Обратная связь
|
Западноевропейская культура XVII–XVIII вв., ее идеи и стили: барокко, рококо, классицизм. стили в культуре
| идея стиля
| признаки стиля, объекты
| – барокко
итал. bаroссо – вычурный, странный
(ХVII в)
| кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому
| Богатое количество деталей, зачастую ярких полихромией, менее реалистические лица и предметы, причудливость исполнения
| – рококо
(1-я половина ХVIII в)
| гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в мир театрализованной игры
| эротические, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, сложнейшие резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.;
рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях
галантная игривость, фривольная беззаботность
камерность, миниатюрность
| – классицизм
(XVII-XIX вв)
| обращение к античному искусству идея гражданского долга, подчинение интересов личности интересам общества, торжество разумной закономерности
| строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов, каноны, отвлеченность от конкретных образов
изысканная простота (англ. парки)
гражданский пафос,
| Характерные черты стиля барокко:
Преобладающие и модные цвета
| Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом
| Линии
| Причудливый выпукло-вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение
| Форма
| Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры
| Характерные элементы интерьера
| Стремление к величию и пышности; массивные парадные лестницы; колонны, пилястры, скульптуры, лепнина и роспись, резной орнамент; взаимосвязь элементов оформления
| Характерные черты стиля рококо (французское rococo, rocaille):
Преобладающие и модные цвета
| Приглушенные пастельные тона: розовый, белый, голубой, нежно-бирюзовы
| Линии
| Причудливые украшения, криволинейность линий, завитки, словно напудренный парик знатной дамы или ее кавалера, рамки, картуши и обрамления
| Форма
| Сводчатая, башенки, балконы, эркеры, винтовые лестницы
| Характерные элементы интерьера
| Рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в т.ч. из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора
| Характерные черты классицистского стиля:
Преобладающие и модные цвета
| Приглушенные пастельные тона: белый, серый, все оттенки бежевого
| Линии
| Простые, аскетичные, «золотое сечение», уравновешенность
| Форма
| Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; широкие лестницы, парапеты, колонны и портики
| Характерные элементы интерьера
| Античные рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, портьеры, «римская» мебель
| Вопросы для групповой рефлексии:
1. Что характерное для эпох средневековья и Возрождения повторилось в стилевом многообразии эпохи Просвещения?
2. В чем парадоксальность стилей эпохи Просвещения?
Вопросы для самостоятельного изучения:
Особенности стилей культуры XVIII века.
Памятники европейской культуры XVIII века.
Темы эссе: «Парадоксы стилей в памятниках культуры эпохи Просвещения», «Признаки стилей культуры эпохи Просвещения в современности».
Темы рефератов (мультимедиа-презентаций):
1. Выдающиеся памятники мировой культуры в стиле барокко.
2. Выдающиеся памятники мировой культуры в стиле рококо.
3. Выдающиеся памятники мировой культуры в стиле классицизма.
Контрольные вопросы:
Вопрос 1. К признакам классицистского стиля в памятниках культуры эпохи Просвещения не относятся:
1) колонны, колоннады, арки и аркады
2) ярусность и легкость архитектуры
3) симметричность и строгость строений
4) витражи и статуи
Вопрос 2.Основные признаки стиля барокко в архитектуре культуры эпохи Просвещения:
1) богатство и вычурность деталей
2) тщательность и причудливость исполнения
3) суровость, аскетизм и каноничность исполнения
4) украшение фасада и крыши фигурами и группами фигур
Вопрос 3. Для какого стиля в архитектуре культуры эпохи Просвещения характерно использование рокайля:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
Вопрос 4. Соотнесите названия и идеи стилей культуры эпохи Просвещения:
2) барокко
|
| А – кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому
| 3) классицизм
|
| В – гедонизм, тяготение к бегству от действительности в мир удовольствий, флирта и интриги
| 4) рококо
|
| Б – гражданский долг, подчинение интересов личности общественным, разумная закономерность
| Вопрос 5.Основные признаки стиля рококо в скульптуре культуры Просвещения:
1) эротичность и пасторальность сюжетов
2) рокайли и маски амуров в декоре
3) использование в отделке пастельных тонов и золота
4) уравновешенные и выразительные фигуры
Вопрос 6.В основе классического стиля культуры Просвещения лежат идеи:
1) парадности и пышности воинской доблести
2) символизма и эстетичности
3) удовольствия и беспечности
4) гражданского долга и приоритета общественности
Вопрос 7.На архитектуру каких стран повлиял в большей мере стиль барокко:
1) Франция
2) Россия
3) Америка
4) Италия
5) Турция
6) Испания
7) Австралия
Вопрос 8.Для каких стилей культуры Просвещения было характерно использование в декоре лепнины и орнаментов:
1) барокко
2) классицизм
3) ампир
4) рококо
5) романтизм
6) конструктивизм
7) реализм
Методическое обеспечение лекционного занятия:
мультимедиа-презентация №10 «Памятники культуры эпохи Просвещения»;
Литература к теме:
1. Вейс, Г. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь в 3-х т. / Г. Вейс. – М.: Олма-пресс, 1998.
2. Качановский, В.В. История культуры Западной Европы / В.В. Качановский. – Минск: Экоперспектива, 1998.
3. Мировая художественная культура. ХХ век: словарь / сост. Т.Я. Вазинская, Л.В. Блохина, М.А. Федоровский. – Минск: Новое знание, 2005.
Тема 2.8. Памятники Европейской культуры XIX века
(2 часа)
Цель занятия:сформировать представления об основных особенностях памятников европейской культуры ХIХ века.
Задачи:
1. Формировать представления о культурной эпохе и стилях, доминирующих в Европе ХIХ века.
2. Учить распознавать и квалифицировать объекты культурного наследия данного периода по признакам, характерным для художественных стилей ХIX века.
3. Создавать условия для развития художественного чутья и эстетического вкуса при восприятии памятников европейской культуры ХIХ века.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Стили европейской культуры XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, эклектика, модерн.
2. Романтическая эстетика и изобразительное искусство в стиле романтизм: Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Эжен Делакруа и пр. Архитектура в стиле романтизма: мост через реку Северн и Сандерленд Бридж в Англии и пр.
3. Наполеоновская эпоха и памятники европейской архитектуры в стиле ампир: триумфальные арки и стелы. Скульптура Бертеля Торвальдсена.
4. Модерн как стиль искусства конца XIX – начала XX века.
5. Осознание противоречий техногенной цивилизации в искусстве конца XIX века. Эйфелева башня (Густав Эйфель).
6. Неостили в контексте искусства модерна. Каза Баттло, Каза Мила и Саграда Фамилия (Антонио Гауди) в Барселоне.
|
|