Тема 4.3. Организация деятельности музея (2 часа) Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и структуре организации жизнедеятельности музея.
Задачи:
1. Формировать представления о значении формы музейной работы, музейных фондах и новых видах музейных учреждений.
2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного подхода в устройстве деятельности музея.
3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристической деятельности.
Вопросы к лекционному занятию:
1. Стационарные и передвижные формы музейной работы.
2. Понятие экспозиции, основные этапы и принципы построения музейной экспозиции. Музейные выставки.
3. Особенности музейной экскурсии.
4. Понятие музейных фондов и их классификация, формы и принципы комплектования.
5. Учет, хранение и изучение музейных фондов.
6. Новые виды музейных учреждений. Интерактивный музей в современном медиапространстве.
Понятие музейных фондов и их классификация
Фонд музея – это совокупность всех принадлежащих музею предметов.
Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Его свойства: он материален, является носителем социальной и культурной информация, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.
Музейные предметы бывают типовые и уникальные.
Типовой музейный предмет отражает типичное явление и обладает свойствами, характерными для большинства предметов, существующих в настоящее время (например, советская одежда довоенного периода – она ценна, но ее сохранилась много, поэтому не уникальна).
Уникальный музейный предмет обладает особой научной или культурной ценностью и существует в единственном или очень ограниченном числе (шапка Мономаха).
Совокупность музейных предметов, связанных общими признаками –это музейная коллекция (знамен, оружия, фарфора, марок и др). Ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении. Совокупность коллекций – это музейное собрание.
Фонды подразделяются на:
– фонд музейных предметов, т.е. все музейное собрание;
– фонд научно-вспомогательных материалов (это предметы, не обладающие музейным свойствами, но помогающие посетителю знакомиться с экспозицией – макеты, муляжи, современные фильмы, карты, планы, сделанные специально сотрудниками музея;
– основной фонд (т.е. предметы, соответствующие профилю музея);
– обменный фонд (непрофильные предметы, подлежащие обмену или продаже);
– коллекционный фонд (уникальные музейные предметы, жемчужины собрания);
– дублетный фонд (профильные предметы, которые есть в 2-х и более экземплярах, но не подделки, все экземпляры подлинные, но их больше одного).
Источники комплектования и пополнения фондов:
– случайные находки – при сносе здания, во время земляных работ,
– безвозмездная передача предметов населением, учреждением или автором, купля или мена у другого музея из обменного фонда.
– находки в результате целенаправленных раскопок
– из постоянных источников: образцы новых тканей, часов, посуды с завода, фабрики, и т.д.
Комплектование – процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин.
Хранение музейных фондов – направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путем оптимально выбранных режима и системы хранения.
Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета:
– атрибуция выявляет присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.)
– классификация делит музейные предметы на группы по признаками родства или различия, по определенному основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.
– группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов.
Формы и принципы комплектования, учет и изучение фондов
Методы комплектования фондов:
– систематический (типологический) – происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определенной эпохи;
– тематический – направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определенную тему и комплектование разнотипных предметов;
– комплексный – сочетает в себе два предыдущих.
Комплектование, направленное на отражение современных процессов – актуальное документирование эпохи – также может быть систематическим и тематическим.
К основным формам комплектования относятся:
– полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор – собирательская работа в момент события или сразу после него);
– текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).
Критерии отбора предметов музейного значения.
К общим относятся:
– информативность
– аттрактивность
– репрезентативность источника;
частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).
Понятие экспозиции, основные этапы ее проектирования. Основные принципы построения музейной экспозиции
Экспозиция (от лат. "expositio") – выставлять и означает:
– в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения;
– часть музейного собрания, выставленная для обозрения.
– целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.
Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.
Выставка – совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок; временная экспозиция.
По степени ценности выделяют следующие музейные предметы:
Экспонат – предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.
Уникум – единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).
Раритет – предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета и существующего в единственном числе – уникума.
|