Обратная связь
|
Стили европейской культуры XIX века стили в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| | Романтизм– это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс)
| мятежность и контрасты: божественное и дьявольское, реальное и идеальное, темное и светлое, динамичное и статичное
| Авторское начало, мистицизм (вампиры),
вселенские катастрофы и пр., архитектура «грез»: сказочные замки, парковые ансамбли.
| Ампир(от франц. empire – империя) – стиль завершающий эволюцию классицизма (три первых десятилетия XIX в)
| Парадность и пышность,
величественная мощь и воинская сила
| монументальные формы массивных портиков, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п.). Древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и пр.)
| Реализм (от лат.
realis – действительный вещественный)
| объективное, правдивое и натуралистическое изображение действительности
| Свет и цвет, возврат к корням стиля – этнический стиль и американский практицизм
| | | | | |
Модерн
| идеи символизма и эстетизма, «философии жизни» Ф. Ницше.
| Здания с различно оформленными фасадами, антисимметрия, Богатейшие возможности формообразования, подчёркнуто индивидуализированный образный строй; орнамент, который не только украшает произведение, но и формирует его композиционную структуру. Сочетание декоративной условности, орнаментальных ковровых фонов и вылепленных со скульптурной чёткостью и осязаемостью фигур и лиц первого плана
| Характерные черты стиля романтизм
Преобладающие и модные цвета
| Сочетание «готичных» цветов: черного, белого, красного
| Линии стиля
| Сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение
| Форма
| Появление металлических конструкций, признаются технические и художественные достижения готики
| Характерные элементы интерьера
| Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.
| Типы сооружений стиля романтизм
Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793–1796).
Характерные черты стиля ампир
Преобладающие и модные цвета
| Пурпурный, красный, синий, золото и серебро – царственные цвета
| Линии стиля
| Сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение
| Форма
| Мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы
| Характерные элементы интерьера
| Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.
| Характерные черты стиля модерн:
Преобладающие и модные цвета
| Бежевая гамма, серебристый, "металлик", перламутровый, флюоресцентный
| Линии стиля модерн
| Динамичные, свободные; извивающиеся линии: в декоре его асимметричные арабески решительно порывают с традицией, создавая растительные мотивы
| Форма
| Рациональные и свободные; симметричные и асимметричные; трансформы
| Характерные элементы интерьера
| Большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов.
| Вопросы для групповой рефлексии:
1. Что характерное для предыдущих эпох отразилось в стилевом многообразии культуры XX века?
2. Существует ли парадоксальность в стилях культуры XX века?
3. Что подразумевается под «свободой самовыражения» в культуре XX века?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Эклектика в художественной культуре второй половины XIX века.
2. Искусство импрессионизма. Живопись импрессионистов: Клод Моне, Огюст Ренуар, Поль Сезанн и пр. Скульптура Огюста Родена.
Темы эссе:«ХIХ век – век великих империй…», «Мой город – свидетель культуры ХIХ века».
Темы рефератов (мультимедиа-презентаций):
1. Выдающиеся памятники мировой культуры в стиле конструктивизма.
2. Выдающиеся памятники мировой культуры в стиле модерна.
3. Выдающиеся памятники мировой культуры в неостилях.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. Украшения строений ратной символикой характерны для стиля:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
Вопрос 2. Соотнесите название и признаки культурных стилей:
1) рококо
|
| А – украшательство, причудливость исполнения, вычурность, неестественность богатства деталей
| 2) ампир
|
| Б – мистицизм, архитектура «грез»: сказочные замки и парковые ансамбли
| 3) романтизм
|
| В – эротические и пасторальные сюжеты, завитки, рокайли, маски-головки амуров, панно
| 4) барокко
|
| Г– монументальные формы, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре
| Вопрос 3.Для какого стиля характерно символическое изображение реальных людей в виде богов-победителей:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
Вопрос 4.В основе романтического стиля культуры ХIХ века лежат идеи:
1) мятежности и контрастов
2) парадности и пышности победы
3) практичности и этнической принадлежности
4) символизма и эстетизма
Вопрос 5.В архитектуре каких стран представлен стиль ампир:
1) Франция
2) Турция
3) Литва
4) Германия
5) Чехия и Словакия
6) Россия
Вопрос 6.Для какого стиля культуры ХIХ века характерно использование металлических конструкций:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
6) конструктивизм
7) реализм
Вопрос 7. К признакам стиля ампир в памятниках культуры ХIХ века не относятся:
1) военная эмблематика
2) монументальность форм
3) завитки, амурчики и маски
4) символизм изображений
5) вычурные и богатые украшения
Вопрос 8. Использование сказочности и мистицизма характерно для стиля:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
6) конструктивизм
7) реализм
Вопрос 9. Соотнесите названия и идеи культурных стилей:
1) ампир
|
| А – гражданский долг, подчинение интересов личности общественным, разумная закономерность
| 2) барокко
|
| Б – кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому
| 3) классицизм
|
| В – гедонизм, тяготение к бегству от действительности в мир удовольствий, флирта и интриги
| 4) рококо
|
| Г – парадность и пышность, мощь и воинская сила
| Вопрос 10.Для какого стиля в памятниках культуры ХIХ века характерен возврат к практичности, этносу и природе:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
6) конструктивизм
7) реализм
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация №11 «Памятники европейской культуры ХIХ века»;
мультимедиа-презентация «Творения Антонио Гауди»
Литература к теме:
1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.
2. Горюнов, В.С. Архитектура эпохи модерна: концепции, направления, мастера / В.С. Горюнов, М.П. Тубли. – СПб.: Питер, 2000.
3. Усовская, Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие для вузов / Э.А. Усовская. – Минск: ТетраСистемс, 2006.
|
|