Новые технологии в музейном деле Новые понятия в музейном деле: менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, Паблик Рилейшнз (PR).
Под музейным менеджментом (от англ. to manage – управлять) понимают теорию и практику управления музеем и музейным персоналом.
Музейный маркетинг (от англ. marketing – акт покупки и продажи на рынке) позволяет определять и удовлетворять интересы потребителей музейных услуг, а также формировать их.
Комплекс работ по привлечению финансов для реализации некоммерческих проектов называется фандрейзингом (от англ. fund – денежные средства; raise – добывать).
Многие музеи проводят активную работу по формированию общественного мнения на основе т.н. PR-технологий (от англ. public - общественный, relations – отношения, связи). PR осуществляется прежде всего через средства массовой информации.
Вопросы для групповой рефлексии:
1. Как вы представляете инновации в музейной жизни?
2. Что можно изменить в работе музея, не изменяя его традиционную «сконсервативность и академичность»?
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Международный совет музеев (ИКОМ).
2. Новые технологии и меценатство в музейном деле.
3. Проблемы сохранения и развития музеев как вида культурного наследия. Безопасность музеев.
Тема эссе:«Музейная жизнь и жизнь в музее».
Темы рефератов:
1. История Международного совета музеев (ИКОМ).
2. Музейное законодательство Республики Беларусь
3. Музееведческие издания России и Беларуси.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1.Извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться, называется:
1) «живчик»
2) музейный предмет
3) уникальный предмет
4) коллекционный предмет
5) сокровище
Вопрос 2.К музейным предметам не относятся следующие источники:
1) вещественные
2) изобразительные
3) легендарные
4) персональные
5) письменные
6) фоно и кино
Вопрос 3. Соотнесите название музейного предмета и его источник:
1) старинный свиток
|
| А – вещественный
| 2) план местности
|
| Б – изобразительный
| 3) восковый валик с музыкой
|
| В – письменный
| 4) образец ткани
|
| Г – фоно-источник
| Вопрос 4.Одно из ведущих направлений деятельность музея, которое включает комплектование, учет, хранение и изучение объектов наследия:
1) опись
2) фондовая работа
3) музеефикация
4) бухгалтерия
5) калькуляция
Вопрос 5.Изучение музейных фондов не включает:
1) классификацию
2) атрибуцию
3) идентификацию
4) систематизацию
5) интерпретацию
Вопрос 6. К основным типам экспозиций не относятся:
1) систематическая
2) календарная
3) тематическая
4) образно-сюжетная
5) фондовая
Вопрос 7. Совокупность всех принадлежащих музею предметов называется:
1) собрание
2) коллекция
3) сокровище
4) фонд
5) собственность
Вопрос 8.К свойствам музейного предмета не относятся:
1) материальность
2) культурная ценность
3) информативность
4) часть достояния
7) необычность
Вопрос 9. Соотнесите название музейного предмета и его источник:
1) негатив старинного снимка
|
| А – вещественный
| 2) виниловый диск
|
| Б – изобразительный
| 3) фолиант
|
| В – письменный
| 4) ювелирное украшение
|
| Г – фоно-источник
| Вопрос 10.Музейный предмет, отражающий типичное явление и обладающий свойствами, характерными для большинства предметов, существующих в настоящее время, называется:
1) обычным
2) типичным
3) образцовым
4) банальным
5) показательным
Вопрос 11.Соотнесите название фонда и его назначение:
1) фонд музейных предметов
|
| А – профильные предметы, которые есть в 2-х и более экземплярах
| 2) основной фонд
|
| Б – вспомогательные предметы, не обладающие музейным свойствами
| 3) дублетный фонд
|
| В – предметы, соответствующие профилю музея
| 4) научно-вспомогательный
|
| Г – уникальные музейные предметы, жемчужины собрания
| 5) коллекционный фонд
|
| Д– все музейное собрание
| Вопрос 12.Процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания называется:
1) отбор
2) комплектование
3) научный поиск
4) собирательство
5) изыскательство
Вопрос 13.К методам комплектования фондов не относятся:
1) систематический
2) тематический
3) спонтанный
4) комплексный
5) ситуативный
Вопрос 14.К основным принципам построения музейной экспозиции относятся:
1) историчности
2) достоверности
3) доступности
6) идейности
7) системности
8) научности
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация № 17 «Организация деятельности музея»;
Литература к теме:
1. Музееведение. Музеи исторического профиля: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. – М.: Высшая школа, 1988.
2. Юренева, Т.Ю. Музееведение: учебник для студентов вузов / Т.Ю. Юренева. – М.: Академический проект, 2004.
3. Юренева, Т.Ю. Музей в мировой культуре / Т.Ю. Юренева. – М.: Альфа-М, 2003.
Интернет-источники:
http://www.artprojekt.ru/Gallery/Durer/Dur01.html http://museums.name www.wm-painting.ru/WorldGalleries http://germanygid.ru/category/drezden/kartinnaya-galereya-drezden
Тема 4.4. Музейная педагогика (2 часа)
Цель занятия:сформировать представления о музейной педагогике, как специфической педагогической деятельности музея, направленной на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач.
Задачи:
1. Формировать представления о педагогической деятельности музея, ее значении в просвещении, образовании и воспитании.
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного и творческого подхода в решении задач музейной педагогики.
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейной педагогике как составляющей туристической деятельности.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Понятие, предмет и задачи музейной педагогики.
2. Проблемы, решаемые музейной педагогикой.
3. Традиционные и современные формы педагогической работы музея.
4. Виды воспитательных и образовательных мероприятий, проводимых в музее.
Музейная педагогика –специфическая педагогическая деятельность музея, направленная на решение просветительных, образовательных и воспитательных задач.
Общиезадачи:
– изучение закономерности музейно-педагогического процесса и их использование на практике;
– определение специфики педагогического воздействия музеев на разные социальные и возрастные группы населения, обоснование необходимости дифференцированного подхода к ним;
– выявление наиболее рациональных форм и методов совместной работы музеев с аудиторией и другими учреждениями культуры и образования;
– прогнозирование развития музеев в плане реализации их педагогических возможностей.
Другим предметом музейной педагогики является – образовательная и воспитательная функция, обусловленная информативными свойствами музейных предметов.
Педагогическая деятельность музеев основана на дидактических принципах,которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов – посетителей музея.
К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность.
|