Ансамблевые и средовые музеи. Экомузеология Средовые музеи, музейные учреждения, деятельность которых базируется в первую очередь на музеефицированных фрагментах природной и историко-культурной среды. Основную роль играют сохраненные или восстановленные взаимосвязи между элементами среды и элементы нематериального наследия. В настоящее время в сторону средового музея эволюционируют многие музеи-заповедники, музеи-усадьбы, музеи-монастыри.
Средовой музей – музей, деятельность которого основывается в первую очередь на музеефикации историко-культурной и/или природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами и существующими между ними взаимосвязями, а также с участием людей, населяющих территорию.
«Скансен» – музей под открытым небом, этот тип музеев впервые появился в Швеции в конце 19 века. «Скансен» в переводе означает «Маленькая крепость», где обычно собираются жилые, хозяйственные и культовые постройки из различных регионов страны.
Музеи заповедники – группа музеев под открытым небом, обладающих особой ценностью и получивших по постановлению правительственных органов статус заповедников.
Историко-культурный заповедник – это совокупность памятников истории и культуры в едином ландшафте, соединенных географически, исторически и тематически. На территории Беларуси есть два историко-культурных заповедника: в Заславле и в Полоцке.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. В чем смысл систематизации музеев?
2. Какова роль систематизации музеев для осуществления и совершенствования культурно-познавательного туризма.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Комплексные музеи, их характеристика и перечень.
2. Ансамблевые и средовые музеи, их характеристика.
3. Экомузеология.
Тематика рефератов (мультимедиа-презентаций):
1. Известнейшие (художественные, комплексные, ансамблевые, средовые и пр.) музеи мира.
2. Известнейшие экомузеи мира (музеи под открытым небом).
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. Наука, исследующая происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и пр.:
1) музееведение
2) история музейного дела
3) музеелогия
4) музейное дело
5) музеефикация
Вопрос 2. Общее музееведение изучает общие закономерности, характерные для любого музея как для:
1) института социальной памяти
2) института общественной совести
3) института народной культуры
7) института социального интеллекта
Вопрос 3.Среди разделов музееведения не существует следующего:
1) музеография
2) эмпирическое музееведение
3) источниковедение
4) прикладное музееведение
5) теоретическое музееведение
6) историческое музееведение
Вопрос 4.Какая из функций музея выражается в том, что музей участвуют в расширении кругозора человека, в развитии его эстетического вкуса, способствует повышению культурного и образовательного уровня человека:
1) научно-документальная
2) исследовательская
3) развлекательная
4) образовательно-воспитательная
Вопрос 5.Превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа называется музеефикацией:
1) частичной
2) «под музей»
3) мягкой
4) «как музей»
Вопрос 6.К социально-педагогическим функциям музея не относятся:
1) образование и воспитание
2) формирование творческих способностей и активности
3) формирование культурного уровня
4) формирование мировоззрения
6) формирование культурной среды
Вопрос 7.К критериям музеефикации предмета или объекта не относятся их:
1) частота встречаемости
2) ценность
3) подлинность
4) красота
5) разрушаемость
6) раритетность
Вопрос 8.Впервые в отечественном музееведении сформулировал понятия типологии и классификации музеев, музейной экспозиции и пр.:
1) Н.Ф. Федоров
2) Ф.И. Шмидт
3) И.Грабарь
4) С.А. Перов
5) И.И. Иванов
Вопрос 9. Соотнесите названия и определения:
1) объект музееведения
|
| А – сохранение и трансляция социальной информации посредством музея
| 2) предмет музееведения
|
| Б – специфические понятия, относящиеся к исследовательским задачам музееведения
| 3) терминология
|
| В – объективные закономерности, относящиеся к процессам накопления, сохранения и трансляции социальной информации, традиций и эмоций посредством музея
| 4) цель музееведения
|
| Г – музей и музейное дело как общественное явление во всех их проявлениях
| Вопрос 10.Какая из функций музея выражается в изучении музейных предметов как первоисточников ценной информации в тесном взаимодействии с другими дисциплинами:
1) научно-документальная
2) исследовательская
3) развлекательная
4) образовательно-воспитательная
Вопрос 11.Каталогизирование музейного предмета или объекта – это:
1) идентификация
2) придание статуса среди аналогов
3) классифицирование
4) присвоение номера
Вопрос 12.Определите последовательность музеефикации предмета или объекта:
___ воспроизведение «истории»
___ подготовка к экспонированию
___ детальное описание
___ каталогизирование
Вопрос 13.По принадлежности к определенной отрасли производства, науки и искусства музеи делятся на:
1) типы
2) классы
3) профильные группы
4) части
5) группы
Вопрос 14.К гуманитарным профильным группам музеев не относятся:
1) исторические
2) биологические
3) отраслевые
4) художественные
5) комплексные
Вопрос 15.К группе ансамблевых музеев не относятся:
1) океанариум
2) дом-музей
3) экомузей
4) музей-завод
5) технический музей
6) храм-музей
Вопрос 16.Музей, посвященный выдающемуся человеку или важному историческому событию и созданный в месте, связанном с персоной или событием, называется:
1) мавзолей
2) дом-музей
3) мемориальный
4) музей-квартира
5) персональный музей
Вопрос 17. Соотнесите музей с профильной группой:
1) художественный
|
| А – музей театрального и музыкального искусства
| 2) искусствоведческий
|
| Б – галерея современного искусства
| 3) исторический
|
| В – музей палеонтологии
| 4) естественнонаучный
|
| Г – музей обороны Брестской крепости
| Вопрос 18.Исторически наиболее древним музеем, основой деятельности которого является собрание движимых материальных предметов, является:
1) коллекционный
2) ансамблевый
3) средовой
4) отраслевой
5) исторический
Вопрос 19.Музей, деятельность которого основывается в первую очередь на музеефикации историко-культурной и/или природной среды со всеми составляющими ее движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами, называется:
1) коллекционный
2) ансамблевый
3) средовой
4) отраслевой
5) краеведческий
Вопрос 20.Какие из перечисленных музеев можно отнести к мемориальным:
1) музей Я.Коласа
2) Брестская крепость-музей
3) музей Богдановича
4) дом-музей I съезда РСДРП
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация № 15 «Музееведение»;
Литература к теме:
1. Грицкевич, В.П. История музейного дела до конца XVIII века / В.П. Грицкевич. –2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.
2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.
3. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях РБ. – Минск: Министерство культуры РБ, 2006.
4. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.
|