Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 4.3. Организация деятельности музея (2 часа)

Цель занятия:сформировать представления об основных характеристиках и структуре организации жизнедеятельности музея.

Задачи:

1. Формировать представления о значении формы музейной работы, музейных фондах и новых видах музейных учреждений.

2. Формировать мировоззренческие позиции при рассмотрении необходимости грамотного подхода в устройстве деятельности музея.

3. Создавать условия для развития познавательного интереса студентов к музею и музейному делу как составляющей туристической деятельности.

Вопросы к лекционному занятию:

1. Стационарные и передвижные формы музейной работы.

2. Понятие экспозиции, основные этапы и принципы построения музейной экспозиции. Музейные выставки.

3. Особенности музейной экскурсии.

4. Понятие музейных фондов и их классификация, формы и принципы комплектования.

5. Учет, хранение и изучение музейных фондов.

6. Новые виды музейных учреждений. Интерактивный музей в современном медиапространстве.

Понятие музейных фондов и их классификация

Фонд музея – это совокупность всех принадлежащих музею предметов.

Музейный предмет – это извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Его свойства: он материален, является носителем социальной и культурной информация, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния.

Музейные предметы бывают типовые и уникальные.

Типовой музейный предмет отражает типичное явление и обладает свойствами, характерными для большинства предметов, существующих в настоящее время (например, советская одежда довоенного периода – она ценна, но ее сохранилась много, поэтому не уникальна).



Уникальный музейный предмет обладает особой научной или культурной ценностью и существует в единственном или очень ограниченном числе (шапка Мономаха).

Совокупность музейных предметов, связанных общими признаками –это музейная коллекция (знамен, оружия, фарфора, марок и др). Ценность коллекции определяется ее полнотой в количественном и качественном отношении. Совокупность коллекций – это музейное собрание.

Фонды подразделяются на:

– фонд музейных предметов, т.е. все музейное собрание;

– фонд научно-вспомогательных материалов (это предметы, не обладающие музейным свойствами, но помогающие посетителю знакомиться с экспозицией – макеты, муляжи, современные фильмы, карты, планы, сделанные специально сотрудниками музея;

– основной фонд (т.е. предметы, соответствующие профилю музея);

– обменный фонд (непрофильные предметы, подлежащие обмену или продаже);

– коллекционный фонд (уникальные музейные предметы, жемчужины собрания);

– дублетный фонд (профильные предметы, которые есть в 2-х и более экземплярах, но не подделки, все экземпляры подлинные, но их больше одного).

Источники комплектования и пополнения фондов:

– случайные находки – при сносе здания, во время земляных работ,

– безвозмездная передача предметов населением, учреждением или автором, купля или мена у другого музея из обменного фонда.

– находки в результате целенаправленных раскопок

– из постоянных источников: образцы новых тканей, часов, посуды с завода, фабрики, и т.д.

Комплектование – процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин.

Хранение музейных фондов – направление фондовой работы по обеспечению физической сохранности музейных предметов путем оптимально выбранных режима и системы хранения.

Изучение музейных фондов включает атрибуцию, классификацию, систематизацию и интерпретацию музейного предмета:

атрибуция выявляет присущие музейным предметам признаки (материал, техника, форма, размер, вес, цвет, время и место бытования и т.д.)

классификация делит музейные предметы на группы по признаками родства или различия, по определенному основанию деления (хронологическому, географическому, именному, тематическому). Классификация собрания помогает выявить недостающие предметы.

группировка предметов но основании принятых в музее классификаций (в картотеке или на электронном носителе) является систематизацией предметов, на основе которой создается система каталогов музейных фондов.

Формы и принципы комплектования, учет и изучение фондов

Методы комплектования фондов:

– систематический (типологический) – происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определенной эпохи;

– тематический – направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определенную тему и комплектование разнотипных предметов;

– комплексный – сочетает в себе два предыдущих.

Комплектование, направленное на отражение современных процессов – актуальное документирование эпохи – также может быть систематическим и тематическим.

К основным формам комплектования относятся:

– полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор – собирательская работа в момент события или сразу после него);

– текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.).

Критерии отбора предметов музейного значения.

К общим относятся:

– информативность

– аттрактивность

– репрезентативность источника;

частные критерии определяются спецификой конкретной коллекции (материал, техника изготовления, датировка, форма, размер и др.).

Понятие экспозиции, основные этапы ее проектирования. Основные принципы построения музейной экспозиции

Экспозиция (от лат. "expositio") – выставлять и означает:

– в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения;

– часть музейного собрания, выставленная для обозрения.

– целостная предметно-пространственная система, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом.

Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.

Выставка – совокупность предметов, выставленных для обозрения на определенный срок; временная экспозиция.

По степени ценности выделяют следующие музейные предметы:

Экспонат – предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.

Уникум – единственный в своем роде предмет, своеобразный и неповторимый, отличающийся особой художественной, научной, исторической ценностью. Разновидность уникума составляет особо ценимые мемориальные предметы и реликвии. Уникумом может именоваться предмет, отражающий типичное явление, но сохранившийся в единственном числе (или один из немногих сохранившихся).

Раритет – предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета и существующего в единственном числе – уникума.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.