На рубеже 18–19 вв. появляются первые учреждения музейного типа. В это время музеи существовали преимущественно в высших и средних учебных заведениях Полоцка, Гродно, Горок и других городов.

Первый общедоступный музей на территории в то время Северо-Западного края Российской империи, в состав которого входила Беларусь, открылся в Вильно в 1856 г.

В конце 19–начале 20 в. в Витебске, Могилеве и Минске были организованы церковно-археологические музеи. Во время 1-й мировой и гражданской войн многие музейные коллекции были либо уничтожены в ходе военных действий, либо вывезены за пределы Беларуси.

Вопросы для групповой рефлексии:

1. При каких обстоятельствах, на ваш взгляд, собирательство как банальная форма накопления перерастает в коллекционирование?

2. Почему первые протомузейные формы были открыты на базе медицинских, естественно-научных и просветительских учреждений?

3. Определите соотношение роли отдельной личности и роли государства в создании первых музеев Европы и России.

4. С чьими именами связывают создание первых музеев Франции, Испании, Италии, Англии, России, Беларуси?

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Виды коллекционирования.

2. Знаменитые королевские музеи Европы.

3. Выдающиеся частные коллекции, известные музейные радетели и меценаты.

Темы рефератов (мультимедиа-презентаций):

1. Первые музеи России (Патриаршая ризница, Кунсткамера, Эрмитаж и пр.).

2. Лучшие музеи на основе частных коллекций (Галерея Уффици, Третьяковская галерея, Румянцевский музей и пр).

3. Первые музеи Европы (Ватиканские музеи, Дрезденская галерея, Эль Эскориал, Базельский музей, Лувр, Британский национальный музей, Прадо и пр.).

Контрольные вопросы:

Вопрос 1.Набор подлинников, взятых из природы и естественной жизни, сохраненных не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические, называется:

1) собрание

2) коллекция

3) сокровище

4) клад

5) обменный фонд

Вопрос 2. Соотнесите название протомузейной формы или протомузея с соответствующей эпохой:

1) аптекарский огород   А – эпоха Просвещения
2) монастырская сокровищница   Б – эпоха Возрождения
3) музейон   В – средневековье
4) художественная галерея   Г – античная эпоха

Вопрос 3.Термин, обозначающий культурные образования, как правило, предшествовавшие появлению различных групп музейных учреждений, называется:

1) музейон

2) протомузейная форма

3) музеум

4) мавзолей

5) протомузей

Вопрос 4.Соотнесите название музея, эпоху и имя его основателя, положившего начало коллекции музея:

1) Эль Эскориал   А – папа римский Пий I А – вторая половина XVI века
2) Ватиканские музеи   Б – императрица Екатерина II Б – XVII век
3) Лувр   В – король Людовик XIV В – вторая половина XVIII века
4) Эрмитаж   Г – король Испании Филипп II Г – конец XV – начало XVI века

Вопрос 5.Кпопулярным дворцовым собраниям 16–18 вв. не относятся:

1) кунсткамера

2) храмовая сокровищница

3) мюнцкабинет

4) арсенал

5) натуралиен-кабинет

Вопрос 6.Какие из современных музеев не относятся к собраниям ХVII – ХVIII веков:

1) Старая пинакотека в Мюнхене

2) Лувр

3) Русский музей

4) Дрезденская галерея

5) Эрмитаж

Вопрос 7.Первый общедоступный музей на территории Беларуси был основан в:

1) Полоцке

2) Вильно

3) Турове

4) Минске

5) Несвиже

6) Заславле

Вопрос 8.К знаменитым коллекционерам предметов искусства всех времен относятся:

1) Медичи

2) Шувалов

3) Румянцев

5) Валуа

6) Демидов

7) Радзивилл

8) Плюшкин

Вопрос 9. К коллекциям музейного типа древних цивилизаций не относятся:

1) «дом жизни»

2) музейон-антик

3) города мертвых

4) коллекции Ура

5) пещерные схроны

Вопрос 10.К коллекциям средних веков не относятся собрания:

1) монастырей

2) храмов

3) ратуш

4) замков

5) доходных домов

6) соборов

Вопрос 11. Соотнесите название первых европейских музеев с соответствующим статусом музея:

1) кунсткамера   А – этнографические и историко-художественные редкости
2) натуралиен-кабинет   Б – музейные коллекции ученых
3) мюнц-кабинет   В – произведения живописи, ваяния
4) галерея   Г – естественно-научные редкости

Вопрос 12.К протомузейным формам не относятся:

1) сокровищница

2) арсенал

3) культурный сад

4) кремль

5) теремной погреб

6) зверинец

Вопрос 13.Какие из современных музеев не относятся к собраниям IVI – IVII веков:

1) Эль Эскориал

2) Базельский музей

3) Музеи Ватикана

4) музей Уффици

5) Петербургская Кунсткамера

Вопрос 14.Наиболее значительными частными музейными коллекциями на территории Беларуси в 16–18 вв. являлись коллекции:

1) Радзивиллов

2) Полоцкого монастыря

3) Сапегов

4) Валевских

5) Пусловских

Вопрос 15.В каких из перечисленных городов Беларуси были организованы церковно-археологические музеи:

1) Витебск

2) Строчицы

3) Минск

4) Могилев

5) Гомель

Вопрос 16. В каких учреждениях Беларуси на рубеже XVIII – XIХ вв появляются первые учреждения музейного типа:

1) училищах

2) школах

3) институтах

4) монастырях

5) ратушах

Методическое обеспечение лекционного занятия:

мультимедиа-презентация № 16 «Рождение музея»;

Литература к теме:

5. Грицкевич, В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. –2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

6. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.

7. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях РБ. – Минск: Министерство культуры РБ, 2006.

8. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.